Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 23:21, курсовая работа
Цель исследования состоит в выявлении влияния основных индивидуально-типологических факторов на степень осмысленности жизни будущих психологов.
Задачи:
Провести теоретический анализ феномена смысла жизни в западной и отечественной психологии.
Рассмотреть психологические факторы, детерминирующие осмысленность жизни.
Отобрать и апробировать комплекс психодиагностических методов и методик для диагностики психологических детерминант осмысленности жизни у будущих психологов.
Исследовать психологические детерминанты и особенности осмысленности жизни у будущих психологов.
Разработать тренинг развития осмысленности жизни.
ВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ОСМЫСЛЕННОСТИ ЖИЗНИ В ПСИХОЛОГИИ
Теоретический анализ феномена смысла жизни в западной и отечественной психологии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
Психологические факторы, влияющие на осмысленность жизни. . . 23
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТ ОСМЫСЛЕННОСТИ ЖИЗНИ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ
2.1. Организация, методы и методики экспериментального исследования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования психологических детерминант осмысленности жизни будущих психологов. . . . . . . . . . . . . . . . . . .40
2.3. Программа развития осмысленности жизни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. . . . . . . . . . . .
Как видно из показателей таблицы различия являются статистически значимыми по фактору О и Q3. Это значит, что для студентов пятого курса более характерно спокойствие, уверенность в себе, высокий самоконтроль. Различия в факторах А, Е можно считать достоверными лишь на 5% уровне.
Для изучения взаимосвязи
между осмысленностью жизни и
уровнем субъективного контроля
Полученные значения коэффициента линейной корреляции проверялись на статистическую значимость для числа степеней свободы k=n – 2, n – объем выборки.
Если rэ > r0,01, то корреляция статистически значима.
Если rэ ≤ r0,05, то корреляция не является значимой.
Для студентов второго курса r0,01=0,64; r0,05=0,51.
Для студентов пятого курса r0,01=0,51; r0,05=0,40.
Были получены значимые связи между осмысленностью жизни и уровнем субъективного контроля в группе студентов второго курса (Приложение Л, таблица 1):
- корреляционная
связь между осмысленностью
- корреляционная
связь между осмысленностью
- корреляционная связь между осмысленностью жизни и интернальным типом контроля в области неудач.
- корреляционная
связь между осмысленностью
- корреляционная
связь между осмысленностью
Были получены следующие значимые связи между осмысленностью жизни и жизненными ценностями в группе студентов второго курса (Приложение Л, таблица 2):
- корреляционная связь между осмысленностью жизни и ценностью саморазвития статистически значима на 5% уровне.
- корреляционная
связь между осмысленностью
- корреляционная
связь между осмысленностью жиз
Значимые связи
между осмысленностью жизни и индивидуально-
- корреляционная
связь между осмысленностью жиз
- корреляционная
связь между осмысленностью
- корреляционная
связь между осмысленностью
Для изучения взаимосвязи между осмысленностью жизни и уровнем субъективного контроля, жизненными ценностями и индивидуально-личностными особенностями студентов пятого курса использовался коэффициент линейной корреляции Пирсона.
Были получены значимые связи между осмысленностью жизни и уровнем субъективного контроля в группе студентов пятого курса (Приложение М, таблица 1):
- корреляционная
связь между осмысленностью
- корреляционная
связь между осмысленностью
- корреляционная связь между осмысленностью жизни и интернальным типом контроля в отношении здоровья и болезни.
Были получены следующие значимые связи между осмысленностью жизни и жизненными ценностями в группе студентов пятого курса (Приложение Л, таблица 2):
- корреляционная
связь между осмысленностью
- корреляционная связь между осмысленностью жизни и ценностью духовного удовлетворения статистически значима на 5% уровне.
- корреляционная связь между осмысленностью жизни и ценностью реализации творческих способностей.
Значимые
связи между осмысленностью
- корреляционная связь между осмысленностью жизни и общительностью.
- корреляционная
связь между осмысленностью
- корреляционная
связь между осмысленностью
- корреляционная
связь между осмысленностью
- корреляционная
связь между осмысленностью
Итак, установлена
детерминированность
С повышением уровня субъективного контроля повышается и осмысленность жизни. Высокая ответственность студентов за происходящие в их жизни события способствует переосмыслению существующих на данный момент времени ценностей, являющихся потенциальными смыслами.
У студентов, имеющих высокую осмысленность жизни выявлено стремление к самосовершенствованию, получению морального удовлетворения во всех сферах жизни и стремление к реализации своих творческих способностей.
Кроме того, проведенное эмпирическое исследование позволяет заключить, что с повышением уровня осмысленности жизни повышается общительность, эмоциональная стабильность, независимость, уверенность в себе, высокий самоконтроль. В данном случае возможно рассмотрение указанных свойств способствующими построению смысла жизни.
Можно сделать вывод,
что неспособность студентов
найти смысл в общей
2.3. Программа развития осмысленности жизни
Предложенный
нами социально-психологический
Психологические упражнения-задания для группы, которые выполняются в свободной форме и содействуют снятию эмоционального напряжения, ускоряют процесс сплоченности группы, дают возможность проявлению тех индивидуально-психологических особенностей, которые необходимо развивать и корректировать.
Основные принципы проведения социально-психологического тренинга (СПТ) в группе соответствуют теоретическим и методическим положениям, которые лежат в основе гуманистического направления психотерапии и раскрывают психологические механизмы, содействующие развитию и коррекции личности и выступают основными правилами проведения тренинга. Можно выделить в них такие основные принципы:
1. Принцип гуманистического
отношения к личности, который
выражается в отношении друг
к другу с уважением, в
2. Принцип самораскрытия
самоосознания. Раскрытие
3. Принцип «здесь и сейчас». Участники группы анализируют не то, что было раньше, а те события, которые являются личностно значимыми для человека в данный момент. Это один из центральных принципов, который содействует освобождению негативных переживаний, развивает психологическую чувствительность, повышает осознание самого себя, развивает более позитивную Я-концепцию, помогает обрести веру в себя.
4. Принцип «обратной связи». Эффективность этого принципа заключается в возможности участников СПТ информировать друг друга о влиянии их поведения на деятельность группы, помогает более адекватно воспринимать и понимать полученную информацию, более успешно контролировать неадекватное поведение. Обратная связь является более эффективной тогда, когда она не содержит прямых оценочных суждений.
Цикл занятий основан на принципе последовательности: каждый последующий этап должен логически исходить из предыдущего. Благодаря этому участники тренинга последовательно углубляются в процесс осознания себя, своих ценностных ориентаций, раскрывая разные стороны своего Я, своего самосознания, утверждается потребность в самоактуализации и самоопределению.
Подготовительный этап.
Целью работы тренинга на этом этапе является создание в группе психологической атмосферы, благоприятной для самопознания и самореализации, развитие гуманистической установки по отношению к другим людям, ознакомление с основными правилами групповой работы.
Основной этап.
1. Формирование
эффективных коммуникативных
2. Формирование
потребности в
3. Формирование позитивной Я-концепции.
4. Помощь в
определении жизненных ценносте
5. Формирование
умения определять и
Заключительный этап.
Целью на данном этапе проведения тренинга является подвести участников группы к осознанию наличия сформированных у них личностных изменений.
Программа рассчитана на 9 занятий по 1-1,5 часа. Частота встреч ‒ 2 раза в неделю (Приложение Н).
Выводы по второй главе.
Проведенное эмпирическое исследование психологических детерминант осмысленности жизни будущих психологов позволяет сделать следующие выводы:
1. У большинства студентов-психологов осмысленность жизни высокая. Студенты имеют цели в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Они воспринимают сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом, удовлетворены прожитой частью жизни, считают ее продуктивной и осмысленной. Убеждены, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Также представляют человека как сильную личность, обладающую достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле.
2. Наиболее представленной категорией в группе будущих психологов являются студенты с высоким уровнем субъективного контроля. Данные студенты считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять, и чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. В области производственных отношений студенты склонны придавать важное значение в организации собственной производственной деятельности, в складывающихся отношениях в коллективе, в своем продвижении внешним обстоятельствам. В области неудач студенты пятого курса склонны приписывать ответственность за отрицательные события и ситуации другим людям или считать их результатом невезения.
3. Для большинства
студентов характерно
4. Наиболее представленной
группой являются студенты
5. Применение углового преобразования Фишера показало статистически значимые различия между студентами второго и пятого курсов. У студентов второго курса цели, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу, менее выражены. Среди пятого курса больше студентов, которые полагают, что они добились сами всего хорошего, способны с успехом преследовать свои цели и в силах самим контролировать свои неформальные отношения с другими, вызывать к себе уважение и симпатию. Для студентов пятого курса духовно-нравственные ценности (духовное удовлетворение, креативность, социальные контакты) имеют большее значение, чем для студентов второго курса. Также для студентов пятого курса более характерны такие индивидуально-типологические особенности, как спокойствие, уверенность в себе, высокий самоконтроль, общительность и независимость.
Информация о работе Психологические детерминанты осмысленности жизни будущих психологов