Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 03:08, курс лекций

Описание работы

Бреслав. Психологическая коррекция подростков и детей. Учебное пособие для специалистов и дилетантов. (Серия «Психологическая помощь»). - СПб., – Речь., - 97 стр.

Файлы: 1 файл

Бреслав Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности.doc

— 674.00 Кб (Скачать файл)

• он позволяет детям актуализировать, сформулировать и вы­сказать свои проблемы, а, значит, и отреагировать негатив­ные эмоции;

• он позволяет несколько организовать детей и умерить их дви­гательную и эмоциональную активность, которая была «раз­бужена» предыдущим этапом.

3. Игра

Основное значение игры состоит в отреагировании страхов и агрессивности, улучшении процесса принятия и проигрывания ролей, преодолении психологических барьеров общения. Вначале проводятся игры на темы, предлагаемые только детьми. Они сами придумывают сценарии, могут использовать в качестве таковых рассказы, сочиненные ими на предыдущем этапе. Такая тактика способствует развитию инициативы ребят, естественности и взаи­модействия, лучшему вхождению в игровой образ. Уже на этом эта­пе можно ввести элементы арт-терапии, попросив детей вылепить или нарисовать отдельные ситуации или персонажей рассказов.

Позже можно разыгрывать сюжеты сказок, ситуаций из жизни, которые происходили или могли бы произойти в другое время, в другом месте и с другими людьми. Наиболее пользующиеся успе­хом ситуации — «Необитаемый остров», «Праздник» и «Осада кре­пости». Очень полезно проигрывать так же ситуации, в которых при предварительной беседе было выявлено наиболее конструктивное поведение того или иного ребенка. Оптимальная продолжитель­ность игр — для дошкольников 30 минут, для школьников — 45 ми­нут, для старших подростков — до 60 минут. Завершить игры мож­но также серией подвижных тренинговых упражнений: «Деление по признаку», «Отправление поезда», «Прорвись в круг», «Догнать идущего впереди», «Маневровый паровоз», «Тюрьма», «Таможен­ники и контрабандисты».

Специалист вначале не руководит игрой, предоставляя эту воз­можность детям. Он может участвовать наряду со всеми, но не дол­жен прерывать детей и делать им замечания (если, конечно, они не проявляют агрессивных тенденций, излишней авторитарности или умаления достоинства других). Специалист предлагает свои сце­нарии игр наряду со всеми, но он должен подавать их в определен­ном порядке: сначала сказки, затем условные, стереотипные ситу­ации (человек не сдержал слово, помог незнакомому, защитил сла­бого, ошибся, испугался и пр.), и потом — реальные ситуации, происходившие с участниками группы (не сообщая, разумеется, имени того, кто является реальным прототипом). Когда наступает очередь разыгрывать его ситуации, специалист должен назначить на главные, авторитетные роли самых слабых, изолированных, не­уверенных или отвергаемых детей, давая им возможность попро­бовать себя в тех ролях, которые они никогда не выполняют в жиз­ни. Вне игры специалист по-прежнему руководит группой, опре­деляя порядок и длительность занятий.

4. Обсуждение

Это заключительный этап, направленный на закрепление ре­зультатов занятий, дальнейшее расширение самосознания и воз­можностей детей. В группе дошкольников его значение меньше, поэтому на занятиях на него нужно тратить немного времени — 10—15 минут. Для подростков обсуждение играет важную роль и должно длиться дольше — 15-25 минут. Здесь рассматриваются такие темы, как отношение к родителям, учителям, окружающим, ответственность, потребности и возможности, чувство дружбы, за­висимость и пр.

 

5.6. Алгоритм групповой работы с подростками

Работу с агрессивными подростками рекомендуется строить определенным образом:

 

Упражнение

Тема для обсуждения

1. Активизация самосознания. Упражнения на осознавание себя

ЧТО было легко вербализовывать, что - сложно?

2. Принятие своих негативных качеств (в том числе и агрессии). Каковы эти качества (попросить назвать их), от каких из них хотелось бы избавиться, как оценивается собственная агрессивность?

Легко или трудно назвать качества, от которыххотелось бы отказаться?

3. Актуализация негативного опыта. В каких ситуациях появлялись агрессивные эмоции, когда эти чувства возникали в последний раз и как проявлялись?

Какие способы разрядки своих отрицательных эмоции вы используете чаще всего?

4. Осознавание и выражение своего отношения к агрес­сивному поведению. В какой форме подростки проявляют агрессию, стараются ли ее сдерживать или всегда позволяют прорваться наружу. Как они относятся к ней: боятся или наслаждаются?

Как вы оцениваете свое прежнее поведение здесь и сейчас?

5. Изучение мотивов своего агрессивного поведения, вербализация чувств. Что не нравится в поведении людей, которые вызывают агрессивные реакции?

Легко ли определить, на что сердишься, какие чувства испытывал в момент рассказа и какие сейчас?

Упражнение

Тема для обсуждения

6. Выбор наиболее приемлемых способов разрядки гнева и агрессии. Тренинг поведения в ситуациях, вызывающих проявление агрессивных реакций. Проведение ролевых игр, в которых разыгрываются бывшие в прошлом реальные конфликтные ситуации, в которых, как правило, проявлялась агрессия

Удавалось ли контролировать агрессию и каким образом, что помогало сдерживаться и что мешало? Каково самочувствие в конце занятия?

Закрепление конструктивных способов поведения. Тренинг поведения в ситуациях возможных будущие конфликтов

Какие способы сдерживания агрессии и конструктивного проявления эмоций вы будете использовать в дальнейшем, какие стратегии поведения кажутся вам более предпочтительными, какие способы разрядки эмоций после конфликта наиболее приемлемы?

