Психологические особенности подростков в разных типах образовательных и социальных учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 18:16, диссертация

Описание работы

Подростковый период характеризуется как чрезвычайно важный в становлении личности. Развивающаяся личность испытывает большие перегрузки в любом обществе и в любые времена. Однако особенно остро стала проблема изучения динамики развития психических структур личности в последние годы. По ряду причин, в том числе и из-за нестабильности общества и интенсивных социальных сдвигов, усилились негативные тенденции, предъявляющие повышенные требования к самоопределению, стабильности личности, а также провоцирующие ее девиантное поведение.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения развития личности подростков.
Ы.Личностно - развивающий потенциал образовательного 12 пространства.
Психологические особенности развития личности подростка в 22
образовательном пространстве.
Содержательные компоненты детерминации девиантного 34
поведения подростков.
1.4.Психологические основы профилактики и коррекции 45 девиантного поведения подростков.
Выводы 55
Глава 2. Организация и методы экспериментального исследования.
Организация исследования. 57
Методика диагностики межличностных отношений Л.Н. 68
Собчик.
Методика исследования тревожности Ч.Д. Спилбергера. 72
Методика описания поведения К. Томаса. 75
Многофакторный личностный опросник FPI 77
(модифицированная форма В).
Глава III. Результаты экспериментального исследования.
Сопоставление показателей типов межличностных отношений 83
по критерию - х2( хи - квадрат).
Сопоставление показателей ситуативной и личностной 95
тревожности подростков по критерию х2( хи - квадрат).
Сопоставление значений показателей доминирующего типа 98
поведения подростков.
Сопоставление экспериментальных показателей личности по 101
многофакторному личностному опроснику FPI
(модифицированная форма В) по критерию х2( хи - квадрат).
3.5.Программа профилактики и психологической коррекции 115
девиантного поведения подростков.
Выводы. 140
Заключение 142
Библиографический список использованной литературы 146

Файлы: 1 файл

Психол.детей ДД.doc

— 1.70 Мб (Скачать файл)

на втором курсе факультета психологии;

разработка   программы   профилактики   и   психологической

коррекции       девиантного       поведения       подростков       в 
- реабилитационном центре.

III. Аналитический этап (2002-2003 г.г.):

организация экспериментального исследования;

 

60

разработка  программы экспериментального спецкурса «Девиантное поведение подростков», ориентированной на студентов 3-4 курсов факультета психологии;

Т^ - апробация     специально     разработанных     занятий     курса

«Психология развития и возрастная психология»  и экспериментального спецкурса «Девиантное поведение подростков»;

апробация    программы    профилактики    и    психологической коррекции девиантного поведения подростков в Карачаево-Черкесском        республиканском        Центре        социальной реабилитации детей и подростков «Надежда». IV. Заключительный этап (2003- 2004 г.г.): обработка полученных результатов; формулировка выводов исследования.

На подготовительном этапе (1998-1999 г.г.) было осуществлено исследование поискового характера.

Цель данного  этапа: теоретическое осмысление и  определение значимости проблемы отражения особенностей образовательного пространства в психологических характеристиках её участников, в частности, в психологических особенностях подростков с девиантным поведением. Нам необходимо было увидеть, какие теоретические положения превалируют в науке по данной проблеме, в каком состоянии находится методологическая и методическая база исследования данных феноменов.

С этой целью  изучалась соответствующая философская, социологическая и психолого-педагогическая литература.

Изучение  и анализ литературы позволили выявить  состояние и степень

изученности данных проблем на современном этапе развития отечественной

,, науки.    Исследование    подтвердило    предположение    о    недостаточной

разработанности в науке и практике проблемы влияния  образовательного

пространства, как совокупности всех возможностей обучения, воспитания и

 

61

развития  личности, причём возможностей как  позитивных, так и негативных, 
на формирование личности подростка. На данном этапе была зафиксирована 
сущностная связь между характеристиками образовательного пространства и 
7s психологическими особенностями подростков, выступающих в качестве его

участников. Это позволило определить цель и  задачи исследования, повлияло на выбор объекта и предмета исследования, определило выбор исследовательской базы и контингента испытуемых.

