Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 03:08, курс лекций
Бреслав. Психологическая коррекция подростков и детей. Учебное пособие для специалистов и дилетантов. (Серия «Психологическая помощь»). - СПб., – Речь., - 97 стр.
• он позволяет детям актуализировать, сформулировать и высказать свои проблемы, а, значит, и отреагировать негативные эмоции;
• он позволяет несколько организовать детей и умерить их двигательную и эмоциональную активность, которая была «разбужена» предыдущим этапом.
3. Игра
Основное значение игры состоит в отреагировании страхов и агрессивности, улучшении процесса принятия и проигрывания ролей, преодолении психологических барьеров общения. Вначале проводятся игры на темы, предлагаемые только детьми. Они сами придумывают сценарии, могут использовать в качестве таковых рассказы, сочиненные ими на предыдущем этапе. Такая тактика способствует развитию инициативы ребят, естественности и взаимодействия, лучшему вхождению в игровой образ. Уже на этом этапе можно ввести элементы арт-терапии, попросив детей вылепить или нарисовать отдельные ситуации или персонажей рассказов.
Позже можно разыгрывать сюжеты сказок, ситуаций из жизни, которые происходили или могли бы произойти в другое время, в другом месте и с другими людьми. Наиболее пользующиеся успехом ситуации — «Необитаемый остров», «Праздник» и «Осада крепости». Очень полезно проигрывать так же ситуации, в которых при предварительной беседе было выявлено наиболее конструктивное поведение того или иного ребенка. Оптимальная продолжительность игр — для дошкольников 30 минут, для школьников — 45 минут, для старших подростков — до 60 минут. Завершить игры можно также серией подвижных тренинговых упражнений: «Деление по признаку», «Отправление поезда», «Прорвись в круг», «Догнать идущего впереди», «Маневровый паровоз», «Тюрьма», «Таможенники и контрабандисты».
Специалист вначале не руководит игрой, предоставляя эту возможность детям. Он может участвовать наряду со всеми, но не должен прерывать детей и делать им замечания (если, конечно, они не проявляют агрессивных тенденций, излишней авторитарности или умаления достоинства других). Специалист предлагает свои сценарии игр наряду со всеми, но он должен подавать их в определенном порядке: сначала сказки, затем условные, стереотипные ситуации (человек не сдержал слово, помог незнакомому, защитил слабого, ошибся, испугался и пр.), и потом — реальные ситуации, происходившие с участниками группы (не сообщая, разумеется, имени того, кто является реальным прототипом). Когда наступает очередь разыгрывать его ситуации, специалист должен назначить на главные, авторитетные роли самых слабых, изолированных, неуверенных или отвергаемых детей, давая им возможность попробовать себя в тех ролях, которые они никогда не выполняют в жизни. Вне игры специалист по-прежнему руководит группой, определяя порядок и длительность занятий.
4. Обсуждение
Это заключительный этап, направленный на закрепление результатов занятий, дальнейшее расширение самосознания и возможностей детей. В группе дошкольников его значение меньше, поэтому на занятиях на него нужно тратить немного времени — 10—15 минут. Для подростков обсуждение играет важную роль и должно длиться дольше — 15-25 минут. Здесь рассматриваются такие темы, как отношение к родителям, учителям, окружающим, ответственность, потребности и возможности, чувство дружбы, зависимость и пр.
5.6. Алгоритм групповой работы с подростками
Работу с агрессивными подростками рекомендуется строить определенным образом:
Упражнение | Тема для обсуждения | ||
1. Активизация самосознания. Упражнения на осознавание себя | ЧТО было легко вербализовывать, что - сложно? | ||
2. Принятие своих негативных качеств (в том числе и агрессии). Каковы эти качества (попросить назвать их), от каких из них хотелось бы избавиться, как оценивается собственная агрессивность? | Легко или трудно назвать качества, от которыххотелось бы отказаться? | ||
3. Актуализация негативного опыта. В каких ситуациях появлялись агрессивные эмоции, когда эти чувства возникали в последний раз и как проявлялись? | Какие способы разрядки своих отрицательных эмоции вы используете чаще всего? | ||
4. Осознавание и выражение своего отношения к агрессивному поведению. В какой форме подростки проявляют агрессию, стараются ли ее сдерживать или всегда позволяют прорваться наружу. Как они относятся к ней: боятся или наслаждаются? | Как вы оцениваете свое прежнее поведение здесь и сейчас? | ||
5. Изучение мотивов своего агрессивного поведения, вербализация чувств. Что не нравится в поведении людей, которые вызывают агрессивные реакции? | Легко ли определить, на что сердишься, какие чувства испытывал в момент рассказа и какие сейчас? | ||
Упражнение | Тема для обсуждения | ||
6. Выбор наиболее приемлемых способов разрядки гнева и агрессии. Тренинг поведения в ситуациях, вызывающих проявление агрессивных реакций. Проведение ролевых игр, в которых разыгрываются бывшие в прошлом реальные конфликтные ситуации, в которых, как правило, проявлялась агрессия | Удавалось ли контролировать агрессию и каким образом, что помогало сдерживаться и что мешало? Каково самочувствие в конце занятия? | ||
Закрепление конструктивных способов поведения. Тренинг поведения в ситуациях возможных будущие конфликтов | Какие способы сдерживания агрессии и конструктивного проявления эмоций вы будете использовать в дальнейшем, какие стратегии поведения кажутся вам более предпочтительными, какие способы разрядки эмоций после конфликта наиболее приемлемы? |
5.7. Проблемные ситуации, возникающие в группе
Наиболее частыми проблемами при работе с подростками и детьми являются случаи нарушения конфиденциальности, образование группировок, ссоры и драки.
