Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 03:08, курс лекций
Бреслав. Психологическая коррекция подростков и детей. Учебное пособие для специалистов и дилетантов. (Серия «Психологическая помощь»). - СПб., – Речь., - 97 стр.
Глава 4. Семейная терапия детей и подростков
4 Зак. 1368
81
Глава 4. Семейная терапия детей и подростков
ственности в возникновении проблемы и занимающимися лечением детей только по настоянию врачей-педиатров, воспитателей, логопедов и других специалистов. В таких случаях необходимо заинтересовать родителей в оказании помощи ребенку, и здесь успешность работы в значительной мере зависит от их культурного и нравственного уровня.
Каким бы ни было установочное отношение родителей, специалист при первой совместной беседе подчеркивает необходимость тесного сотрудничества. К положительному настрою и успокоению родителей приводят целенаправленное участие специалиста в семейных проблемах и предоставление им возможности для индивидуального изложения своих затруднений. Нередко родители тоже нуждаются в коррекционных мероприятиях (релаксационных, суггестивных и пр.).
Если родители не выполняют предложенных рекомендаций, их нужно предупредить о том, что эффект терапии будут незначительным — и не из-за плохой квалификации специалиста, а из-за постоянной истощающей нервные силы ребенка семейной ситуации. В таком случае проводится только симптоматическое лечение, а суггестивные и групповые техники исключаются.
Лучшим средством коррекции ригидных установок родителей будет улучшение в состоянии ребенка: в этом случае у них возрастет заинтересованность в его лечении и восприимчивость к советам специалиста. Если же их отношение не меняется, и они продолжают эксплуатировать ребенка в угоду своим завышенным притязаниям, то прогноз становится неблагоприятным.
4.1. Типы «трудных» родителей
1. Родители с паранойяльным настроем с недоверием относятся к психологическому методу лечения, настороженно воспринимают действия специалиста и не допускают его к обсуждению проблем семьи и отношений с ребенком. Часто они считают ребенка либо хулиганом, либо неизлечимо больным.
Показательным является следующий пример.
Родители четырнадцатилетней Марины привели девочку по настоянию классного руководителя, которая была обеспокоена раздражительностью и грубостью девочки. При первой беседе они (особенно отец) старательно подчеркива-
63
Глава 4. Семейная терапия детей и подростков
I
ли, что все проблемы в «плохом характере» дочери, в котором виноваты не семейные конфликты («Дома у нас все хорошо»), а дурное влияние двух ее подруг. Все попытки специалиста расспросить о материальных и бытовых условиях жизни семьи и семейных отношениях вызывали у родителей девочки недоумение и подозрительность («Да причем здесь это, вы с ней поговорите, потребуйте, чтобы она нас слушалась»). От психодиагностики семейных отношений родители категорически отказались, довольно быстро свернули беседу и рас-прошались, обещав прийти в другой раз. Больше эта семья не появлялась.
2. Авторитарные родители склонны сами предопределять так-
тику терапии. Как и родители с паранойяльным настроем, они из-
лишне требовательны, нередко переходят от одного специалиста к
другому. Однако изменить свое отношение к ребенку они не спо-
собны и часто уклоняются от рассмотрения семейных проблем.
Чаще всего так поступают отцы, расценивая вмешательство спе-
циалиста как подрывающее их мужской авторитет.
Мать восьмилетнего Саши пришла без ребенка. Сказала, что хочет предварительно поговорить со специалистом. Сразу же начала с того, что она сама по специальности педагог и знает, как общаться с детьми. Пожаловалась на безволие и низкую активность сына, посетовав на то, что ему, видимо, не хватает мужского влияния. Поэтому-то она и обратилась к специалисту-мужчине. Затем мама-педагог стала обстоятельно и назидательно объяснять, что должен говорить и делать специалист. Все попытки выяснить анамнестические данные и особенности семейных отношений были решительно пресечены: «Я мать, я лучше jHaio, что нужно моему ребенку!» В результате осталась весьма недовольна беседой, ушла, поджав губы, и больше не объявлялась. Коллеги по Консультативному центру рассказывали, что эта дама приходила позже еще, и каждый раз к другому специалисту, но всегда уходила недовольной.
3. Родители с истерическими чертами личности нередко требу-
ют к себе большего внимания, чем к ребенку. В их словах обычно
звучат жалобы на судьбу, трудности жизни; нередко одинокие ис-
теричные матери заявляют, что специалист — их «последняя на-
дежда». Чаще всего они сознательно или бессознательно рассчи-
тывают на внимание специалиста к себе и могут часами рассказы-
вать о своих неприятностях.
