Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 18:16, диссертация
Подростковый период характеризуется как чрезвычайно важный в становлении личности. Развивающаяся личность испытывает большие перегрузки в любом обществе и в любые времена. Однако особенно остро стала проблема изучения динамики развития психических структур личности в последние годы. По ряду причин, в том числе и из-за нестабильности общества и интенсивных социальных сдвигов, усилились негативные тенденции, предъявляющие повышенные требования к самоопределению, стабильности личности, а также провоцирующие ее девиантное поведение.
Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения развития личности подростков.
Ы.Личностно - развивающий потенциал образовательного 12 пространства.
Психологические особенности развития личности подростка в 22
образовательном пространстве.
Содержательные компоненты детерминации девиантного 34
поведения подростков.
1.4.Психологические основы профилактики и коррекции 45 девиантного поведения подростков.
Выводы 55
Глава 2. Организация и методы экспериментального исследования.
Организация исследования. 57
Методика диагностики межличностных отношений Л.Н. 68
Собчик.
Методика исследования тревожности Ч.Д. Спилбергера. 72
Методика описания поведения К. Томаса. 75
Многофакторный личностный опросник FPI 77
(модифицированная форма В).
Глава III. Результаты экспериментального исследования.
Сопоставление показателей типов межличностных отношений 83
по критерию - х2( хи - квадрат).
Сопоставление показателей ситуативной и личностной 95
тревожности подростков по критерию х2( хи - квадрат).
Сопоставление значений показателей доминирующего типа 98
поведения подростков.
Сопоставление экспериментальных показателей личности по 101
многофакторному личностному опроснику FPI
(модифицированная форма В) по критерию х2( хи - квадрат).
3.5.Программа профилактики и психологической коррекции 115
девиантного поведения подростков.
Выводы. 140
Заключение 142
Библиографический список использованной литературы 146
В результате реализации этого этапа нам удалось зафиксировать рост адаптивных возможностей подростков, стабилизацию внутренней позиции «Я», гармонизацию отношений со взрослыми и сверстниками.
' На заключительном этапе исследования (2003- 2004 г.г.) был
произведен анализ и интерпретация данных экспериментального
67
исследования, обобщены полученные результаты, сформулированы выводы. Это позволило обосновать необходимость создания психолого-педагогических условий для развития личности подростка в образовательном пространстве разных типов образовательных и социальных учреждений и доказать адекватность применяемых методов для его оптимизации.
68
МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ.
t л
2.2. Методика диагностики межличностных отношений (ДМО) Л.Н Собчик [158].
Для получения экспериментальных данных о преобладающих типах межличностных отношений был использован метод диагностики межличностных отношений (ДМО), разработанный Л.Н Собчик и являющийся модифицированным вариантом интерперсональной диагностики Т.Лири.
Настоящий метод, по мнению автора, позволяет выделить степень выраженности свойств личности и уровень её социализации.
Опираясь
на положение С.Л. Рубинштейна о
роли врождённых
' индивидных свойств, через
призму которых преломляется усваиваемый
социальный опыт в процессе формирования личности как единства биологических и социальных факторов, автор предлагает к рассмотрению типологию устойчивых личностных свойств, в основе которой лежит теория ведущих тенденций. Метод интерперсональной диагностики в модифицированном Л.Н Собчик варианте, оптимально удобен для изучения структуры внутриличностных и межличностных отношений, он обнаруживает так же определённые индивидуально-типологические аспекты, лежащие в основе поведенческого паттерна.
