Психологические особенности подростков в разных типах образовательных и социальных учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 18:16, диссертация

Описание работы

Подростковый период характеризуется как чрезвычайно важный в становлении личности. Развивающаяся личность испытывает большие перегрузки в любом обществе и в любые времена. Однако особенно остро стала проблема изучения динамики развития психических структур личности в последние годы. По ряду причин, в том числе и из-за нестабильности общества и интенсивных социальных сдвигов, усилились негативные тенденции, предъявляющие повышенные требования к самоопределению, стабильности личности, а также провоцирующие ее девиантное поведение.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения развития личности подростков.
Ы.Личностно - развивающий потенциал образовательного 12 пространства.
Психологические особенности развития личности подростка в 22
образовательном пространстве.
Содержательные компоненты детерминации девиантного 34
поведения подростков.
1.4.Психологические основы профилактики и коррекции 45 девиантного поведения подростков.
Выводы 55
Глава 2. Организация и методы экспериментального исследования.
Организация исследования. 57
Методика диагностики межличностных отношений Л.Н. 68
Собчик.
Методика исследования тревожности Ч.Д. Спилбергера. 72
Методика описания поведения К. Томаса. 75
Многофакторный личностный опросник FPI 77
(модифицированная форма В).
Глава III. Результаты экспериментального исследования.
Сопоставление показателей типов межличностных отношений 83
по критерию - х2( хи - квадрат).
Сопоставление показателей ситуативной и личностной 95
тревожности подростков по критерию х2( хи - квадрат).
Сопоставление значений показателей доминирующего типа 98
поведения подростков.
Сопоставление экспериментальных показателей личности по 101
многофакторному личностному опроснику FPI
(модифицированная форма В) по критерию х2( хи - квадрат).
3.5.Программа профилактики и психологической коррекции 115
девиантного поведения подростков.
Выводы. 140
Заключение 142
Библиографический список использованной литературы 146

Файлы: 1 файл

Психол.детей ДД.doc

— 1.70 Мб (Скачать файл)

планирование  по подзадачам. Для низкотревожных людей, напротив, требуется     пробуждение    активности,     подчеркивание    мотивационных

 

74

компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач. По результатам обследования группы также пишется заключение, оценивающее группу в целом по уровню ситуативной и личностной тревожности, кроме того, выделяются лица высоко и низкотревожные.

 

75 2.4. Методика описания поведения К.Томаса [143].

Для получения  представления о выраженности у  подростков тенденции  к проявлению соответствующих форм поведения (избегание, соревнование, приспособление, компромисс, сотрудничество) в конфликтных ситуациях был использован тест описания поведения К.Томаса, адаптированный Н. В. Гришиной.

По мнению К. Томаса, необходимо сконцентрировать внимание на следующих аспектах изучения конфликтов: какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для субъекта, какие из них являются более конструктивными или деструктивными, каким образом возможно стимулировать конструктивное поведение.

Для описания типов поведения людей в конфликтных  ситуациях К. Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы урегулирования конфликтов:

1) соревнование     (конкуренция)      как      стремление     добиться 
удовлетворения своих интересов в ущерб другому;

  1. приспособление, означающее в противоположность соперничеству, 
    принесение в жертву собственных интересов ради другого;
  2. компромисс;
  3. избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к 
    кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;
  4. сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, 
    полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не

 

76

достигает успеха; при таких формах поведения, как  конкуренция, 
приспособление и компромисс, или один из участников оказывается в 
выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на 
Тч компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны

оказываются в выигрыше.

В своем опроснике  по выявлению типичных форм поведения  К.Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.

ОПРОСНИК (См. приложение 3).

Количество  баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.

Г

 

77

2.5. Многофакторный личностный опросник FPI (модифицированная форма В).

 Для диагностики  состояний и свойств личности подростков, которые имеют первостепенное значение для процесса социализации и регуляции поведения, был использован личностный опросник (форма В), адаптированный и модифицированный в связи с исследованиями, проводимыми факультетом психологии ЛГУ по договору о научном сотрудничестве с Гамбургским университетом. В этой работе принимал участие венгерский психолог Ф. Короди.

Личностный  опросник создан главным образом  для прикладных исследований с учетом опыта построения и применения таких, широко известных опросников, как 16PF, MMPI, EPI и др. Шкалы опросника сформированы на основе результатов факторного анализа и отражают совокупность взаимосвязанных факторов. Опросник предназначен для диагностики состояний и свойств личности, которые имеют первостепенное значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения.

Опросник FP1 содержит 12 шкал, форма В отличается от полной формы только в два раза меньшим числом вопросов. Общее количество вопросов в опроснике — 114. Один (первый) вопрос ни в одну из шкал не входит, так как имеет проверочный характер. Шкалы опросника 1-1Х являются основными, или базовыми, а Х-ХП — производными, интегрирующими. Производные шкалы составлены из вопросов основных шкал и обозначаются иногда не цифрами, а буквами Е, N и М соответственно.

Шкала I (невротичность) характеризует уровень невротизации личности. Высокие оценки соответствуют выраженному невротическому синдрому астенического типа со значительными психосоматическими нарушениями.

 Шкала II (спонтанная агрессивность) позволяет выявить и оценить психопатизацию интротенсивного типа. Высокие оценки свидетельствуют о

 

78

повышенном    уровне    психопатизации,    создающем    предпосылки    для импульсивного поведения.

