Психологические детерминанты осмысленности жизни будущих психологов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 23:21, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в выявлении влияния основных индивидуально-типологических факторов на степень осмысленности жизни будущих психологов.
Задачи:
Провести теоретический анализ феномена смысла жизни в западной и отечественной психологии.
Рассмотреть психологические факторы, детерминирующие осмысленность жизни.
Отобрать и апробировать комплекс психодиагностических методов и методик для диагностики психологических детерминант осмысленности жизни у будущих психологов.
Исследовать психологические детерминанты и особенности осмысленности жизни у будущих психологов.
Разработать тренинг развития осмысленности жизни.

Содержание работы

ВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ОСМЫСЛЕННОСТИ ЖИЗНИ В ПСИХОЛОГИИ
Теоретический анализ феномена смысла жизни в западной и отечественной психологии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
Психологические факторы, влияющие на осмысленность жизни. . . 23
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТ ОСМЫСЛЕННОСТИ ЖИЗНИ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ
2.1. Организация, методы и методики экспериментального исследования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования психологических детерминант осмысленности жизни будущих психологов. . . . . . . . . . . . . . . . . . .40
2.3. Программа развития осмысленности жизни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. . . . . . . . . . . .

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 841.00 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 2.9

Величина угла φ (рад) и значение  углового преобразования Фишера для   жизненных ценностей у студентов второго и пятого курсов

№ п/п

Шкалы

Высокий уровень

 

Средний уровень

 

 

φэ

Низкий уровень

 

вел. угла φ   (рад)      2 курс

вел. угла φ   (рад)      5 курс

φэ

вел. угла φ   (рад)    2 курс

вел. угла φ   (рад) 5 курс

вел. угла φ   (рад) 2 курс

вел. угла φ   (рад)   5 курс

φэ

1

Саморазвитие

1,369

1,451

0,25

1,369

1,451

0,25

0,927

0,707

0,67

2

Дух.удовл.

1,23

1,855

1,91 значимы р=0,05

1,23

0,707

1,60

1,23

1,024

0,63

3

Креат-ть

1,23

1,855

1,91 значимы р=0,05

1,369

0,574

1,86 значимы р=0,05

1,086

1,115

0,08

4

Соц.кон-ты

0,747

1,369

1,90 значимы р=0,05

1,505

0,927

1,76 значимы р=0,05

1,369

1,369

0,0

5

Престиж

0,927

1,115

0,575

1,369

1,369

0

1,369

1,203

0,51

6

Дост-ния

1,23

1,369

0,425

1,086

1,203

0,36

1,369

1,115

0,77

7

Мат.полож

1,505

1,691

0,57

1,369

1,203

0,508

0,747

0,707

0,12

8

Сохр.инд-ти

1,369

1,369

0,0

1,23

1,369

0,425

1,086

0,927

0,49


 

Как видно из показателей таблицы различия в таких жизненных ценностях как духовное удовлетворение, креативность, социальные контакты можно считать достоверными лишь на 5% уровне значимости. Это значит, что для студентов пятого курса духовно-нравственные ценности имеют большее значение, чем для студентов второго курса.

С целью определения  индивидуально-личностных особенностей у студентов второго и пятого курсов проведена диагностика с помощью многофакторного опросника Кеттела (форма С). Исследовались факторы A, C, E,

F, G, O, Q3.

Общие результаты диагностики индивидуально-личностных особенностей  у студентов второго  курса представлены в Приложении И. Обобщенные результаты исследования  представлены ниже.

Таблица 2.10

 Распределение  студентов второго курса по  индивидуально-личностным особенностям (многофакторный личностный опросник Кеттела)

Факторы

Количество  человек

% от выборки

 

A

+ открытость

11

73,3

- замкнутость

4

26,7

 

C

+ эмоц. стабильность

10

66,7

- эмоц. неустойчивость

5

33,3

 

E

+ независимость

15

100,0

- подчиненность

0

0,0

 

F

+ беспечность

10

66,7

- сдержанность

5

33,3

 

G

+ сознательность

10

66,7

- беспринципность

5

33,3

 

O

+ тревожность

7

46,7

- спокойствие

8

53,3

 

Q3

+ выс. самоконтроль

5

33,3

- низк. самоконтроль

10

66,7


 

Анализ обобщенных данных позволяет сделать следующие выводы.

