Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 23:21, курсовая работа
Цель исследования состоит в выявлении влияния основных индивидуально-типологических факторов на степень осмысленности жизни будущих психологов.
Задачи:
Провести теоретический анализ феномена смысла жизни в западной и отечественной психологии.
Рассмотреть психологические факторы, детерминирующие осмысленность жизни.
Отобрать и апробировать комплекс психодиагностических методов и методик для диагностики психологических детерминант осмысленности жизни у будущих психологов.
Исследовать психологические детерминанты и особенности осмысленности жизни у будущих психологов.
Разработать тренинг развития осмысленности жизни.
ВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ОСМЫСЛЕННОСТИ ЖИЗНИ В ПСИХОЛОГИИ
Теоретический анализ феномена смысла жизни в западной и отечественной психологии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
Психологические факторы, влияющие на осмысленность жизни. . . 23
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТ ОСМЫСЛЕННОСТИ ЖИЗНИ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ
2.1. Организация, методы и методики экспериментального исследования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования психологических детерминант осмысленности жизни будущих психологов. . . . . . . . . . . . . . . . . . .40
2.3. Программа развития осмысленности жизни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. . . . . . . . . . . .
Таким образом, понятие смысла жизни давно изучается в различных психологических теориях. В психодинамических теориях З. Фрейда, А. Адлера и К. Г. Юнга содержатся в зачаточной форме практически все основные идеи, присущие более поздним подходам к проблеме смысла. З. Фрейд показал осмысленный характер непроизвольных поведенческих проявлений и фантазий, проследил связь смысла с актуальными мотивами и историей жизни личности. А. Адлер обратил внимание на финальные связи поведенческих смыслов со смыслом жизни, с общей ее направленностью, разработал первую психологическую теорию смысла жизни и его влияния на психические процессы, а также обратил внимание на субъективный смысл, который приобретают для человека обстоятельства его жизнедеятельности. К. Г. Юнг отметил фундаментальную направленность человека на отыскание смысла своей жизни, представив ее как специальную задачу и потребность, а также подчеркнул социокультурную обусловленность как индивидуального смысла жизни, так и смысла сновидений и продуктов фантазии.
Все рассмотренные
авторы экзистенциально-
В отечественной психологической науке проблематика смысла детально рассматривается в рамках "вершинной психологии" Л. С. Выготского, работах С. Л. Рубинштейна, парадигме смысловой регуляции деятельности (Б. С. Братусь, И. А. Васильев, Ф. Е. Василюк, Б. В. Зейгарник, В. А. Иванников, Д. А. Леонтьев, Е. В. Эйдман). Согласно отечественным исследователям, смысл жизни – это особое психическое образование, имеющее свою специфику возникновения, свои этапы развития и становления, свою структуру, меру упорядоченности и свое содержание. По Д. А. Леонтьеву, смысл жизни представляет собой концентрированную описательную характеристику наиболее стержневой и обобщенной динамической смысловой системы, ответственной за общую направленность жизни субъекта как целого.
1.2 Психологические факторы, влияющие на осмысленность жизни
Человек обладает ярко выраженной потребностью в понимании смысла окружающей реальности и индивидуального жизненного пути. Частной разновидностью потребности в понимании выступает человеческая потребность в понимании смысла жизни. Эта потребность приписывается личности многими исследователями (Л. И. Божович, Ш. Бюлер, П. Вонг, М. Р. Гинзбург, С. Мадди, К. Обуховский, В. Франкл, К. Г. Юнг).
С позиций экзистенциального подхода понимание изучается как неотъемлемый атрибут человеческого способа бытия в мире (онтологический аспект); как специфический процесс, позволяющий индивиду искать и находить смысл своей жизни (процессуальный аспект); как внутренняя концепция смысла жизни, которая складывается у личности (результативный аспект); наконец, как сугубо человеческая бытийная потребность в понимании смысла жизни (мотивационный аспект) [16].
Экзистенциальный подход
к пониманию позволяет
1. Поиск смысла жизни является психическим процессом, который включает когнитивные, мотивационные и поведенческие процессы.
2. Поиск смысла жизни подразумевает потребность в смысле жизни, которая активизирует и направляет индивида.
3. Поиск смысла жизни переходит в практическую реализацию найденного смысла, которая предполагает расчленение смысла на жизненные цели, задачи, планы и программы.
4. Поиск смысла жизни преимущественно является когнитивным процессом по реконструкции смысла реального жизненного пути.
5. Поиск смысла жизни имеет внешние проявления и может быть психометрически измерен [16].
С позиций психологии человеческого бытия логично предположить, что за понятием «поиск смысла жизни» скрываются феноменология, закономерности и механизмы понимания личностью своего жизненного пути и его смысла. Другими словами, поиск смысла жизни осуществляется посредством психологических механизмов и закономерностей понимания личностью своего жизненного пути.
Следует отметить, что сама система личностных смыслов не останавливается в своем развитии. На ранних стадиях развития происходит формирование системы личностных смыслов. В периоды детства и юношества идет ее активное развитие. В зрелом возрасте, когда система личностных смыслов уже сформирована, она сама становится регулятором личностного развития, поскольку реализация жизненного опыта имеет направленность на уже осознанные, интернализованные жизненные цели, которые приобретают смысложизненную перспективу. Отсутствие смысла в жизни, и невозможность (или неспособность) его найти, влечет за собой переход человека на более низкий уровень функционирования системы личностных смыслов и деградацию личности.
Формирование, развитие и функционирование системы личностных смыслов в процессе социализации осуществляются благодаря механизмам интериоризации, идентификации и интернализации. На различных этапах социализации их воздействие неоднозначно и определяется сложным комплексом внутренних и внешних факторов ситуации развития. Внешними факторами выступают семейное и институциализированное воспитание и обучение, профессиональная деятельность, общественно-исторические условия. В качестве внутренних факторов формирования и развития системы личностных смыслов выступают индивидуально-типологические особенности протекания психических процессов и, прежде всего мышления, памяти, эмоций и воли [15].
Человеческая жизнь мотивируется поиском смысла своего существования, стремлением реализовать этот смысл на основе ценностных ориентиров.
Согласно С. Л. Франку, жизнь становится осмысленной, содержащей осознанный смысл (цель), во-первых, через самоотдачу, самореализацию в деятельности; во-вторых, через присвоение, использование того, что создано другими; в-третьих, через масштаб самоопределения и самоуправления (определения позиции по отношению к себе, обществу, космосу). Масштаб самоопределения человека задает систему координат для его ценностных ориентиров, для самотрансценденции – выход за пределы себя, направленность не на себя, а на что-то иное – это то, что составляет сущность человеческого существования. Процесс поиска смысла – это процесс принятия решения в системе координат, детерминированной масштабом самоопределения, где критерием правильности решения могут выступать усвоенные универсальные ценности, и среди них – следование такого рода ценностям [34].
Важное регуляторное значение осознанию смысла жизни придает С. Л. Рубинштейн. С его точки зрения, сознательность человека по отношению к смыслу жизни неразрывно связана с действенностью по отношению к собственному жизненному пути. Сознательность по отношению к смыслу жизни в высшей мере присуща личности как субъекту жизни. Понимание личностью смысла жизни – это ключ к построению жизни на сознательной, нравственной основе. Кроме того, понимание смысла собственной жизни раскрывается как значимая слагающая жизненной мудрости, то есть способности человека к совершению правильных биографических выборов [29].
Одним из ответственных периодов формирования личности, который включает осознание смысла жизни и ее целей, является юношеский возраст. Отношение к миру в этот период времени часто имеет ярко выраженную индивидуальную окраску, явления действительности интересуют молодых людей не сами по себе, а в связи с их собственным отношением к ним, идет постоянная оценка себя и других, даже частные проблемы ставятся в морально-идеологическую плоскость, появляются предпосылки необходимые для становления ценностей: овладение понятийным мышлением, накопление достаточного морального опыта, занятие определенного социального положения [17].
Однако у молодых людей часто отмечается неготовность к самостоятельному принятию решений и дефиците навыков осмысленного управления своей жизнью, говорящие о повышенном инфантилизме, конформности, низком уровне развития рефлексии.