 

5.7. Проблемные ситуации, возникающие в группе

Наиболее частыми проблемами при работе с подростками и детьми являются случаи нарушения конфиденциальности, обра­зование группировок, ссоры и драки.

5.6.1. Нарушение конфиденциальности. Представляет собой се­рьезную проблему, поскольку вся групповая работа основана на доверительных отношениях и, в частности, на убеждении, что никто из группы не расскажет остальным о том, что происходит на заня­тиях. Без доверия самораскрытие невозможно. Дети и подростки, имеющие проблемы с доверием, очень настороженно относятся к людям, которые знают о них что-то, с их точки зрения, существен­ное. Для таких детей группа представляется весьма ненадежным местом. Поэтому во время подготовки к групповой работе необхо­димо уделить внимание вопросам доверия: обсудить с участника­ми группы аспекты конфиденциальности, обозначить ее границы.

5.6.2. Группировки. Это небольшие подгруппы подростков, ко­торые приходят с уже установившимися отношениями, либо уста­навливают какие-то свои особые отношения во время занятий. Группировки по своей природе имеют обособленный характер и могут отрицательно влиять на процесс создания доверительной атмосферы и сплоченности группы. Иногда они могут оказывать и благоприятное воздействие на группу в целом, поскольку пред­полагают достаточно сильное чувство сплоченности. Формирова­ние группировок обычно происходит уже на начальном этапе груп­повой работы. Желая получить признание со стороны значимых для них членов группы, дети начинают ориентироваться на них.

Для школьников среднего и старшего возраста крайне важно быть принятыми в их социальной роли и статусе. Поэтому при формировании группы они сразу же начинают маневрировать в поисках своего места. В этих условиях между членами группиров­ки и всеми остальными может разгореться конфликт, разрешение которого может способствовать созданию действительно сплочен­ной атмосферы в группе. С учетом этих особенностей важно ис­пользовать группировки для уничтожения барьеров, а не пытаться расколоть или не замечать их.

5.6.3.              Споры и ссоры. Споры являются нормальным и распрост-
раненным явлением в групповой работе, поскольку в межличност-
ном общении часто возникают различные мнения по обсуждаемым
вопросам. Однако дети и подростки зачастую не владеют ни
вербальными способами выражения несогласия, ни способами раз-
решения конфликтов. Споры в группе — это очень сильный инст-
румент терапии. Во-первых, они могут использоваться для того,
чтобы обучать детей конструктивным методам разрешения конф-
ликтов. Во-вторых, в спорах проявляются сильные эмоции — та
энергия, на которой основано взаимодействие между детьми. Эти
эмоции можно использовать для углубления взаимоотношений
между ними, для определения их собственной позиции или стиму-
лирования попытки разобраться с собственными мыслями и чув-
ствами.

Ссоры могут возникать из-за попытки захватить контроль над группой, жаждой мести, желания обратить на себя внимание веду­щего и/или остальных членов группы.

Для уменьшения агрессивности во время спора или ссоры мож­но применять подходы, предполагающие выработку некоторых навыков, например, технику мозгового штурма. Хорошей альтер­нативой агрессии являются приемы совладания со стрессом, на­пример, релаксация. Наконец, можно использовать положитель­ное давление на ссорящихся со стороны их сверстников.

5.6.4.              Массовый выход из группы может быть спровоцирован ре-
шением одного ребенка прекратить занятия (причем не обязатель-
но из числа друзей или хороших знакомых). Наиболее тревожные

и неуверенные в себе дети вслед за ним также могут решить пре­кратить занятия. Когда группу покидает второй или третий ребе­нок, необходимо провести открытое обсуждение причин их стра­хов и беспокойства. После этого разговора, возможно, следует пе­ресмотреть индивидуальные цели каждого участника, для того чтобы сделать их более реальными и приемлемыми.

Многие дети просто не представляют, как изучить новые спосо­бы поведения и изменить самих себя. Эта неизвестность вызывает у них рост тревожности. Нередко у ребят появляется желание уйти, когда они через два-три занятия осознают, что другие осваивают новые модели поведения, а они нет.

Еще одна причина выхода из группы — появление признаков лабилизации — переживание неадекватности своего агрессивного поведения и неумения его перестроить. Она бывает разной степе­ни интенсивности — от легкой тревоги до панического страха и, кроме тревоги, порождает чувства стыда, вины, раздражения, не­уверенности. Чем более неадекватна самооценка (завышена или занижена), тем сильнее лабилизация1. Это своеобразная проверка психической устойчивости личности и ее способности к адаптации в стрессовых условиях. Обычно человек не хочет лабилизации и защищается от нее; справиться с ней помогает атмосфера добро­желательности, доверия и безопасности, создаваемая и поддержи­ваемая во время работы всей группы.

 

Рекомендуемая литература

1. Агрессия детей и подростков / Под ред. Н. М. Платоновой. СПб., 2004. 316 с.

2. Желдак И. М., Игумнов С. А. Групповая психотерапия эмоциональных и пове­денческих расстройств в детском возрасте. Методические рекомендации. Минск, 1997.

3. Захаров А. И. Опыт группой психотерапии при неврозах детского подростко­вого возраста. Л., 1986.

4. Игумнов С. А. Основы психотерапии детей и подростков: Справочное посо­бие / Под ред. В. Т. Кондратенко. М., 2001. 176 с.

5. СмидР. Групповая работа с детьми и подростками. М., 1999,

6. Формы и методы профилактики детской и подростковой агрессии: Научно-методические рекомендации / Под ред. Н. М. Платоновой. СПб., 2003. 320 с.

 

 

1 Форверг М., Альберг Т. Характеристика социально-психологического тренинга поведения // Психологический журнал. 1984. № 4. С. 57.

83



Информация о работе Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности