Психологические особенности подростков в разных типах образовательных и социальных учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 18:16, диссертация

Описание работы

Подростковый период характеризуется как чрезвычайно важный в становлении личности. Развивающаяся личность испытывает большие перегрузки в любом обществе и в любые времена. Однако особенно остро стала проблема изучения динамики развития психических структур личности в последние годы. По ряду причин, в том числе и из-за нестабильности общества и интенсивных социальных сдвигов, усилились негативные тенденции, предъявляющие повышенные требования к самоопределению, стабильности личности, а также провоцирующие ее девиантное поведение.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения развития личности подростков.
Ы.Личностно - развивающий потенциал образовательного 12 пространства.
Психологические особенности развития личности подростка в 22
образовательном пространстве.
Содержательные компоненты детерминации девиантного 34
поведения подростков.
1.4.Психологические основы профилактики и коррекции 45 девиантного поведения подростков.
Выводы 55
Глава 2. Организация и методы экспериментального исследования.
Организация исследования. 57
Методика диагностики межличностных отношений Л.Н. 68
Собчик.
Методика исследования тревожности Ч.Д. Спилбергера. 72
Методика описания поведения К. Томаса. 75
Многофакторный личностный опросник FPI 77
(модифицированная форма В).
Глава III. Результаты экспериментального исследования.
Сопоставление показателей типов межличностных отношений 83
по критерию - х2( хи - квадрат).
Сопоставление показателей ситуативной и личностной 95
тревожности подростков по критерию х2( хи - квадрат).
Сопоставление значений показателей доминирующего типа 98
поведения подростков.
Сопоставление экспериментальных показателей личности по 101
многофакторному личностному опроснику FPI
(модифицированная форма В) по критерию х2( хи - квадрат).
3.5.Программа профилактики и психологической коррекции 115
девиантного поведения подростков.
Выводы. 140
Заключение 142
Библиографический список использованной литературы 146

Файлы: 1 файл

Психол.детей ДД.doc

— 1.70 Мб (Скачать файл)

 

45

1.4. Психологические основы профилактики  и коррекции девиантного поведения подростков.

Проблема  формирования склонности подростков к  девиантному поведению подростков, его профилактика и коррекция чрезвычайно актуальны, так как кризисные явления в обществе, охватившие и социально-экономические, и политические, и духовные отношения не дают возможности на современном этапе радикально устранить объективные причины девиантного поведения подростков вообще и его отдельных видов в частности.

Профилактика  девиантного поведения подростка  представляет собой целенаправленную систему превентивных и воспитательных мер, направленных на создание условий, препятствующих возникновению тех или иных форм социальных отклонений, а также их распространению.

Ранняя профилактика включает наиболее обширный диапазон самых различных 
мер профилактического воздействия, которые по своему содержанию составляют 
' комплекс преимущественно воспитательных его форм.  Немалую роль в  них

составляют меры по оказанию своевременной помощи в преодолении  жизненных затруднений (организация  образовательного пространства, решение  бытовых и семейных проблем). Они рассчитаны на контингент подростков, которые находятся в неблагоприятных с точки зрения влияния криминогенных факторов, условиях. Одновременно разрабатываются профилактические меры по устранению или ослаблению влияния криминогенных факторов, оздоровлению микросреды.

Следующая задача - дать подросткам максимум информации о последствиях, к 
которым может привести дальнейшее распространение девиантного поведения. 
Действенным инструментом на этом этапе должна выступать индивидуальная 
профилактическая работа, которая позволит осуществить «непосредственный 
выход» на подростка - девианта. Учет слабых и сильных сторон характера 
, подростка, его взглядов и склонностей, потребностей и мотивации позволяют вы-

работать  тактику профилактической деятельности.

У нас в  стране имеются свои традиции превентивной теории и практики. Так, в

 

46

30-е годы особенно  успешно развивалось социально-педагогическое  направление социальной и коррекционно-реабилитационной  работы, представленное такими талантливыми педагогами, как А.С. Макаренко и СТ. Шацкий. В своей опытно -

' экспериментальной работе они заложили и развили основные принципы, методы и

содержание  социальной работы с детьми и подростками, в том числе и трудновоспитуемыми, где важнейшим фактором воспитательной и коррекционно - реабилитационной работы выступает созданная и организованная педагогом воспитывающая среда. При этом СТ. Шацкий создавал такую среду в скрытом социуме по месту жительства, а А.С Макаренко - в детской колонии [116]. В индивидуальной профилактике девиантного поведения как и в педагогике, общие рецепты малоэффективны. Известный русский педагог К.Д. Ушинский писал: «Мы не говорим педагогам - поступайте так или иначе; но говорим им -изучайте законы психических явлений, которыми вы хотите управлять и поступайте, соображаясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить». [171,55]. Это тем более надо иметь в виду при проведении

.' индивидуальной профилактической и коррекционной работы, устраняя постоянно

изменяющиеся  причины и условия девиантного  поведения подростков.

