Психологические особенности подростков в разных типах образовательных и социальных учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 18:16, диссертация

Описание работы

Подростковый период характеризуется как чрезвычайно важный в становлении личности. Развивающаяся личность испытывает большие перегрузки в любом обществе и в любые времена. Однако особенно остро стала проблема изучения динамики развития психических структур личности в последние годы. По ряду причин, в том числе и из-за нестабильности общества и интенсивных социальных сдвигов, усилились негативные тенденции, предъявляющие повышенные требования к самоопределению, стабильности личности, а также провоцирующие ее девиантное поведение.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения развития личности подростков.
Ы.Личностно - развивающий потенциал образовательного 12 пространства.
Психологические особенности развития личности подростка в 22
образовательном пространстве.
Содержательные компоненты детерминации девиантного 34
поведения подростков.
1.4.Психологические основы профилактики и коррекции 45 девиантного поведения подростков.
Выводы 55
Глава 2. Организация и методы экспериментального исследования.
Организация исследования. 57
Методика диагностики межличностных отношений Л.Н. 68
Собчик.
Методика исследования тревожности Ч.Д. Спилбергера. 72
Методика описания поведения К. Томаса. 75
Многофакторный личностный опросник FPI 77
(модифицированная форма В).
Глава III. Результаты экспериментального исследования.
Сопоставление показателей типов межличностных отношений 83
по критерию - х2( хи - квадрат).
Сопоставление показателей ситуативной и личностной 95
тревожности подростков по критерию х2( хи - квадрат).
Сопоставление значений показателей доминирующего типа 98
поведения подростков.
Сопоставление экспериментальных показателей личности по 101
многофакторному личностному опроснику FPI
(модифицированная форма В) по критерию х2( хи - квадрат).
3.5.Программа профилактики и психологической коррекции 115
девиантного поведения подростков.
Выводы. 140
Заключение 142
Библиографический список использованной литературы 146

Файлы: 1 файл

Психол.детей ДД.doc

— 1.70 Мб (Скачать файл)







  з в

 

СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

Боташева Асият Муссаевна

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ В РАЗНЫХ ТИПАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЙ

19.00.07 - Педагогическая  психология

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание  ученой степени кандидата психологических наук

Научный руководитель: Кандидат психологических наук, доцент Урусов Азрет Абукович

Ставрополь - 2004

 

Введение 3

Глава I. Теоретические основы изучения развития личности подростков.

Ы.Личностно    -    развивающий    потенциал    образовательного   12 пространства.

  1. Психологические особенности развития личности подростка в    22 
    образовательном пространстве.
  2. Содержательные компоненты детерминации девиантного 34 
    поведения подростков.

1.4.Психологические     основы     профилактики     и     коррекции   45 девиантного поведения подростков.

Выводы 55

Глава 2. Организация и методы экспериментального исследования.

  1. Организация исследования. 57
  2. Методика диагностики межличностных отношений Л.Н. 68 
    Собчик.
  3. Методика исследования тревожности Ч.Д. Спилбергера. 72
  4. Методика описания поведения К. Томаса. 75
  5. Многофакторный личностный опросник FPI 77 
    (модифицированная форма В).

Глава III. Результаты экспериментального исследования.

  1. Сопоставление показателей типов межличностных отношений    83 
    по критерию - х2( хи - квадрат).
  2. Сопоставление показателей ситуативной и личностной 95 
    тревожности подростков по критерию х2( хи - квадрат).
  3. Сопоставление значений показателей доминирующего типа        98 
    поведения подростков.
  4. Сопоставление экспериментальных показателей личности по       101 
    многофакторному личностному опроснику FPI 
    (модифицированная форма В) по критерию х2( хи - квадрат).

3.5.Программа  профилактики и психологической  коррекции 115

девиантного поведения подростков.

Выводы. 140

Заключение 142

Библиографический список использованной литературы 146

Приложение

 

ВВЕДЕНИЕ.

Подростковый  период характеризуется как чрезвычайно  важный в  становлении личности. Развивающаяся личность испытывает большие перегрузки в любом обществе и в любые времена. Однако особенно остро стала проблема изучения динамики развития психических структур личности в последние годы. По ряду причин, в том числе и из-за нестабильности общества и интенсивных социальных сдвигов, усилились негативные тенденции, предъявляющие повышенные требования к самоопределению, стабильности личности, а также провоцирующие ее девиантное поведение. Наиболее интенсивно и многообразно это проявляется у подростков.

Поэтому именно в подростковом возрасте наблюдается  пик расстройств личностных качеств и свойств, имеет место деформация норм поведения; может происходить отступление от общечеловеческих норм нравственности, что приводит к действию сил, опустошающих духовный мир подростка и разрушающих его психику.