Шкала III (депрессивность) дает возможность диагностировать признаки, характерные для психопатологического депрессивного синдрома. Высокие оценки по шкале соответствуют наличию этих признаков в эмоциональном состоянии, в поведении, в отношениях к себе и к социальной среде.

Шкала IV (раздражительность) позволяет судить об эмоциональной устойчивости. Высокие оценки свидетельствуют о неустойчивом эмоциональном состоянии со склонностью к аффективному реагированию.

Шкала V (общительность) характеризует как потенциальные возможности, так и реальные проявления социальной активности. Высокие |оценки позволяют говорить о наличии выраженной потребности в общении и постоянной готовности к удовлетворению этой потребности.

Шкала VI (уравновешенность) отражает устойчивость к стрессу. Высокие оценки свидетельствуют о хорошей защищенности к воздействию стресс-факторов обычных жизненных ситуаций, базирующейся на уверенности в себе, оптимистичности и активности.

Шкала VII (реактивная агрессивность) имеет целью выявить наличие признаков психопатизации экстратенсивного типа. Высокие оценки свидетельствуют о высоком уровне психопатизации, характеризующемся агрессивным отношением к социальному окружению и выраженным стремлением к доминированию.

Шкала VIII (застенчивость) отражает предрасположенность к стрессовому реагированию на обычные жизненные ситуации, протекающему по пассивно-оборонительному типу. Высокие оценки по шкале отражают наличие тревожности, скованности, неуверенности, следствием чего являются трудности в социальных контактах.

„. Шкала IX (открытость) позволяет характеризовать отношение к со-

циальному окружению  и уровень самокритичности. Высокие оценки свидетельствуют о стремлении к доверительно-откровенному взаимодействию с

 

79

окружающими людьми при  высоком уровне самокритичности. Оценки по данной   шкале   могут   в   той   или   иной   мере   способствовать   анализу

искренности ответов обследуемого при работе с данным опросником, что

'•-К 
1 соответствует шкалам лжи других опросников.

Шкала X (экстраверсия — интроверсия). Высокие оценки по шкале соответствуют выраженной экстравертированности личности, низкие — выраженной интровертированности.

Шкала XI (эмоциональная лабильность). Высокие оценки указывают на устойчивость эмоционального состояния, проявляющуюся в частых колебаниях настроения, повышенной возбудимости, раздражительности, недостаточной саморегуляции. Низкие оценки могут характеризовать не только высокую стабильность эмоционального состояния как такового, но и хорошее умение владеть собой.

Шкала XII (маскулинизм — феминизм). Высокие оценки свидетельствуют о протекании психической деятельности преимущественно по мужскому типу, низкие — по женскому.

Исследование  может проводиться индивидуально  либо с группой испытуемых. В последнем случае необходимо, чтобы каждый из них имел не только персональный бланк ответного листа, но и отдельный опросник с инструкцией. Размещаться испытуемые должны так, чтобы не создавать помех друг другу в процессе работы. Психолог - исследователь кратко излагает цель исследования и правила работы с опросником. Важно при этом достичь положительного, заинтересованного отношения исследуемых к выполнению задания. Их внимание обращается на недопустимость взаимных консультаций по ответам в процессе работы и каких-либо обсуждений между собой. После этих разъяснений психолог предлагает внимательно изучить инструкцию, отвечает на вопросы, если они возникли после ее изучения, и предлагает перейти к самостоятельной работе с опросником.

Обработка результатов. Первая процедура касается получения первичных,   или   «сырых»,   оценок.   Для   ее   осуществления   необходимо

 

80

подготовить матричные формы ключей каждой шкалы  на основе общего ключа опросника. Для этого в бланках чистых ответных листов,

 

Номер шкал

Первичная оценка

Стандартная оценка, баллы

 

 

9

8

7

6

5

4

3

2

1

I

                   

II

                   

III

                   

IV

                   

V

                   

VI

                   

VII

                   

VIII

                   

IX

                   

X

                   

XI

                   

XII

                   

идентичных  тем, которыми пользовались испытуемые, вырезаются «окна» в клетках, соответствующих  номеру вопроса и варианту ответа. Полученные таким образом шаблоны  поочередно, в соответствии с порядковым номером шкалы, накладываются на заполненный исследуемым ответный лист. Под-считывается количество отметок (крестиков), совпавших с «окнами» шаблона. Полученные значения заносятся в столбец первичных оценок протокола исследования.

 

Первич  ная опенка

Стандартная оценка по шкалам

 

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

XII

0

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

3

3

1

1

3

3

1

1

2

1

2

4

3

4

4

1

2

4

VI

1

1

3

1

3

4

4

4

5

1

3

5

6

2

2

4

1

4

5

5

5

6

2

4

6

6

3

3

4

1

5

5

5

б

7

2

5

7

7

3

4

5

2

6

6

7

6

7

3

6

8

7

4

4

6

3

7

7

8

7

8

4

8

9

9

5

б

7

5

00

7

00

7

8

4

8

9

9

5

6

7

5

9

8

8

8

9

5

9

9

9

6

7

8

6

10

8

9

8

9

5

9

9

9

8

8

8

8

11

8

9

8

9

6

 

_

__

8

9

8

8

12

8

9

9

 

7

__

 

__

9

9

9

9

13

9

9

9

__

8

     

9

9

9

14

9

 

9

 

9

         

9

9

15

9

                   

9

16

9

                     

17

9

                     

Информация о работе Психологические особенности подростков в разных типах образовательных и социальных учреждений