Методика представляет собой набор лаконичных характеристик, по которым испытуемый оценивает себя — своё актуальное "Я". Это — образ собственного "Я" на момент обследования. Каждая из 128 характеристик имеет свой порядковый номер. В модифицированном варианте методики предусмотрена специальная сетка — регистрационный лист, на котором номера - от 1 до 128 — размещены по порядку таким образом, чтобы
69
дальнейший подсчет баллов по каждому октанту приближался к автоматизированному. Оценивая себя по пунктам (айтемам) опросника, испытуемый должен на сетке зачеркивать крестом номера, соответствующие тем характеристикам, которые он у себя находит, оставляя незачеркнутыми
остальные, отражающие отсутствующие у испытуемого свойства. Рис. 1.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
2 |
1 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
32 |
33 |
34 |
35 |
36 |
37 |
38 |
39 |
40 |
4 1 |
42 43 |
44 |
45 |
46 |
47 |
48 |
49 |
50 |
5 1 |
52 |
5 |
3 |
54 |
55 |
56 |
57 |
58 |
59 |
60 |
61 |
62 |
63 |
64 |
65 |
66 |
67 |
68 |
69 |
70 |
71 |
72 |
73 |
74 75 76 |
77 |
77 |
78 |
79 |
80 |
8 1 |
82 |
83 |
84 |
8 |
5 |
86 |
87 |
88 |
89 |
90 |
91 |
92 |
93 |
94 |
95 |
96 |
97 |
98 |
99 |
100 |
101 |
102 |
103 |
104 |
105 |
106 107 |
108 |
109 |
110 |
111 |
112 |
113 |
114 |
115 |
116 |
117 |
118 |
119 |
120 |
121 |
122 |
123 |
124 |
125 |
126 |
127 |
128 | |
I II III IV V VI VII VIII
При этом ему предлагается придерживаться инструкции (См.приложение 1).
После того, как испытуемый оценит себя и заполнит сетку регистрационного листа, подсчитываются баллы по 8-ми вариантам межличностного взаимодействия. Для этого используется "ключ", с помощью которого выделяются 16 номеров, формирующих каждый из 8-ми октантов психограммы методики (см. рис. 1). Количество перечеркнутых испытуемым номеров в каждой ячейке, выносится на таблицу количественных результатов соответственно каждому октанту, отражающему тот или иной вариант межличностных отношений. Варианты эти следующие:
I. Властный - лидирующий. При умеренно выраженных
баллах (до 8)
выявляет уверенность
в себе, умение
быть хорошим советчиком,
наставником и организатором,
свойства руководителя. При
высоких
показателях -
нетерпимость к критике,
переоценка собственных
возможностей (до 12 б.), дидактический
стиль высказываний, императивная
потребность командовать другими, черты
деспотизма (выше 12 6.).
II. Независимый - доминирующий.
Выявляет стиль межличностных
отношений от уверенного, независимого,
соперничающего (при умеренных
показателях, в пределах 8-ми
баллов) до самодовольного, нарциссического,
с
70
выраженным чувством собственного превосходства над окружающими, с тенденцией иметь особое мнение, отличное от мнения большинства, и занимать обособленную позицию в группе (при высоких баллах, 12-16).
III. Прямолинейный - агрессивный.
В зависимости от степени
выраженности
показателей этот
октант выявляет
искренность,
непосредственность, прямолинейность,
настойчивость в достижении цели
(умеренные
баллы) или
чрезмерное упорство,
недружелюбие,
несдержанность и вспыльчивость (высокие
баллы).
IV. Недоверчивый - скептический.
Реалистичность базы суждений и
поступков, скептицизм и неконформность
(до 8 баллов) перерастает в крайне
обидчивый и недоверчивый модус отношения
к окружающим с выраженной
склонностью к
критицизму, недовольством
окружающими и
подозрительностью.
V. Покорно-застенчивый. Отражает
такие особенности межличностных
отношений, как скромность, застенчивость,
склонность брать на себя чужие
обязанности. При высоких
баллах — полная покорность,
повышенное
чувство вины, самоуничижение.
VI. Зависимый - послушный. При
умеренных баллах — потребность в
помощи и доверии со стороны окружающих,
в их признании. При высоких
показателях — сверхконформность,
полная зависимость от
мнения
окружающих.
VII. Сотрудничающий
- конвенциальный.
