Психологические детерминанты осмысленности жизни будущих психологов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 23:21, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в выявлении влияния основных индивидуально-типологических факторов на степень осмысленности жизни будущих психологов.
Задачи:
Провести теоретический анализ феномена смысла жизни в западной и отечественной психологии.
Рассмотреть психологические факторы, детерминирующие осмысленность жизни.
Отобрать и апробировать комплекс психодиагностических методов и методик для диагностики психологических детерминант осмысленности жизни у будущих психологов.
Исследовать психологические детерминанты и особенности осмысленности жизни у будущих психологов.
Разработать тренинг развития осмысленности жизни.

Содержание работы

ВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ОСМЫСЛЕННОСТИ ЖИЗНИ В ПСИХОЛОГИИ
Теоретический анализ феномена смысла жизни в западной и отечественной психологии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
Психологические факторы, влияющие на осмысленность жизни. . . 23
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТ ОСМЫСЛЕННОСТИ ЖИЗНИ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ
2.1. Организация, методы и методики экспериментального исследования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования психологических детерминант осмысленности жизни будущих психологов. . . . . . . . . . . . . . . . . . .40
2.3. Программа развития осмысленности жизни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. . . . . . . . . . . .

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 841.00 Кб (Скачать файл)

Среди типичных проблем жизненного самоопределения  студенческой молодежи в современных условиях развития общества следует отметить следующие: неравенство жизненных стартовых позиций; перестройка в системе ценностей, потребностях и интересах, в структуре и динамике мотивов выбора профессии, получении высшего образования и учебной деятельности, жизненных планах и стратегиях жизненного самоопределения; неопределенность возможностей самореализации; задержка психосоциального становления, психосоциальные конфликты личности [27].

Становление смысла жизни обусловлено, по мнению В.Э. Чудновского, в значительной мере развитием процессов личностного самоанализа. Обращенные к себе вопросы: “Кто Я?”, “Какой Я?” ставит, не всегда сознавая это, уже подросток. Более общие, мировоззренческие вопросы: “Каков мой жизненный идеал?”, “Кем Я хочу стать?” – ставит юноша, у которого самоанализ становится элементом социально-нравственного самоопределения.

Задаваясь вопросом о смысле жизни, юноша думает одновременно и о направлении общественного  развития вообще, и о конкретной цели собственной жизни. Юноша ищет ответы на вопросы. Эти искания содержат в себе высокий позитивный потенциал: в поиске смысла жизни вырабатывается мировоззрение, расширяется система ценностей, формируется тот нравственный стержень, который помогает справиться с житейскими неурядицами, юноша начинает лучше понимать окружающий мир и самого себя, становится в действительности самим собой [37].

Таким образом, поиск смысла жизни выступает важнейшей потребностью и осуществляется посредством психологических механизмов и закономерностей понимания личностью своего жизненного пути. Ключевым показателем наличия смысла является осмысленность жизни. Осмысленность жизни определяется как наличие цели в жизни, как переживание онтологической значимости жизни. Осмысленность жизни является необходимым и достаточным условием развития личности.

Опираясь на теоретические  положения экзистенциальной философии и психологии, можно выявить основные вопросы, связанные с процессом нахождения человеком смысла своего существования. Наиболее важным из них является готовность принять на себя ответственность за события своей жизни, способствующей реализации наиболее значимых ценностей, являющихся потенциальными смыслами, определяющими полноту человеческой жизни. В случае невозможности их реализации и нежелании нести ответственность, повышается зависимость от окружающей среды, формирование в ценностно-мотивационной сфере внутренних вакуумов, увеличение тревожности, часто трансформирующейся в страх.

Неумение найти  свою идентичность и свое место в  жизни препятствует обретению смысла, так как смысл жизни и ее отдельных этапов не выдумывается произвольно, а вытекает из сочетания личностных свойств и конкретных обстоятельств. Если этого не происходит, то появляется недовольство ранее сделанными выборами, возникает ощущение бессмысленности собственного существования даже при внешне благополучной обстановке. Потеря прежнего смысла жизни и интенсивные поиски нового происходят особенно часто именно в юношеском возрасте, поскольку переход от детства к взрослости требует трансформации главных жизненных смыслов. Упущенные возможности служат источником переживаний в дальнейшем, но часто они являются стимулом для самосовершенствования и наполняют жизнь смыслом, если человек захочет ему следовать.