5.6.1. Нарушение конфиденциальности. Представляет собой серьезную проблему, поскольку вся групповая работа основана на доверительных отношениях и, в частности, на убеждении, что никто из группы не расскажет остальным о том, что происходит на занятиях. Без доверия самораскрытие невозможно. Дети и подростки, имеющие проблемы с доверием, очень настороженно относятся к людям, которые знают о них что-то, с их точки зрения, существенное. Для таких детей группа представляется весьма ненадежным местом. Поэтому во время подготовки к групповой работе необходимо уделить внимание вопросам доверия: обсудить с участниками группы аспекты конфиденциальности, обозначить ее границы.
5.6.2. Группировки. Это небольшие подгруппы подростков, которые приходят с уже установившимися отношениями, либо устанавливают какие-то свои особые отношения во время занятий. Группировки по своей природе имеют обособленный характер и могут отрицательно влиять на процесс создания доверительной атмосферы и сплоченности группы. Иногда они могут оказывать и благоприятное воздействие на группу в целом, поскольку предполагают достаточно сильное чувство сплоченности. Формирование группировок обычно происходит уже на начальном этапе групповой работы. Желая получить признание со стороны значимых для них членов группы, дети начинают ориентироваться на них.
Для школьников среднего и старшего возраста крайне важно быть принятыми в их социальной роли и статусе. Поэтому при формировании группы они сразу же начинают маневрировать в поисках своего места. В этих условиях между членами группировки и всеми остальными может разгореться конфликт, разрешение которого может способствовать созданию действительно сплоченной атмосферы в группе. С учетом этих особенностей важно использовать группировки для уничтожения барьеров, а не пытаться расколоть или не замечать их.
5.6.3. Споры и ссоры. Споры являются нормальным и распрост-
раненным явлением в групповой работе, поскольку в межличност-
ном общении часто возникают различные мнения по обсуждаемым
вопросам. Однако дети и подростки зачастую не владеют ни
вербальными способами выражения несогласия, ни способами раз-
решения конфликтов. Споры в группе — это очень сильный инст-
румент терапии. Во-первых, они могут использоваться для того,
чтобы обучать детей конструктивным методам разрешения конф-
ликтов. Во-вторых, в спорах проявляются сильные эмоции — та
энергия, на которой основано взаимодействие между детьми. Эти
эмоции можно использовать для углубления взаимоотношений
между ними, для определения их собственной позиции или стиму-
лирования попытки разобраться с собственными мыслями и чув-
ствами.
Ссоры могут возникать из-за попытки захватить контроль над группой, жаждой мести, желания обратить на себя внимание ведущего и/или остальных членов группы.
Для уменьшения агрессивности во время спора или ссоры можно применять подходы, предполагающие выработку некоторых навыков, например, технику мозгового штурма. Хорошей альтернативой агрессии являются приемы совладания со стрессом, например, релаксация. Наконец, можно использовать положительное давление на ссорящихся со стороны их сверстников.
5.6.4. Массовый выход из группы может быть спровоцирован ре-
шением одного ребенка прекратить занятия (причем не обязатель-
но из числа друзей или хороших знакомых). Наиболее тревожные
и неуверенные в себе дети вслед за ним также могут решить прекратить занятия. Когда группу покидает второй или третий ребенок, необходимо провести открытое обсуждение причин их страхов и беспокойства. После этого разговора, возможно, следует пересмотреть индивидуальные цели каждого участника, для того чтобы сделать их более реальными и приемлемыми.
Многие дети просто не представляют, как изучить новые способы поведения и изменить самих себя. Эта неизвестность вызывает у них рост тревожности. Нередко у ребят появляется желание уйти, когда они через два-три занятия осознают, что другие осваивают новые модели поведения, а они нет.
Еще одна причина выхода из группы — появление признаков лабилизации — переживание неадекватности своего агрессивного поведения и неумения его перестроить. Она бывает разной степени интенсивности — от легкой тревоги до панического страха и, кроме тревоги, порождает чувства стыда, вины, раздражения, неуверенности. Чем более неадекватна самооценка (завышена или занижена), тем сильнее лабилизация1. Это своеобразная проверка психической устойчивости личности и ее способности к адаптации в стрессовых условиях. Обычно человек не хочет лабилизации и защищается от нее; справиться с ней помогает атмосфера доброжелательности, доверия и безопасности, создаваемая и поддерживаемая во время работы всей группы.
Рекомендуемая литература
1. Агрессия детей и подростков / Под ред. Н. М. Платоновой. СПб., 2004. 316 с.
2. Желдак И. М., Игумнов С. А. Групповая психотерапия эмоциональных и поведенческих расстройств в детском возрасте. Методические рекомендации. Минск, 1997.
3. Захаров А. И. Опыт группой психотерапии при неврозах детского подросткового возраста. Л., 1986.
4. Игумнов С. А. Основы психотерапии детей и подростков: Справочное пособие / Под ред. В. Т. Кондратенко. М., 2001. 176 с.
5. СмидР. Групповая работа с детьми и подростками. М., 1999,
6. Формы и методы профилактики детской и подростковой агрессии: Научно-методические рекомендации / Под ред. Н. М. Платоновой. СПб., 2003. 320 с.
1 Форверг М., Альберг Т. Характеристика социально-психологического тренинга поведения // Психологический журнал. 1984. № 4. С. 57.
83
Информация о работе Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности