Психологические детерминанты осмысленности жизни будущих психологов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 23:21, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в выявлении влияния основных индивидуально-типологических факторов на степень осмысленности жизни будущих психологов.
Задачи:
Провести теоретический анализ феномена смысла жизни в западной и отечественной психологии.
Рассмотреть психологические факторы, детерминирующие осмысленность жизни.
Отобрать и апробировать комплекс психодиагностических методов и методик для диагностики психологических детерминант осмысленности жизни у будущих психологов.
Исследовать психологические детерминанты и особенности осмысленности жизни у будущих психологов.
Разработать тренинг развития осмысленности жизни.

Содержание работы

ВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ОСМЫСЛЕННОСТИ ЖИЗНИ В ПСИХОЛОГИИ
Теоретический анализ феномена смысла жизни в западной и отечественной психологии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
Психологические факторы, влияющие на осмысленность жизни. . . 23
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТ ОСМЫСЛЕННОСТИ ЖИЗНИ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ
2.1. Организация, методы и методики экспериментального исследования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования психологических детерминант осмысленности жизни будущих психологов. . . . . . . . . . . . . . . . . . .40
2.3. Программа развития осмысленности жизни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. . . . . . . . . . . .

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 841.00 Кб (Скачать файл)

Представление о  смысле как о жизненной задаче подробно разработано в теории личности и психотерапии Виктора Франкла. В своем учении он выделяет три основные части: учение о стремлении к смыслу, учение о смысле жизни и учение о свободе воли.

Стремление  к поиску и реализации человеком  смысла своей жизни В. Франклом рассматривается как врожденная мотивационная тенденция, присущая всем людям и являющаяся основным двигателем поведения и развития личности. Из жизненных наблюдений, клинической практики и разнообразных эмпирических данных В. Франкл заключает, что для того, чтобы жить и активно действовать, человек должен верить в смысл, которым обладают его поступки.

Отсутствие  смысла порождает у человека состояние, которое Франкл называет экзистенциальным вакуумом. Именно экзистенциальный вакуум является причиной, порождающей в широких масштабах специфические «ноогенные неврозы». Необходимым же условием психического здоровья является определенный уровень напряжения, возникающего между человеком, с одной стороны, и локализованным во внешнем мире объективным смыслом, который ему предстоит осуществить, – с другой [35].

В психологической структуре личности В. Франкл выделяет особое «ноэтическое измерение», в котором локализованы смыслы. Это измерение несводимо к измерениям биологического и психологического существования человека.

Для того чтобы  дать содержательную характеристику возможных позитивных смыслов, он вводит представление о ценностях – смысловых универсалиях, кристаллизовавшихся в результате обобщения типичных ситуаций, с которыми обществу или человечеству пришлось сталкиваться. Это позволяет обобщить возможные пути, посредством которых человек может сделать свою жизнь осмысленной: с помощью того, что мы даем жизни; с помощью того, что мы берем от мира и посредством позиции, которую мы занимаем по отношению к судьбе, которую мы не в состоянии изменить. Выделяются три группы ценностей: ценности творчества, ценности переживания и ценности отношения.

Человек несет  ответственность за осуществление  уникального смысла своей жизни. Согласно взглядам В. Франкла, стремление, порождаемое смыслом, требует постоянного принятия индивидом решения, желает ли он осуществить его в данной ситуации, или нет. Осуществляя смысл своей жизни, человек тем самым осуществляет себя.

В. Франкл вводит понятие сверхсмысла. Речь идет о смысле того целого, в свете которого приобретает смысл человеческая жизнь, т.е. о смысле Вселенной, о смысле бытия, о смысле истории. Сверхсмысл осуществляется независимо от жизни отдельных индивидов. Основной тезис учения В. Франкла о смысле жизни: жизнь человека не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах; смысл жизни всегда может быть найден. Основной тезис третьего учения Франкла – учения о свободе воли – гласит, что человек свободен найти и реализовать смысл жизни, даже если его свобода заметно ограничена объективными обстоятельствами [35].

Таким образом, идея смысла жизни как интегрирующего фактора человеческой жизни, намеченная в работах А. Адлера и К. Г. Юнга, легла у В. Франкла в основу теории личности и была разработана им весьма детально.

Иная  трактовка смысла в его интегрирующей функции – как интерпретации жизни – представлена теорией личности и индивидуальных различий, разработанной канадским философом и психологом Дж. Ройсом совместно с А. Пауэллом. Они полагают, что понятие личностного смысла является не только наиболее молярным и диффузным, но также и наиболее важным психологическим понятием.

В построенной ими иерархической системно-факторной модели личности смысл занимает вершину иерархии. Основной функцией интегративной сверхсистемы, обозначаемой термином «личность», является, по Дж. Ройсу и А. Пауэллу, поддержание, оптимизация и стабилизация личностного смысла, который рассматривается как чисто субъективное образование. В поиске личностного смысла человек сталкивается с тремя вопросами: в каком мире я живу? как я могу прожить свою жизнь, чтобы наилучшим образом удовлетворить мои потребности и ценности? кто я? Отвечая на эти вопросы, человек формирует свою картину мира, стиль жизни и образ своего Я.

