Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 18:16, диссертация
Подростковый период характеризуется как чрезвычайно важный в становлении личности. Развивающаяся личность испытывает большие перегрузки в любом обществе и в любые времена. Однако особенно остро стала проблема изучения динамики развития психических структур личности в последние годы. По ряду причин, в том числе и из-за нестабильности общества и интенсивных социальных сдвигов, усилились негативные тенденции, предъявляющие повышенные требования к самоопределению, стабильности личности, а также провоцирующие ее девиантное поведение.
Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения развития личности подростков.
Ы.Личностно - развивающий потенциал образовательного 12 пространства.
Психологические особенности развития личности подростка в 22
образовательном пространстве.
Содержательные компоненты детерминации девиантного 34
поведения подростков.
1.4.Психологические основы профилактики и коррекции 45 девиантного поведения подростков.
Выводы 55
Глава 2. Организация и методы экспериментального исследования.
Организация исследования. 57
Методика диагностики межличностных отношений Л.Н. 68
Собчик.
Методика исследования тревожности Ч.Д. Спилбергера. 72
Методика описания поведения К. Томаса. 75
Многофакторный личностный опросник FPI 77
(модифицированная форма В).
Глава III. Результаты экспериментального исследования.
Сопоставление показателей типов межличностных отношений 83
по критерию - х2( хи - квадрат).
Сопоставление показателей ситуативной и личностной 95
тревожности подростков по критерию х2( хи - квадрат).
Сопоставление значений показателей доминирующего типа 98
поведения подростков.
Сопоставление экспериментальных показателей личности по 101
многофакторному личностному опроснику FPI
(модифицированная форма В) по критерию х2( хи - квадрат).
3.5.Программа профилактики и психологической коррекции 115
девиантного поведения подростков.
Выводы. 140
Заключение 142
Библиографический список использованной литературы 146
Отклонения в поведении, следовательно, и правонарушения, возникают как реакция социума на определенные действия. Называя личность девиантнои, относя ее в определениях к «девиантам», можно получить отклоняющееся по-
38
ведение. Оно будет девиантным как реакция на этот ярлык. В конечном итоге это может способствовать развитию и закреплению поведения личности в таком социальном положении, и качества отклоняющегося поведения становятся приемлемыми для такой личности. Решение этого вопроса, на наш взгляд, заключается в социально-личностном подходе, использованном рядом отечественных ученых, объединяющих социальный, биологический и психологический подходы к анализу условий, причин и факторов девиантного поведения.
Обращаясь к вопросу о непосредственном возникновении и развитии отклонений в поведении личности, мы считаем необходимым различать понятия «причина» и «условие». Причина - это явление, порождающее определенное следствие, а условие - это обстоятельства, обстановка, в которой осуществляется влияние конкретной причины на личность.
Причины, факторы
и условия девиантного
А.И. Селецкий и С.А. Тарарухин выделяют следующие причины: неблагоприятные условия жизни и воспитания, проблемы в знаниях и связанные с этим неуспехи в учебной деятельности; нарушения во взаимоотношениях с окружающими, носящие конфликтный характер. Эти авторы различают также «биологические факторы - отклонения в состоянии здоровья, физические недостатки или психические дефекты» [153; 240].
Анализ девиантного поведения подростков показывает, что врожденные способности индивида и его биологические потребности, побуждая к активности, не определяют социального содержания мотивации. Биологические пред-
39
посылки влияют лишь на ее динамическую сторону, в связи с чем они могут лишь ускорить или замедлить действие социальных причин.
Так, В.М. Русалов,
на основе глубокого анализа
>s ных, полученных им самим,
а также другими отечественными и зарубежными
учеными, пришел к выводу, что «только психодинамические особенности индивидуального поведения человека будут зависеть от биологической организации человека» [150; 22]. Содержательная же сторона человеческого, в том числе и девиантного поведения определяется социальной средой.
Соотношение социального и биологического в поведении подростка вообще и девиантного в частности динамично, оно неодинаково в процессе филогенеза подростка в связи с изменением уровня цивилизации, в процессе онтогенеза индивида в связи с углублением социализации.
Мы согласны с Б.Ф. Ломовым, который считает,
что соотношение соци
альной и биологической детерминации
изменяется в разных условиях жизне
деятельности. Кроме того, он полагает,
что здесь нельзя упускать из виду соот
ношение биологического с психическим.
Биологическое по отношению к пси-
> хическому может выступать
в роли его механизма, предпосылки, содержания,
отражения, фактора, причины и условия [112; 383].
Социальное и биологическое в личности подростка необходимо рассматривать, учитывая иерархический характер соотношения биологических и социальных потребностей в ее мотивационной сфере. В мотивации девиантного поведения у подростков биологические и материальные побуждения статистически доминируют над духовными (А.В. Петровский, 1984). Однако, большая частота совершения проступков по биологическим и материальным, а не по иным, социальным и духовным мотивам, совсем не означает, что наследственные особенности определяют девиантное поведение. Это свидетельствует о неразвитой мотивационной сфере, о недостаточной социализации личности подростка, о ее ущербном формировании и воспитании.
40
В качестве основных причин отклонения в поведении В.Г. Деев и В.Т.Деева (1983) указывают на большую зависимость подростков от внешних условий и незаконченность динамики формирования личности.
