Психологические детерминанты осмысленности жизни будущих психологов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 23:21, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в выявлении влияния основных индивидуально-типологических факторов на степень осмысленности жизни будущих психологов.
Задачи:
Провести теоретический анализ феномена смысла жизни в западной и отечественной психологии.
Рассмотреть психологические факторы, детерминирующие осмысленность жизни.
Отобрать и апробировать комплекс психодиагностических методов и методик для диагностики психологических детерминант осмысленности жизни у будущих психологов.
Исследовать психологические детерминанты и особенности осмысленности жизни у будущих психологов.
Разработать тренинг развития осмысленности жизни.

Содержание работы

ВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ОСМЫСЛЕННОСТИ ЖИЗНИ В ПСИХОЛОГИИ
Теоретический анализ феномена смысла жизни в западной и отечественной психологии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
Психологические факторы, влияющие на осмысленность жизни. . . 23
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТ ОСМЫСЛЕННОСТИ ЖИЗНИ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ
2.1. Организация, методы и методики экспериментального исследования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования психологических детерминант осмысленности жизни будущих психологов. . . . . . . . . . . . . . . . . . .40
2.3. Программа развития осмысленности жизни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. . . . . . . . . . . .

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 841.00 Кб (Скачать файл)

 

Анализ обобщенных данных позволяет сделать вывод, что у 53,3% испытуемых определяется интернальный тип контроля, у 46,7% испытуемых тип контроля экстернальный.

Следовательно, 53,3% испытуемые считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять, и чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. 46,7% студентов имеют экстернальный тип контроля. Они не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями их жизни, не считают себя способными контролировать их развитие и полагают, что большинство их является результатом случая или действия других людей.

Шкала интернальности в области достижений. 73,3% испытуемых имеют интернальный тип контроля в данной области, 26,7% – экстернальный тип контроля в области достижений.

Следовательно, 73,3% студентов второго курса считают, что они добились сами всего хорошего, что было и есть в их жизни, и что они способны с успехом преследовать свои цели и в будущем. 26,7% испытуемых приписывают свои успехи, достижения и радости внешним обстоятельствам.

Шкала интернальности в области неудач. 60,0% студентов второго курса имеют интернальный тип контроля, у 40,0% испытуемых тип контроля в данной области экстернальный.

Это значит, что 60,0% имеют развитое чувство субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных неудачах, неприятностях, страданиях. 40,0% студентов склонны приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатом невезения.

Шкала интернальности в семейных отношениях. 53,3% имеют интернальныйй тип контроля в семейных отношениях, 46,7% - экстернальный.

Данные результаты свидетельствуют о том, что 53,3% студентов второго курса считают себя ответственными за события их семейной жизни. 46,7% считают не себя, а своих партнеров причиной значимых ситуаций, возникающих в их семье.

Шкала интернальности в области производственных отношений. У 33,3% тип контроля в данной области интернальный,  у 66,7% – экстернальный.

Следовательно, 33,3% испытуемых считают свои действия важным фактором в организации собственной производственной деятельности, в складывающихся отношениях в коллективе, в своем продвижении. 66,7% студентов склонны придавать более важное значение внешним обстоятельствам – руководству, сотрудникам, везению-невезению.

Шкала интернальности в области межличностных отношений. 86,7% имеют интернальный тип контроля в данной области, 13,3% - экстернальный тип контроля.

Это значит, что 86,7% студентов второго курса считают себя в силах контролировать свои неформальные отношения с другими людьми, вызывать к себе уважение и симпатию. 13,3% не считают себя способным активно формировать свой круг общения, склонны считать свои отношения результатом действия своих партнеров.

Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни. Для 73,3% студентов характерен интернальный тип контроля, 26,7% имеют экстернальный тип контроля в данной области.

Следовательно, 73,3% испытуемых считают себя во многом ответственными за свое здоровье, полагают, что выздоровление во многом зависит от их действий. 26,7% считают здоровье и болезнь результатом случая и надеются на то, что выздоровление придет в результате действий других людей, прежде всего врачей. Более наглядно результаты диагностики уровня субъективного контроля студентов второго курса представлены ниже.