Выводы  по первой главе.

Теоретический анализ литературы по проблеме осмысленности жизни  позволил сделать следующие выводы:

1. В психологии смысл жизни изучается преимущественно под углом зрения того, как и под влиянием каких факторов происходит формирование смысла жизни в индивидуальном развитии, и как сформировавшийся смысл жизни или его отсутствие влияет на жизнедеятельность и сознание личности.

2. В психодинамических теориях З. Фрейда, А. Адлера, К. Г. Юнга содержатся в зачаточной форме практически все основные идеи, присущие более поздним подходам к проблеме смысла. З. Фрейд показал осмысленный характер непроизвольных поведенческих проявлений и фантазий, проследил связь смысла с актуальными мотивами и историей жизни личности. А. Адлер обратил внимание на финальные связи поведенческих смыслов со смыслом жизни, с общей ее направленностью, разработал первую психологическую теорию смысла жизни и его влияния на психические процессы. К. Г. Юнг отметил фундаментальную направленность человека на отыскание смысла своей жизни, представив ее как специальную задачу и потребность, а также подчеркнул социокультурную обусловленность индивидуального смысла жизни.

3. Представление о смысле как о жизненной задаче подробно разработано в теории личности и психотерапии В. Франкла. Для В. Франкла обретение и реализация смысла выступает как стоящая перед человеком задача, на решение которой он направляет все свои усилия, причем успех в ее решении не гарантирован, а неудача приводит к серьезным нарушениям личностного развития. Согласно Дж. Ройсу, смысл возникает как функция внутренней структуры индивида, структуры вне его и структуры взаимодействия организм – среда.     Ф. Феникс дает наиболее подробное аналитическое описание самого смысла, выделяет параметры смысла.

4. Согласно отечественным исследователям, смысл жизни – это особое психическое образование, имеющее свою специфику возникновения, свои этапы развития и становления, свою структуру, меру упорядоченности и свое содержание. Понятие смысла жизни стоит несколько особняком по отношению к другим понятиям – смысловой установке, мотиву, смысловой диспозиции, смысловому конструкту, личностной ценности и динамической смысловой системе.

5. Ключевым показателем наличия смысла является осмысленность жизни. Осмысленность жизни можно рассматривать как энергетическую характеристику смысловой сферы, количественную меру степени и устойчивости направленности жизнедеятельности субъекта на какой-то смысл.

6. Одним из ответственных периодов формирования личности, который включает осознание смысла жизни и ее целей, является юношеский возраст. Однако у молодых людей часто отмечается неготовность к самостоятельному принятию решений и дефиците навыков осмысленного управления своей жизнью, говорящие о повышенном инфантилизме, конформности, низком уровне развития рефлексии.

7. Жизнь становится осмысленной через самоотдачу, самореализацию в деятельности; через присвоение, использование того, что создано другими; через масштаб самоопределения и самоуправления.

8. Теоретический анализ психологических положений отечественных и зарубежных авторов, раскрывающих феномен смысла жизни, дал возможность выявить наиболее важные экзистенциальные критерии, отражающие степень осмысленности человеком своей жизни. Так подчеркивается необходимость взятия на себя ответственности за принимаемые в жизни решения. Отмечается, что при высоком конформизме, невозможности реализовать значимые ценности появляется чувство внутренней пустоты, сопровождающееся возникновением экзистенциальных вакуумов, свидетельствующих о процессе дезинтеграции в ценностно-мотивационной сфере. Подчеркивается, что утрата смысла жизни приводит к повышению тревоги, часто трансформирующейся в страх.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТ ОСМЫСЛЕННОСТИ ЖИЗНИ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ

 

2.1. Организация,  методы  и методики экспериментального исследования

С целью проверки выдвинутой гипотезы о том, что осмысленность жизни будущих психологов связана с принятием ответственности за события, происходящие в их жизни,  а также с определенными жизненными ценностями и индивидуально-типологическими особенностями был проведен констатирующий эксперимент.

