Психологические особенности подростков в разных типах образовательных и социальных учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 18:16, диссертация

Описание работы

Подростковый период характеризуется как чрезвычайно важный в становлении личности. Развивающаяся личность испытывает большие перегрузки в любом обществе и в любые времена. Однако особенно остро стала проблема изучения динамики развития психических структур личности в последние годы. По ряду причин, в том числе и из-за нестабильности общества и интенсивных социальных сдвигов, усилились негативные тенденции, предъявляющие повышенные требования к самоопределению, стабильности личности, а также провоцирующие ее девиантное поведение.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения развития личности подростков.
Ы.Личностно - развивающий потенциал образовательного 12 пространства.
Психологические особенности развития личности подростка в 22
образовательном пространстве.
Содержательные компоненты детерминации девиантного 34
поведения подростков.
1.4.Психологические основы профилактики и коррекции 45 девиантного поведения подростков.
Выводы 55
Глава 2. Организация и методы экспериментального исследования.
Организация исследования. 57
Методика диагностики межличностных отношений Л.Н. 68
Собчик.
Методика исследования тревожности Ч.Д. Спилбергера. 72
Методика описания поведения К. Томаса. 75
Многофакторный личностный опросник FPI 77
(модифицированная форма В).
Глава III. Результаты экспериментального исследования.
Сопоставление показателей типов межличностных отношений 83
по критерию - х2( хи - квадрат).
Сопоставление показателей ситуативной и личностной 95
тревожности подростков по критерию х2( хи - квадрат).
Сопоставление значений показателей доминирующего типа 98
поведения подростков.
Сопоставление экспериментальных показателей личности по 101
многофакторному личностному опроснику FPI
(модифицированная форма В) по критерию х2( хи - квадрат).
3.5.Программа профилактики и психологической коррекции 115
девиантного поведения подростков.
Выводы. 140
Заключение 142
Библиографический список использованной литературы 146

Файлы: 1 файл

Психол.детей ДД.doc

— 1.70 Мб (Скачать файл)

Отклонения  в поведении, следовательно, и правонарушения, возникают как реакция социума на определенные действия. Называя личность девиантнои, относя ее в определениях к «девиантам», можно получить отклоняющееся по-

 

38

ведение. Оно  будет девиантным как реакция  на этот ярлык. В конечном итоге это может способствовать развитию и закреплению поведения личности в таком социальном положении, и качества отклоняющегося поведения становятся  приемлемыми для такой личности. Решение этого вопроса, на наш взгляд, заключается в социально-личностном подходе, использованном рядом отечественных ученых, объединяющих социальный, биологический и психологический подходы к анализу условий, причин и факторов девиантного поведения.

Обращаясь к  вопросу о непосредственном возникновении  и развитии отклонений в поведении личности, мы считаем необходимым различать понятия «причина» и «условие». Причина - это явление, порождающее определенное следствие, а условие - это обстоятельства, обстановка, в которой осуществляется влияние конкретной причины на личность.

Причины, факторы  и условия девиантного поведения  влияют не на всех подростков, а лишь на некоторых, не способных сопротивляться их воздействию. Часто, находясь в одинаково неблагополучных условиях жизнедеятельности и окружения, далеко не каждый подросток совершает нарушения дисцип- линарного или общего характера. Следовательно, наряду с внешними факторами, провоцирующими возникновение «девиантного поведения», существуют еще внутренние, в том числе личностно-индивидуальные, причины поведенческих отклонений под влиянием ценностных ориентации, обуславливаемых средой и ближайшим окружением.

А.И. Селецкий и С.А. Тарарухин выделяют следующие  причины: неблагоприятные условия жизни и воспитания, проблемы в знаниях и связанные с этим неуспехи в учебной деятельности; нарушения во взаимоотношениях с окружающими, носящие конфликтный характер. Эти авторы различают также «биологические факторы - отклонения в состоянии здоровья, физические недостатки или психические дефекты» [153; 240].

Анализ девиантного  поведения подростков показывает, что врожденные  способности индивида и его биологические потребности, побуждая к активности, не определяют социального содержания мотивации. Биологические пред-

 

39

посылки влияют лишь на ее динамическую сторону, в  связи с чем они могут лишь ускорить или замедлить действие социальных причин.

Так, В.М. Русалов, на основе глубокого анализа экспериментальных  дан- 
>s ных, полученных им самим, а также другими отечественными и зарубежными

учеными, пришел к выводу, что «только психодинамические особенности индивидуального поведения человека будут зависеть от биологической организации человека» [150; 22]. Содержательная же сторона человеческого, в том числе и девиантного поведения определяется социальной средой.

Соотношение социального и биологического в поведении подростка вообще и девиантного в частности динамично, оно неодинаково в процессе филогенеза подростка в связи с изменением уровня цивилизации, в процессе онтогенеза индивида в связи с углублением социализации.

Мы согласны с Б.Ф. Ломовым, который считает, что соотношение соци 
альной и биологической детерминации изменяется в разных условиях жизне 
деятельности. Кроме того, он полагает, что здесь нельзя упускать из виду соот 
ношение биологического с психическим. Биологическое по отношению к пси- 
> хическому может выступать в роли его механизма, предпосылки, содержания,

отражения, фактора, причины и условия [112; 383].

Социальное  и биологическое в личности подростка  необходимо рассматривать, учитывая иерархический характер соотношения биологических и социальных потребностей в ее мотивационной сфере. В мотивации девиантного поведения у подростков биологические и материальные побуждения статистически доминируют над духовными (А.В. Петровский, 1984). Однако, большая частота совершения проступков по биологическим и материальным, а не по иным, социальным и духовным мотивам, совсем не означает, что наследственные особенности определяют девиантное поведение. Это свидетельствует о неразвитой мотивационной сфере, о недостаточной социализации личности подростка, о ее ущербном формировании и воспитании.

 

40

В качестве основных причин отклонения в поведении В.Г. Деев и В.Т.Деева (1983) указывают на большую зависимость подростков от внешних условий и незаконченность динамики формирования личности.

,v. По мнению Ю.М. Антонян (1982), семья играет решающую роль в воз-

никновении  правонарушений. Под этим понимается общее нарушение жизнедеятельности семьи: взаимоотношений родителей с детьми, общая направленность семьи, которая может быть недоверчивой, легкомысленной, с авантюрной ориентацией.

А.А. Реан рассматривает  поведение подростков-девиантов  как взаимодействие трансситуативных и ситуативных факторов. У подростков, по его мнению, «ситуативный характер нередко обуславливает их поступки и деви-антное поведение в целом». Тем не менее, в изучении подростков с отклоняющимся поведением автор отдает предпочтение личностному фактору [147; 63].

Психологическими  предпосылками девиантного поведения  подростка, по 
нашему мнению, выступают: на социально - психологическом уровне органи 
зации поведения - социальная дезадаптация, чувственно - дефицитное поведе- 
ние; на индивидуально - психологическом уровне организации поведения —

эмоционально  — волевые нарушения в форме  эмоциональной лабильности, неуравновешенности, раздражительности, депрессивности; на индивидном (психологическом) уровне организации поведения - интеллектуальная недостаточность состояния невротизации и психопатизации, свидетельствующие о нарушении психического здоровья.

Анализу дефектов ценностно-нормативной и нравственной сферы несовершеннолетних посвящены работы К.Е. Игошева (1989), С.А. Беличевой (1993), О.И. Зотовой (1977) и др. Авторы обращают внимание на такие отклонения в развитии нравственного и правового сознания девиантных подростков, как преобладающая ориентация на материальное обеспечение и асоциальные группы; неправильное отношение к системе нравственных и правовых норм; незнание, извращенное или примитивное представление о социальных ценностях; отсутствие опыта нравственного поведения; искаженность нравственных

 

41 РОССИЙСКАЯ

1 ГОСУДАРСТВЕННАЯ 1        БИБЛИОТЕКА

представлении механизмами психологической защиты и некоторые другие особенности.

Ряд исследователей подчеркивают дисгармоничность характера  подрост- ка с девиантным поведением, наличие акцентуаций характера (А.Е. Личко,1983; А.А.Реан, 1993; В.Т. Кондратенко, 1988). Почти все авторы указывают на трудность разграничения нормы и патологии характера.

Акцентуация характера является ближайшим, хотя и недостаточным условием девиантного поведения. По данным А.Е. Личко (1983), наиболее склонны к правонарушениям подростки с неустойчивым, эпилептоидным и истеро-идным, а затем с шизоидным, гипертимным и эмоционально-лабильным типами акцентуаций характера.

Каждый из подходов важен в исследовании факторов девиантного поведения. Их интеграция позволяет составить более полное и системное понятие о факторах девиантного поведения подростков. Генезис девиантного поведения уходит в социальные и социально-психологические процессы.

Обращаясь к  вопросу о непосредственном возникновении  и развитии де- виантного поведения, приводящих в экстремальных случаях  к правонарушениям и преступлениям, необходимо установить взаимосвязь между девиантно-стью и семейным воспитанием. «Большинство подростков, - отмечает М.А. Алемаскин, - становится на путь правонарушений под воздействием комплекса внешних и внутренних факторов. Основными факторами являются: 1) нравственное неблагополучие в семье, а также низкий моральный и культурный уровень родителей, их педагогическая неграмотность; 2) утрата девиантными подростками правильной позиции в коллективе сверстников, их неудовлетворенность сложившимися взаимоотношениями с друзьями и, как следствие этого, изолированное положение; 3) отсутствие у подростка интеллектуальных интересов; 4) отрицательное отношение к взрослым; 5) неумение взрослых осуществлять индивидуальный подход в воспитании подростков [8; 121]. С.А. Беличева, В.М. Фокин выделили факторы социального риска, отрицательно сказывающиеся на репродуктивных функциях семьи:

 

42

  • социально-экономические факторы (низкий материальный уровень жизни се 
    мьи, плохие жилищные условия);
  • медико-санитарные факторы (экологически неблагополучные, хронические 
    заболевания родителей и отягощенная наследственность, вредные условия ра 
    боты родителей, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами, непра 
    вильное репродуктивное поведение семьи и особенно матери);
  • социально-демографические факторы (неполная, либо многодетная семья, се 
    мья с престарелыми родителями, семья с повторными браками и сводными 
    детьми);
  • социально-психологические факторы (семьи с деструктивными эмоциональ 
    но-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, педагогической 
    несостоятельностью родителей и их низким общеобразовательным уровнем, 
    деформированными ценностными ориентациями);
  • криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитиче 
    ский образ жизни родителей, семейные дебоши, проявления жестокости, садиз 
    ма, наличие судимости членов семьи, приверженных к субкультуре преступно- 
    го мира) [23; 49].

Существует  тройной механизм социальной детерминации девиантного поведения личности: во-первых, путем ее постановки в такие социальные позиции, совокупность которых уже сама по себе способна исключать личность из сферы действительного положительного влияния и обеспечивать воздействие на нее негативных моментов; во-вторых, путем предписаний из занимаемых позиций, не соответствующих нормам права и лежащей в их основе морали, либо носящих противоречивый характер; в-третьих, путем такого формирования личности в результате длительной деформации ее социальных ролей и позиций, которое влияет на характер восприятия и исполнения соответствующих предписаний (Э.В. Беляев, Д.Н. Шалин, 1991).

Необходимо  отметить, что наличие того или иного фактора социального риска не означает обязательного возникновения отклонений в поведении под-

 

43

ростков, оно лишь указывает  на большую степень вероятности  этих отклонений.

Попытки разграничить участие биологических и психосоциальных  фак- торов в процессе развития практически безуспешны, так как всегда они взаимодействуют. Необходимо различать внешние и внутренние факторы.

К внешним  относятся: социально-экономический  кризис общества, социальное неблагополучие большей части семей, разрушение гармонии семейных взаимоотношений, отсутствие одного или двух родителей, алкоголизм, конфликтность в семье, ярко выраженные авторитарные методы воспитания с элементами насилия, откровенность сексуальных притязаний.

К внутренним факторам относятся: дефекты индивидуально-психологического характера, включая нарушения эмоционально-волевой и мо-тивационной сферы (повышенная тревожность, агрессивность, сниженные эм-патийные качества, акцентуации характера, неадекватная самооценка); факторы отрицательного развития личности из-за пробелов и отклонений в психическом развитии (чем меньше число биологических или психосоциальных факторов в истории развития ребенка, тем слабее их воздействие на процесс формирования психики), воздействие биологических факторов риска смягчается при благоприятных психосоциальных условиях жизни, воздействие негативных условий смягчается, если какой-либо биологический фактор риска был незначительным; сформированные отрицательные качества (определяющие влияние малых отрицательных групп улицы, приводящие к увлечению алкоголизмом, раннему вступлению в половую связь); половое созревание, протекающее в подростковом возрасте, «гормональная буря», вызванная повышением активности эндокринной системы в период полового созревания и проявляющаяся в повышенной возбудимости, эмоциональной неустойчивости, непредсказуемости настроений подростка) (С. А. Беличева, 1993); несформированность социально-индивидуального опыта подростка (изменения в характере взаимоотношений со взрослыми, родителями, учителями выражаются в повышенной конфликтности подростка, так называемый «конфликт моралей», когда мораль подчинения, ха-

 

44

рактеризующая отношения ребенка и взрослого, заменяется «моралью равенства») при определенных факторах риска, которые свидетельствуют о повышенной восприимчивости подростка к окружающей среде; сильным мотивирую- щим фактором является образ жизни подростка.

Таким образом, становление личности подростка  представляет собой многофакторное явление, обусловленное комплексным взаимодействием биологических, психологических и социальных факторов, что обосновывает продуктивность комплексного подхода при изучении данной проблемы.

При рассмотрении данной проблемы целесообразно исходить из распространенного в отечественной науке общетеоретического положения о том, что причины в социальной детерминации всегда субъективные, относящиеся к сфере сознания и социальной психологии. Непосредственные причины девиантно-го поведения лежат в сфере сознания, а именно - в ценностно-нормативной сфере личности подростка. Внешние же факторы, особенности конкретной ситуации выступают лишь в качестве условий, которые определяют не направление поведения, а способы и особенности реализации этой направленности (это относится и к биологическим особенностям субъекта, которые, как и особенности ситуации, являются объективными, но в отличии от них, постоянно действующими).

Информация о работе Психологические особенности подростков в разных типах образовательных и социальных учреждений