Психологические детерминанты осмысленности жизни будущих психологов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 23:21, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в выявлении влияния основных индивидуально-типологических факторов на степень осмысленности жизни будущих психологов.
Задачи:
Провести теоретический анализ феномена смысла жизни в западной и отечественной психологии.
Рассмотреть психологические факторы, детерминирующие осмысленность жизни.
Отобрать и апробировать комплекс психодиагностических методов и методик для диагностики психологических детерминант осмысленности жизни у будущих психологов.
Исследовать психологические детерминанты и особенности осмысленности жизни у будущих психологов.
Разработать тренинг развития осмысленности жизни.

Содержание работы

ВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ОСМЫСЛЕННОСТИ ЖИЗНИ В ПСИХОЛОГИИ
Теоретический анализ феномена смысла жизни в западной и отечественной психологии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
Психологические факторы, влияющие на осмысленность жизни. . . 23
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТ ОСМЫСЛЕННОСТИ ЖИЗНИ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ
2.1. Организация, методы и методики экспериментального исследования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования психологических детерминант осмысленности жизни будущих психологов. . . . . . . . . . . . . . . . . . .40
2.3. Программа развития осмысленности жизни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. . . . . . . . . . . .

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 841.00 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ 

ВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ОСМЫСЛЕННОСТИ ЖИЗНИ В ПСИХОЛОГИИ

    1. Теоретический анализ феномена смысла жизни в западной и отечественной психологии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
    2. Психологические факторы, влияющие на осмысленность жизни. . . 23

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТ ОСМЫСЛЕННОСТИ ЖИЗНИ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ

2.1. Организация,  методы  и методики экспериментального       исследования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34

2.2. Анализ и  интерпретация результатов исследования психологических детерминант осмысленности жизни будущих психологов. . . . . . . . . . . . . . . . . . .40

2.3. Программа развития осмысленности жизни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .72

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .78

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .82

ПРИЛОЖЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .85

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Динамичность современной  жизни часто не оставляет человеку времени и возможности задуматься об осмысленности своей жизни. В  связи с этим, актуальным становится вопрос, как не потерять себя в эпоху конформизма и ориентации вовне, не сузить свое бытие до рамок социальной роли. Причем он является значимым не только для взрослого населения, но и для молодежи, в том числе для студентов вузов.

Социально-экономические  преобразования, происходящие в нашем  обществе, создают для большинства молодых людей трудности в определении верных жизненных стратегий. Необходимо отметить, что часто после поступления в вуз студенты вынуждены устраиваться на низкоквалифицированные рабочие места, не связанные с их будущей профессией, и ориентироваться на быстрый заработок. Это влияет на общий уровень подготовки будущих специалистов, а также способствует возникновению у молодых людей ощущения духовной пустоты и бессмысленности жизни. Особенно значима данная проблема для студентов психологического факультета, поскольку, сфера будущей деятельности и основные профессиональные компетенции, формирующиеся у студентов, лежат в системе «человек-человек».

К причинам, способствующим возникновению у студентов вопроса  о смысле жизни можно отнести: во-первых, особенности юношеского возраста, связанные с повышенной чувствительностью к экзистенциальным проблемам (А. А. Баканова, Н. Ю. Бондаренко, И. Г. Жукова, Н. Г. Каунова, И. С. Кон, В. С. Мухина и др.), во-вторых, изменившиеся условия вузовской среды, требуют не только выработки новых стратегий поведения для лучшей адаптации к учебному процессу, но и часто связаны с переосмыслением имеющихся ценностей и определением новых жизненных позиций (К. И. Бодров, В. К. Кучинскас, А. Я. Лыхмус, Э. П. Рооталу и др.).

Для студентов психологического факультета кроме перечисленных выше причин, можно отнести сочетание личностных особенностей, определяющий выбор данной специальности, а также необходимость повышенной чувствительности к своему внутреннему миру, формирующуюся в ходе получения профессиональных знаний (Е. В. Прокопьева, Г. М. Дубчак, А. А. Букина и др.).

Таким образом, можно  отметить, что студенты психологического факультета являются более сензитивными к экзистенциальным проблемам, в  том числе к вопросу о смысле жизни.

Все вышеперечисленное определило выбор темы нашего исследования: «Психологические детерминанты осмысленности жизни будущих психологов».

Проблеме смысла посвящено  множество исследований. В частности, данное понятие рассматривалось представителями психодинамических теорий З. Фрейдом, А. Адлером, К.-Г. Юнгом. Смысл как интегративную основу личности изучали В. Франкл, Дж. Ройс и А. Пауэлл, Ф. Феникс, С. Мадди. Понятие смысла занимает важное место в логотерапии В. Франкла, психологии личностных конструктов Дж. Келли, этогеническом подходе Р. Харре, феноменологической психотерапии Ю. Джендлина, теории поведенческой динамики Ж. Нюттена. Также интерес к изучению понятия «смысл жизни» свойственен отечественным психологам разных школ и направлений: Б. В. Зейгарник, В. В. Столин, А. У. Хараш, А. Г. Асмолов, Е. Е. Насиновская, В. А. Петровский и др.

Несмотря на достаточную проработку смысложизненной проблематики в зарубежной психологии и повышение в последнее время интереса к смысловой сфере личности среди отечественных психологов до сих пор вопрос психологической природы данного феномена является чрезвычайно актуальным. Сегодня, в психологии по-прежнему остается нерешенной проблема комплексного подхода к исследованию смысловой сферы личности: существует терминологическая неопределенность самого понятия «смысл», пока еще не выработана сколько-нибудь единая точка зрения на содержание и структуру личностных смыслов. Еще не в полной мере выявлены действенные механизмы и факторы, обеспечивающие продуктивное формирование, развитие и функционирование системы личностных смыслов.

Объект исследования: осмысленность жизни.

Предмет: психологические факторы, детерминирующие осмысленность жизни будущих психологов.

Цель исследования состоит в выявлении влияния основных  индивидуально-типологических факторов на степень осмысленности жизни будущих психологов.

Задачи:

  1. Провести теоретический анализ феномена смысла жизни в западной и отечественной психологии.
  2. Рассмотреть психологические факторы, детерминирующие осмысленность жизни.
  3. Отобрать и апробировать комплекс психодиагностических методов и методик для диагностики психологических детерминант осмысленности жизни у будущих психологов.
  4. Исследовать психологические детерминанты и особенности  осмысленности жизни у будущих психологов.
  5. Разработать тренинг развития осмысленности жизни.

Гипотеза – осмысленность жизни будущих психологов связана с принятием ответственности за события, происходящие в их жизни, а также с определенными жизненными ценностями и индивидуально-типологическими особенностями.

     Методы исследования: определялись теоретическими позициями психологии, целью и задачами дипломной работы:

1) теоретические  (изучение психолого-педагогической  литературы);

2)  организационные  (сравнительный, системный);

3) эмпирические (констатирующий эксперимент);

4) статистические (обработка  материалов исследования) коэффициент линейной корреляции Пирсона, многофункциональный критерий Фишера (угловое преобразование).

Методики исследования:

  1. Тест смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева
  2. Тест-опросник уровня субъективного контроля Е.Ф.Бажина, А.М. ткинда
  3. Многофакторный личностный опросник Кеттела (форма С)
  4. Морфологический тест жизненных ценностей В.Ф.Сопова, Л.В.Карпушиной;

Эксперимент осуществлялся  на базе Севастопольского городского гуманитарного университета. В обследовании приняли участие студенты второго и пятого курсов.  Общая численность выборки составила 40 человек. Возраст испытуемых от 17 до 25 лет.

Структура работы. Квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения,  списка использованных источников, который включает 41 наименование. Работа содержит пояснительную записку на 4 страницах и графический иллюстративный материал на 8 страницах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ОСМЫСЛЕННОСТИ ЖИЗНИ В ПСИХОЛОГИИ

1.1 Теоретический анализ феномена смысла жизни в западной и отечественной психологии

 

Для современной  психологии характерен рост интереса к смысловой сфере личности, к  понятию «смысл жизни». Растет и  частота использования этого  понятия в самых разных контекстах и в рамках различных теоретических и методологических подходов. В психологии смысл жизни изучается преимущественно под углом зрения того, как и под влиянием каких факторов происходит формирование смысла жизни в индивидуальном развитии, и как сформировавшийся смысл жизни или его отсутствие влияет на жизнедеятельность и сознание личности.

Первой системой научной психологии, обратившейся к  понятию смысла для объяснения поведенческих  проявлений человека, закономерно стал психоанализ. Направленность на раскрытие смысла поступков и непроизвольных реакций человека является главной характеристикой психоаналитического подхода.

В работах З. Фрейда впервые встречается  понятие смысла, включенное в ряд объяснительных понятий научной психологии. Он разработал таксономию смыслов личностных отношений. Обратимся к содержанию, которое вкладывал З. Фрейд в понятие смысла в своих ранних работах. В специальном исследовании, посвященном анализу понятия смысла в работах Фрейда, Р.Шоп выделяет четыре несовпадающих трактовки смысла в различных контекстах. В первом понимании смысл сновидения или смысл символа – это мыслительный процесс, психическое содержание, которое данным сновидением или символом замещается. Второе понимание отождествляет смысл с целью или намерением данного психического акта. Третье понимание отличается от второго добавлением указания на значимость этого акта. И, наконец, четвертое понимание отождествляет смысл действия с лежащими за ним скрытыми мотивами. Как правило, эти мотивы не осознаются, однако не всегда. Сам          З. Фрейд утверждает, однако, что смысл симптомов содержится именно в бессознательных процессах, осознание которых приводит к исчезновению симптома. Фрейд обладал цельным представлением о смысле, однако это понятие, заимствованное из обыденного языка, еще не стало у него полноправным научным термином и не получило однозначной дефиниции. Высказывания отражают, скорее, различные грани, которыми поворачивается описываемое явление (смысл) в тех или иных контекстах [20].

Первое альтернативное по отношению к фрейдовскому развернутое понимание смысла сформулировано в поздних работах А. Адлера, которые во многом близки современному экзистенциально-гуманистическому направлению в психологии.

А. Адлер связывает поведенческие смыслы со смыслом всей жизни личности, с ее жизненным стилем, жизненным планом, с вопросом «Зачем?», поставленным по отношению к анализируемым поступкам, в противоположность фрейдовскому вопросу «Почему?».

Именно  индивидуальный смысл жизни, понимание  которого служит, по А. Адлеру, ключом к пониманию всей личности в целом, выступает у него как одно из центральных объяснительных понятий. Смысл жизни первичен по отношению к смыслам отдельных действий. Согласно А. Адлеру, смысл жизни связан с тремя фундаментальными жизненными проблемами, вытекающими из трех объективных аспектов человеческого бытия. Факт жизни человека на Земле в конкретных условиях существования порождает проблему труда и профессионального самоопределения; факт жизни человека в обществе порождает проблему межличностных отношений, кооперации и дружбы; факт существования двух полов порождает проблему отношений между ними, любви и брака. Смысл жизни определяется этими тремя связями, заключен в них, и правильное решение трех жизненных проблем помогает нам найти его. Он практически складывается уже в первые четыре-пять лет жизни, выступая, естественно, не в виде словесной формулировки знания о смысле, а пронизывая весь стиль жизни личности и определяя направленность поведенческих проявлений [2].

Итак, именно смысл жизни — правильный или ложный — находит отражение во всех поведенческих проявлениях, установках, психических процессах и чертах характера индивида и является источником их смысла. Для того чтобы определить смысл отдельных действий, психолог должен уметь оценить смысл жизни индивида.

Отдельные положения, во многом близкие взглядам Адлера, содержатся в некоторых работах  К. Г. Юнга. Он обращался как к проблеме смысла жизни, так и к проблеме интерпретации смысла сновидений, продуктов фантазии и т.п., хотя нигде понятие смысла не выступало у него предметом специального систематического анализа.

Согласно представлениям К. Г. Юнга, люди стоят перед задачей обнаружить смысл, благодаря которому они вообще могут жить. Смысл жизни связан с постановкой духовных или культурных целей, стремление к которым является необходимым условием душевного здоровья. Нахождение и реализация смысла жизни выступает как специфическая потребность и задача. Также он отмечает, что в молодом возрасте сильнее ориентация на действие, а познание смысла жизни становится важнее в старшем возрасте; важность смысла жизни могут отрицать люди с низкими запросами или не вполне социально приспособленные, а те, кто к этим категориям не относится, столкнутся с этим вопросом наверняка.

К. Г. Юнг прямо называет архетипы и символы источниками, придающими смысл нашей жизни [20].

Таким образом, в психодинамических теориях З. Фрейда, А. Адлера и К. Г. Юнга содержатся в зачаточной форме практически все основные идеи, присущие более поздним подходам к проблеме смысла.

Ощущение смыслоутраты, по признанию многих философов, социологов, психологов и литераторов, является отличительной чертой западного общества в послевоенные десятилетия. Осознание проблемы смысла как общественной проблемы не могло не повлиять и на развитие психологической теории. Помимо простого признания роли смысла жизни для душевного здоровья, возник ряд подходов, сделавших сам смысл предметом теоретического анализа.

Э. Вайскопф-Джолсон отмечает, что имеющиеся определения смысла группируются преимущественно вокруг трех: смысл как интеграция личной и социальной действительности, смысл как объяснение или интерпретация жизни и смысл как жизненная цель или задача. Первое определение самое широкое и включает в себя второе, которое, в свою очередь, включает в себя третье, самое узкое определение. Наиболее развернутые теоретические представления о смысле представлены в теории Ф. Феникса в рамках первого понимания, Дж. Ройса в рамках второго и В. Франкла в рамках третьего понимания смысла. Рассмотрим их в обратном порядке, начиная с самой узкой трактовки смысла как жизненной задачи [16].

Информация о работе Психологические детерминанты осмысленности жизни будущих психологов