Психологические детерминанты осмысленности жизни будущих психологов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 23:21, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в выявлении влияния основных индивидуально-типологических факторов на степень осмысленности жизни будущих психологов.
Задачи:
Провести теоретический анализ феномена смысла жизни в западной и отечественной психологии.
Рассмотреть психологические факторы, детерминирующие осмысленность жизни.
Отобрать и апробировать комплекс психодиагностических методов и методик для диагностики психологических детерминант осмысленности жизни у будущих психологов.
Исследовать психологические детерминанты и особенности осмысленности жизни у будущих психологов.
Разработать тренинг развития осмысленности жизни.

Содержание работы

ВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ОСМЫСЛЕННОСТИ ЖИЗНИ В ПСИХОЛОГИИ
Теоретический анализ феномена смысла жизни в западной и отечественной психологии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
Психологические факторы, влияющие на осмысленность жизни. . . 23
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТ ОСМЫСЛЕННОСТИ ЖИЗНИ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ
2.1. Организация, методы и методики экспериментального исследования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования психологических детерминант осмысленности жизни будущих психологов. . . . . . . . . . . . . . . . . . .40
2.3. Программа развития осмысленности жизни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. . . . . . . . . . . .

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 841.00 Кб (Скачать файл)

 

20,0% студентов второго курса ставят порог своим возможностям и считают, что его невозможно преодолеть. Они обидчивы при вынесении негативной оценки им, их характеристикам или личностным качествам, проявляют к оценке равнодушие.

По шкале «Духовное  удовлетворение» 33,3% студентов имеют высокий уровень, 33,3% имеют низкий уровень.

Следовательно, студенты с  высоким уровнем стремятся к получению морального удовлетворения во всех сферах жизни. Такие люди считают, что самое важное в жизни – делать только то, что интересно и что приносит внутреннее удовлетворение. Они идеалистичны во взглядах, привержены к соблюдению этических норм в поведении и детальности. Для студентов второго курса с низким уровнем характерен поиск конкретной выгоды от взаимных отношений, результатов деятельности. Они циничны, проявляют пренебрежение общественным мнением, общественными нормами.

33,3% студентов  по шкале «Креативность» имеют  высокий уровень, 26,7% имеют низкий уровень.

Это значит, что 33,3% студентов второго курса стремятся к реализации своих творческих возможностей, внесению различных изменений во все сферы своей жизни, стремятся избегать стереотипов и разнообразить свою жизнь. Такие люди устают от размерного хода своей жизни и всегда стараются внести в нее что-то новое. Характерны изобретательность и увлеченность в самых обыденных ситуациях. Для 26,7% студентов характерна подавленность творческих наклонностей, стереотипность поведения и деятельности, консерватизм, следование уже устоявшимся нормам и ценностям.

13,3% от выборки  имеют высокий уровень по шкале «Активные социальные контакты»,  40,0% студентов имеют низкий уровень.

Следовательно, 13,3% студентов второго курса стремятся к установлению благоприятных взаимоотношений с другими людьми. Для них значимы все аспекты человеческих взаимоотношений, они часто убеждены в том, что самое ценное в жизни – это возможность общаться и взаимодействовать с другими людьми. Часто дружелюбны, общительны, непринужденны в общении, эмпатичны, социально активны. 40,0% проявляют нерешительность в общении с незнакомыми людьми. Для них характерно отсутствие спонтанности в высказывании, недоверие другим людям, нежелание быть открытым.

20,0% студентов второго курса имеют высокий уровень по шкале «Собственный престиж», 40,0% - низкий уровень.

Это значит, что 20,0% студентов имеют стремление к признанию, уважению, одобрению со стороны других лиц. Самонадеянны, категоричны в ситуации взаимодействия с людьми, зависимыми от них.  40,0% студентов второго курса не видят разницы в одобрении их поступков людьми с разными социальными статусами. Они уступчивы, избегают неудач, конфликтов, лишены притязаний на статус лидера.

По шкале  «Достижения» 33,3% студентов второго  курса имеют высокий уровень, 40,0% от выборки – низкий уровень.

Следовательно, 33,3% студентов проявляют стремление к достижению конкретных и ощутимых результатов в различные периоды жизни. Такие люди, как правило, тщательно планируют свою жизнь, ставя конкретные цели на каждом ее этапе и считая, что главное – добиться этих целей. Часто большое количество жизненных достижений служит для них основанием для высокой самооценки. Для 40,0% студентов характерно безразличие к достижениям, зависимость от того, как складываются внешние ситуации. Такие люди отличаются часто постановкой ближайших, конкретных целей. Иногда проявляют бессилие в стремлении достичь какую-либо дальнюю перспективную цель.

