Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 23:21, курсовая работа
Цель исследования состоит в выявлении влияния основных индивидуально-типологических факторов на степень осмысленности жизни будущих психологов.
Задачи:
Провести теоретический анализ феномена смысла жизни в западной и отечественной психологии.
Рассмотреть психологические факторы, детерминирующие осмысленность жизни.
Отобрать и апробировать комплекс психодиагностических методов и методик для диагностики психологических детерминант осмысленности жизни у будущих психологов.
Исследовать психологические детерминанты и особенности осмысленности жизни у будущих психологов.
Разработать тренинг развития осмысленности жизни.
ВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ОСМЫСЛЕННОСТИ ЖИЗНИ В ПСИХОЛОГИИ
Теоретический анализ феномена смысла жизни в западной и отечественной психологии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
Психологические факторы, влияющие на осмысленность жизни. . . 23
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТ ОСМЫСЛЕННОСТИ ЖИЗНИ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ
2.1. Организация, методы и методики экспериментального исследования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования психологических детерминант осмысленности жизни будущих психологов. . . . . . . . . . . . . . . . . . .40
2.3. Программа развития осмысленности жизни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. . . . . . . . . . . .
Анализ обобщенных данных позволяет сделать вывод, что у 53,3% испытуемых определяется интернальный тип контроля, у 46,7% испытуемых тип контроля экстернальный.
Следовательно, 53,3% испытуемые считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять, и чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. 46,7% студентов имеют экстернальный тип контроля. Они не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями их жизни, не считают себя способными контролировать их развитие и полагают, что большинство их является результатом случая или действия других людей.
Шкала интернальности в области достижений. 73,3% испытуемых имеют интернальный тип контроля в данной области, 26,7% – экстернальный тип контроля в области достижений.
Следовательно, 73,3% студентов второго курса считают, что они добились сами всего хорошего, что было и есть в их жизни, и что они способны с успехом преследовать свои цели и в будущем. 26,7% испытуемых приписывают свои успехи, достижения и радости внешним обстоятельствам.
Шкала интернальности в области неудач. 60,0% студентов второго курса имеют интернальный тип контроля, у 40,0% испытуемых тип контроля в данной области экстернальный.
Это значит, что 60,0% имеют развитое чувство субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных неудачах, неприятностях, страданиях. 40,0% студентов склонны приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатом невезения.
Шкала интернальности в семейных отношениях. 53,3% имеют интернальныйй тип контроля в семейных отношениях, 46,7% - экстернальный.
Данные результаты свидетельствуют о том, что 53,3% студентов второго курса считают себя ответственными за события их семейной жизни. 46,7% считают не себя, а своих партнеров причиной значимых ситуаций, возникающих в их семье.
Шкала интернальности в области производственных отношений. У 33,3% тип контроля в данной области интернальный, у 66,7% – экстернальный.
Следовательно, 33,3% испытуемых считают свои действия важным фактором в организации собственной производственной деятельности, в складывающихся отношениях в коллективе, в своем продвижении. 66,7% студентов склонны придавать более важное значение внешним обстоятельствам – руководству, сотрудникам, везению-невезению.
Шкала интернальности в области межличностных отношений. 86,7% имеют интернальный тип контроля в данной области, 13,3% - экстернальный тип контроля.
Это значит, что 86,7% студентов второго курса считают себя в силах контролировать свои неформальные отношения с другими людьми, вызывать к себе уважение и симпатию. 13,3% не считают себя способным активно формировать свой круг общения, склонны считать свои отношения результатом действия своих партнеров.
Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни. Для 73,3% студентов характерен интернальный тип контроля, 26,7% имеют экстернальный тип контроля в данной области.
Следовательно, 73,3% испытуемых считают себя во многом ответственными за свое здоровье, полагают, что выздоровление во многом зависит от их действий. 26,7% считают здоровье и болезнь результатом случая и надеются на то, что выздоровление придет в результате действий других людей, прежде всего врачей. Более наглядно результаты диагностики уровня субъективного контроля студентов второго курса представлены ниже.
