Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 18:16, диссертация
Подростковый период характеризуется как чрезвычайно важный в становлении личности. Развивающаяся личность испытывает большие перегрузки в любом обществе и в любые времена. Однако особенно остро стала проблема изучения динамики развития психических структур личности в последние годы. По ряду причин, в том числе и из-за нестабильности общества и интенсивных социальных сдвигов, усилились негативные тенденции, предъявляющие повышенные требования к самоопределению, стабильности личности, а также провоцирующие ее девиантное поведение.
Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения развития личности подростков.
Ы.Личностно - развивающий потенциал образовательного 12 пространства.
Психологические особенности развития личности подростка в 22
образовательном пространстве.
Содержательные компоненты детерминации девиантного 34
поведения подростков.
1.4.Психологические основы профилактики и коррекции 45 девиантного поведения подростков.
Выводы 55
Глава 2. Организация и методы экспериментального исследования.
Организация исследования. 57
Методика диагностики межличностных отношений Л.Н. 68
Собчик.
Методика исследования тревожности Ч.Д. Спилбергера. 72
Методика описания поведения К. Томаса. 75
Многофакторный личностный опросник FPI 77
(модифицированная форма В).
Глава III. Результаты экспериментального исследования.
Сопоставление показателей типов межличностных отношений 83
по критерию - х2( хи - квадрат).
Сопоставление показателей ситуативной и личностной 95
тревожности подростков по критерию х2( хи - квадрат).
Сопоставление значений показателей доминирующего типа 98
поведения подростков.
Сопоставление экспериментальных показателей личности по 101
многофакторному личностному опроснику FPI
(модифицированная форма В) по критерию х2( хи - квадрат).
3.5.Программа профилактики и психологической коррекции 115
девиантного поведения подростков.
Выводы. 140
Заключение 142
Библиографический список использованной литературы 146
Образовательное пространство представляет совокупность материальных факторов образовательного процесса и межличностных отношений, которые устанавливают субъекты образования в процессе своего взаимодействия. Люди организуют, создают образовательное пространство, оказывают на него постоянное воздействие в процессе функционирования, но и образовательное пространство как целое и отдельными своими элементами влияет на каждого субъекта образовательного процесса.
Таким образом, образовательное пространство - это совокупность всех возможностей обучения, воспитания и развития личности, причем возможностей как позитивных, так и негативных.
Образовательное пространство, которое организуют взрослые и в котором развивается подросток, состоит, с одной стороны, из знаний, умений, правил, деятельностей, которые он как бы присваивает; с другом стороны, из его отношений к этим знаниям, умениям, правилам, деятельностям ; с третьей - из отношений подростка к самому себе, к окружающим его сверстникам и взрослым, из понимания им своего места в этом пространстве, его эмоционального самоощущения в нём.
Эффективность образования, а следовательно,
и психического развития,
зависит от того, насколько средства, содержание,
методы обучения и воспита
ния разрабатываются с учетом психологических
закономерностей возрастного
и индивидуального развития, и не только
опираются на уже имеющиеся воз
можности, способности, умения подростков,
но и задают перспективу их даль-
-* нейшего развития; насколько
взрослые в работе с детьми разного возраста
ак-
центируют внимание на формирование у них интереса к окружающей жизни,
17
интереса и умения учиться, способности к самостоятельному добыванию знаний, потребности в активном отношении к той деятельности, в процесс которой они включаются.
^ Психическое созревание и социальная ситуация развития должны сойтись
на каждом возрастном этапе так, чтобы их взаимодействие легло в основу развития новообразований личности.
Л.И. Божович, рассматривая учение Л.С. Выготского, писала: «Личность человека представляет собой относительно устойчивую систему. И эта система имеет свою логику развития и свои закономерности» [38; 21]. Ею же введено понятие внутренней позиции: «... через внутреннюю позицию преломляются в каждый данный момент воздействия, идущие от окружающей среды» [39; 174].
Прагматическое описание развития личности человека основано на выделении ряда параметров - черт, складывающихся в профиль личности. Черты эти детерминированы биологически, или обусловлены нервно-психической активностью человека (B.C. Мерлин, 1982; Б.М. Теплов, 1961; Р. Кеттелл, 1970; Г. Айзенк, 1992; К. Юнг 1994).
Дж. Роттер считает,
что самостоятельность и
К. Юнг (1994, 1995)
рассматривает развитие личности через приспособ
ление организма к ситуации. Функционально
это приспособление обеспечива
ют четыре функции: ощущение, мышление,
интуиция и эмоции. Развитие - это
процесс индивидуации, стремление к целостности
и единству (архетип Я), че-
* рез признание и интеграцию
всех скрытых или игнорируемых сторон
собствен-
ной личности, «становление единым, однородным существом, становление со-
18
бой». Развиваться
процесс может как на сознательном,
так и на бессознатель
ном уровне. Теоретические
взгляды К. Юнга на развитие личности и
самосоз
нания сложно отделить от
представлений, сложившихся в гуманистической
* психологии. К. Роджерс, например,
рассматривает стремление человека дви-
гаться к
большей конгруэнтности и более
реалистическому
А. Адлер рассматривает в качестве движущих сил развития стремление к превосходству и чувство общности. Социально чувство врожденно и позволяет компенсировать человеческую слабость. «Чувство неполноценности и стремление к цели богоподобия выражают противоречие с требованиями действительности, т.е. общества» [4; 154], а компенсация является способом уйти от общности и реалистических взаимоотношений.
Развитие личности как субъекта деятельности (А.В. Петровский, 1984; Л.И. Анцыферова, 1981; А.Г. Асмолов, 1996) происходит через включенность человека в мир культуры. Не самоактуализация личности, идущая из глубин
индивида, а осуществление себя в других людях, в продуктах культуры предоставляет собой основной путь развития личности.
В динамике развития личности фиксируют разноуровневые состояния социальной зрелости, связанные с этапами онтогенеза, определяя их как фазы и точки кризисных переходов (Л.С. Выготский, 1982; Д.И. Фельдштейн, 1996; Д.Б. Эльконин,1995; Э.Эриксон,1993; 3. Фрейд, 1995; Ж. Пиаже, 1994; И.С. Кон, 1988 и др).
Возникновение и развитие самосознания через вхождение в человеческую культуру является одним из базовых представлений о формировании личности у отечественных и зарубежных авторов.
Согласно
механизму самоатрибуции, человек
опирается в своих суждени
ях о себе на наблюдаемые
им факты своего внешнего поведения и
его условия,
по своим поступкам. Иными словами, не
только поведение человека в опреде-
■ ленной ситуации зависит
от того, как он воспринимает эту ситуацию,
но и вос-
приятие, оценка ситуации связана с тем, как он в ней себя ведет. Причем по
19
своим успехам и неудачам в определенной деятельности индивид судит не только о своей подготовленности и компетентности, но и своих способностях к данной деятельности.
*' Как пишет В.П. Трусов: «Поступок часто не просто отражает и проявляет
наше внутреннее состояние, а выполняет иную функцию: проверку своей оценки этого состояния» [170; 85].
Расхождения между притязаниями и реальными возможностями, притязанием и самооценкой являются источниками психологического саморегулирования подростка, его личностного роста до тех пор, пока система сбалансирована, однако рассогласование в системе не может превышать границ, очерчиваемых индивидуальными возможностями подростка и реальными процессами социального взаимодействия.
Раскрытию психологических
механизмов целостных логических структур
и закономерностей их формирования
была посвящена научная деятельность
Ж.
Пиаже и его школы. Развитие Пиаже рассматривает
как смену умственных по
зиций, вытеснение эгоцентризма и замену
его на децентрацию. Ж. Пиаже (1994)
1 подчеркивал, что трансформация
исходной позиции происходит, когда субъект
начинает соотносить свою точку зрения с другими возможными. Освободиться от эгоцентризма - значит децентрироваться, значит осознать то, что было воспринято субъективно, найти свое место в системе возможных точек зрения.
Эпигенетическая концепция жизненного пути личности Э. Эриксона одна из самых известных и разработанных в русле психоаналитического движения. С точки зрения Э. Эриксона (1993) последовательность стадий - результат биологического созревания, но содержание развития определяется тем, что ожидает от человека общество, к которому он принадлежит.
А.Н. Леонтьев писал о том, что соподчинения разных
жизненных отно
шений личности и стоящих
за ними мотивов постоянно заявляют о
себе, однако
«в своих несоизмеримо более сложных
и «спрятанных» формах, нежели про-
Щ стая «ошибка». Именно
в этих соподчинениях возникают такие
глубоко лично-
стные явления, как скажем, угрызения совести» [106; 304].
20
Иерархия основных отношений личности подростка не может совпадать с
распределением ее главных мотивационных линий. Именно то, что особенно
значимо для человека, считал С.Л. Рубинштейн, выступает в конечном счете в
*> качестве мотивов и целей его деятельности и определяет подлинный стержень
его личности [149].
Процесс осмысления жизни развернут во времени и ценен уже сам по себе как условие духовного развития личности, ее самореализации. Н.А. Бердяев писал: «Однажды на пороге отрочества и юности я был потрясен мыслью: пусть я не знаю жизни, но искание смысла уже дает смысл жизни, и я посвящу свою жизнь этому исканию смысла» [27; 84].