По шкале  «Высокое материальное положение» 46,7% от выборки имеют высокий уровень, 13,3% студентов – низкий уровень.

Это значит, что  у 46,7% есть стремление к возможно более высокому уровню своего материального благосостояния, убежденность в том, что материальный достаток является главным условием жизненного благополучия. Высокий уровень материального благосостояния для таких людей часто оказывается основанием для развития чувства собственной значимости и повышенной самооценки. 13,3% студентов второго курса проявляют равнодушие к материальному достатку. Они игнорируют материальный  достаток как ценность, к которой надо стремиться.

По шкале  «Сохранение индивидуальности» 40,0% студентов от выборки имеют высокий уровень, 26,7% - низкий уровень.

Это значит, что 40,0% студентов второго курса стремятся к независимости от других людей, считают, что самое важное в жизни – это сохранить неповторимость и своеобразие своей личности, своих взглядов, убеждений, своего стиля жизни, стремясь как можно меньше поддаваться влиянию массовых тенденций. Часто не доверяют авторитетам. 26,7% проявляют стремление к конформности, замкнутости, не любят брать на себя ответственность.

Более наглядно результаты диагностики жизненных ценностей студентов второго курса представлены ниже.

Рисунок 2.5. Процентное распределение уровней жизненных  ценностей у студуентов второго  курса

 

Анализ представленного графически процентного распределения позволяет сделать вывод о том, что наибольшее значение для студентов второго курса имеют такие жизненные ценности, как материальное положение, сохранение индивидуальности и саморазвитие, креативность. Наименьшее значение имеют ценности престижа, достижений и социальных контактов.

Общие результаты диагностики жизненных  ценностей  у студентов пятого курса представлены в Приложении З.

Обобщенные результаты исследования  представлены ниже в таблице 2.8.

Анализ обобщенных данных позволяет сделать следующие выводы.

44,0% студентов  пятого курса по шкале «Саморазвитие»  имеют высокий уровень, 12,0% - низкий  уровень. 

 

Таблица 2.8

Распределение студентов пятого курса по уровням жизненных ценностей (методика МТЖЦ В. Ф. Сопов, Л. В. Карпушина)

Жизненные ценности

Уровни

Высокий

Средний

Низкий

кол-во чел.

% от выборки

кол-во чел.

% от выборки

кол-во чел.

% от выборки

Саморазвитие

11

44,0

11

44,0

3

12,0

Духовное удовл.

16

64,0

3

12,0

6

24,0

Креативность

16

64,0

2

8,0

7

28,0

Социальные  контакты

10

40,0

5

20,0

10

40,0

Престиж

7

28,0

10

40,0

8

32,0

Достижения

10

40,0

8

32,0

7

28,0

Материальное  положение

14

56,0

8

32,0

3

12,0

Сохранение  индив-ти

10

40,0

10

40,0

5

20,0


 

Это значит, что 44,0% студентов стремятся получать объективную информацию об особенностях своего характера, способностей, других характеристиках своей личности. Также они стремятся к самосовершенствованию, серьезно относятся к своим обязанностям, компетентности в делах, снисходительны к людям и их недостаткам и требовательны к себе. 12,0% студентов пятого курса ставят порог своим возможностям и считают, что его невозможно преодолеть. Они обидчивы при вынесении негативной оценки им, их характеристикам или личностным качествам, проявляют к оценке равнодушие.

По шкале  «Духовное удовлетворение» 64,0% студентов имеют высокий уровень, 24,0% - низкий уровень.

Следовательно, 64,0% студентов стремятся к получению морального удовлетворения во всех сферах жизни. Такие люди считают, что самое важное в жизни – делать только то, что интересно и что приносит внутреннее удовлетворение. Они идеалистичны во взглядах, привержены к соблюдению этических норм в поведении и детальности. Для 24,0% студентов пятого курса характерен поиск конкретной выгоды от взаимных отношений, результатов деятельности. Они циничны, проявляют пренебрежение общественным мнением, общественными нормами.

64,0% студентов по шкале «Креативность» имеют высокий уровень, 28,0% имеют низкий уровень.

