Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 23:21, курсовая работа
Цель исследования состоит в выявлении влияния основных индивидуально-типологических факторов на степень осмысленности жизни будущих психологов.
Задачи:
Провести теоретический анализ феномена смысла жизни в западной и отечественной психологии.
Рассмотреть психологические факторы, детерминирующие осмысленность жизни.
Отобрать и апробировать комплекс психодиагностических методов и методик для диагностики психологических детерминант осмысленности жизни у будущих психологов.
Исследовать психологические детерминанты и особенности осмысленности жизни у будущих психологов.
Разработать тренинг развития осмысленности жизни.
ВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ОСМЫСЛЕННОСТИ ЖИЗНИ В ПСИХОЛОГИИ
Теоретический анализ феномена смысла жизни в западной и отечественной психологии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
Психологические факторы, влияющие на осмысленность жизни. . . 23
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТ ОСМЫСЛЕННОСТИ ЖИЗНИ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ
2.1. Организация, методы и методики экспериментального исследования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования психологических детерминант осмысленности жизни будущих психологов. . . . . . . . . . . . . . . . . . .40
2.3. Программа развития осмысленности жизни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. . . . . . . . . . . .
20,0% студентов второго курса ставят порог своим возможностям и считают, что его невозможно преодолеть. Они обидчивы при вынесении негативной оценки им, их характеристикам или личностным качествам, проявляют к оценке равнодушие.
По шкале «Духовное удовлетворение» 33,3% студентов имеют высокий уровень, 33,3% имеют низкий уровень.
Следовательно, студенты с высоким уровнем стремятся к получению морального удовлетворения во всех сферах жизни. Такие люди считают, что самое важное в жизни – делать только то, что интересно и что приносит внутреннее удовлетворение. Они идеалистичны во взглядах, привержены к соблюдению этических норм в поведении и детальности. Для студентов второго курса с низким уровнем характерен поиск конкретной выгоды от взаимных отношений, результатов деятельности. Они циничны, проявляют пренебрежение общественным мнением, общественными нормами.
33,3% студентов по шкале «Креативность» имеют высокий уровень, 26,7% имеют низкий уровень.
Это значит, что
33,3% студентов второго курса
13,3% от выборки имеют высокий уровень по шкале «Активные социальные контакты», 40,0% студентов имеют низкий уровень.
Следовательно,
13,3% студентов второго курса
20,0% студентов второго курса имеют высокий уровень по шкале «Собственный престиж», 40,0% - низкий уровень.
Это значит, что 20,0% студентов имеют стремление к признанию, уважению, одобрению со стороны других лиц. Самонадеянны, категоричны в ситуации взаимодействия с людьми, зависимыми от них. 40,0% студентов второго курса не видят разницы в одобрении их поступков людьми с разными социальными статусами. Они уступчивы, избегают неудач, конфликтов, лишены притязаний на статус лидера.
По шкале «Достижения» 33,3% студентов второго курса имеют высокий уровень, 40,0% от выборки – низкий уровень.
Следовательно, 33,3% студентов проявляют стремление к достижению конкретных и ощутимых результатов в различные периоды жизни. Такие люди, как правило, тщательно планируют свою жизнь, ставя конкретные цели на каждом ее этапе и считая, что главное – добиться этих целей. Часто большое количество жизненных достижений служит для них основанием для высокой самооценки. Для 40,0% студентов характерно безразличие к достижениям, зависимость от того, как складываются внешние ситуации. Такие люди отличаются часто постановкой ближайших, конкретных целей. Иногда проявляют бессилие в стремлении достичь какую-либо дальнюю перспективную цель.
По шкале «Высокое материальное положение» 46,7% от выборки имеют высокий уровень, 13,3% студентов – низкий уровень.
Это значит, что у 46,7% есть стремление к возможно более высокому уровню своего материального благосостояния, убежденность в том, что материальный достаток является главным условием жизненного благополучия. Высокий уровень материального благосостояния для таких людей часто оказывается основанием для развития чувства собственной значимости и повышенной самооценки. 13,3% студентов второго курса проявляют равнодушие к материальному достатку. Они игнорируют материальный достаток как ценность, к которой надо стремиться.
