Психологические детерминанты осмысленности жизни будущих психологов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 23:21, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в выявлении влияния основных индивидуально-типологических факторов на степень осмысленности жизни будущих психологов.
Задачи:
Провести теоретический анализ феномена смысла жизни в западной и отечественной психологии.
Рассмотреть психологические факторы, детерминирующие осмысленность жизни.
Отобрать и апробировать комплекс психодиагностических методов и методик для диагностики психологических детерминант осмысленности жизни у будущих психологов.
Исследовать психологические детерминанты и особенности осмысленности жизни у будущих психологов.
Разработать тренинг развития осмысленности жизни.

Содержание работы

ВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ОСМЫСЛЕННОСТИ ЖИЗНИ В ПСИХОЛОГИИ
Теоретический анализ феномена смысла жизни в западной и отечественной психологии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
Психологические факторы, влияющие на осмысленность жизни. . . 23
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТ ОСМЫСЛЕННОСТИ ЖИЗНИ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ
2.1. Организация, методы и методики экспериментального исследования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования психологических детерминант осмысленности жизни будущих психологов. . . . . . . . . . . . . . . . . . .40
2.3. Программа развития осмысленности жизни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. . . . . . . . . . . .

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 841.00 Кб (Скачать файл)

Шкала интернальности в области производственных отношений. Высокий показатель свидетельствует  о том, что человек считает свои действия важным фактором в организации собственной производственной деятельности, в складывающихся отношениях в коллективе, в своем продвижении и т. д. Низкая интернальность указывает на то, что испытуемый склонен приписывать более важное значение внешним обстоятельствам – руководству, товарищам по работе, везению – невезению.

Шкала интернальности в области межличностных отношений. Высокий показатель свидетельствует  о том, что человек считает  себя в силах контролировать свои неформальные отношения с другими  людьми, вызывать к себе уважение и  симпатию и т.д. Низкий указывает на то, что он не считает себя способным активно формировать свой круг общения, и склонен считать свои отношения результатом действия своих партнеров.

Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни. Высокие показатели свидетельствуют о том, что испытуемый считает себя во многом ответственным за свое здоровье. Человек с низким показателем считает здоровье и болезнь результатом случая и надеется на то, что выздоровление придет в результате действий других людей, прежде всего врачей [25].

3. Многофакторный личностный опросник Кеттела (форма С).

Опросник Кеттела  является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-типологических особенностей личности. Он разработан под руководством Р.Б. Кеттела и предназначен для написания широкой сферы индивидуально-личностных отношений.

Отличительной чертой данного опросника является его ориентация на выявление относительно независимых 16 факторов (шкал, первичных черт) личности. Каждый фактор образует несколько поверхностных черт, объединенных вокруг одной центральной черты.

Предлагаемый  опросник состоит из 105 вопросов, на каждый из которых предлагается три варианта ответов. Испытуемый выбирает и фиксирует его в бланке ответов. В процессе работы испытуемый должен придерживаться следующих правил: не терять времени на обдумывание, а давать пришедший в голову ответ; не давать неопределенных ответов; не пропускать вопросов; быть искренним.

Вопросы группируются по содержанию вокруг определенных черт, выходящих в конечном итоге к  тем или иным факторам. Отдельные факторы можно объединить в блоки по трем направлениям:

  1. Интеллектуальный блок: факторы: В – общий уровень интеллекта; М – уровень развития воображения; Q1 – восприимчивость к новому радикализму.
  2. Эмоционально-волевой блок: факторы: С – эмоциональная устойчивость; О – степень тревожности; Q3 – наличие внутренних напряжений; Q4 – уровень развития самоконтроля; G – степень социальной нормированности и организованности.
  3. Коммуникативный блок: факторы: А – открытость, замкнутость; Н –смелость; L – отношение к людям; Е – степень доминирования –подчиненности; Q2 – зависимость от группы; N – динамичность (Приложение А) [14].
  4. Морфологический тест жизненных ценностей В.Ф.Сопова, Л.В.Карпушиной.
  5. Опросник направлен на изучение индивидуальной системы ценностей человека с целью лучшего понимания смысла его действия или поступка.

Морфологический тест жизненных ценностей состоит из 112 утверждений, каждое из которых испытуемому необходимо оценивать по 5-балльной системе.

Основным диагностическим  конструктом МТЖЦ являются терминальные ценности. Под термином «ценность» мы понимаем отношение субъекта к явлению, жизненному факту, объекту и субъекту, и признание его как важного, имеющего жизненную важность.