Характеризуя современную эпоху, В. Франкл пишет: «Мы живем в век распространяющегося все шире чувства смыслоутраты. В такой век воспитание должно быть направлено на то, чтобы не только передавать знания, но и оттачивать совесть так, чтобы человеку хватило чуткости расслышать требование, содержащееся в каждой конкретной ситуации... Так или иначе, воспитание
больше чем когда-либо становится воспитанием ответственности. А быть от-
'■V
1 ветственным - значит быть
селективным, быть избирательным. Мы живем
в
«обществе изобилия», средства массовой информации заливают нас потоком стимуляции. Если мы не хотим утонуть в этом потоке..., то мы должны научиться различать, что существенно, а что нет, что имеет смысл, а что нет, за что отвечать, а за что нет» [172; 39].
По мнению К.А. Абульхановой-Славской, «смысл жизни - это ценность и одновременно переживание этой ценности человеком в процессе ее выработки, присвоения или осуществления» [2; 72]. Итак, смысл жизни всегда содержит в себе 3 аспекта:
'^ 3) волевой - является движущей силой активности личности, обеспечивает ее
готовность к достижению жизненных целей.
21
Поиск и обретение смысла жизни - это не одномоментный акт, а длительный процесс, его трансформация может происходить в течение всей жизни человека. Наиболее сензитивным периодом жизненного самоопределения принято считать подростковый возраст, когда происходит осознание себя, прояснение временной перспективы будущего, определение жизненных планов.
Таким образом, категория возможности — особое единство свойств образовательного пространства и самого субъекта, является в равной мере атрибутом образовательного пространства и поведения субъекта. При таком подходе речь идет о диалогическом взаимодействии ребенка и образовательного пространства как равных субъектов развития. Причем, это развитие двухсторонее: среда предоставляет возможности для становления личности школьника, в свою очередь от активности и возможностей учащегося зависит то, как он воспримет возможности среды и в какой степени сможет оказать на нее влияние. Диалогическое образовательное пространство открыто для изменений под влиянием запроса личности и общества на образование. Данное взаимодействие предполагает адекватность возможностей образовательного пространства и личности.
22
1.2.
Психологические особенности
В современном обществе смысл подросткового возраста как переходного не меняется, однако отсутствие аналогичных, подготовленных культурой, традиционных путей вхождения подростка во взрослый мир с возложением на него определенных прав и обязанностей, размывает границы этого возрастного периода.
По определению С.Л Рубинштейна, "подросток... - это ребенок, становящийся взрослым" [149;218]. В этом кратком, но очень ёмком высказывании отражена вся сущность подросткового периода, разделяемая всеми, кто обращался в своих теоретических и практических исканиях к данному этапу возрастного развития (Ж Пиаже, 1994; 3. Фрейд, 1995; Э. Эриксон, 1993; Л.С. Выготский, 1984; Д.Б. Эльконин, 1995; Л.И. Божович, 1995; И.С. Кон, 1980).Приближение поры вступления в самостоятельную жизнь с особой остротой ставит перед подростком вопрос о его готовности к этой интеграции: к че-му он пригоден, что он умеет, чего он хочет. Все это заставляет задуматься над собой и приводит к дальнейшему развитию самосознания, в процессе которого подросток все больше переходит от внешних характеристик к внутренним, от случайных черт к цельному характеру, к более глубокому уровню самопознания. В результате человек самоопределяется как личность на более высоком уровне.
Сам подростковый возраст (от 10-11 до 15-17 лет) - возраст интенсивного проявления всего того, что было накоплено в предыдущие периоды жизни, возраст проявления тех качеств, которые были до некоторой степени скрыты от окружающих. В.В. Смолина определяет подростковый возраст как возраст самоутверждения личности [156].
Личностные особенности, сами зависящие от комплекса социальных, об-щественных и биологических факторов, опосредованно влияют на проявление и протекание процесса развития девиантного поведения у подростков. Они спо-
23
собствуют нарушению
связей подростков с позитивной социальной
средой.
При этом создаются специфические
условия для функционирования ядра лич
ности - ценностно-смысловой
сферы, что может приводить в дальнейшем
к
,4 формированию девиантного
поведения.
Процесс становления личности зависит от особенностей подросткового возраста, проявляющихся на психофизиологическом, индивидуально-личностном и социально-психологическом уровнях.
На психофизиологическом уровне имеет место комплекс психогормональных сдвигов, обусловленных половым созреванием. При определенных условиях такие сдвиги могут достигать крайних степеней выраженности и приводить к различным формам поведения. Некоторые исследователи часто именуют их «пубертатными кризисами». Пубертатные кризисы негативно влияют на процесс социализации и способствуют социальной дезадаптации подростков (И.С. Кон, 1988; А.Е. Личко, 1983; М.И. Буянов, 1986).