Выявляет стиль
межличностных отношений, свойственный
лицам, стремящимся к тесному
сотрудничеству с референтной
группой, к дружелюбным отношениям с
окружающими. Избыточность
в проявлении данного стиля межличностного
отношения проявляется компромиссным
поведением, несдержанностью в
излияниях своего дружелюбия
по отношению к окружающим, стремлением
подчеркнуть свою причастность к интересам
большинства.
VIII. Ответственно-
готовностью помогать окружающим,
развитым чувством ответственности,
71
Высокие баллы выявляют мягкосердечность, сверхобязательность, гиперсоциальность установок, подчеркнутый альтруизм.
Характеристики, не выходящие за пределы 8-ми баллов, свойственны гармоничным личностям. Показатели, превышающие 8 баллов, свидетельствуют об акцентуации свойств, выявляемых данным октантом. Баллы, достигающие уровня 14-16, свидетельствуют о трудностях социализации. Низкие показатели по всем октантам (0-3 балла) могут быть результатом скрытности и неоткровенности испытуемого. Если в психограмме нет октантов, заштрихованных выше 4-х баллов, то данные сомнительны в плане их достоверности: испытуемый не захотел оценить себя откровенно.
Первые четыре типа межличностных отношений - I, II, III и IV характеризуются преобладанием неконформных тенденций и склонностью к дизъюнктивным (конфликтным) проявлениям (III, IV), большей независимостью мнения, упорством в отстаивании собственной точки зрения, тенденцией к лидерству и доминированию (I и II). Другие четыре октанта — V, VI, VII и VIII — представляют противоположную картину: преобладание конформных установок, конгруэнтность в контактах с окружающими (VII, VIII), неуверенность в себе, податливость мнению окружающих, склонность к компромиссам (V, VI).
72 2.3. Методика исследования тревожности Ч.Д Спилбергера [139].
Для изучения
личностной и ситуативной тревожности,
как свойства
; ' личности подростка,
обуславливающей его поведение,
был использован
опросник Ч.Д. Спилбергера, адаптированный Ю.Л Ханиным.
Личностная тревожность понимается автором как устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определённой реакцией.
Ситуативная (реактивная) тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Такое состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным по времени.
Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выявляет у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, и особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.
Большинство
из известных методов измерения
тревожности позволяет
оценивать только или личностную
тревожность, или состояние тревожности
либо еще более специфические
реакции. Единственной методикой,
позволяющей дифференцированно
измерять тревожность и как личностное
свойство, и как состояние,
является методика, предложенная Ч.Д.
.^ Спилбергером. На русском
языке его шкала была адаптирована
Ю.Л.
Ханиным.
Бланк шкал самооценки Ч.Д. Спилбергера, включает инструкции и 40
73
вопросов-суждений, 20 из которых предназначены для оценки уровня ситуативной тревожности и 20 — для оценки уровня личностной
( тревожности (См. приложение 2).
"X
' ' Исследование может проводиться
как индивидуально, так и в группе.
Экспериментатор предлагает испытуемым ответить на вопросы шкал согласно инструкциям, помещенным в опроснике, и напоминает, что испытуемые должны работать самостоятельно. На каждый вопрос возможны четыре варианта ответа по степени интенсивности.
Обработка результатов:
1 Определение
показателей ситуативной и
2. На основе уровня тревожности
составление рекомендаций для
коррекции поведения испытуемого.
3. Вычисление среднегрупповых
показателей СТ и
ЛТ, их
сравнительный анализ.
При анализе результатов самооценки надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной). При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности:
до 30 баллов — низкая, 31-44 балла — умеренная, 45 и более — высокая.
По каждому
испытуемому даётся заключение, которое должно
включать оценку уровня тревожности
и при необходимости рекомендации по
его коррекции. Так, лицам с высокими показателями
тревожности следует
формировать чувство уверенности в успехе.
Им необходимо смещать акцент
с внешней требовательности,
категоричности и высокой значимости
в
_ постановке задач на содержательное
осмысление деятельности и конкретное