Перечень жизненных  ценностей включает:

1. Развитие себя, т.е. познание своих индивидуальных особенностей, постоянное развитие своих способностей и других личностных характеристик.

2. Духовное удовлетворение, т.е. руководство морально-нравственными принципами, преобладание духовных потребностей над материальными.

3. Креативность, т.е. реализация своих творческих возможностей, стремление изменять окружающую действительность.

4. Активные социальные контакты, т.е. установление благоприятных отношений в различных сферах социального взаимодействия, расширение своих межличностных связей, реализация своей социальной роли.

5. Собственный престиж – завоевание своего признания в обществе путем следования определенным социальным требованиям.

6. Высокое материальное положение – обращение к факторам материального благополучия как главному смыслу существования.

7. Достижение – постановка и решение определенных жизненных задач как главных жизненных факторов.

8. Сохранение собственной индивидуальности, т.е. преобладание собственных мнений, взглядов, убеждений над общепринятыми, защита своей неповторимости и независимости (Приложение Б) [30].

 

2.2. Анализ и  интерпретация результатов исследования  психологических детерминант осмысленности  жизни будущих психологов 

 

С целью определения  уровня осмысленности жизни у студентов второго и пятого курсов проведена диагностика с помощью теста «Смысложизненные ориентации» Д. А. Леонтьева.

Общие результаты диагностики осмысленности жизни у студентов второго курса представлены в Приложении В.

Обобщенные результаты исследования уровня осмысленности жизни у студентов второго курса представлены ниже в таблице 2.1.

         Таблица 2.1

Распределение студентов второго курса по уровням осмысленности жизни               (тест «СЖО» Д. А. Леонтьев)

Шкалы

Уровни

Высокий

Низкий

кол-во чел.

% от выборки

кол-во чел.

% от выборки

Цели жизни

11

73,3

4

26,7

Процесс жизни

14

93,3

1

6,7

Результат жизни

14

93,3

1

6,7

Локус контроля «Я»

14

93,3

1

6,7

Локус контроля жизни

14

93,3

1

6,7

Коэффициент осмысленности  жизни

14

93,3

1

6,7


 

Анализ обобщенных данных позволяет сделать вывод, что у 93,3% испытуемых определяется высокий уровень осмысленности жизни, а также процесса и результата жизни, локуса контроля «Я», локуса контроля жизни, у 6,7% (1 человек) – низкий уровень, у 73,3% - высокий уровень целей в жизни, у 26,7% испытуемых уровень целей в жизни низкий.

Это значит, что у 93,3% испытуемых жизнь осмысленна. Данные студенты воспринимают сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Они удовлетворены прожитой частью жизни, считают ее продуктивной и осмысленной. Убеждены, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Также представляют человека как сильную личность, обладающую достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле.

У одного испытуемого (6,7%) жизнь неосмысленна, есть неудовлетворенность своей жизнью в настоящем и прошлом. Данный испытуемый убежден в том, что человеку не дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь, строить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле.

73,3% студентов  имеют цели в будущем, которые  придают жизни осмысленность,  направленность и временную перспективу, у 26,7% испытуемых цели в жизни отсутствуют.

Более наглядно результаты диагностики представлены ниже.

Рисунок 2.1. Процентное распределение уровней по шкалам «СЖО» у студентов второго курса

 

           Анализ представленного графически процентного распределения позволяет сделать вывод о том, что наиболее представленной категорией в данной группе являются  студенты с высоким уровнем осмысленности жизни, и таких шкал как процесс жизни, результативность, локус контроля Я, локус контроля жизни – 93,3%(14 чел.). Соответственно, наименее представленной категорией в данной группе являются  студенты с низким уровнем осмысленности жизни – 6,7% (1 человек).

Общие результаты диагностики осмысленности  жизни у студентов пятого курса  представлены в Приложении Г.

Обобщенные результаты исследования уровня осмысленности жизни у студентов пятого  курса представлены ниже.

         Таблица 2.2

Распределение студентов пятого курса по уровням осмысленности жизни          (тест «СЖО» Д. А. Леонтьев)

Шкалы

Уровни

Высокий

Низкий

кол-во чел.

% от выборки

кол-во чел.

% от выборки

Цели жизни

25

100,0

0

0,0

Процесс жизни

25

100,0

0

0,0

Результат жизни

24

96,0

1

4,0

Локус контроля «Я»

25

100,0

0

0,0

Локус контроля жизни

25

100,0

0

0,0

Коэффициент осмысленности  жизни

25

100,0

0

0,0


 

Анализ обобщенных данных позволяет сделать вывод, что у 100,0% испытуемых определяется высокий уровень осмысленности жизни, а также высокий уровень целей и процесса жизни, локуса контроля «Я» и локуса контроля жизни. 96,0% исследуемых студентов имеют высокий уровень результата жизни, у 4,0% уровень результата жизни низкий.