Мама привела шестилетнюю Вику. Прямо с порога она заявила, что просто не знает, что ей делать с ребенком, но много слышала о специалисте и надеется только на него. Очень эмоционально, ломая руки, просила «спасти дочь». Но •место рассказа о проблемах ребенка стала жаловаться на судьбу, свое одиночество, жизненные неудачи. В своих несчастьях обвиняла всех подряд — своих родителей, бросившего ее мужа, власть и пр. Собрать какие-либо анамнестические сведения оказалось делом нелегким, мать все время сбивалась на рассказ О своих чувствах, неприятностях, страхах и пр. В дальнейшем девочку приводи-
65
Глава 4. Семейная терапия детей и подростков
ла регулярно, кокетливо говорила о радости, которая охватывает ее при посещении кабинета специалиста, охотно принимала все советы, но выполняла их весьма избирательно.
4. Эгоцентрически-защитные установки родителей заключаются
в опасениях и страхе утратить влияние на ребенка при уменьшении
его зависимости в случае улучшения состояния. Тогда исчезают ос-
нования для тревоги за ребенка, и они остаются один на один со сво-
ими собственными неразрешенными личностными проблемами.
В таких случаях родители бессознательно боятся приходить к специалисту, опасаясь уменьшения своего влияния на ребенка. Иногда это может привести к прекращению лечения под какими-либо благовидными предлогами. Кроме того, беспокойство по поводу состояния ребенка иногда бывает единственной общей точкой согласия между родителями, единственной формой их общения.
Мама привела восьмилетнего Вову после настойчивых просьб классного руководителя, обеспокоенного агрессивным поведением мальчика. Она коротко упомянула о том, что воспитывает его без отца, «вот он и отбился от рук». К обследованию и терапии отнеслась скептически, но все рекомендации выполняла. Через некоторое время поведение ребенка стало более упорядоченное, что сама мать отмечала с некоторым удивлением. Особенно изумляло ее, что сын посещал занятия охотно, а дома даже цитировал некоторые изречения специалиста. Однажды посреди курса лечения она вдруг заявила, что больше приводить ребенка не будет, так как, по ее словам, из-за психотерапии мальчик пропустил несколько занятий по английскому языку, и она боится, что он может отстать от сверстников. «Я же за это плачу деньги!» Больше увидеть их не удалось.
5. Эмоциональная неотзывчивость родителей. Такие родители
обычно не приглашают в гости к своему ребенку сверстников,
объясняя это возможностью заражения инфекционными заболе-
ваниями, нежеланием шалостей, шума, опасениями, что дети мо-
гут повредить вещи или игрушки. Их эгоцентризм проявляется,
в частности, и в отношении к просьбам специалиста принести пред-
меты рисования и игры на занятия с ребенком. Они «забывают»
эту просьбу, демонстрируя тем самым свою скупость, нежелание,
чтобы игрушками пользовались другие дети.
Родители одиннадцатилетней Маши обратились только после настоятельных требований школы. Удалось выяснить, что подруг у девочки нет, приводить ей кого-либо домой запрещено, просить купить что-либо — тоже, вообще основное требование к ней — не мешать старшим жить. Дома она держится ниже воды тише травы, зато со сверстниками постоянно конфликтует. Курс групповой терапии девочка начала охотно, а вот родители больше не появлялись. Однажды мать позвонила по телефону и пробурчала, что больше на занятия дочь не
65
Глава 4. Семейная терапия детей и подростков
г
пустит: «Нечего ей смотреть на разных идиотов, и деньги на разъезды по городу тратить». На этом психокоррекция и закончилась.
6. Эмоционально неустойчивые и нетерпеливые родители. Они либо неспособны осознать задачи помощи ребенку и выдержать сам процесс терапии, либо слепо соглашаются с любыми советами специалиста, даже е такими, которые не в состоянии осуществить.
Бабушка шестилетнего Димы привела ребенка сама. Много и охотно рассказывала о его поведении, сразу же начала интересоваться сроками его «выздоровления». После каждого занятия она заходила к специалисту и долго расспрашивала его о планах и перспективах терапии. Уже после третьего сеанса стала выражать сомнение в грядущих успехах, а после четвертого отправилась с претензиями к руководству учреждения. Разъяснения не помогли, и женщина, недовольная всем и вся, пригрозив жалобами в высшие инстанции, заявила о прекращении курса терапии.