Тревожным фактором может служить тенденция к социальным формам протеста среди подростков, что проявляется в появлении неформальных объединений, военизированных формирований, молодежных политических организаций экстремистского толка, актов вандализма. Участие подростков и молодежи в рэкете и экономических преступлениях также свидетельствует о социальном неблагополучии в подростковой среде (В.А. Луков и др.).

Исследования  последних лет свидетельствуют  об активизации изучения проблемы развития личности подростка. Наряду с классическими исследованиями особенностей подросткового периода (Б.Г.Ананьев, Л.И. Божович, Л.С Выготский, С.Л. Рубинштейн и др.) появилось много работ, посвященных проблемам развития подростков в новых социально-экономических условиях (И.В.Дубровина, В.С.Мухина, М.В.Осорина, А.В.Толстых, Д.И.Фельдштейн и др.) девиантного поведения подростков в психологической литературе (С.А.Беличева, Б.С. Братусь, Ю.А Клейберг и др.), в правовой литературе

 

4

(Ю.М.Антонян,  К.Е.Игошев, В.Н.Кудрявцев, С.Д.Сибиряков  и др.), в педагогической литературе (Р.Г.Гурова, А.И. Кочетов и др.).

В сферу деятельности служб социальной защиты населения  в последние  годы все настойчивее входит необходимость решения сложных проблем социальной помощи подросткам, оказавшимся в новых для них условиях жизнедеятельности - учреждениях социального обслуживания.

Главной целью  указанных учреждений, осуществляющих психолого-педагогическое, социально-бытовое и медицинское обслуживание подростков, является содействие их социализации.

Несмотря  на наличие множества служб, которые работают с подростками (комитет по делам молодежи, инспекция по делам несовершеннолетних, наркологические кабинеты, консультативно-диагностические центры и др.) отсутствует стройная система организации психологической помощи каждому конкретному подростку.

На основании  анализа результатов деятельности образовательных учреждений за предыдущие годы было отмечено, что, несмотря на усилия работников школы, число проблемных подростков (неуспевающих, дезадаптированных, девиантных) мало снижается. Подобный итог вполне логичен, так как усилия сосредоточены на коррекции отклонений, возникающих в процессе обучения и развития подростков. Работа ведется со следствием, а не с причинами, приводящими к отклонениям и нарушениям в развитии. Понимая важность и необходимость диагностики и коррекции психического развития школьников, мы акцентируем внимание на создании условий для развития учащихся, так как именно нарушение этих условий мешает реализации возрастных и индивидуальных возможностей подростков и ведет к необходимости коррекционной работы.

В этой связи  большое практическое значение приобретает  исследование психологических особенностей личности подростков в современных образовательных и социальных учреждениях, поиск научно обоснованных путей и методов организации процесса социализации, оказания своевременной

 

5

и адекватной помощи развивающейся личности, особенно в кризисных для нее ситуациях.

В научной  литературе исследуются вопросы  психического развития и становления личности в общетеоретическом плане, однако проблема соотнесения социальной ситуации развития и психологических механизмов формирования личности подростка слабо изучена. Поэтому нам представляется весьма актуальным в методологическом и практическом плане провести сравнительный анализ психологических особенностей подростков в условиях образовательного пространства школы и социальных учреждений.

В связи с  этим проблема исследования сформулирована следующим образом: каковы психологические особенности подростков в образовательном пространстве школы, лицея-интерната и реабилитационного центра и как влияют эти различия на формирование склонности к девиантному поведению. Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объектом  исследования является образовательное пространство как детерминанта развития подростков.

Предметом исследования выступают психологические особенности подростков с девиантным поведением.

Гипотезы  исследования:

1. Существует взаимосвязь между характеристиками 
образовательного    пространства    и     психологическими    особенностями 
подростков, выступающих в качестве его участников.

2. Психологические    особенности    личности    подростков    могут 
выступать показателями эффективности деятельности образовательных и 
социальных учреждений и служить основанием разработки технологий 
работы    по    предупреждению    и    преодолению    девиантного    поведения 
подростков.

В соответствии с гипотезой были сформулированы следующие задачи: 1. Изучить      и      систематизировать      опыт      психологических исследований образовательного пространства. Определить теоретические

 

и методологические подходы  к его изучению.

  1. Выявить психологические особенности подростков с девиантным 
    поведением   в  условиях   общеобразовательной   школы,   лицея-интерната   и 
    реабилитационного центра.
  2. Провести   сравнительный   анализ   психологических   особенностей 
    подростков с девиантным поведением.
  3. Разработать программу профилактики и психологической коррекции 
    девиантного поведения.

