Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 23:21, курсовая работа
Цель исследования состоит в выявлении влияния основных индивидуально-типологических факторов на степень осмысленности жизни будущих психологов.
Задачи:
Провести теоретический анализ феномена смысла жизни в западной и отечественной психологии.
Рассмотреть психологические факторы, детерминирующие осмысленность жизни.
Отобрать и апробировать комплекс психодиагностических методов и методик для диагностики психологических детерминант осмысленности жизни у будущих психологов.
Исследовать психологические детерминанты и особенности осмысленности жизни у будущих психологов.
Разработать тренинг развития осмысленности жизни.
ВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ОСМЫСЛЕННОСТИ ЖИЗНИ В ПСИХОЛОГИИ
Теоретический анализ феномена смысла жизни в западной и отечественной психологии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
Психологические факторы, влияющие на осмысленность жизни. . . 23
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТ ОСМЫСЛЕННОСТИ ЖИЗНИ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ
2.1. Организация, методы и методики экспериментального исследования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования психологических детерминант осмысленности жизни будущих психологов. . . . . . . . . . . . . . . . . . .40
2.3. Программа развития осмысленности жизни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. . . . . . . . . . . .
Таблица 2.9
Величина угла φ (рад) и значение углового преобразования Фишера для жизненных ценностей у студентов второго и пятого курсов
№ п/п |
Шкалы |
Высокий уровень |
Средний уровень |
φэ |
Низкий уровень |
|||||
вел. угла φ (рад) 2 курс |
вел. угла φ (рад) 5 курс |
φэ |
вел. угла φ (рад) 2 курс |
вел. угла φ (рад) 5 курс |
вел. угла φ (рад) 2 курс |
вел. угла φ (рад) 5 курс |
φэ | |||
1 |
Саморазвитие |
1,369 |
1,451 |
0,25 |
1,369 |
1,451 |
0,25 |
0,927 |
0,707 |
0,67 |
2 |
Дух.удовл. |
1,23 |
1,855 |
1,91 значимы р=0,05 |
1,23 |
0,707 |
1,60 |
1,23 |
1,024 |
0,63 |
3 |
Креат-ть |
1,23 |
1,855 |
1,91 значимы р=0,05 |
1,369 |
0,574 |
1,86 значимы р=0,05 |
1,086 |
1,115 |
0,08 |
4 |
Соц.кон-ты |
0,747 |
1,369 |
1,90 значимы р=0,05 |
1,505 |
0,927 |
1,76 значимы р=0,05 |
1,369 |
1,369 |
0,0 |
5 |
Престиж |
0,927 |
1,115 |
0,575 |
1,369 |
1,369 |
0 |
1,369 |
1,203 |
0,51 |
6 |
Дост-ния |
1,23 |
1,369 |
0,425 |
1,086 |
1,203 |
0,36 |
1,369 |
1,115 |
0,77 |
7 |
Мат.полож |
1,505 |
1,691 |
0,57 |
1,369 |
1,203 |
0,508 |
0,747 |
0,707 |
0,12 |
8 |
Сохр.инд-ти |
1,369 |
1,369 |
0,0 |
1,23 |
1,369 |
0,425 |
1,086 |
0,927 |
0,49 |
Как видно из показателей таблицы различия в таких жизненных ценностях как духовное удовлетворение, креативность, социальные контакты можно считать достоверными лишь на 5% уровне значимости. Это значит, что для студентов пятого курса духовно-нравственные ценности имеют большее значение, чем для студентов второго курса.
С целью определения индивидуально-личностных особенностей у студентов второго и пятого курсов проведена диагностика с помощью многофакторного опросника Кеттела (форма С). Исследовались факторы A, C, E,
F, G, O, Q3.
Общие результаты диагностики индивидуально-
Таблица 2.10
Распределение студентов второго курса по индивидуально-личностным особенностям (многофакторный личностный опросник Кеттела)
Факторы |
Количество человек |
% от выборки | |
A |
+ открытость |
11 |
73,3 |
- замкнутость |
4 |
26,7 | |
C |
+ эмоц. стабильность |
10 |
66,7 |
- эмоц. неустойчивость |
5 |
33,3 | |
E |
+ независимость |
15 |
100,0 |
- подчиненность |
0 |
0,0 | |
F |
+ беспечность |
10 |
66,7 |
- сдержанность |
5 |
33,3 | |
G |
+ сознательность |
10 |
66,7 |
- беспринципность |
5 |
33,3 | |
O |
+ тревожность |
7 |
46,7 |
- спокойствие |
8 |
53,3 | |
Q3 |
+ выс. самоконтроль |
5 |
33,3 |
- низк. самоконтроль |
10 |
66,7 |
Анализ обобщенных данных позволяет сделать следующие выводы.