Необходимо отметить, что специфика получаемых психологических знаний способствует осмыслению, рефлексии и усложнению внутреннего мира студентов-психологов. Их представления о личности гораздо богаче и сложнее, чем у студентов, обучающихся по другим специальностям, также отмечается особая наблюдательность по отношению к людям. Студентам-психологам чаще свойственны такие индивидуально-личностные особенности, как непринужденность поведения, готовность к сотрудничеству, внимательное отношение к людям, доброта и мягкосердечие. Однако в исследовательских работах отмечаются и отрицательные моменты, связанные с увеличением внутренних конфликтов у студентов-психологов изменяющихся и усиливающихся в зависимости от года обучения в вузе [31].
Проблема смысла жизни значима для юношеского возраста, так как сама реальная действительность ставит человека перед необходимостью выбора дальнейшего жизненного пути. Связанные со смыслом жизни новообразования юношеского возраста – жизненное, личностное и профессиональное самоопределения – определяют дальнейший путь развития и существования юноши.
Самоопределение связано с ценностями, с потребностью формирования смысловой системы, в которой центральное место занимает проблема смысла жизни, с ориентацией на будущее. Определение человеком себя в обществе как личности есть определение себя (самоопределение, занятие активной позиции) относительно социокультурных ценностей, и тем самым – определение смысла своего существования. Определение себя как личности – личностное самоопределение – имеет ценностно-смысловую природу. Ценности же задают ориентацию на будущее.
Заинтересованность глобальными проблемами смысла жизни вообще и собственного существования в частности – заинтересованность «последними вопросами» является существенной характеристикой формирующегося самоопределения. Помимо того, что эти проблемы волнуют юношей и девушек, они еще широко ими обсуждаются – со сверстниками и теми взрослыми, которых они считают заслуживающими их доверия. Наличие интереса к смыслу жизни и его активное обсуждение, по мнению М. Р. Гинзбурга, свидетельствует об активно идущем процессе самоопределения; их отсутствие – об его искажении.
В поисках смысла своего существования, в наиболее общей форме
проявляется ценностно-смысловая природа личностного самоопределения [11].
Потребность в смысле жизни характеризует взрослые формы поведения и потому не может быть обойдена, когда мы имеем дело с процессом взросления личности, становлением человеческого «Я».
Поиск смысла жизни в юношеском возрасте побуждают следующие группы мотивов: познавательная мотивация, мотивация самореализации, мотивация достижения жизненного успеха и избегания жизненного неуспеха, мотивация персонализации, субъектная мотивация, коммуникативная мотивация, функциональная мотивация, просоциальная мотивация, мотивация индивидуализации, аффилиативная мотивация [4]. Это дает основания утверждать, что поиск смысла жизни является полимотивированной активностью личности. Его побудительная регуляция не сводится к одной лишь потребности в понимании смысла жизни, а является многокомпонентной системой, отражающей неповторимые условия жизненного пути личности.
Профессиональное самоопределение составляет важный момент личностного самоопределения, рассматривается как непрерывный процесс поиска смысла в выбираемой, осваиваемой и выполняемой профессиональной деятельности, как процесс чередующихся выборов, каждый из которых – важное жизненное событие, определяющее дальнейшие шаги на пути профессионального развития личности.
Центром профессионального самоопределения является ценностно-нравственный аспект, развитие самосознания, потребность в профессиональной компетентности.
Специфическими признаками жизненного самоопределения в отличие от других видов является: глобальность, всеохватность образа и стиля жизни, присущих той социокультурной среде, в которой обитает данный человек; зависимость от стереотипов общественного сознания данной социокультурной среды; зависимость от экономических, социальных, экологических и других объективных факторов, определяющих жизнь той или иной возрастной, гендерной, социальной и профессиональной группы [11].
Жизненное самоопределение студенческой молодежи – сложнейший процесс, протекающий на границе юности и ранней зрелости, связанный с поиском личностью своего жизненного пути, выбором жизненных позиций, стремление личности к реализации целевых установок, определяемых личными потребностями и соотносимых с требованиями общества; процесс, регулируемый социальными, психологическими, педагогическими факторами и условиями, детерминированный не только влиянием внешних факторов, но и собственной активностью, мотивацией жизнедеятельности личности.
Информация о работе Психологические детерминанты осмысленности жизни будущих психологов