Путь к обретению смысла связан, по Дж. Ройсу, с более высоким уровнем осознания действительности. Он отмечает роль ценностей, выступающих как мост между смыслом и личностью. Смысл возникает как функция внутренней структуры индивида, структуры вне его и структуры взаимодействия организм – среда.

  Личностный смысл, согласно представлениям Дж. Ройса и А. Пауэлла, развивается в течение жизни, смещаясь с физиологических потребностей в младенческом возрасте на ценности в возрасте более старшем; в целом с возрастом усиливается его экзистенциальная ориентация. Наконец, как и многие другие авторы, Дж. Ройс считает фрустрацию потребности в смысле причиной ряда психологических расстройств, образующих ядро того, что принято называть психическими заболеваниями [20].

Наиболее развернутым  подходом к смыслу в аспекте интеграции личной и социальной действительности является теория Ф. Феникса. Ф. Феникс связывает саму сущность человека с его направленностью на осуществление смысла. Он пишет, что о смыслах следует говорить во множественном числе. Все возможное многообразие человеческих смыслов сводится к шести смысловым реальностям: символике, эмпирике, эстетике, синноэтике, этике и синоптике.

Символика включает в себя языковые и другие, в том  числе недискурсивные символические  структуры, служащие для выражения  и коммуникации любых смыслов. Эмпирика содержит фактическое знание о действительности. Эстетика охватывает разные виды искусства, содержанием которых является воплощенная в значимых смыслах уникальная субъективность автора. Синноэтика охватывает сферу значимых межличностных отношений. Этика связана со смыслами человеческих моральных обязанностей и добровольно принимаемых решений. Синоптика имеет дело с интегративными смыслами, объединяющими в единую перспективу смыслы, принадлежащие ко всем остальным реальностям.

Шесть смысловых  реальностей взаимосвязаны и  являются частями единой иерархической  смысловой системы.

Из всех авторов, рассматривавших смысл как интегративную  структуру личности, Ф. Феникс дает наиболее подробное аналитическое описание самого смысла. Он выделяет четыре параметра смысла:

1) переживание,  рефлексивное самоосознание, опосредующее поведенческие реакции;

2) логические  принципы структурирования этого  переживания; 

3) выбор значимых  смыслов из множества потенциальных  комбинаций и разработка их  в русле сложившихся в цивилизации традиций;

4) выражение  смысловых структур посредством соответствующих символических форм.

Очень важна  такая принципиальная характеристика смыслов, как их социальность [33].

В отечественной психологической науке проблематика смысла детально рассматривается в рамках "вершинной психологии" Л. С. Выготского, работах С. Л. Рубинштейна, парадигме смысловой регуляции деятельности                     (Б. С. Братусь, И. А. Васильев, Ф. Е. Василюк, Б. В. Зейгарник, В. А. Иванников, Д. А. Леонтьев, Е. В. Эйдман) и ряде других современных подходов.

Д. А. Леонтьев определяет смысл жизни в феноменологическом аспекте как более или менее адекватное переживание интенциональной направленности собственной жизни. С психологической точки зрения  главным является не осознанное представление о смысле жизни, а насыщенность реальной повседневной жизни реальным смыслом. Именно объективно сложившаяся направленность жизни несет в себе истинный смысл, а любые попытки сконструировать себе смысл жизни интеллектуальным актом будут быстро опровергнуты самой жизнью. Смысл жизни, по Д. А. Леонтьеву, это концентрированная описательная характеристика наиболее стержневой и обобщенной динамической смысловой системы, ответственной за общую направленность жизни субъекта как целого [27].

Согласно представлениям Б. С. Братуся, смысле жизни как потребность существует на фундаментальном противоречии между ограниченностью, смертностью индивидуального бытия и универсальностью родовой сущности человека [7].

Функцию смысла жизни как психологического механизма, существенно обуславливающего поведение  человека и становление его личности, рассматривает в своих трудах и В. Э. Чудновский.

В. Э. Чудновский пишет, что, употребляя понятие «смысл», обычно имеют в виду два аспекта значения этого термина: во-первых, он отсылает нас к сути, главному, основному в данном предмете, явлении; во-вторых, он указывает нам на личностную значимость для человека этой сути, этого главного, основного. Первый из этих аспектов указывает на наличие определенной внутренней иерархии: есть нечто более важное и менее важное; подразумевается, что есть и критерий, позволяющий выявлять эти соотношения. Второй аспект указывает на мотивирующее значение смысла для жизни человека. Феномен смысла жизни включает  оба аспекта этого понятия [37].