,v. По мнению Ю.М. Антонян (1982), семья играет решающую роль в воз-
никновении
правонарушений. Под этим понимается
общее нарушение
А.А. Реан рассматривает
поведение подростков-
Психологическими
предпосылками девиантного
нашему мнению, выступают: на социально
- психологическом уровне органи
зации поведения - социальная дезадаптация,
чувственно - дефицитное поведе-
1 ние; на индивидуально - психологическом
уровне организации поведения —
эмоционально — волевые нарушения в форме эмоциональной лабильности, неуравновешенности, раздражительности, депрессивности; на индивидном (психологическом) уровне организации поведения - интеллектуальная недостаточность состояния невротизации и психопатизации, свидетельствующие о нарушении психического здоровья.
Анализу дефектов ценностно-нормативной и нравственной сферы несовершеннолетних посвящены работы К.Е. Игошева (1989), С.А. Беличевой (1993), О.И. Зотовой (1977) и др. Авторы обращают внимание на такие отклонения в развитии нравственного и правового сознания девиантных подростков, как преобладающая ориентация на материальное обеспечение и асоциальные группы; неправильное отношение к системе нравственных и правовых норм; незнание, извращенное или примитивное представление о социальных ценностях; отсутствие опыта нравственного поведения; искаженность нравственных
41 РОССИЙСКАЯ
1 ГОСУДАРСТВЕННАЯ 1 БИБЛИОТЕКА
представлении
механизмами психологической
Ряд исследователей подчеркивают дисгармоничность характера подрост- ка с девиантным поведением, наличие акцентуаций характера (А.Е. Личко,1983; А.А.Реан, 1993; В.Т. Кондратенко, 1988). Почти все авторы указывают на трудность разграничения нормы и патологии характера.
Акцентуация характера является ближайшим, хотя и недостаточным условием девиантного поведения. По данным А.Е. Личко (1983), наиболее склонны к правонарушениям подростки с неустойчивым, эпилептоидным и истеро-идным, а затем с шизоидным, гипертимным и эмоционально-лабильным типами акцентуаций характера.
Каждый из подходов важен в исследовании факторов девиантного поведения. Их интеграция позволяет составить более полное и системное понятие о факторах девиантного поведения подростков. Генезис девиантного поведения уходит в социальные и социально-психологические процессы.
Обращаясь к вопросу о непосредственном возникновении и развитии де- виантного поведения, приводящих в экстремальных случаях к правонарушениям и преступлениям, необходимо установить взаимосвязь между девиантно-стью и семейным воспитанием. «Большинство подростков, - отмечает М.А. Алемаскин, - становится на путь правонарушений под воздействием комплекса внешних и внутренних факторов. Основными факторами являются: 1) нравственное неблагополучие в семье, а также низкий моральный и культурный уровень родителей, их педагогическая неграмотность; 2) утрата девиантными подростками правильной позиции в коллективе сверстников, их неудовлетворенность сложившимися взаимоотношениями с друзьями и, как следствие этого, изолированное положение; 3) отсутствие у подростка интеллектуальных интересов; 4) отрицательное отношение к взрослым; 5) неумение взрослых осуществлять индивидуальный подход в воспитании подростков [8; 121]. С.А. Беличева, В.М. Фокин выделили факторы социального риска, отрицательно сказывающиеся на репродуктивных функциях семьи:
42
Существует тройной механизм социальной детерминации девиантного поведения личности: во-первых, путем ее постановки в такие социальные позиции, совокупность которых уже сама по себе способна исключать личность из сферы действительного положительного влияния и обеспечивать воздействие на нее негативных моментов; во-вторых, путем предписаний из занимаемых позиций, не соответствующих нормам права и лежащей в их основе морали, либо носящих противоречивый характер; в-третьих, путем такого формирования личности в результате длительной деформации ее социальных ролей и позиций, которое влияет на характер восприятия и исполнения соответствующих предписаний (Э.В. Беляев, Д.Н. Шалин, 1991).
Необходимо отметить, что наличие того или иного фактора социального риска не означает обязательного возникновения отклонений в поведении под-
43
ростков, оно лишь указывает на большую степень вероятности этих отклонений.
Попытки разграничить
участие биологических и
К внешним относятся: социально-экономический кризис общества, социальное неблагополучие большей части семей, разрушение гармонии семейных взаимоотношений, отсутствие одного или двух родителей, алкоголизм, конфликтность в семье, ярко выраженные авторитарные методы воспитания с элементами насилия, откровенность сексуальных притязаний.
К внутренним
факторам относятся: дефекты индивидуально-психолог
44
рактеризующая отношения ребенка и взрослого, заменяется «моралью равенства») при определенных факторах риска, которые свидетельствуют о повышенной восприимчивости подростка к окружающей среде; сильным мотивирую- щим фактором является образ жизни подростка.
Таким образом, становление личности подростка представляет собой многофакторное явление, обусловленное комплексным взаимодействием биологических, психологических и социальных факторов, что обосновывает продуктивность комплексного подхода при изучении данной проблемы.
При рассмотрении данной проблемы целесообразно исходить из распространенного в отечественной науке общетеоретического положения о том, что причины в социальной детерминации всегда субъективные, относящиеся к сфере сознания и социальной психологии. Непосредственные причины девиантно-го поведения лежат в сфере сознания, а именно - в ценностно-нормативной сфере личности подростка. Внешние же факторы, особенности конкретной ситуации выступают лишь в качестве условий, которые определяют не направление поведения, а способы и особенности реализации этой направленности (это относится и к биологическим особенностям субъекта, которые, как и особенности ситуации, являются объективными, но в отличии от них, постоянно действующими).