Рисунок 2.3. Процентное распределение уровней по шкалам «УСК» у студентов второго курса

 

Анализ представленного графически процентного распределения позволяет сделать вывод о том, что наиболее представленной категорией в данной группе являются  студенты с интернальным типом контроля, а именно в таких областях, как межличностные отношения, достижения, здоровье, неудачи, семейные отношения. Но в области производственных отношений преобладают студенты с экстернальным типом контроля.

Общие результаты диагностики уровня субъективного контроля у студентов пятого курса представлены в Приложении Е.

Обобщенные результаты исследования уровня субъективного контроля представлены ниже в таблице 2.5.

Анализ обобщенных данных позволяет сделать вывод, что у 72,0% испытуемых определяется интернальный тип контроля, у 28,0% испытуемых тип  контроля экстернальный.

Следовательно, 72,0% испытуемые считают, что большинство  важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять, и чувствуют свою собственную  ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. 28,0% студентов имеют экстернальный тип контроля. Они не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями их жизни, не считают себя способными контролировать их развитие и полагают, что большинство их является результатом случая или действия других людей.

Таблица 2.5

Распределение студентов пятого курса по уровням субъективного контроля          (тест-опросник «УСК» Е. Ф. Бажин, А. М. Эткинд)

Шкалы интернальности

Тип контроля

Интернальный

Экстернальный

кол-во чел.

% от выборки

кол-во чел.

% от выборки

Область достижений

25

100,0

0

0,0

Область неудач

12

48,0

13

52,0

Семейные отношения

15

60,0

10

40,0

Производствен. отношения

7

28,0

18

72,0

Межличностные отношения

25

100,0

0

0,0

Здоровье и  болезнь

18

72,0

7

28,0

Общая интернальность

18

72,0

7

28,0


 

Шкала интернальности в области достижений. 100,0% испытуемых имеют интернальный тип контроля в данной области.

Следовательно, все студенты пятого курса считают, что они добились сами всего хорошего, что было и есть в их жизни, и что они способны с успехом преследовать свои цели и в будущем.

Шкала интернальности в области  неудач. 48,0% студентов пятого курса имеют интернальный тип контроля, у 52,0% испытуемых тип контроля в данной области экстернальный.

Это значит, что 48,0% имеют развитое чувство субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных неудачах, неприятностях, страданиях. 52,0% студентов склонны приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатом невезения.

Шкала интернальности в семейных отношениях. 60,0% имеют интернальныйй тип контроля в семейных отношениях, 40,0% - экстернальный.

Данные результаты свидетельствуют  о том, что 60,0% студентов пятого курса считают себя ответственными за события их семейной жизни. 40,0% считают не себя, а своих партнеров причиной значимых ситуаций, возникающих в их семье.

Шкала интернальности в области  производственных отношений. У 28,0% тип контроля в данной области интернальный,  у 72,0% – экстернальный.

Следовательно, 28,0% испытуемых считают свои действия важным фактором в организации собственной производственной деятельности, в складывающихся отношениях в коллективе, в своем продвижении. 72,0% студентов склонны придавать более важное значение внешним обстоятельствам – руководству, сотрудникам, везению-невезению.

Шкала интернальности в области  межличностных отношений. 100,0% имеют интернальный тип контроля в данной области.

Это значит, что 100,0% студентов пятого курса считают себя в силах контролировать свои неформальные отношения с другими людьми, вызывать к себе уважение и симпатию.

Шкала интернальности в отношении  здоровья и болезни. Для 72,0% студентов характерен интернальный тип контроля, 28,0% имеют экстернальный тип контроля в данной области.

Следовательно, 72,0% испытуемых считают себя во многом ответственными за свое здоровье, полагают, что выздоровление во многом зависит от их действий. 28,0% считают здоровье и болезнь результатом случая и надеются на то, что выздоровление придет в результате действий других людей, прежде всего врачей.