Во всех случаях отношение родителей к задачам семейной терапии является индикатором их отношений к ребенку и не только имеет диагностическое значение, но и показывает всю сложность осуществления на практике работы с семьей.
4.2. Семейные обсуждения
Обычно собственно терапии детей предшествует обсуждение результатов проведенной до этого психодиагностики. Перестройке семейных отношений способствует сообщение конкретных данных обследования, в том числе полученных с помощью тестов. Для ригидных родителей это нередко оказывается более убедительным, чем анализ их личностных отношений по данным клинического интервью и наблюдения. Полезно сообщение об опыте других семей. Однако при далеко зашедшем конфликте родителей, их «эмоциональном разводе», терапия детей может опережать обсуждения, так как улучшение в их состоянии положительно влияет на сам характер семейных отношений.
Часто родители предпочитают говорить о проблемах отношений с ребенком в его отсутствие. При первых встречах это еще допустимо, так как ребенок также раскрывает перед специалистом свои интимные переживания в беседах один на один. Однако в последующем необходима совместная работа всех членов семьи. Отсутствие предвзятости в поведении специалиста, вера в возмож-
73
Глава 4. Семейная терапия детей и подростков
ность налаживания позитивных семейных отношений передаются участникам терапии и способствуют их эмоциональному сближению. Родители, взаимодействуя со специалистом, перенимают его стиль отношений с ребенком — внимательный, вдумчивый, откровенный и доброжелательный. В отличие от родителей, специалист не торопит и не осуждает ребенка, не стремится наклеить на него ярлык «плохого» или «безнадежного», а находит у него положительные качества, одобрительно относится к детской непосредственности и активности.
Семейные обсуждения начинаются с изложения родителями своей точки зрения на причины возникновения нервного состояния у ребенка. Нередко они не понимают истинных причин агрессивного поведения детей, а лишь отмечают отдельные недостатки в воспитании (эмоциональную неустойчивость, непоследовательность и пр.).
Если обсуждение построено грамотно, то активность родителей возрастает, обсуждение протекает в виде диалога, который переходит в дискуссию. Цель дискуссии, которая проводится в спокойной и непринужденной обстановке, — согласование общей точки зрения на воспитание ребенка.
Специалист должен придерживаться активной позиции, но при этом желательно избегать директивного тона и предписаний.
В итоге дискуссии достигается общая точка зрения на причины агрессивного поведения ребенка и на способы коррекции его поведения. При этом главным является изменение отношения к ребенку, в первую очередь за счет адаптации родителей к нему.
При обсуждении специалист не должен использовать оценочные суждения, порицания и обвинения в адрес членов семьи.
При серьезном конфликте супругов обсуждения проводятся раздельно. В этом случае обычно встречи вначале проводятся с доминирующим в семье родителем. При этом работа будет особенно успешной, если ребенок привязан к нему в большей степени. Как правило, этим лицом является мать, но если дети, особенно девочки, привязаны к отцу, то больший эффект будет достигаться от их совместного посещения специалиста. Второй родитель в таком случае получает лечение параллельно и подключается к терапии ребенка по мере улучшения своего состояния.
Параллельно с терапией детей проводятся дополнительные беседы с приходящими поочередно на прием матерью или отцом,
Выслушав родителей, специалист излагает свое мнение о 11 причинах возникновения агрессии у ребенка, обращая при | этом их внимание на следующие моменты:
• роль обоих родителей в терапии и необходимость тесного сотрудничества со специалистом;
Q необходимость согласованного участия родителей в вопросах воспитания, уменьшения излишней строгости и принципиальности, предоставления детям большей самостоятельности и возможности для эмоциональной разрядки, игр, движений;
• важность предотвращения дальнейшего обострения семейных отношений, какими бы ни были их причины;
• конкретная связь поведения ребенка с ситуацией в семье и характерологическими особенностями родителей;
• происхождение затруднений в отношениях с ребенком и возможные пути их устранения;
• факты, говорящие о том, что повышенные и/или противоречивые требования родителей не соответствуют возможностям детей, являясь главным источником конфликта между ними;
• взаимосвязанный характер семейных проблем, и вместе с тем невозможность приписывания ответственности за состояние ребенка какому-либо одному члену семьи;
Информация о работе Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности