Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 23:21, курсовая работа
Цель исследования состоит в выявлении влияния основных индивидуально-типологических факторов на степень осмысленности жизни будущих психологов.
Задачи:
Провести теоретический анализ феномена смысла жизни в западной и отечественной психологии.
Рассмотреть психологические факторы, детерминирующие осмысленность жизни.
Отобрать и апробировать комплекс психодиагностических методов и методик для диагностики психологических детерминант осмысленности жизни у будущих психологов.
Исследовать психологические детерминанты и особенности осмысленности жизни у будущих психологов.
Разработать тренинг развития осмысленности жизни.
ВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ОСМЫСЛЕННОСТИ ЖИЗНИ В ПСИХОЛОГИИ
Теоретический анализ феномена смысла жизни в западной и отечественной психологии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
Психологические факторы, влияющие на осмысленность жизни. . . 23
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТ ОСМЫСЛЕННОСТИ ЖИЗНИ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ
2.1. Организация, методы и методики экспериментального исследования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования психологических детерминант осмысленности жизни будущих психологов. . . . . . . . . . . . . . . . . . .40
2.3. Программа развития осмысленности жизни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. . . . . . . . . . . .
6. С помощью
коэффициента линейной
7. У студентов-психологов отмечается следующая зависимость – при увеличении внутренней готовности самим принимать решения о значимых событиях жизни и нести за них ответственность, повышается осмысленность жизни. Обретение смысла через осознание определенных ценностей, может подталкивать студентов к принятию ответственности за их выбор и осуществление, т.е. осмысленность жизни всегда связана с повышением ответственности за реализацию значимых смыслов. При этом, чем более осмысленной считают студенты свою жизнь, тем выше отмечается у них ответственность за происходящие в ней события.
8. У студентов с высокими показателями осмысленности жизни выявлено стремление к самосовершенствованию, получению морального удовлетворения во всех сферах жизни и стремление к реализации своих творческих способностей.
9. Студенты, имеющие высокий уровень осмысленности жизни, являются более сдержанными в проявлении своих эмоций, находящихся под контролем сознания. Общий эмоциональный фон носит чаще положительную окраску, менее выражены тревожные проявления, психологи данной группы эмоционально не зависят от личностно значимых лиц.
10. Неспособность студентов найти смысл в общей направленности жизни связана с такими психологическими детерминантами, как перекладывание ответственности за события своей жизни на внешние факторы, тенденция самодостаточности, поиск конкретной выгоды от взаимных отношений, результатов деятельности, подавленность творческих наклонностей, замкнутость, эмоциональная неустойчивость, зависимость, тревожность, низкий самоконтроль.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социально-экономические преобразования, происходящие в нашем обществе, создают для большинства молодых людей трудности в определении верных жизненных стратегий. Часто после поступления в вуз студенты вынуждены устраиваться на низкоквалифицированные рабочие места, не связанные с их будущей профессией, и ориентироваться на быстрый заработок. Это влияет на общий уровень подготовки будущих специалистов, а также способствует возникновению у молодых людей ощущения духовной пустоты и бессмысленности жизни. Особенно значима данная проблема для студентов психологического факультета, поскольку, сфера будущей деятельности и основные профессиональные компетенции, формирующиеся у студентов, лежат в системе «человек-человек».
В психологии смысл жизни изучается преимущественно под углом зрения того, как и под влиянием каких факторов происходит формирование смысла жизни в индивидуальном развитии, и как сформировавшийся смысл жизни или его отсутствие влияет на жизнедеятельность и сознание личности.
В психодинамических теориях З. Фрейда, А. Адлера, К. Г. Юнга содержатся в зачаточной форме практически все основные идеи, присущие более поздним подходам к проблеме смысла. Представление о смысле как о жизненной задаче подробно разработано в теории личности и психотерапии В. Франкла. Для В. Франкла обретение и реализация смысла выступает как стоящая перед человеком задача, на решение которой он направляет все свои усилия, причем успех в ее решении не гарантирован, а неудача приводит к серьезным нарушениям личностного развития. Согласно Дж. Ройсу, смысл возникает как функция внутренней структуры индивида, структуры вне его и структуры взаимодействия организм – среда. Ф. Феникс дает наиболее подробное аналитическое описание самого смысла, выделяет параметры смысла.
