Психологические особенности подростков в разных типах образовательных и социальных учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 18:16, диссертация

Описание работы

Подростковый период характеризуется как чрезвычайно важный в становлении личности. Развивающаяся личность испытывает большие перегрузки в любом обществе и в любые времена. Однако особенно остро стала проблема изучения динамики развития психических структур личности в последние годы. По ряду причин, в том числе и из-за нестабильности общества и интенсивных социальных сдвигов, усилились негативные тенденции, предъявляющие повышенные требования к самоопределению, стабильности личности, а также провоцирующие ее девиантное поведение.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения развития личности подростков.
Ы.Личностно - развивающий потенциал образовательного 12 пространства.
Психологические особенности развития личности подростка в 22
образовательном пространстве.
Содержательные компоненты детерминации девиантного 34
поведения подростков.
1.4.Психологические основы профилактики и коррекции 45 девиантного поведения подростков.
Выводы 55
Глава 2. Организация и методы экспериментального исследования.
Организация исследования. 57
Методика диагностики межличностных отношений Л.Н. 68
Собчик.
Методика исследования тревожности Ч.Д. Спилбергера. 72
Методика описания поведения К. Томаса. 75
Многофакторный личностный опросник FPI 77
(модифицированная форма В).
Глава III. Результаты экспериментального исследования.
Сопоставление показателей типов межличностных отношений 83
по критерию - х2( хи - квадрат).
Сопоставление показателей ситуативной и личностной 95
тревожности подростков по критерию х2( хи - квадрат).
Сопоставление значений показателей доминирующего типа 98
поведения подростков.
Сопоставление экспериментальных показателей личности по 101
многофакторному личностному опроснику FPI
(модифицированная форма В) по критерию х2( хи - квадрат).
3.5.Программа профилактики и психологической коррекции 115
девиантного поведения подростков.
Выводы. 140
Заключение 142
Библиографический список использованной литературы 146

Файлы: 1 файл

Психол.детей ДД.doc

— 1.70 Мб (Скачать файл)

 

52

может быть направлена на конкретную личность девианта и  иметь характер измененной воспитательной деятельности.

При успешной работе социальный прогноз может  быть положительным, в  противном случае возможны два исхода: или подросток сам справляется с проблемами, или девиантное поведение углубляется.

Второй этап девиантного поведения может  характеризоваться нарушением социальных норм и первыми проявлениями противозаконных  действий (мелкие кражи, обман, хулиганство), Возможно вхождение в малые группы с выраженным асоциальным характером поведения. Отношение подростка к социальным нормам здесь может быть различным:

а) подросток  воспринимает  свое  поведение  как  нормальное  и  соот 
ветствующее собственным ценностям и установкам;

б) подросток  одобряет  свое  поведение,   считает,  что  оно  соответст 
вует не  столько  его  собственным  нормам  и  ценностям,  сколько  нормам 
и ценностям социальной группы, к которой он стремится;

 в)     подросток оценивает отрицательно свое поведение, считает, что оно не соответствует его собственным ценностям и установкам.

В случае своевременного внимания и успешной коррекционной  помощи социальный прогноз будет положительным. В противном случае вероятно дальнейшее усиление нарушений в поведении.

На третьем  этапе девиантного поведения  характеристика его включает мотивы противозаконных действий и накопление негативного опыта (кражи, насилие, грубое хулиганство, спекуляция, проституция и др.). На этом этапе коррекционная помощь должна носить интенсивный характер с целью разрушения социально-отрицательных диспозиций и формирования новых, социально-релевантных. Здесь уместны индивидуальная и групповая коррекционная работа. Санкции на этом этапе могут носить принудительный  характер в специализированных учреждениях с целью изоляции от вредного влияния   окружающей   социальной   среды.   На   данном   этапе   существует

 

53

минимальная вероятность того, что подросток  справится с проблемами.

Четвертый этап - устойчивое девиантное поведение, которое включает рецидив и тяжесть противозаконных действий, возможное усиление опасных социальных отклонений. Характер и содержание коррекционной деятельности сохраняются как и на третьем этапе. Возможен отказ от асоциальных действий, но благоприятный результат в целом затруднен тем обстоятельством, что процессы «наклеивания ярлыка» уже устойчивы. Поэтому при неудачной помощи формируется устойчивая готовность к девиантному поведению.

Пятый этап - устойчивое, особо опасное девиантное поведение, характеризующееся устойчивыми асоциальными действиями и тяжелыми отклонениями в поведении. Отчуждение подростка от общества стабильное, поэтому вероятность благоприятного исхода незначительна, сохраняется устойчивая готовность к постоянному девиантному поведению.

Этапы формирования и проявления девиантного поведения  подростков, на наш взгляд, имеют  относительный характер, т.к. девиации индивидуальны и являются специфическим  комплексом характеристик нарушения  не только социального поведения, но и личностной мотивации. Волевые личностные свойства подростка позволяют мобилизовать внутренние ресурсы, проявлять социальную активность не только при благоприятных условиях, но и при разного рода препятствиях. Следовательно, коррекция личностных свойств, деятельности и поведения приобретает самостоятельный характер, становится самокоррекцией, которая включает в себя принятие подростком цели, программирование деятельности, оценку результатов и коррекцию.

Таким образом, главным условием в коррекции  отклоняющегося поведения подростка является то, насколько полно учитываются стремления личности самой исправлять свои собственные дефекты, насколько она психологически подготовлена всем предшествующим жизненным опытом к восприятию положительного влияния. Необходимо обратить особое внимание на снятие этого психологического «барьера», существование которого обусловлено отрицательным отношением подростка с девиантным поведением к окружающим.

 

54

В деятельности образовательных и социальных учреждений особое место должно занимать консультирование родителей, педагогов, позволяющее взрослым   лучше    понять    возрастные    индивидуально    -    психологические

Y

7s особенности личности подростка. При этом важно помнить, что наибольшая

вероятность осложнений в отношениях взрослого  и подростка появляется в кризисные периоды развития, когда в связи с появлением психологических новообразований происходят резкие изменения в психике и личности подростка, в его отношениях с окружающими, в ситуации социального развития.

 

55

Выводы:

1.Система  возможностей представляет особое  единство свойств образовательного пространства и самого субъекта, и является в равной мере как фактом образовательного пространства, так и поведенческим фактом субъекта. В ситуации взаимодействия подростка с образовательным пространством, чтобы использовать возможности этой среды, подросток проявляет соответствующую активность, то есть он становится реальным субъектом своего развития, субьектом образовательного пространства, а не остается объектом влияния условий и факторов образовательного пространства.

2.Развитие  личности подростка во многом  зависит от того, влияние каких систем преобладает в ее индивидуальном опыте. Психолого-педагогические воздействия тех или иных систем будут формировать и соответствующий индивидуально-психологический склад подростка, который оказывает влияние на выборы его внешних связей и отношений.

  1. Семья, школа и среда неформального общения, предъявляя требования 
    к поведению подростка, выполняют регулирующую функцию лишь до тех пор, 
    пока его личностные ресурсы  обеспечивают возможность соответствовать 
    предъявляемым ожиданиям, а позиция, отводимая ему в группе, соответствует 
    его индивидуальным особенностям, понятиям о достойном положении. В этом 
    случае   группа   является   референтной   и   выполняет   функцию   эталона 
    нормативной оценки. Переживание невозможности активно взаимодействовать 
    со средой, неудовлетворенности своим положением в ней переориентирует 
    подростка на другие группы общения.
  2. Важнейшую роль в достижении внутренней согласованности личности 
    играют её свойства и качества, на формирование которых оказывают влияние 
    как индивидуальные факторы, так и значимая среда. В случае, когда давление 
    среды вынуждает подростка прибегать к защитным формам реагирования, 
    изменяются ситуация и формирование личности, изменяется ее структура и 
    отдельные  элементы,  а  следовательно нарушается  система  интерпретации 
    опыта, саморегулирования и личностного роста. При этом роль индивидуально-
  3.  

56

психологических факторов в формировании склонности к девиантному поведению возрастает, социальных уменьшается, их воздействие становится неконтролируемым.

' 5. В процессе диагностики подростка - девианта необходимо прежде

всего определять степень устойчивости и согласованности  жизненных целей, выявлять свойства его личности, во многом определяющие его социальную деятельность и бытовую направленность девиантного поведения. Диагностика выявленных перемен важна как основа психологической коррекции подростков - девиантов.

6. Учёт этапов формирования девиантного поведения в диагностико - 
коррекционной деятельности даёт психологу возможность манёвра в выработке 
коррекционной   программы,   а   также   альтернативных   форм   и   методов 
коррекционной деятельности.

Основными путями коррекции девиантного поведения  должны быть коррекция личности  подростка  -  девианта,  коррекция  условий  его  жизни,   а  также

отдельных проявлений отклоняющихся поступков и поведения.

Г

7. Биологически детермированное психическое созревание, порождающее

тенденции развития личности, и социальная ситуация развития, являющаяся способом культурного структурирования вновь открывающихся зон психики, должны проявляться во взаимодействии так, чтобы их взаимодействие легло в основу новообразования личности подростка.