Рисунок 2.3. Процентное распределение уровней по шкалам «УСК» у студентов второго курса
Анализ представленного графически процентного распределения позволяет сделать вывод о том, что наиболее представленной категорией в данной группе являются студенты с интернальным типом контроля, а именно в таких областях, как межличностные отношения, достижения, здоровье, неудачи, семейные отношения. Но в области производственных отношений преобладают студенты с экстернальным типом контроля.
Общие результаты диагностики уровня субъективного контроля у студентов пятого курса представлены в Приложении Е.
Обобщенные результаты исследования уровня субъективного контроля представлены ниже в таблице 2.5.
Анализ обобщенных данных позволяет сделать вывод, что у 72,0% испытуемых определяется интернальный тип контроля, у 28,0% испытуемых тип контроля экстернальный.
Следовательно, 72,0% испытуемые считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять, и чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. 28,0% студентов имеют экстернальный тип контроля. Они не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями их жизни, не считают себя способными контролировать их развитие и полагают, что большинство их является результатом случая или действия других людей.
Таблица 2.5
Распределение студентов пятого курса по уровням субъективного контроля (тест-опросник «УСК» Е. Ф. Бажин, А. М. Эткинд)
Шкалы интернальности |
Тип контроля | |||
Интернальный |
Экстернальный | |||
кол-во чел. |
% от выборки |
кол-во чел. |
% от выборки | |
Область достижений |
25 |
100,0 |
0 |
0,0 |
Область неудач |
12 |
48,0 |
13 |
52,0 |
Семейные отношения |
15 |
60,0 |
10 |
40,0 |
Производствен. отношения |
7 |
28,0 |
18 |
72,0 |
Межличностные отношения |
25 |
100,0 |
0 |
0,0 |
Здоровье и болезнь |
18 |
72,0 |
7 |
28,0 |
Общая интернальность |
18 |
72,0 |
7 |
28,0 |
Шкала интернальности в области достижений. 100,0% испытуемых имеют интернальный тип контроля в данной области.
Следовательно, все студенты пятого курса считают, что они добились сами всего хорошего, что было и есть в их жизни, и что они способны с успехом преследовать свои цели и в будущем.
Шкала интернальности в области неудач. 48,0% студентов пятого курса имеют интернальный тип контроля, у 52,0% испытуемых тип контроля в данной области экстернальный.
Это значит, что 48,0% имеют развитое чувство субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных неудачах, неприятностях, страданиях. 52,0% студентов склонны приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатом невезения.
Шкала интернальности в семейных отношениях. 60,0% имеют интернальныйй тип контроля в семейных отношениях, 40,0% - экстернальный.
Данные результаты свидетельствуют о том, что 60,0% студентов пятого курса считают себя ответственными за события их семейной жизни. 40,0% считают не себя, а своих партнеров причиной значимых ситуаций, возникающих в их семье.
Шкала интернальности в области производственных отношений. У 28,0% тип контроля в данной области интернальный, у 72,0% – экстернальный.
Следовательно, 28,0% испытуемых считают свои действия важным фактором в организации собственной производственной деятельности, в складывающихся отношениях в коллективе, в своем продвижении. 72,0% студентов склонны придавать более важное значение внешним обстоятельствам – руководству, сотрудникам, везению-невезению.
Шкала интернальности в области межличностных отношений. 100,0% имеют интернальный тип контроля в данной области.
Это значит, что 100,0% студентов пятого курса считают себя в силах контролировать свои неформальные отношения с другими людьми, вызывать к себе уважение и симпатию.
Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни. Для 72,0% студентов характерен интернальный тип контроля, 28,0% имеют экстернальный тип контроля в данной области.
Следовательно, 72,0% испытуемых считают себя во многом ответственными за свое здоровье, полагают, что выздоровление во многом зависит от их действий. 28,0% считают здоровье и болезнь результатом случая и надеются на то, что выздоровление придет в результате действий других людей, прежде всего врачей.
Более наглядно результаты диагностики уровня субъективного контроля студентов пятого курса представлены ниже.
Рисунок 2.4. Процентное распределение уровней по шкалам «УСК» у студентов пятого курса
Анализ представленного графически процентного распределения позволяет сделать вывод о том, что наиболее представленной категорией в данной группе являются студенты с высоким уровнем субъективного контроля в таких областях как достижения, межличностные и семейные отношения, здоровье. В области неудач и производственных отношений преобладают студенты с экстернальным типом контроля.