Согласно отечественным исследователям, смысл жизни – это особое психическое образование, имеющее свою специфику возникновения, свои этапы развития и становления, свою структуру, меру упорядоченности и свое содержание. Понятие смысла жизни стоит несколько особняком по отношению к другим понятиям – смысловой установке, мотиву, смысловой диспозиции, смысловому конструкту, личностной ценности и динамической смысловой системе.
Ключевым показателем наличия смысла является осмысленность жизни. Осмысленность жизни можно рассматривать как энергетическую характеристику смысловой сферы, количественную меру степени и устойчивости направленности жизнедеятельности субъекта на какой-то смысл. Согласно С. Л. Франку, жизнь становится осмысленной через самоотдачу, самореализацию в деятельности; через присвоение, использование того, что создано другими; через масштаб самоопределения и самоуправления.
Одним из ответственных периодов формирования личности, который включает осознание смысла жизни и ее целей, является юношеский возраст. Однако у молодых людей часто отмечается неготовность к самостоятельному принятию решений и дефиците навыков осмысленного управления своей жизнью, говорящие о повышенном инфантилизме, конформности, низком уровне развития рефлексии.
Теоретический анализ психологических
положений отечественных и
Проведенное эмпирическое исследование показало, что у большинства студентов-психологов осмысленность жизни высокая. Студенты имеют цели в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Они воспринимают сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом, удовлетворены прожитой частью жизни, считают ее продуктивной и осмысленной. Убеждены, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Также представляют человека как сильную личность, обладающую достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле.
Существуют значимые различия между студентами второго и пятого курсов. У студентов второго курса цели, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу, менее выражены. Среди пятого курса больше студентов, которые полагают, что они добились сами всего хорошего, способны с успехом преследовать свои цели и в силах самим контролировать свои неформальные отношения с другими, вызывать к себе уважение и симпатию. Для студентов пятого курса духовно-нравственные ценности (духовное удовлетворение, креативность, социальные контакты) имеют большее значение, чем для студентов второго курса. Также для студентов пятого курса более характерны такие индивидуально-типологические особенности, как спокойствие, уверенность в себе, высокий самоконтроль, общительность и независимость.
Установлена
детерминированность
У студентов-психологов отмечается следующая зависимость – при увеличении внутренней готовности самим принимать решения о значимых событиях жизни и нести за них ответственность, повышается осмысленность жизни. Обретение смысла через осознание определенных ценностей, может подталкивать студентов к принятию ответственности за их выбор и осуществление, т.е. осмысленность жизни всегда связана с повышением ответственности за реализацию значимых смыслов. При этом, чем более осмысленной считают студенты свою жизнь, тем выше отмечается у них ответственность за происходящие в ней события.
У студентов с высокими показателями осмысленности жизни выявлено стремление к самосовершенствованию, получению морального удовлетворения во всех сферах жизни и стремление к реализации своих творческих способностей. Также студенты, имеющие высокий уровень осмысленности жизни, являются более сдержанными в проявлении своих эмоций, находящихся под контролем сознания. Общий эмоциональный фон носит чаще положительную окраску, менее выражены тревожные проявления, психологи данной группы эмоционально не зависят от личностно значимых лиц.
Неспособность студентов
найти смысл в общей
Для развития осмысленности
жизни нами предложен социально-
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991. – 299 с.
2. Адлер А.
Практика и теория индивидуальн
3. Алексеева В. Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психол. журн. – Т.5. – 1984. – № 5. – С. 63-70.
4. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. – М., 1976. – 158 с.
5. Битянова Н. Р. Психология личностного роста. Практическое пособие по проведению тренинга личностного роста психологов, педагогов, социальных работников. – М., 1995. – 64 с.
6. Бодалев A. A. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во МГУ, 1982. – 192 с.
7. Братусь Б. С. К изучению смысловой сферы личности//Вестник МГУ. Серия 14. Психология. – 1981. – №2. – С.46-56.
8. Будинайте Г.Л., Корнилова Т.В. Личностные ценности и личностные предпочтения субъекта // Вопросы психологии. – 1993. – № 3. – С. 99-105.
9. Бурлачук Л. Ф., Коржова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций. – М., 1998. – 263 с.
10. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по
Информация о работе Психологические детерминанты осмысленности жизни будущих психологов