В результате анализа научной литературы, посвященной проблемам личностно-развивающего потенциала образовательного пространства, психологических особенностей развития личности подростка с девиантным поведением была выявлена не только степень изученности данных вопросов, но и определены подходы к выявлению условий профилактики, диагностики и коррекции девиантного поведения подростков, установлено наличие нераскрытого потенциала различных подструктур образовательного пространства, разных типов образовательных и социальных учреждений в решении данной проблемы. Это дало возможность сформулировать гипотезу и разработать план исследования поставленной проблемы.

На констатирующем этапе (2000 -2001 г.г.) в соответствии с разработанным планом исследования производился подбор необходимых методик, изучалось состояние проблемы в отечественной психологической науке и практике; проводились диагностические процедуры, направленные на изучение данной проблемы в Карачаево-Черкесском республиканском лицее-интернате, в республиканском Центре социальной реабилитации детей и подростков «Надежда» и общеобразовательных школах.

Сопоставление взглядов различных научных школ на проблему развития личности подростка, формирования склонности подростков к девиантному поведению позволило выявить сущностную связь между этими явлениями. Это дало возможность определить подходы к организации психолого-педагогической помощи в реализации образовательно-воспитательного процесса в разных типах образовательных и социальных

 

62

учреждений,  в переработке некоторых тем  базового курса «Психология 
развития     и     возрастная     психология»,     и     разработке     программы 
экспериментального спецкурса «Девиантное поведение подростков». 
Исходя из специфики контингента испытуемых, в качестве которых

выступили подростки 13-15 лет из образовательных и социальных учреждений, была сконструирована программа исследования, содержащая профилактические, диагностические и коррекционные элементы. Реализация констатирующей части исследования, участниками которого стали 150 подростков ( из них 100 составили «группу риска», 50 - контрольную группу), предполагала проведение ряда диагностических процедур, таких как анкетирование, опрос, тестирование.

Диагностику  состояний  и  свойств  личности   подростков,   которые

имеют первостепенное значение для развития личности и регуляции её

поведения, мы проводили с использованием личностного  опросника FPI

(форма В  ), исходя из следующих показателей:

* 1 .Невротичность - характеризует уровень невротизации личности.

2.Спонтанная    агрессивность    -    позволяет    выявить    и    оценить

психопатизацию  интротенсивного типа.

З.Депрессивность - даёт возможность диагностировать признаки, характерные для психопатологического депрессивного синдрома.

4.Раздражительность - позволяет судить об эмоциональной устойчивости.

5.Общительность - характеризует как потенциальные возможности, так и реальные проявления социальной активности.

б.Уравновешенность - отражает устойчивость к стрессу.

7.Реактивная  агрессивность - имеет целью выявить наличие признаков психопатизации экстратенсивного типа.

8.3астенчивость - отражает предрасположенность к стрессовому реагированию на обычные жизненные ситуации, протекающему по пассивно-оборонительному типу.

 

63

9.Открытость - позволяет характеризовать отношение к социальному окружению и уровень самокритичности.

10. Экстраверсия — интроверсия - позволяет определить выраженность экстравертированности или интровертированности личности.

11.Эмоциональная лабильность - отражает устойчивость эмоционального состояния, проявляющуюся в частых колебаниях настроения, повышенной возбудимости, раздражительности, недостаточной саморегуляции.

12.Маскулинизм — феминизм - свидетельствует о протекании психической деятельности преимущественно по мужскому или по женскому типу.

Это позволило  нам сориентироваться в поиске релевантных подходов к созданию психолого-педагогических условий для эффективного взаимодействия в условиях образовательного пространства общеобразовательных школ, лицея-интерната и реабилитационного центра.

Для изучения личностной и ситуативной тревожности, как свойства личности подростка, обуславливающей его поведение, был использован опросник Ч.Д. Спилбергера, адаптированный Ю.Л Ханиным.

Личности, относимые  к категории высокотревожных, склонны  воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выявляет у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, и особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.

Для получения  представления о выраженности у  подростков тенденции к проявлению соответствующих форм поведения (избегание, соревнование, приспособление, компромисс, сотрудничество) в конфликтных ситуациях был использован тест описания поведения К.Томаса, адаптированный Н. В. Гришиной.