Фактор А. 73,3% студентов второго курса готовы к сотрудничеству, приветливы, уживчивы, внимательны к людям, естественны в обращении. 26,7% студентов от выборки являются холодными, замкнутыми, скептичными, негибкими в отношениях с людьми, твердыми, бескомпромиссными.

Фактор С. 66,7% студентов второго курса являются спокойными, зрелыми, уверенными, не боятся сложных ситуаций, эмоционально устойчивы. Для 33,3% характерна нетерпеливость, раздражительность, склонность к озабоченности и огорчениям, решение сложных вопросов откладывают на потом.

Фактор Е. 100,0% студентов второго курса являются пробивными, самоуверенными, твердыми, серьезными, неуступчивыми, оригинальными, неподатливыми.

Фактор F. Для 66,7% от выборки характерна беззаботность, импульсивность, разговорчивость. Они радостны, готовы реагировать, проявлять чувства. 33,3% студентов являются серьезными, углубленными в себя, озабоченно-задумчивыми, сдержанными, рассудительными.

Фактор G. 66,7% студентов второго курса выдержанны, решительны, обязательны, ответственны, всегда готовы к действию, основательны, упорны в достижении цели, социально-нормированы в поведении. 33,3% студентов являются легкомысленными, ненадежными, непостоянными. Данные студенты легко сдаются, столкнувшись с трудностями, не связывают себя правилами.

Фактор О. 46,7% студентов от выборки неуверенны в себе, тревожные, депрессивные, легко впадают в растерянность. У них сильное чувство долга, чересчур заботливы, полны страхов, подвержены настроению. 53,3% уверены в себе, спокойны, видят смысл в целесообразности, бесстрашны, нечувствительны к мнению о себе.

Фактор Q3. 33,3% студентов второго курса являются дисциплинированными, проявляют точность в выполнении социальных требований, хороший контроль над своими эмоциями. Для 66,7% студентов характерна внутренняя конфликтность, низкий самоконтроль, недисциплинированность, несоблюдение правил, спонтанность в поведении, подчиненность своим страстям.

Более наглядно результаты диагностики индивидуально-личностных особенностей студентов второго курса представлены ниже.

Анализ представленного графически процентного распределения позволяет сделать вывод о том, что наиболее представленной группой являются студенты готовые к сотрудничеству, действию, проявлению чувств. Также они  открыты, эмоционально устойчивые, независимые, упорные в достижении цели, уверенные в себе, спокойные, но имеющие низкий самоконтроль и внутреннюю конфликтность.

 

Рисунок 2.7. Процентное распределение по факторам опросника Кеттела студентов второго курса

 

Общие результаты диагностики индивидуально-личностных особенностей  у студентов пятого курса представлены в Приложении К. Обобщенные результаты исследования  представлены ниже.

Таблица 2.11

Распределение студентов пятого курса по индивидуально-личностным особенностям (многофакторный личностный опросник Кеттела)

Факторы

Количество  человек

% от выборки

 

A

+ открытость

24

96,0

- замкнутость

1

4,0

 

C

+ эмоц. стабильность

16

64,0

- эмоц. неустойчивость

9

36,0

 

E

+ независимость

23

92,0

- подчиненность

2

8,0

 

F

+ беспечность

14

56,0

- сдержанность

11

44,0

 

G

+ сознательность

18

72,0

- беспринципность

7

28,0

 

O

+ тревожность

3

12,0

- спокойствие

22

88,0

 

Q3

+ выс. самоконтроль

21

84,0

- низк. самоконтроль

4

16,0


 

Анализ обобщенных данных позволяет сделать следующие выводы.