Различия в уровне субъективного контроля у студентов второго и пятого курсов оценивались с помощью углового преобразования Фишера. Полученные результаты представлены в таблице 2.6.
Как видно из показателей таблицы статистически значимые различия обнаружены по шкалам интернальности в области достижений и межличностных отношений между студентами второго и пятого курсов.
Это значит, что среди пятого курса, по сравнению со вторым, больше студентов, которые полагают, что они добились сами всего хорошего, способны с успехом преследовать свои цели и в силах самим контролировать свои неформальные отношения с другими, вызывать к себе уважение и симпатию.
С целью определения жизненных ценностей у студентов второго и пятого курсов проведена диагностика с помощью морфологического теста жизненных ценностей (В. Ф. Сопов, Л. В. Карпушина).
Таблица 2.6
Величина угла φ (рад) и значение углового преобразования Фишера для уровней субъективного контроля у студентов второго и пятого курсов
№ п/п |
Шкалы |
Интернальный тип контроля |
Экстернальный тип контроля |
||||
величина угла φ (рад), 2 курс |
величина угла φ (рад), 5 курс |
φэ |
величина угла φ (рад), 2 курс |
величина угла φ (рад), 5 курс |
φэ | ||
1 |
Ид |
2,056 |
3,142 |
3,33 значимы р=0,01 |
1,086 |
0 |
3,33 значимы р=0,01 |
2 |
Ин |
1,772 |
1,531 |
0,74 |
1,369 |
1,611 |
0,74 |
3 |
Ис |
1,637 |
1,772 |
0,41 |
1,505 |
1,369 |
0,41 |
4 |
Ип |
1,23 |
1,115 |
0,35 |
1,911 |
2,026 |
0,35 |
5 |
Им |
2,231 |
3,142 |
2,29 значимы р=0,01 |
0,747 |
0 |
2,29 значимы р=0,01 |
6 |
Из |
2,056 |
2,026 |
0,08 |
1,086 |
1,115 |
0,08 |
7 |
Ио |
1,637 |
2,026 |
1,19 |
1,505 |
1,115 |
1,19 |
Общие результаты диагностики жизненных ценностей у студентов второго курса представлены в Приложении Ж. Обобщенные результаты исследования уровней жизненных ценностей студентов второго курса представлены ниже.
Анализ обобщенных данных позволяет сделать следующие выводы.
40,0% студентов второго курса по шкале «Саморазвитие» имеют высокий уровень, 20,0% - низкий уровень.
Это значит, что 40,0% студентов стремятся получать объективную информацию об особенностях своего характера, способностей, других характеристиках своей личности. Также они стремятся к самосовершенствованию, серьезно относятся к своим обязанностям, компетентности в делах, снисходительны к людям и их недостаткам и требовательны к себе.
Таблица 2.7
Распределение студентов второго курса по уровням жизненных ценностей (методика МТЖЦ В. Ф. Сопов, Л. В. Карпушина)
Жизненные ценности |
Уровни | |||||
Высокий |
Средний |
Низкий | ||||
кол-во чел. |
% от выборки |
кол-во чел. |
% от выборки |
кол-во чел. |
% от выборки | |
Саморазвитие |
6 |
40,0 |
6 |
40,0 |
3 |
20,0 |
Духовное удовлетворение |
5 |
33,3 |
5 |
33,3 |
5 |
33,3 |
Креативность |
5 |
33,3 |
6 |
40,0 |
4 |
26,7 |
Социальные контакты |
2 |
13,3 |
7 |
46,7 |
6 |
40,0 |
Престиж |
3 |
20,0 |
6 |
40,0 |
6 |
40,0 |
Достижения |
5 |
33,3 |
4 |
26,7 |
6 |
40,0 |
Материальное положение |
7 |
46,7 |
6 |
40,0 |
2 |
13,3 |
Сохранение индив-ти |
6 |
40,0 |
5 |
33,3 |
4 |
26,7 |
Информация о работе Психологические детерминанты осмысленности жизни будущих психологов