Таким образом, у всех испытуемых жизнь осмысленна. Студенты имеют цели в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Они воспринимают сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Убеждены, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Также представляют человека как сильную личность, обладающую достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле.

96,0% удовлетворены прожитой частью жизни, считают ее продуктивной и осмысленной, у 4,0% (один человек) удовлетворенность самореализацией отсутствует.

Более наглядно результаты диагностики осмысленности жизни студентов пятого курса представлены ниже.

 

Рисунок 2.2. Процентное распределение уровней по шкалам «СЖО» у студентов пятого курса

 

Таким образом, наиболее представленной категорией в  данной группе являются  студенты с высоким уровнем осмысленности жизни, и таких шкал как цели в жизни, процесс жизни, результативность, локус контроля Я, локус контроля жизни, и лишь у одного студента выявлена неудовлетворенность самореализацией.

Различия в  осмысленности жизни у студентов второго и пятого курсов оценивались с помощью углового преобразования Фишера.

Эмпирическое  значение φэ подсчитывалось по формуле:

φэ = ( φ1- φ2) ×√n1×n2 : (n1+n2)                   φ1, φ2 соответствуют процентным долям в каждой группе; n1, n2 – объемы сравниваемых выборок.

Полученное  значение φэ сравнивалось с критическими значениями для соответствующих уровней статистической значимости.    Если φэ≤φ0,05, различия не являются статистически значимыми. Если     φэ≥φ0,01,  то различия достоверны.                 φ0,05 =1,64                  φ0,01 = 2,28

 Полученные результаты представлены в таблице 2.3.

Таблица 2.3

 Величина угла φ (рад) и значение  углового преобразования Фишера для   осмысленности жизни у студентов второго и пятого курсов

№ п/п

Шкалы

Высокий уровень

 

Низкий уровень

 

величина угла φ   (рад),      2 курс

величина угла φ   (рад),      5 курс

φэ

величина угла φ   (рад),     2 курс

величина угла φ   (рад),      5 курс

φэ

1

Цели в жизни

2,056

3,142

3,33 значимы р=0,01

1,086

0

3,33

значимы р=0,01

2

Процесс жизни

2,618

3,142

1,6

0,524

0

1,6

3

Результат жизни

2,618

2,739

0,37

0,524

0,403

0,37

4

Локус контроля «Я»

2,618

3,142

1,6

0,524

0

1,6

5

Локус контроля жизни

2,618

3,142

1,6

0,524

0

1,6

6

КОЖ

2,618

3,142

1,6

0,524

0

1,6


Как видно из показателей таблицы только шкала «Цели жизни» обнаруживает статистически значимые различия между студентами второго и пятого курсов.

Таким образом, как у студентов пятого курса, так и у студентов второго  курса жизнь является осмысленной, процесс жизни воспринимается как интересный и наполненный смыслом, прожитую жизнь считают продуктивной и осмысленной.  Студенты убеждены в наличии свободы выбора и возможности строить свою жизнь в соответствии со своими представлениями о ее смысле, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Однако у студентов второго курса цели, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу, менее выражены.

С целью определения  локуса контроля студентов второго  и пятого курсов проведена диагностика с помощью тест-опросника уровня субъективного контроля Е. Ф. Бажина, А. М. Эткинда.

Общие результаты диагностики уровня субъективного контроля у студентов второго курса представлены в Приложении Д.

Обобщенные результаты исследования уровня субъективного контроля представлены ниже в таблице 2.4.

Таблица 2.4

Распределение студентов второго курса по уровням  субъективного контроля          (тест-опросник «УСК» Е. Ф. Бажин, А. М. Эткинд)

Шкалы интернальности

Тип контроля

Интернальный

Экстернальный

кол-во чел.

% от выборки

кол-во чел.

% от выборки

Область достижений

11

73,3

4

26,7

Область неудач

9

60,0

6

40,0

Семейные отношения

8

53,3

7

46,7

Производствен. отношения

5

33,3

10

66,7

Межличностные отношения

13

86,7

2

13,3

Здоровье и  болезнь

11

73,3

4

26,7

Общая интернальность

8

53,3

7

46,7

Информация о работе Психологические детерминанты осмысленности жизни будущих психологов