Фактор А. 73,3% студентов второго курса готовы к сотрудничеству, приветливы, уживчивы, внимательны к людям, естественны в обращении. 26,7% студентов от выборки являются холодными, замкнутыми, скептичными, негибкими в отношениях с людьми, твердыми, бескомпромиссными.
Фактор С. 66,7% студентов второго курса являются спокойными, зрелыми, уверенными, не боятся сложных ситуаций, эмоционально устойчивы. Для 33,3% характерна нетерпеливость, раздражительность, склонность к озабоченности и огорчениям, решение сложных вопросов откладывают на потом.
Фактор Е. 100,0% студентов второго курса являются пробивными, самоуверенными, твердыми, серьезными, неуступчивыми, оригинальными, неподатливыми.
Фактор F. Для 66,7% от выборки характерна беззаботность, импульсивность, разговорчивость. Они радостны, готовы реагировать, проявлять чувства. 33,3% студентов являются серьезными, углубленными в себя, озабоченно-задумчивыми, сдержанными, рассудительными.
Фактор G. 66,7% студентов второго курса выдержанны, решительны, обязательны, ответственны, всегда готовы к действию, основательны, упорны в достижении цели, социально-нормированы в поведении. 33,3% студентов являются легкомысленными, ненадежными, непостоянными. Данные студенты легко сдаются, столкнувшись с трудностями, не связывают себя правилами.
Фактор О. 46,7% студентов от выборки неуверенны в себе, тревожные, депрессивные, легко впадают в растерянность. У них сильное чувство долга, чересчур заботливы, полны страхов, подвержены настроению. 53,3% уверены в себе, спокойны, видят смысл в целесообразности, бесстрашны, нечувствительны к мнению о себе.
Фактор Q3. 33,3% студентов второго курса являются дисциплинированными, проявляют точность в выполнении социальных требований, хороший контроль над своими эмоциями. Для 66,7% студентов характерна внутренняя конфликтность, низкий самоконтроль, недисциплинированность, несоблюдение правил, спонтанность в поведении, подчиненность своим страстям.
Более наглядно результаты диагностики индивидуально-личностных особенностей студентов второго курса представлены ниже.
Анализ представленного графически процентного распределения позволяет сделать вывод о том, что наиболее представленной группой являются студенты готовые к сотрудничеству, действию, проявлению чувств. Также они открыты, эмоционально устойчивые, независимые, упорные в достижении цели, уверенные в себе, спокойные, но имеющие низкий самоконтроль и внутреннюю конфликтность.
Рисунок 2.7. Процентное распределение по факторам опросника Кеттела студентов второго курса
Общие результаты диагностики индивидуально-
Таблица 2.11
Распределение студентов пятого курса по индивидуально-личностным особенностям (многофакторный личностный опросник Кеттела)
Факторы |
Количество человек |
% от выборки | |
A |
+ открытость |
24 |
96,0 |
- замкнутость |
1 |
4,0 | |
C |
+ эмоц. стабильность |
16 |
64,0 |
- эмоц. неустойчивость |
9 |
36,0 | |
E |
+ независимость |
23 |
92,0 |
- подчиненность |
2 |
8,0 | |
F |
+ беспечность |
14 |
56,0 |
- сдержанность |
11 |
44,0 | |
G |
+ сознательность |
18 |
72,0 |
- беспринципность |
7 |
28,0 | |
O |
+ тревожность |
3 |
12,0 |
- спокойствие |
22 |
88,0 | |
Q3 |
+ выс. самоконтроль |
21 |
84,0 |
- низк. самоконтроль |
4 |
16,0 |
Анализ обобщенных данных позволяет сделать следующие выводы.