Более наглядно результаты диагностики уровня субъективного контроля студентов пятого курса представлены ниже.

Рисунок 2.4. Процентное распределение уровней по шкалам «УСК» у студентов пятого курса

 

Анализ представленного графически процентного распределения позволяет сделать вывод о том, что наиболее представленной категорией в данной группе являются  студенты с высоким уровнем субъективного контроля в таких областях как достижения, межличностные и семейные отношения, здоровье. В области неудач и производственных отношений преобладают студенты с экстернальным типом контроля.

Различия в  уровне субъективного контроля у студентов второго и пятого курсов оценивались с помощью углового преобразования Фишера. Полученные результаты представлены в таблице 2.6.

Как видно из показателей таблицы статистически значимые различия обнаружены по шкалам интернальности в области достижений и межличностных отношений между студентами второго и пятого курсов.

Это значит, что среди  пятого курса, по сравнению со вторым, больше студентов, которые полагают, что они добились сами всего хорошего, способны с успехом преследовать свои цели и в силах самим контролировать свои неформальные отношения с другими, вызывать к себе уважение и симпатию.

С целью определения  жизненных ценностей у студентов второго и пятого курсов проведена диагностика с помощью морфологического теста жизненных ценностей (В. Ф. Сопов, Л. В. Карпушина).

Таблица 2.6

Величина угла φ (рад) и значение  углового преобразования Фишера для   уровней субъективного контроля у студентов второго и пятого курсов

№ п/п

Шкалы

Интернальный тип контроля

 

Экстернальный тип контроля

 

величина угла φ   (рад),      2 курс

величина угла φ   (рад),      5 курс

φэ

величина угла φ   (рад),      2 курс

величина угла φ   (рад),      5 курс

φэ

1

Ид

2,056

3,142

3,33 значимы р=0,01

1,086

0

3,33 значимы р=0,01

2

Ин

1,772

1,531

0,74

1,369

1,611

0,74

3

Ис

1,637

1,772

0,41

1,505

1,369

0,41

4

Ип

1,23

1,115

0,35

1,911

2,026

0,35

5

Им

2,231

3,142

2,29 значимы р=0,01

0,747

0

2,29 значимы р=0,01

6

Из

2,056

2,026

0,08

1,086

1,115

0,08

7

Ио

1,637

2,026

1,19

1,505

1,115

1,19


 

Общие результаты диагностики жизненных ценностей  у студентов второго курса представлены в Приложении Ж. Обобщенные результаты исследования уровней жизненных ценностей студентов второго курса представлены ниже.

Анализ обобщенных данных позволяет сделать следующие выводы.

40,0% студентов второго курса по шкале «Саморазвитие»  имеют высокий уровень, 20,0% - низкий уровень.

Это значит, что 40,0% студентов  стремятся получать объективную информацию об особенностях своего характера, способностей, других характеристиках своей личности. Также они стремятся к самосовершенствованию, серьезно относятся к своим обязанностям, компетентности в делах, снисходительны к людям и их недостаткам и требовательны к себе.

Таблица 2.7

Распределение студентов второго курса по уровням жизненных ценностей (методика МТЖЦ В. Ф. Сопов, Л. В. Карпушина)

Жизненные ценности

Уровни

Высокий

Средний

Низкий

кол-во    чел.

% от выборки

кол-во чел.

% от выборки

кол-во чел.

% от выборки

Саморазвитие

6

40,0

6

40,0

3

20,0

Духовное удовлетворение

5

33,3

5

33,3

5

33,3

Креативность

5

33,3

6

40,0

4

26,7

Социальные  контакты

2

13,3

7

46,7

6

40,0

Престиж

3

20,0

6

40,0

6

40,0

Достижения

5

33,3

4

26,7

6

40,0

Материальное  положение

7

46,7

6

40,0

2

13,3

Сохранение  индив-ти

6

40,0

5

33,3

4

26,7

Информация о работе Психологические детерминанты осмысленности жизни будущих психологов