 

64

По мнению К. Томаса, необходимо сконцентрировать внимание на

следующих   аспектах   изучения   конфликтов:   какие   формы   поведения   в

конфликтных ситуациях характерны для субъекта, какие из них являются

' v более  конструктивными  или деструктивными,  каким  образом  возможно

стимулировать конструктивное поведение.

Для описания типов поведения людей в конфликтных  ситуациях К. 
Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, 
основополагающими измерениям в которой являются кооперация, связанная 
с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и 
напористость, для которой характерен акцент на защите собственных 
интересов. Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не 
достигает успеха; при таких формах поведения, как конкуренция, 
приспособление и компромисс, или один из участников оказывается в 
выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на 
компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны 
■-К оказываются в выигрыше.

На данном этапе исследования были переработаны некоторые занятия по курсу «Психология развития и возрастная психология», а также разработана программа экспериментального спецкурса «Девиантное поведение подростков».

Нами была разработана программа профилактики и психологической коррекции  девиантного поведения подростков, направленность которой позволяет выявить особенности возрастных изменений и изучить личностные характеристики в процессе деятельности, сориентировать подростков на решение конкретных личностных проблем, повысить свой потенциал.

Блочный   принцип   конструирования   программы   обеспечивает   её 
мобильность,  содержательную  определённость  и комплексный характер 
7*' взаимодействия.   Каждый   из   выделенных   блоков   имеет   свои   цели,

содержание  деятельности, специфические формы  и методы работы.

 

65

Первый блок - диагностический включает в себя задачи, решение 
которых     позволяет     определить     степень     развития      открытости, 
уравновешенности коммуникативных склонностей, проявление социально 
1 s -   перцептивных   процессов,   особенности   реагирования   подростков   в

конфликтных ситуациях и эмоциональной устойчивости:

1.Сделать  анализ личностных особенностей  и охарактеризовать психологические процессы и состояния подростков на данный возрастной период.

2. Активизировать     процессы     самопознания,     самовыражения     и 
самопроявления личности в группе.

3. Изучить индивидуальные особенности самопознания подростка и 
учесть их при вступлении в личностный контакт со сверстниками.

Второй блок - актуализация внутренних резервов подростка. Он включает в себя задачи, связанные с совершенствованием навыков взаимодействия личности:

1 .Стимулировать  осознание собственного «субъектного  портрета».

2.Формировать  умения саморазвития себя как  субъекта взаимодействия.

3.Развивать  гибкость в общении как условие  успешной самопрезентации.

В содержательном плане данный блок представляет собой специально организованный процесс самопознания, направленный на выявление и осознание подростками отдельных сторон своей личности.

Третий  блок - коррекция деструктивных установок, определяющих девиантное поведение подростка. Он включает в себя задачи, решение которых способствует переходу подростка на уровень осознания личных проблем как экзистенциальных:

 

66

1. Помочь подростку осознать, что он сам в ответе за собственную 
жизнь и сам выбирает пути своего развития.

  1. Подвести к осознанию наличия в себе личностного потенциала, 
    Г^                          требующего реализации.
      1. Развивать прогностические способности.
      1. Обучать вариативности мышления.

В этом блоке  представлены разного рода упражнения, направленные на психологическую коррекцию выявленных деструктивных установок в различных сферах личности: когнитивной, эмоциональной и поведенческой.

На аналитическом этапе (2002-2003 г.г.) проводилось экспериментальное исследование. Исследовательский поиск при этом шел в двух направлениях: во-первых, на основе выработанных ранее подходов проектировалась система профилактики и психологической коррекции, и, во-вторых, апробировались и модифицировались программы экспериментального спецкурса «Девиантное поведение подростков» и программа профилактики и коррекции девиантного поведения подростков, рассматриваемые нами как формы реализации подходов к созданию психолого - педагогических условий для развития личности подростка и для оказания квалифицированной психологической помощи подросткам -девиантам.

Курс прошел апробацию в одной студенческой группе 3 курса факультета психологии КЧГУ. Апробация программы профилактики и коррекции девиантного поведения подростков проводилась в Карачаево-Черкесском республиканском Центре социальной реабилитации детей и подростков «Надежда».

Информация о работе Психологические особенности подростков в разных типах образовательных и социальных учреждений