По шкале «Сохранение индивидуальности» 40,0% студентов от выборки имеют высокий уровень, 26,7% - низкий уровень.
Это значит, что 40,0% студентов второго курса стремятся к независимости от других людей, считают, что самое важное в жизни – это сохранить неповторимость и своеобразие своей личности, своих взглядов, убеждений, своего стиля жизни, стремясь как можно меньше поддаваться влиянию массовых тенденций. Часто не доверяют авторитетам. 26,7% проявляют стремление к конформности, замкнутости, не любят брать на себя ответственность.
Более наглядно результаты диагностики жизненных ценностей студентов второго курса представлены ниже.
Рисунок 2.5. Процентное
распределение уровней
Анализ представленного графически процентного распределения позволяет сделать вывод о том, что наибольшее значение для студентов второго курса имеют такие жизненные ценности, как материальное положение, сохранение индивидуальности и саморазвитие, креативность. Наименьшее значение имеют ценности престижа, достижений и социальных контактов.
Общие результаты диагностики жизненных ценностей у студентов пятого курса представлены в Приложении З.
Обобщенные результаты исследования представлены ниже в таблице 2.8.
Анализ обобщенных данных позволяет сделать следующие выводы.
44,0% студентов
пятого курса по шкале «
Таблица 2.8
Распределение студентов пятого курса по уровням жизненных ценностей (методика МТЖЦ В. Ф. Сопов, Л. В. Карпушина)
Жизненные ценности |
Уровни | |||||
Высокий |
Средний |
Низкий | ||||
кол-во чел. |
% от выборки |
кол-во чел. |
% от выборки |
кол-во чел. |
% от выборки | |
Саморазвитие |
11 |
44,0 |
11 |
44,0 |
3 |
12,0 |
Духовное удовл. |
16 |
64,0 |
3 |
12,0 |
6 |
24,0 |
Креативность |
16 |
64,0 |
2 |
8,0 |
7 |
28,0 |
Социальные контакты |
10 |
40,0 |
5 |
20,0 |
10 |
40,0 |
Престиж |
7 |
28,0 |
10 |
40,0 |
8 |
32,0 |
Достижения |
10 |
40,0 |
8 |
32,0 |
7 |
28,0 |
Материальное положение |
14 |
56,0 |
8 |
32,0 |
3 |
12,0 |
Сохранение индив-ти |
10 |
40,0 |
10 |
40,0 |
5 |
20,0 |
Это значит, что 44,0% студентов стремятся получать объективную информацию об особенностях своего характера, способностей, других характеристиках своей личности. Также они стремятся к самосовершенствованию, серьезно относятся к своим обязанностям, компетентности в делах, снисходительны к людям и их недостаткам и требовательны к себе. 12,0% студентов пятого курса ставят порог своим возможностям и считают, что его невозможно преодолеть. Они обидчивы при вынесении негативной оценки им, их характеристикам или личностным качествам, проявляют к оценке равнодушие.
По шкале «Духовное удовлетворение» 64,0% студентов имеют высокий уровень, 24,0% - низкий уровень.
Следовательно, 64,0% студентов стремятся к получению морального удовлетворения во всех сферах жизни. Такие люди считают, что самое важное в жизни – делать только то, что интересно и что приносит внутреннее удовлетворение. Они идеалистичны во взглядах, привержены к соблюдению этических норм в поведении и детальности. Для 24,0% студентов пятого курса характерен поиск конкретной выгоды от взаимных отношений, результатов деятельности. Они циничны, проявляют пренебрежение общественным мнением, общественными нормами.
64,0% студентов по шкале «Креативность» имеют высокий уровень, 28,0% имеют низкий уровень.