Методологическую  основу исследования составили общенаучный принцип системного подхода, акцентирующий внимание на системной природе исследуемых объектов и принципы всеобщей связи и развития.

Теоретическую основу исследования составляют: концепции активного субъекта жизнедеятельности (С.Л.Рубинштейн, К.А.Абульханова-Славская, В.А.Петровский, В.П.Зинченко и др.), современные теории личности (А.В.Петровский, А.Н.Леонтьев, А.Г. Асмолов, Б.С.Братусь, К. Роджерс, А. Маслоу, В. Франкл и др.)> теории развития личности учащегося (Л.И. Божович, В.В.Давыдов, Я.Л. Коломинский, А.В. Мудрик, А.В.Петровский, М.М.Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн, Ш. Бюллер и др.), работы по изучению девиантного поведения (СИ. Беличева, А.Г. Бочкарева, Е.А.Личко, В.Т. Кондрашенко и др.).

Сложный характер проблемы потребовал привлечения работ, рассматривающих эти вопросы не только в психологических, социально-психологических аспектах, но с юридически - правовой точки зрения (К.Е. Игошев 1968, 1980, 1984; В.Н. Кудрявцев 1976, 1982, 1992 и др.).

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в период с 1998 по2004 гг.

На первом этапе (1998 - 1999 гг.) - подготовительном - определялся концептуальный замысел диссертационного исследования. Выдвигались теоретические и экспериментальные гипотезы, формулировались цели и задачи. Изучалась научная литература по  психологии  и  педагогике,  посвященная

 

7

проблемам образовательного пространства и его роли в развитии личности, проблеме формирования личности подростков, особенностям их социализации в различных типах образовательных и социальных учреждений.

Второй этап (2000 - 2001 гг.) - констатирующий - был связан с выбором методов и подбором методик научного исследования, с изучением состояния проблемы в образовательных и социальных учреждениях г. Карачаевска и г. Черкесска.

Третий этап (2002 - 2003 гг.) - аналитический - включал в себя обработку и анализ экспериментальных данных, а также разработку программы профилактики и психологической коррекции девиантного поведения подростков.

На четвёртом  этапе (2003 - 2004 гг.) - заключительном - были обобщены полученные данные, внедрены результаты исследования, оформлена рукопись диссертации.

База  исследования и контингент испытуемых: учащиеся 8-9 классов средних общеобразовательных школ № 1 и № 3 г. Карачаевска; подростки, помещенные в республиканский лицей-интернат г. Черкесска; подростки, находящиеся в республиканском Центре социальной реабилитации детей и подростков «Надежда» г. Черкесска. В исследовании приняли участие 150 человек.

Методы  исследования. Для решения исследовательских задач были использованы следующие методы: теоретический анализ психологической и педагогической литературы по теме исследования, методы диагностики и интерпретации теоретического и фактологического материала, сравнительный эксперимент, методы математической статистики.

Источниками для проведения исследования стали труды отечественных ученых, посвященные проблемам субъектности личности и факторов личностного развития, вопросам личностного развития подростков, специфическим особенностям психологических условий психического развития

 

подростка, а  также теоретическим исследованиям и практическим моделям 
реализации психологической поддержки девиантных подростков; учебники и 
учебные пособия по психологии личности, возрастной психологии и 
* педагогике; монографии ведущих отечественных психологов, авторефераты,

докторские  и кандидатские диссертации по исследуемой  проблеме, материалы всероссийских и региональных конференций по психологии.

Научная новизна исследования состоит в том, что в диссертации выявлена специфика психологических особенностей подростков с девиантным поведением, определены детерминанты их возникновения и диапазон индивидуальных проявлений; установлено влияние психологических свойств подростков на адаптивные возможности в различных условиях жизнедеятельности; разработана программа профилактики и психологической коррекции девиантного поведения, внедренная в практику для использования в реабилитационном центре и рекомендуемая для практической работы в социальных учреждениях, деятельность которых направлена на социальную реабилитацию подростков - девиантов.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что проведенный теоретический анализ расширяет и углубляет современные представления о дезадаптации и девиантности поведения в подростковом возрасте; в работе выявлены индивидуально-психологические, личностные, социально-психологические особенности подростков в образовательных и социальных учреждениях различного типа; полученные результаты исследования дополняют и обогащают понятие о развитии личности подростка; полученные данные позволяют построить модель профилактической и коррекционной деятельности социальных институтов, работающих с подростками-девиантами.

Практическая  значимость исследования определяется реальными возможностями использования ее результатов: при работе с подростками, нуждающимися в психолого-педагогической реабилитации, при разработке концепции профилактики социально-психологической дезадаптации, а также в психокоррекционной и консультационной практике. Результаты исследований

Информация о работе Психологические особенности подростков в разных типах образовательных и социальных учреждений