Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 03:08, курс лекций

Описание работы

Бреслав. Психологическая коррекция подростков и детей. Учебное пособие для специалистов и дилетантов. (Серия «Психологическая помощь»). - СПб., – Речь., - 97 стр.

Файлы: 1 файл

Бреслав Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности.doc

— 674.00 Кб (Скачать файл)

 



Глава 4. Семейная терапия детей и подростков

4 Зак. 1368


81

 



Глава 4. Семейная терапия детей и подростков

ственности в возникновении проблемы и занимающимися лече­нием детей только по настоянию врачей-педиатров, воспитателей, логопедов и других специалистов. В таких случаях необходимо за­интересовать родителей в оказании помощи ребенку, и здесь ус­пешность работы в значительной мере зависит от их культурного и нравственного уровня.

Каким бы ни было установочное отношение родителей, специ­алист при первой совместной беседе подчеркивает необходимость тесного сотрудничества. К положительному настрою и успокоению родителей приводят целенаправленное участие специалиста в се­мейных проблемах и предоставление им возможности для индиви­дуального изложения своих затруднений. Нередко родители тоже нуждаются в коррекционных мероприятиях (релаксационных, суг­гестивных и пр.).

Если родители не выполняют предложенных рекомендаций, их нужно предупредить о том, что эффект терапии будут незначитель­ным — и не из-за плохой квалификации специалиста, а из-за по­стоянной истощающей нервные силы ребенка семейной ситуации. В таком случае проводится только симптоматическое лечение, а суг­гестивные и групповые техники исключаются.

Лучшим средством коррекции ригидных установок родителей будет улучшение в состоянии ребенка: в этом случае у них возрас­тет заинтересованность в его лечении и восприимчивость к сове­там специалиста. Если же их отношение не меняется, и они про­должают эксплуатировать ребенка в угоду своим завышенным при­тязаниям, то прогноз становится неблагоприятным.

 

 

4.1. Типы «трудных» родителей

1. Родители с паранойяльным настроем с недоверием относятся к психологическому методу лечения, настороженно воспринима­ют действия специалиста и не допускают его к обсуждению про­блем семьи и отношений с ребенком. Часто они считают ребенка либо хулиганом, либо неизлечимо больным.

Показательным является следующий пример.

Родители четырнадцатилетней Марины привели девочку по настоянию клас­сного руководителя, которая была обеспокоена раздражительностью и грубос­тью девочки. При первой беседе они (особенно отец) старательно подчеркива-

63



Глава 4. Семейная терапия детей и подростков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I


ли, что все проблемы в «плохом характере» дочери, в котором виноваты не семейные конфликты («Дома у нас все хорошо»), а дурное влияние двух ее подруг. Все попытки специалиста расспросить о материальных и бытовых усло­виях жизни семьи и семейных отношениях вызывали у родителей девочки недо­умение и подозрительность («Да причем здесь это, вы с ней поговорите, потре­буйте, чтобы она нас слушалась»). От психодиагностики семейных отношений родители категорически отказались, довольно быстро свернули беседу и рас-прошались, обещав прийти в другой раз. Больше эта семья не появлялась.

2.              Авторитарные родители склонны сами предопределять так-
тику терапии. Как и родители с паранойяльным настроем, они из-
лишне требовательны, нередко переходят от одного специалиста к
другому. Однако изменить свое отношение к ребенку они не спо-
собны и часто уклоняются от рассмотрения семейных проблем.
Чаще всего так поступают отцы, расценивая вмешательство спе-
циалиста как подрывающее их мужской авторитет.

Мать восьмилетнего Саши пришла без ребенка. Сказала, что хочет предва­рительно поговорить со специалистом. Сразу же начала с того, что она сама по специальности педагог и знает, как общаться с детьми. Пожаловалась на безво­лие и низкую активность сына, посетовав на то, что ему, видимо, не хватает мужского влияния. Поэтому-то она и обратилась к специалисту-мужчине. Затем мама-педагог стала обстоятельно и назидательно объяснять, что должен гово­рить и делать специалист. Все попытки выяснить анамнестические данные и осо­бенности семейных отношений были решительно пресечены: «Я мать, я лучше jHaio, что нужно моему ребенку!» В результате осталась весьма недовольна беседой, ушла, поджав губы, и больше не объявлялась. Коллеги по Консульта­тивному центру рассказывали, что эта дама приходила позже еще, и каждый раз к другому специалисту, но всегда уходила недовольной.