Фактор А. 96,0% студентов пятого курса готовы к сотрудничеству, приветливы, уживчивы, внимательны к людям, естественны в обращении. 4,0% студентов от выборки являются холодными, замкнутыми, скептичными, негибкими в отношениях с людьми, твердыми, бескомпромиссными.
Фактор С. 64,0% студентов пятого курса являются спокойными, зрелыми, уверенными, не боятся сложных ситуаций, эмоционально устойчивы. Для 36,0% характерна нетерпеливость, раздражительность, склонность к озабоченности и огорчениям, решение сложных вопросов откладывают на потом.
Фактор Е. 92,0% студентов пятого курса являются пробивными, самоуверенными, твердыми, серьезными, неуступчивыми, оригинальными, неподатливыми. 8,0% студентов зависимы, мягкосердечны, дают волю чувствам, легко впадают в смятение, застенчивы, конформны.
Фактор F. Для 56,0% от выборки характерна беззаботность, импульсивность, разговорчивость. Они радостны, готовы реагировать, проявлять чувства. 44,0% студентов являются серьезными, углубленными в себя, озабоченно-задумчивыми, сдержанными, рассудительными.
Фактор G. 72,0% студентов пятого курса выдержанны, решительны, обязательны, ответственны, всегда готовы к действию, основательны, упорны в достижении цели, социально-нормированы в поведении. 28,0% студентов являются легкомысленными, ненадежными, непостоянными. Данные студенты легко сдаются, столкнувшись с трудностями, не связывают себя правилами.
Фактор О. 12,0% студентов от выборки неуверенны в себе, тревожные, депрессивные, легко впадают в растерянность. У них сильное чувство долга, чересчур заботливы, полны страхов, подвержены настроению. 88,0% уверены в себе, спокойны, видят смысл в целесообразности, бесстрашны, нечувствительны к мнению о себе.
Фактор Q3. 84,0% студентов пятого курса являются дисциплинированными, проявляют точность в выполнении социальных требований, хороший контроль над своими эмоциями. Для 16,0% студентов характерна внутренняя конфликтность, низкий самоконтроль, недисциплинированность, несоблюдение правил, спонтанность в поведении, подчиненность своим страстям.
Более наглядно результаты диагностики индивидуально-личностных особенностей студентов пятого курса представлены ниже.
Рисунок 2.8. Процентное распределение по факторам опросника Кеттела студентов пятого курса
Анализ представленного графически процентного распределения позволяет сделать вывод о том, что наиболее представленной группой являются студенты готовые к сотрудничеству, действию, проявлению чувств. Данные студенты, открыты, эмоционально устойчивые, независимые, упорные в достижении цели, уверенные в себе, спокойные, видят смысл в целесообразности, имеют высокий самоконтроль.
Различия в индивидуально-личностных особенностях у студентов второго и пятого курсов оценивались с помощью углового преобразования Фишера. Полученные результаты предоставляются в таблице 2.12.
Таблица 2.12
Величина угла φ (рад) и значение углового преобразования Фишера для индивидуально-личностных особенностей у студентов второго и пятого курсов
№ п/п |
Шкалы |
«+» |
«-» |
||||
величина угла φ (рад), 2 курс |
величина угла φ (рад), 5 курс |
φэ |
величина угла φ (рад), 2 курс |
величина угла φ (рад), 5 курс |
φэ | ||
1 |
A |
2,056 |
2,739 |
2,09 значимы р=0,05 |
1,086 |
0,403 |
2,09 значимы р=0,05 |
2 |
C |
1,911 |
1,855 |
0,17 |
1,23 |
1,287 |
0,17 |
3 |
E |
3,142 |
2,568 |
1,757 значимы р=0,05 |
0 |
0,574 |
1,75 значимы р=0,05 |
4 |
F |
1,911 |
1,691 |
0,67 |
1,23 |
1,451 |
0,67 |
5 |
G |
1,911 |
2,026 |
0,35 |
1,23 |
1,115 |
0,35 |
6 |
O |
0,707 |
1,505 |
2,44 значимы р=0,01 |
1,637 |
2,437 |
2,44 значимы р=0,01 |
7 |
Q3 |
1,23 |
2,237 |
3,33 значимы р=0,01 |
1,911 |
0,823 |
3,33 значимы р=0,01 |
Информация о работе Психологические детерминанты осмысленности жизни будущих психологов