 

57

Глава 2. Организация и методы экспериментального исследования. 2.1. Организация исследования.

'" В основу организации настоящего исследования был положен пакет

проблемных вопросов и исследовательских задач, определивших теоретическую, эмпирическую и диагностическую базы исследования; этапы и логику исследования; поисковые направления исследования; содержание и технологическое обеспечение процедур исследования.

Основной круг задач касался исследования следующих вопросов:

      1. Выявить психологические особенности подростков с девиантным 
        поведением в условиях средней общеобразовательной школы, лицея 
        - интерната и реабилитационного центра.
      2. Провести  сравнительный  анализ   психологических  особенностей 
        подростков с девиантным поведением.

3. Экспериментально     изучить     влияние     выявленных     в     ходе 
,                             теоретического     анализа     основных     психолого-педагогических

условий   образовательного   пространства   на   развитие   личности подростка.

В соответствии с данными задачами нами разрабатывалась  программа исследования, направленного  на поиск путей оптимизации эффективности  деятельности образовательных и  социальных учреждений.

Экспериментальная работа проводилась в республиканском лицее-интернате г. Черкесска и в республиканском Центре социальной реабилитации детей и подростков «Надежда» г. Черкесска, где в качестве контингента испытуемых выступили подростки 13-15 лет; а в качестве контрольной группы -учащиеся 8-9-х классов средних общеобразовательных школ № 1 и № 3 г. Карачаевска.

, В исследованиях участвовали три группы подростков в возрасте 13-15

лет, из которых 88 мальчиков и 62 девочки.

 

58

При подборе  испытуемых учитывались:

а) все испытуемые впервые принимали участие в психологическом 
исследовании;

б) участие в психологическом исследовании подростков различных 
национальностей и разного пола;

в) добровольное согласие испытуемых на участие в психологическом 
исследовании;

г) примерное     равенство     выборки,     отвечающее     требованиям 
проводимого исследования.

Первую группу испытуемых, именуемую в дальнейшем ОШ, составили учащиеся 8-9 классов средних общеобразовательных школ № 1, 3 г. Карачаевска. Общая численность группы ОШ - 50 человек.

Вторая группа испытуемых, именуемая в дальнейшем ЛИ - подростки 13-15 лет, помещенные в республиканский лицей - интернат. Подростки и дети направляются в лицей - интернат по признаку социальной дезадаптации в семье или в школе для получения дополнительного образования. Численность группы ЛИ - 50 человек.

Третья группа, именуемая в дальнейшем РЦ - подростки 13-15 лет, находящиеся в республиканском Центре социальной реабилитации детей и подростков «Надежда», направляются по признакам социальной обездоленности или психической средовой дезадаптации. Численность группы РЦ - 50 человек.

Испытуемые  были разделены на две группы: контрольную, в которую вошли учащиеся средних общеобразовательных школ (группа ОШ) и «группу носителей риска» по признаку вытеснения подростков из значимых социальных микросред и помещения их в реабилитационные учреждения : учащихся лицея - интерната и Центра социальной реабилитации детей и подростков «Надежда»(группы ЛИ и РЦ).

Численность испытуемых контрольной группы — 50 человек, «группы

 

59

риска» - 100 человек. В исследовании участвовало 150 человек Исследование проводилось в период с 1998 по 2004 г.г.:

подготовительный  этап (1998-1999 г.г.); 
' - констатирующий этап (2000-2001 г.г.);

аналитический этап (2002-2003 г.г.);

заключительный  этап (2003- 2004 г.г.). I. Подготовительный этап (1998-1999 г.г.):

определение целей и задач исследования;

выбор объекта  и предмета исследования;

выдвижение  основных гипотез исследования;

изучение  научной литературы по проблеме исследования. П. Констатирующий этап (2000 —2001 г.г.):

подбор методов  и методик научного исследования;

изучение состояния  проблемы в отечественной и зарубежной

психологической науке; 
. - диагностика   состояний   и   свойств   личности   подростков,

выявление личностной и ситуативной тревожности, тенденций

к проявлению различных форм  поведения  в  конфликтных

ситуациях,     изучение     структуры     внутриличностных     и

межличностных    отношений,    а    также    индивидуально    —

типологических  аспектов, лежащих в основе поведенческого

паттерна;

разработка     некоторых     тем     занятий     базового     курса

«Психология развития и возрастная психология», изучаемого

Информация о работе Психологические особенности подростков в разных типах образовательных и социальных учреждений