В качестве методов воспитания трудных детей А.И. Кочетов и НИ. Верницкая предлагают:

    1. Методы разрушения отрицательного типа характера: метод «взрыва» и 
      метод «реконструкции» характера.
    2. Метод   перестройки    мотивационной    сферы    и    самосознания:    объ 
      ективное    переосмысление    своих    достоинств    и    недостатков,    переориен 
      тация     самосознания,     переубеждение,     прогнозирование     последствий     де 
      виантного поведения.
    3. Метод    перестройки    жизненного    опыта:    предписание,    ограниче 
      ние,     переучивание,     переключение,     регламентированный     образ     жизни. 
      Эти   же   авторы   указывают   на   необходимость   координации   изменения 
      социального окружения, развития личности и развития деятельности, в ходе которой 
      непосредственно осуществляется процесс психологической коррекции [91;160].
    4.  

47

Девиантное  поведение подростков обусловлено  взаимодействием различных неблагоприятных факторов. Для изучения его требуются: 1) системный подход, выявляющий иерархию и взаимосвязь неблагоприятных факторов; 2) сравнительный анализ, сопоставляющий условия благоприятного социального развития с процессом социопатогенеза; 3) междисциплинарный подход, предполагающий использование достижений различных отраслей науки.

Выявление разного  рода негативных влияний затруднено прежде всего потому, что они не выступают изолированно, а представляют, как правило взаимодействие разнообразных факторов, действующих в разных возрастных периодах человека и с личным негативным «вкладом» в развитие отклоняющегося поведения.

Коррекционно-воспитательная деятельность направлена на разрушение определенных установок, представлений, ценностей, мотивов, стереотипов поведения и формирование новых с целью достижения самореализации личности в обществе. Посредством коррекционно-воспитательной работы требуется решить для обеих сторон возникший конфликт «личность - общество», «личность - образовательное пространство», «личность - группа». Необходимость в коррекционно-воспитательной деятельности возникает в случаях девиаций в поведении подростка, вызванного социальными нарушениями.

Ключ к  ресоциализации и коррекции личности подростка состоит в организации изменения личностно-значимой деятельности подростка. Для этого в подростке с девиантным поведением по мнению В.К. Вилюнас, необходимо актуализировать потенциальную социально-полезную мотивацию, для реализации которой подросток раньше не имел объективных возможностей [ 46; 187].

При проявлении у подростка-девианта новых отношений, ориентиров, интересов и потребностей социально-полезного характера возникает необходимость и в закреплении и углублении, в переводе ситуативных увлечений в устойчивые детерминанты поведения. Достижение относительной устойчивости позитивных устремлений способствует более четкой иерархизации мотивационной сферы подростка - девианта, в которой новые интересы и

 

48

потребности в той или иной мере заслоняют, отодвигают и вытесняют прежние асоциальные мотивы.

Признание значимой роли личности в девиантном поведении  требует

/• обратить особое внимание на проблемы ее коррекции, учитывая, что личность

подростка формируется  под влиянием двух ведущих факторов: социальной прак -

тики и  воспитания как организованного, систематического, целенаправленного

воздействия.

Основные      задачи      корректирующего      социально-психологического воздействия на подростка - девианта следующие :

1 .Восстановление  положительных качеств, преобладающих  у подростка до появления актов девиации.

2.Формирование  у подростка стремления компенсировать  социальный недостаток усилением деятельности в той области, которая позволяет реализовать потребность в самоутверждении, способности и возможности.

З.Активизация  социально-полезной деятельности подростка  посредством заинтересованного, эмоционального отношения к личности, поступкам.

4.Коррекция отрицательных качеств личности подростка, мотивации её поведения и ценностных ориентации.

В качестве этапов коррекции девиантного поведения  Е.В. Заика, Н. П. Крейдун и А. С. Ячина ( 1990 ) называют: формирование адекватного отношения к будущему, установление нормальных отношений со сверстниками и взрослыми, формирование самосознания подростков и сглаживание в поведении акцентуаций характера, организацию соответствующей их возрасту творческой деятельности. Из работ, специально посвященных проблеме психологисекой коррекции   девиантного   поведения,   можно   выделить   исследование   Н.Ю.

Максимовой.

if,

Автор выделяет следующие направления коррекционной  работы:

1. Преодоление   «рассогласованности»   отношений   подростка   с   ро-

 

49

дителями, сверстниками, взрослыми.