Задачами эксперимента стали:

1) Изучить особенности  осмысленности жизни будущих  психологов.

2) Установить различия в особенностях осмысленности жизни у студентов-психологов второго и пятого курсов.

3) Выявить психологические  детерминанты осмысленности жизни  будущих психологов.

      Эксперимент  осуществлялся на базе Севастопольского городского гуманитарного университета. В обследовании приняли участие студенты второго и пятого курсов.  Общая численность выборки составила 40 человек. Возраст испытуемых от 17 до 25 лет.

В качестве диагностических  методик для решения поставленных задач применялись тест смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева, тест-опросник уровня субъективного контроля Е. Ф. Бажина, А. М. Эткинда, многофакторный личностный опросник Кеттела (форма С, факторы A, C, E, F, G, O, Q3), морфологический тест жизненных ценностей В. Ф. Сопова, Л. В. Карпушиной.

Также использовались методы математической и статистической обработки и представления полученных данных (программа Microsoft Office Excel 2007), включающие в себя: корреляционный анализ Пирсона, многофункциональный критерий Фишера (угловое преобразование).

Дадим краткое описание используемых в работе методик.

1. Тест смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева.

Цель  данной методики – изучение смысложизненных ориентаций личности, составляющих основу образа Я. Система ценностей человека представляет собой осознаваемую, интернализованную часть системы его личностных смыслов. Результат осознания целей и смысла собственной жизни представляет собой смысложизненные ориентации человека.

Д.А.Леонтьев выделил  пять субшкал, отражающих три конкретных смысложизненных ориентации:

А) Цели в жизни – наличие или отсутствие в жизни человека целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу.

Б). Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни. Содержание этой ориентации совпадает с теорией о том, что единственный смысл жизни, в том, чтобы жить. Этот показатель говорит о том, воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Низкие баллы по шкале – признак неудовлетворенности своей жизнью в настоящем.

В). Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией. Измеряет удовлетворенность прожитой частью жизни, оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть.

И два аспекта  локуса контроля:

А) Локус контроля «Я» (Я хозяин жизни) – представление человека как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле.

Б). Локус контроля жизнь или управляемость жизни. Убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь [21].

Тест СЖО  позволяет, таким образом, оценить  «источник» смысла жизни, который может  быть найден человеком либо в будущем (цели), либо в настоящем (процесс) или прошлом (результат), либо во всех трех составляющих жизни.

2. Тест-опросник уровня субъективного контроля.

Цель: Диагностика локус контроля личности в различных сферах жизнедеятельности.

Шкала общей  интернальности. Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять, и, следовательно, чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Низкий показатель по шкале соответствует низкому уровню субъективного контроля. Такие испытуемые не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями их жизни, не считают себя способными контролировать их развитие и полагают, что большинство их является результатом случая или действия других людей.

Шкала интернальности в области достижений. Высокие  показатели по этой шкале соответствуют  высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями. Такие люди считают, что они добились сами всего хорошего, что было и есть в их жизни, и что они способны с успехом преследовать свои цели и в будущем. Низкие показатели свидетельствуют о том, что человек приписывает свои успехи, достижения и радости внешним обстоятельствам – везению, счастливой судьбе или помощи других людей.

Шкала интернальности в области неудач. Высокие показатели говорят о развитом чувстве субъективного  контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных неудачах, неприятностях и страданиях. Низкие показатели свидетельствуют о том, что испытуемый склонен приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатом невезения.

Шкала интернальности в семейных отношениях. Высокие показатели означают, что человек считает  себя ответственным за события его  семейной жизни. Низкий указывает на то, что субъект считает не себя, а своих партнеров причиной значимых ситуаций, возникающих в его семье.

Информация о работе Психологические детерминанты осмысленности жизни будущих психологов