В работах В. Э. Чудновского смысл жизни – это не только определенный

набор идей, убеждений  и целей. Это особое психическое образование, имеющее свою специфику возникновения, свои этапы развития и становления, свою структуру, меру упорядоченности и свое содержание. Он полагает, что как правило, смысл жизни не исчерпываются одной, хотя бы и очень важной идеей или целью, а представляет собой сложный, частично упорядоченный комплекс «больших» и «малых» смыслов и целей. Все они, как по отдельности, так и в самых различных сочетаниях, находятся в процессе постоянного изменения, уточнения, развития под воздействием соприкосновения с реальностью при попытках их реализации.  Обретенный и осознанный человеком смысл жизни приобретает определенную независимость от породивших его условий и обстоятельств и оказывает существенное влияние на жизнь и судьбу человека.

Определение смысложизненной доминанты – это  лишь один из аспектов процесса поиска смысла жизни. По мнению В. Э. Чудновского, очень важно установить, насколько данная доминанта продуктивна, в какой мере она способствует позитивному развитию личности. В этой связи следует изучать адекватность смысла жизни как одну из его основных характеристик.

В. Э. Чудновский выделяет и исследует следующие характеристики адекватности смысла жизни:

1. реалистичность смысла жизни – то есть его соответствие, с одной стороны, наличным объективным условиям, необходимым для его реализации, с другой – индивидуальным возможностям человека;

2. конструктивность смысла жизни – то есть его характеристику, отражающую степень его позитивного (негативного) влияния на процесс становления личности и успешность деятельности человека;

3. оптимальность смысла жизни – то есть его обобщающую, интегративную характеристику, соединяющую в себе его реалистичность и конструктивность по отношению к совокупности внешних и внутренних факторов [38].

Оптимальный смысл  жизни можно охарактеризовать как  гармоничную структуру смысложизненных ориентаций, существенно обусловливающую высокую успешность в различных областях деятельности, максимальное раскрытие способностей и индивидуальности человека, его эмоциональный комфорт, проявляющийся в переживании полноты жизни и удовлетворенностью ею.

Г. Л. Тульчинский выделяет три аспекта проблемы смысла жизни:

1) смысл  жизни как социально-идеологическая  модель должного;

2) как  объективная направленность жизнедеятельности, которая может и не осознаваться;

3) как  субъективно осознаваемый смысл. 

Иные  аспекты выделяются И. Ф. Вединым:    

1) объективные основания смысла;

2) реализация  этих оснований; 

3) представления о смысле.

На  уровне индивидуальной личности обе  эти схемы сливаются в одну базовую оппозицию: объективная  осмысленность жизни — субъективные представления о смысле [27].

Можно утверждать, что жизнь любого человека, поскольку она к чему-то устремлена, объективно имеет смысл, который может не осознаваться человеком до самой смерти. Вместе с тем жизненные ситуации могут ставить перед человеком задачу на осознание смысла своей жизни. Осознать и сформулировать смысл своей жизни – значит оценить свою жизнь целиком.

Возможны четыре варианта отношений между смыслом жизни и сознанием.

1. Неосознанная  удовлетворенность. Это жизнь, протекающая гладко и без рефлексии и приносящая чувство удовлетворения, не побуждая к раздумьям о ее смысле.

2. Неосознанная неудовлетворенность. Человек испытывает фрустрацию, пустоту, неудовлетворенность, не осознавая причин этого.

3. Осознанная неудовлетворенность. Человек испытывает чувство отсутствия смысла и активно, осознанно и целенаправленно этот смысл ищет.

4. Осознанная  удовлетворенность. Человек в состоянии дать себе отчет в смысле своей жизни, это осознанное представление не расходится с реальной направленностью жизни и вызывает положительные эмоции.

Отдельно  следует отметить пятый случай – вытеснение смысла жизни, когда адекватное осознание объективной направленности жизни несет в себе угрозу для самоуважения. Если жизнь человека объективно имеет недостойный, мелкий или, более того, аморальный смысл, то осознание этого ставит под угрозу самоотношение личности. Чтобы сохранить самоуважение, субъект внутренне бессознательно отрекается от истинного смысла своей реальной жизни и заявляет, что его жизнь лишена смысла. На деле за этим стоит то, что его жизнь лишена достойного смысла, а не то, что она не имеет смысла вообще [15].

В типологии Ю. В. Александровой учитываются три варианта соотношения объективного смысла жизни, соответствующего высшей мотивации, и субъективного, принятого самим человеком. В первом варианте они соответствуют друг другу, во втором объективный смысл вытесняется из осознания, оставляя переживание вакуума, и в третьем он вытесняется из сознания, замещаясь в нем другим – субъективным смыслом, не совпадающим с объективным. В последнем случае мы имеем дело с тем, что В. Э. Чудновский характеризует как смыслы-эрзацы, которые как будто дают возможность человеку легко и быстро достичь удовлетворения жизнью, минуя трудности поиска ее подлинного смысла. К таким эрзацам относятся, в частности, алкоголизм и наркомания [27].

Информация о работе Психологические детерминанты осмысленности жизни будущих психологов