Фактор А. 96,0% студентов пятого курса готовы к сотрудничеству, приветливы, уживчивы, внимательны к людям, естественны в обращении. 4,0% студентов от выборки являются холодными, замкнутыми, скептичными, негибкими в отношениях с людьми, твердыми, бескомпромиссными.

Фактор С. 64,0% студентов пятого курса являются спокойными, зрелыми, уверенными, не боятся сложных ситуаций, эмоционально устойчивы. Для 36,0% характерна нетерпеливость, раздражительность, склонность к озабоченности и огорчениям, решение сложных вопросов откладывают на потом.

Фактор Е. 92,0% студентов пятого курса являются пробивными, самоуверенными, твердыми, серьезными, неуступчивыми, оригинальными, неподатливыми. 8,0% студентов зависимы, мягкосердечны, дают волю чувствам, легко впадают в смятение, застенчивы, конформны.

Фактор F. Для 56,0% от выборки характерна беззаботность, импульсивность, разговорчивость. Они радостны, готовы реагировать, проявлять чувства. 44,0% студентов являются серьезными, углубленными в себя, озабоченно-задумчивыми, сдержанными, рассудительными.

Фактор G. 72,0% студентов пятого курса выдержанны, решительны, обязательны, ответственны, всегда готовы к действию, основательны, упорны в достижении цели, социально-нормированы в поведении. 28,0% студентов являются легкомысленными, ненадежными, непостоянными. Данные студенты легко сдаются, столкнувшись с трудностями, не связывают себя правилами.

Фактор О. 12,0% студентов от выборки неуверенны в себе, тревожные, депрессивные, легко впадают в растерянность. У них сильное чувство долга, чересчур заботливы, полны страхов, подвержены настроению. 88,0% уверены в себе, спокойны, видят смысл в целесообразности, бесстрашны, нечувствительны к мнению о себе.

Фактор Q3. 84,0% студентов пятого курса являются дисциплинированными, проявляют точность в выполнении социальных требований, хороший контроль над своими эмоциями. Для 16,0% студентов характерна внутренняя конфликтность, низкий самоконтроль, недисциплинированность, несоблюдение правил, спонтанность в поведении, подчиненность своим страстям.

Более наглядно результаты диагностики индивидуально-личностных особенностей студентов пятого курса представлены ниже.

 

Рисунок 2.8. Процентное распределение по факторам опросника Кеттела студентов пятого курса

 

Анализ представленного графически процентного распределения позволяет сделать вывод о том, что наиболее представленной группой являются студенты готовые к сотрудничеству, действию, проявлению чувств. Данные студенты, открыты, эмоционально устойчивые, независимые, упорные в достижении цели, уверенные в себе, спокойные, видят смысл в целесообразности, имеют высокий самоконтроль.

Различия в  индивидуально-личностных особенностях у студентов второго и пятого курсов оценивались с помощью  углового преобразования Фишера. Полученные результаты предоставляются в таблице 2.12.

 

 

Таблица 2.12

Величина угла φ (рад) и значение  углового преобразования Фишера для   индивидуально-личностных особенностей у студентов второго и пятого курсов

№ п/п

Шкалы

«+»

 

«-»

 

величина угла φ   (рад),      2 курс

величина угла φ   (рад),      5 курс

φэ

величина угла φ   (рад),      2 курс

величина угла φ   (рад),      5 курс

φэ

1

A

2,056

2,739

2,09 значимы р=0,05

1,086

0,403

2,09

значимы р=0,05

2

 C

1,911

1,855

0,17

1,23

1,287

0,17

3

E

3,142

2,568

1,757 значимы  р=0,05

0

0,574

1,75 значимы р=0,05

4

F

1,911

1,691

0,67

1,23

1,451

0,67

5

G

1,911

2,026

0,35

1,23

1,115

0,35

6

O

0,707

1,505

2,44 значимы р=0,01

1,637

2,437

2,44 значимы р=0,01

7

Q3

1,23

2,237

3,33 значимы р=0,01

1,911

0,823

3,33 значимы р=0,01

Информация о работе Психологические детерминанты осмысленности жизни будущих психологов