Это значит, что 64,0% студентов пятого курса стремятся к реализации своих творческих возможностей, внесению различных изменений во все сферы своей жизни, стремятся избегать стереотипов и разнообразить свою жизнь. Такие люди устают от размерного хода своей жизни и всегда стараются внести в нее что-то новое. Характерны изобретательность и увлеченность в самых обыденных ситуациях. Для 28,0% студентов характерна подавленность творческих наклонностей, стереотипность поведения и деятельности, консерватизм, следование уже устоявшимся нормам и ценностям.

40,0% от выборки имеют высокий уровень по шкале «Активные социальные контакты»,  40,0% студентов имеют низкий уровень.

Следовательно, студенты пятого курса с высоким уровнем стремятся к установлению благоприятных взаимоотношений с другими людьми. Для них значимы все аспекты человеческих взаимоотношений, они часто убеждены в том, что самое ценное в жизни – это возможность общаться и взаимодействовать с другими людьми. Часто дружелюбны, общительны, непринужденны в общении, эмпатичны, социально активны. Студенты с низким уровнем проявляют нерешительность в общении с незнакомыми людьми. Для них характерно отсутствие спонтанности в высказывании, недоверие другим людям, нежелание быть открытым.

28,0% студентов пятого курса имеют высокий уровень по шкале «Собственный престиж», 32,0% - низкий уровень.

Это значит, что 28,0% студентов имеют стремление к признанию, уважению, одобрению со стороны других лиц. Самонадеянны, категоричны в ситуации взаимодействия с людьми, зависимыми от них. 32,0% студентов от выборки не видят разницы в одобрении их поступков людьми с разными социальными статусами. Они уступчивы, избегают неудач, конфликтов, лишены притязаний на статус лидера.

По шкале  «Достижения» 40,0% студентов пятого курса имеют высокий уровень, 28,0% от выборки – низкий уровень.

Следовательно, 40,0% студентов проявляют стремление к достижению конкретных и ощутимых результатов в различные периоды жизни. Такие люди, как правило, тщательно планируют свою жизнь, ставя конкретные цели на каждом ее этапе и считая, что главное – добиться этих целей. Часто большое количество жизненных достижений служит для них основанием для высокой самооценки. Для 28,0% студентов характерно безразличие к достижениям, зависимость от того, как складываются внешние ситуации. Такие люди отличаются часто постановкой ближайших, конкретных целей. Иногда проявляют бессилие в стремлении достичь какую-либо дальнюю перспективную цель.

По шкале  «Высокое материальное положение» 56,0% от выборки имеют высокий уровень, 12,0% студентов – низкий уровень.

Это значит, что у 56,0% есть стремление к возможно более высокому уровню своего материального благосостояния, убежденность в том, что материальный достаток является главным условием жизненного благополучия. Высокий уровень материального благосостояния для таких людей часто оказывается основанием для развития чувства собственной значимости и повышенной самооценки. 12,0% студентов пятого курса проявляют равнодушие к материальному достатку. Они игнорируют материальный  достаток как ценность, к которой надо стремиться.

По шкале  «Сохранение индивидуальности» 40,0% студентов от выборки имеют высокий уровень, 20,0% - низкий уровень.

Это значит, что 40,0% студентов пятого курса стремятся к независимости от других людей, считают, что самое важное в жизни – это сохранить неповторимость и своеобразие своей личности, своих взглядов, убеждений, своего стиля жизни, стремясь как можно меньше поддаваться влиянию массовых тенденций. Часто не доверяют авторитетам. 20,0% проявляют стремление к конформности, замкнутости, не любят брать на себя ответственность.

Более наглядно результаты диагностики жизненных ценностей студентов пятого курса представлены ниже.

 

Рисунок 2.6. Процентное распределение уровней жизненных ценностей у студуентов пятого курса

 

 

Анализ представленного графически процентного распределения позволяет сделать вывод о том, что наибольшее значение для студентов пятого курса имеют такие жизненные ценности, как духовное удовлетворение, креативность, саморазвитие, достижения, материальное положение, сохранение индивидуальности.  Наименьшее значение имеют ценности престижа.

Различия в  жизненных ценностях у студентов  второго и пятого курсов оценивались  с помощью углового преобразования Фишера. Полученные результаты предоставляются  в таблице 2.9.

Информация о работе Психологические детерминанты осмысленности жизни будущих психологов