  1. Изменение отношения к себе и к другим людям.
  2. Изменение всесторонней системы оценки себя и других.
  3. Ликвидация  ложных  представлений   и  знаний  в  области  морали   и 
    этики взаимоотношений.
  4. Организация практического поведения с окружающими, направленного на

реализацию  положений, рассмотренных выше [117; 93].

Особого внимания заслуживает поэтапный процесс  коррекции аномальной личности, предложенный Б.С. Братусь и соавторами [28;26] :

1.Мотивационный      -      создание      у      подростка      эмоциональной заинтересованности в предлагаемых коррекционных занятиях.

2.Ориентировочный  - введение многочисленных предметов  - мотивов нормальной или правонарушительной жизни.

3.Собственно-установочный - формирование приемлемых для данной личности мотивов, норм жизни, индивидуальных форм неправо- нарушительных установок.

4Детальный  - разработка для каждого правонарушения  развернутых планов организации будущей полноценной жизни.

Известный отечественный  ученый-педагог В. П. Кащенко [80, 223] еще  в 30-х годах нашего столетия разработал интересную группировку методов коррекции. Он объединил методы в две большие группы: педагогические и психотерапевтические. Эта классификация приведена нами в сокращенном варианте. Педагогические методы:

1. Методы общественного влияния: коррекция активно - волевых дефектов, коррекция страхов, метод игнорирования, метод культуры здорового смеха, коррекция навязчивых мыслей и действий, коррекция бродяжничества, самокоррекция.

2.Специальные  или частно-педагогические методы: коррекция недостатков поведения детей, коррекция нервного характера.

 

50

3.Метод коррекции  через труд.

4.Метод коррекции  путем рациональной организации  детского коллектива.

Психотерапевтические  методы: внушение и самовнушение, гипноз, метод 
^* убеждения, психоанализ.

С учетом указанных  исследований, а также опыта практической ди-агностико-коррекционной деятельности мы предлагаем поэтапное осуществление социально-психологической коррекции в девиантных подростковых группах:

    1. Формулирование     социально-психологической     проблемной     ситуа 
      ции, в которой оказался подросток-девиант.
      1. Причины, условия и факторы девиантного поведения.
      1. Психодиагностика.
      2. Выбор методов коррекционной деятельности.

5. Разработка      программы      социально-психологической      коррекции 
девиантного поведения.

. 6. Реализация программы, контроль за ее ходом и эффективностью.

Групповая психокоррекционная работа должна проводиться с использованием дискуссионных и релаксационных групп, групп общения, тренинга умений.

Стратегией  помощи подростку, когда он не может самостоятельно 
преодолеть драматический уровень переживания жизненной ситуации, является 
обучение подростка приемам достижения ресурсного состояния, используя которые 
он не только повышает самооценку, верит в свои силы, убеждения « я могу» , но и 
самостоятельно может находить и актуализировать источники, способы 
конструктивного отношения к жизни - будь то ирония, эстетизация, или мудрое 
отношение к жизни. Исходя из вышесказанного, нами выделены направления 
социально-психологической коррекции девиантного поведения подростков, 
,, которые базируются на трех типах взаимодействия:

1. Взаимодействие  между социальной психологической  деятельностью и этапом девиантного поведения.

 

51

2.Взаимодействие  между социальной психологической  деятельностью и центрами, через которые она осуществляется.

3.Взаимодействие  между элементами коррекционной  деятельности  как видом социальной помощи.

Взаимодействие  между девиантным поведением и коррекционно-воспитательной деятельностью определено нами на основе нескольких признаков:

а) степень нарушения  общественных требований, норм, законов  со стороны личности, которая определяется путем анализа совершенных действий;

б) степень      несоответствия   диспозиции   личности   общественным 
требованиям,   нормам   и   законам.   Она   определяется   через   анализ   отно 
шения личности  к этим требованиям  и  законам,  а также  оценку  собст 
венного поведения;

в) единичность и рецидивность асоциальных действий. 
Рассмотрим этапы девиантного поведения подростка:

  1. Нарушение требований общества.
  2. Индивидуальное отношение подростка к требованиям общества.
  3. Реакция общества на девиантное поведение подростка.
  4. Взаимодействие институтов социализации подростка.
  5. Социальное прогнозирование.

На первом этапе могут проявляться некоторые симптомы девиантного поведения: непослушание, отрицание, невыполнение социальных требований. Подросток воспринимает свое поведение как нормальное, соответствующее собственным социальным ценностям и установкам.

Особенности этого этапа дают основание предполагать, что причины социального контроля кроются прежде всего в неправильном воспитательном воздействии. Психолого - педагогическая помощь имеет два воспитательных аспекта: она должна быть направлена на коррекцию воспитательного воздействия(социально-психологическая   помощь   педагогам,   родителям),   а

Информация о работе Психологические особенности подростков в разных типах образовательных и социальных учреждений