Это значит, что 64,0% студентов пятого курса стремятся к реализации своих творческих возможностей, внесению различных изменений во все сферы своей жизни, стремятся избегать стереотипов и разнообразить свою жизнь. Такие люди устают от размерного хода своей жизни и всегда стараются внести в нее что-то новое. Характерны изобретательность и увлеченность в самых обыденных ситуациях. Для 28,0% студентов характерна подавленность творческих наклонностей, стереотипность поведения и деятельности, консерватизм, следование уже устоявшимся нормам и ценностям.
40,0% от выборки имеют высокий уровень по шкале «Активные социальные контакты», 40,0% студентов имеют низкий уровень.
Следовательно, студенты пятого курса с высоким уровнем стремятся к установлению благоприятных взаимоотношений с другими людьми. Для них значимы все аспекты человеческих взаимоотношений, они часто убеждены в том, что самое ценное в жизни – это возможность общаться и взаимодействовать с другими людьми. Часто дружелюбны, общительны, непринужденны в общении, эмпатичны, социально активны. Студенты с низким уровнем проявляют нерешительность в общении с незнакомыми людьми. Для них характерно отсутствие спонтанности в высказывании, недоверие другим людям, нежелание быть открытым.
28,0% студентов пятого курса имеют высокий уровень по шкале «Собственный престиж», 32,0% - низкий уровень.
Это значит, что 28,0% студентов имеют стремление к признанию, уважению, одобрению со стороны других лиц. Самонадеянны, категоричны в ситуации взаимодействия с людьми, зависимыми от них. 32,0% студентов от выборки не видят разницы в одобрении их поступков людьми с разными социальными статусами. Они уступчивы, избегают неудач, конфликтов, лишены притязаний на статус лидера.
По шкале «Достижения» 40,0% студентов пятого курса имеют высокий уровень, 28,0% от выборки – низкий уровень.
Следовательно, 40,0% студентов проявляют стремление к достижению конкретных и ощутимых результатов в различные периоды жизни. Такие люди, как правило, тщательно планируют свою жизнь, ставя конкретные цели на каждом ее этапе и считая, что главное – добиться этих целей. Часто большое количество жизненных достижений служит для них основанием для высокой самооценки. Для 28,0% студентов характерно безразличие к достижениям, зависимость от того, как складываются внешние ситуации. Такие люди отличаются часто постановкой ближайших, конкретных целей. Иногда проявляют бессилие в стремлении достичь какую-либо дальнюю перспективную цель.
По шкале «Высокое материальное положение» 56,0% от выборки имеют высокий уровень, 12,0% студентов – низкий уровень.
Это значит, что у 56,0% есть стремление к возможно более высокому уровню своего материального благосостояния, убежденность в том, что материальный достаток является главным условием жизненного благополучия. Высокий уровень материального благосостояния для таких людей часто оказывается основанием для развития чувства собственной значимости и повышенной самооценки. 12,0% студентов пятого курса проявляют равнодушие к материальному достатку. Они игнорируют материальный достаток как ценность, к которой надо стремиться.
По шкале «Сохранение индивидуальности» 40,0% студентов от выборки имеют высокий уровень, 20,0% - низкий уровень.
Это значит, что 40,0% студентов пятого курса стремятся к независимости от других людей, считают, что самое важное в жизни – это сохранить неповторимость и своеобразие своей личности, своих взглядов, убеждений, своего стиля жизни, стремясь как можно меньше поддаваться влиянию массовых тенденций. Часто не доверяют авторитетам. 20,0% проявляют стремление к конформности, замкнутости, не любят брать на себя ответственность.
Более наглядно результаты диагностики жизненных ценностей студентов пятого курса представлены ниже.
Рисунок 2.6. Процентное распределение уровней жизненных ценностей у студуентов пятого курса
Анализ представленного графически процентного распределения позволяет сделать вывод о том, что наибольшее значение для студентов пятого курса имеют такие жизненные ценности, как духовное удовлетворение, креативность, саморазвитие, достижения, материальное положение, сохранение индивидуальности. Наименьшее значение имеют ценности престижа.
Различия в
жизненных ценностях у
Информация о работе Психологические детерминанты осмысленности жизни будущих психологов