3.              Родители с истерическими чертами личности нередко требу-
ют к себе большего внимания, чем к ребенку. В их словах обычно
звучат жалобы на судьбу, трудности жизни; нередко одинокие ис-
теричные матери заявляют, что специалист — их «последняя на-
дежда». Чаще всего они сознательно или бессознательно рассчи-
тывают на внимание специалиста к себе и могут часами рассказы-
вать о своих неприятностях.

Мама привела шестилетнюю Вику. Прямо с порога она заявила, что просто не знает, что ей делать с ребенком, но много слышала о специалисте и надеется только на него. Очень эмоционально, ломая руки, просила «спасти дочь». Но •место рассказа о проблемах ребенка стала жаловаться на судьбу, свое одино­чество, жизненные неудачи. В своих несчастьях обвиняла всех подряд — своих родителей, бросившего ее мужа, власть и пр. Собрать какие-либо анамнестичес­кие сведения оказалось делом нелегким, мать все время сбивалась на рассказ О своих чувствах, неприятностях, страхах и пр. В дальнейшем девочку приводи-

65



Глава 4. Семейная терапия детей и подростков

ла регулярно, кокетливо говорила о радости, которая охватывает ее при посе­щении кабинета специалиста, охотно принимала все советы, но выполняла их весьма избирательно.

4.              Эгоцентрически-защитные установки родителей заключаются
в опасениях и страхе утратить влияние на ребенка при уменьшении
его зависимости в случае улучшения состояния. Тогда исчезают ос-
нования для тревоги за ребенка, и они остаются один на один со сво-
ими собственными неразрешенными личностными проблемами.

В таких случаях родители бессознательно боятся приходить к спе­циалисту, опасаясь уменьшения своего влияния на ребенка. Иногда это может привести к прекращению лечения под какими-либо бла­говидными предлогами. Кроме того, беспокойство по поводу состо­яния ребенка иногда бывает единственной общей точкой согласия между родителями, единственной формой их общения.

Мама привела восьмилетнего Вову после настойчивых просьб классного руко­водителя, обеспокоенного агрессивным поведением мальчика. Она коротко упо­мянула о том, что воспитывает его без отца, «вот он и отбился от рук». К обследо­ванию и терапии отнеслась скептически, но все рекомендации выполняла. Через некоторое время поведение ребенка стало более упорядоченное, что сама мать отмечала с некоторым удивлением. Особенно изумляло ее, что сын посещал заня­тия охотно, а дома даже цитировал некоторые изречения специалиста. Однажды посреди курса лечения она вдруг заявила, что больше приводить ребенка не бу­дет, так как, по ее словам, из-за психотерапии мальчик пропустил несколько заня­тий по английскому языку, и она боится, что он может отстать от сверстников. «Я же за это плачу деньги!» Больше увидеть их не удалось.

5.              Эмоциональная неотзывчивость родителей. Такие родители
обычно не приглашают в гости к своему ребенку сверстников,
объясняя это возможностью заражения инфекционными заболе-
ваниями, нежеланием шалостей, шума, опасениями, что дети мо-
гут повредить вещи или игрушки. Их эгоцентризм проявляется,
в частности, и в отношении к просьбам специалиста принести пред-
меты рисования и игры на занятия с ребенком. Они «забывают»
эту просьбу, демонстрируя тем самым свою скупость, нежелание,
чтобы игрушками пользовались другие дети.

Родители одиннадцатилетней Маши обратились только после настоятельных требований школы. Удалось выяснить, что подруг у девочки нет, приводить ей кого-либо домой запрещено, просить купить что-либо — тоже, вообще основ­ное требование к ней — не мешать старшим жить. Дома она держится ниже воды тише травы, зато со сверстниками постоянно конфликтует. Курс групповой терапии девочка начала охотно, а вот родители больше не появлялись. Однаж­ды мать позвонила по телефону и пробурчала, что больше на занятия дочь не

65



Глава 4. Семейная терапия детей и подростков

г


 

 

 

пустит: «Нечего ей смотреть на разных идиотов, и деньги на разъезды по городу тратить». На этом психокоррекция и закончилась.

6. Эмоционально неустойчивые и нетерпеливые родители. Они либо неспособны осознать задачи помощи ребенку и выдержать сам процесс терапии, либо слепо соглашаются с любыми советами спе­циалиста, даже е такими, которые не в состоянии осуществить.

Бабушка шестилетнего Димы привела ребенка сама. Много и охотно расска­зывала о его поведении, сразу же начала интересоваться сроками его «выздо­ровления». После каждого занятия она заходила к специалисту и долго расспра­шивала его о планах и перспективах терапии. Уже после третьего сеанса стала выражать сомнение в грядущих успехах, а после четвертого отправилась с пре­тензиями к руководству учреждения. Разъяснения не помогли, и женщина, недо­вольная всем и вся, пригрозив жалобами в высшие инстанции, заявила о прекра­щении курса терапии.

Во всех случаях отношение родителей к задачам семейной тера­пии является индикатором их отношений к ребенку и не только имеет диагностическое значение, но и показывает всю сложность осуществления на практике работы с семьей.

 

 

4.2. Семейные обсуждения

Обычно собственно терапии детей предшествует обсуждение результатов проведенной до этого психодиагностики. Перестрой­ке семейных отношений способствует сообщение конкретных дан­ных обследования, в том числе полученных с помощью тестов. Для ригидных родителей это нередко оказывается более убедительным, чем анализ их личностных отношений по данным клинического интервью и наблюдения. Полезно сообщение об опыте других се­мей. Однако при далеко зашедшем конфликте родителей, их «эмо­циональном разводе», терапия детей может опережать обсуждения, так как улучшение в их состоянии положительно влияет на сам ха­рактер семейных отношений.

Часто родители предпочитают говорить о проблемах отноше­ний с ребенком в его отсутствие. При первых встречах это еще до­пустимо, так как ребенок также раскрывает перед специалистом свои интимные переживания в беседах один на один. Однако в пос­ледующем необходима совместная работа всех членов семьи. От­сутствие предвзятости в поведении специалиста, вера в возмож-

73



Глава 4. Семейная терапия детей и подростков

ность налаживания позитивных семейных отношений передаются участникам терапии и способствуют их эмоциональному сближе­нию. Родители, взаимодействуя со специалистом, перенимают его стиль отношений с ребенком — внимательный, вдумчивый, откро­венный и доброжелательный. В отличие от родителей, специалист не торопит и не осуждает ребенка, не стремится наклеить на него ярлык «плохого» или «безнадежного», а находит у него положитель­ные качества, одобрительно относится к детской непосредствен­ности и активности.

Семейные обсуждения начинаются с изложения родителями своей точки зрения на причины возникновения нервного состоя­ния у ребенка. Нередко они не понимают истинных причин агрес­сивного поведения детей, а лишь отмечают отдельные недостатки в воспитании (эмоциональную неустойчивость, непоследователь­ность и пр.).

Если обсуждение построено грамотно, то активность родителей возрастает, обсуждение протекает в виде диалога, который перехо­дит в дискуссию. Цель дискуссии, которая проводится в спокой­ной и непринужденной обстановке, — согласование общей точки зрения на воспитание ребенка.

Специалист должен придерживаться активной позиции, но при этом желательно избегать директивного тона и предписаний.

В итоге дискуссии достигается общая точка зрения на причины агрессивного поведения ребенка и на способы коррекции его по­ведения. При этом главным является изменение отношения к ре­бенку, в первую очередь за счет адаптации родителей к нему.

При обсуждении специалист не должен использовать оценоч­ные суждения, порицания и обвинения в адрес членов семьи.

При серьезном конфликте супругов обсуждения проводятся раз­дельно. В этом случае обычно встречи вначале проводятся с доми­нирующим в семье родителем. При этом работа будет особенно ус­пешной, если ребенок привязан к нему в большей степени. Как правило, этим лицом является мать, но если дети, особенно девоч­ки, привязаны к отцу, то больший эффект будет достигаться от их совместного посещения специалиста. Второй родитель в таком слу­чае получает лечение параллельно и подключается к терапии ре­бенка по мере улучшения своего состояния.

Параллельно с терапией детей проводятся дополнительные бе­седы с приходящими поочередно на прием матерью или отцом,

Выслушав родителей, специалист излагает свое мнение о 11 причинах возникновения агрессии у ребенка, обращая при | этом их внимание на следующие моменты:

•              роль обоих родителей в терапии и необходимость тес­ного сотрудничества со специалистом;

Q необходимость согласованного участия родителей в вопросах воспитания, уменьшения излишней строго­сти и принципиальности, предоставления детям боль­шей самостоятельности и возможности для эмоцио­нальной разрядки, игр, движений;

•      важность предотвращения дальнейшего обострения семейных отношений, какими бы ни были их при­чины;

•      конкретная связь поведения ребенка с ситуацией в се­мье и характерологическими особенностями роди­телей;

•      происхождение затруднений в отношениях с ребенком и возможные пути их устранения;

•      факты, говорящие о том, что повышенные и/или про­тиворечивые требования родителей не соответствуют возможностям детей, являясь главным источником конфликта между ними;

•      взаимосвязанный характер семейных проблем, и вме­сте с тем невозможность приписывания ответственно­сти за состояние ребенка какому-либо одному члену семьи;

Информация о работе Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности