Психологические особенности подростков в разных типах образовательных и социальных учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 18:16, диссертация

Описание работы

Подростковый период характеризуется как чрезвычайно важный в становлении личности. Развивающаяся личность испытывает большие перегрузки в любом обществе и в любые времена. Однако особенно остро стала проблема изучения динамики развития психических структур личности в последние годы. По ряду причин, в том числе и из-за нестабильности общества и интенсивных социальных сдвигов, усилились негативные тенденции, предъявляющие повышенные требования к самоопределению, стабильности личности, а также провоцирующие ее девиантное поведение.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения развития личности подростков.
Ы.Личностно - развивающий потенциал образовательного 12 пространства.
Психологические особенности развития личности подростка в 22
образовательном пространстве.
Содержательные компоненты детерминации девиантного 34
поведения подростков.
1.4.Психологические основы профилактики и коррекции 45 девиантного поведения подростков.
Выводы 55
Глава 2. Организация и методы экспериментального исследования.
Организация исследования. 57
Методика диагностики межличностных отношений Л.Н. 68
Собчик.
Методика исследования тревожности Ч.Д. Спилбергера. 72
Методика описания поведения К. Томаса. 75
Многофакторный личностный опросник FPI 77
(модифицированная форма В).
Глава III. Результаты экспериментального исследования.
Сопоставление показателей типов межличностных отношений 83
по критерию - х2( хи - квадрат).
Сопоставление показателей ситуативной и личностной 95
тревожности подростков по критерию х2( хи - квадрат).
Сопоставление значений показателей доминирующего типа 98
поведения подростков.
Сопоставление экспериментальных показателей личности по 101
многофакторному личностному опроснику FPI
(модифицированная форма В) по критерию х2( хи - квадрат).
3.5.Программа профилактики и психологической коррекции 115
девиантного поведения подростков.
Выводы. 140
Заключение 142
Библиографический список использованной литературы 146

Файлы: 1 файл

Психол.детей ДД.doc

— 1.70 Мб (Скачать файл)

 

81

Вторая    процедура    связана    с    переводом    первичных    оценок    в

стандартные   оценки   9-балльной   шкалы   с   помощью   данной   таблицы.

Полученные  значения стандартных оценок обозначаются в соответствующем

; столбце протокола нанесением условного обозначения (кружок, крестик или

ДР-)

В точке, соответствующей  величине стандартной оценки по каждой

шкале, соединив прямыми обозначенные точки, получим  графическое изображение профиля личности.

Анализ результатов  следует начинать с просмотра всех ответных 
листов, заполненных исследуемыми, уточняя, какой ответ дан на первый 
вопрос. При отрицательном ответе, означающем нежелание испытуемого 
отвечать откровенно на поставленные вопросы, следует считать 
исследование несостоявшимся. При положительном ответе на первый 
вопрос, после обработки результатов исследования, внимательно изучается 
графическое изображение профиля личности, выделяются все высокие и 
, низкие оценки. К низким относятся оценки в диапазоне 1-3 балла, к средним

— 4-6 баллов, к высоким — 7-9 баллов. Следует  обратить особое внимание на оценку по шкале IX, имеющую значение для общей характеристики достоверности ответов.

Интерпретация полученных результатов, психологическое  заключение и рекомендации должны быть даны на основе понимания сути вопросов в каждой шкале, глубинных связей исследуемых факторов между собой и с другими психологическими и психофизиологическими характеристиками и их роли в поведении и деятельности человека.

Инструкция  испытуемому (См. приложение 4).

Далее ответы обрабатываются методом контент - анализа. Интерпретация результатов предполагает анализ:

— социальной ситуации развития личности;

— основного фона эмоциональных переживании в разные периоды 
развития;

 

82

— ценностных ориентации,  направленности,  интересов, тенденций, 
среды общения, социальной активности личности;

— основных конфликтов и движущих сил развития личности.

 

83

Глава 3. Результаты исследования.

3.1. Сопоставление показателей типов  межличностных отношений   по

критерию  х2 ( хи-квадрат).

Результаты  экспериментального исследования по методике ДМО Л.Н.Собчик представлены в таблице 1.

Таблица 1.

 

Типы межличност-

                     

"   «

   

ных отношений

     

>5 3

г*)

«Г

т

 

VI

   

>S    3 5    *

*

 

Показатели..

ластный, адиругощий

езависимый

здирующий

рямолинейн

-рессивный

едоверчивы

<ептичный.

окорный,

гстенчивый,

ависимый,

ослушный, 6

отрудничаю энвенционал

3

1

гликодущны

 

00      ч

К

4

 

га

 

и

с

г*)

СП

с

U     2     г

°

а

ОШ

                           

Высокие

27

7

 

12

 

12

 

31

 

18

 

39

42

 

Умеренные

21

34

 

29

 

28

 

15

 

27

 

10

8

 

Низкие

2

9

 

9

 

10

 

4

 

5

 

1

0

 

ЛИ

                           

Высокие

32

12

 

21

 

13

 

28

 

28

 

37

41

 

Умеренные

14

29

 

26

 

27

 

19

 

19

 

11

7

 

Низкие

4

9

 

3

 

10

 

3

 

3

 

2

2

 

РЦ

                           

Высокие

31

20

 

27

 

25

 

30

 

29

 

36

36

 

Умеренные

17

24

 

20

 

17

 

15

 

17

 

14

12

 

Низкие

2

6

 

3

 

8

 

5

 

4

 

0

2

 

Исходя из полученных результатов, мы провели  сопоставление показателей по каждому типу межличностных отношений. При сопоставлении показателей нами не учитывались низкие результаты. Обнаруженные нами статистически значимые различия по типам межличностных отношений среди подростков групп ОШ, ЛИ и РЦ представлены в следующих таблицах. Результаты статистического анализа по показателю «властный, лидирующий»

 

84

тип межличностных  отношений  (I  октант)  подростков  групп ОШ  и ЛИ представлены в таблице 2.

Таблица 2.

 

 

Высокий

Умеренный

 

ОШ

27 (30)

21 (17,8)

48

ли

32 (28,8)

14(17,1)

46

 

59

35

94


 

Х2=1,6 Р>0,2

 

Из таблицы 2 видно, что различия между показателями «властного, лидирующего»      типа      межличностных      отношений      у      подростков общеобразовательной школы и лицея — интерната статистически не значимы (Р > 0,2).

Результаты  статистического анализа по показателю «властный, лидирующий» тип межличностных отношений (I октант) подростков групп ОШ и РЦ представлены в таблице 3.

Таблица 3.

 

 

Высокий

Умеренный

 

ОШ

27 (29)

21 (19)

48

РЦ

31(29)

17(19)

48

 

58

38

96


 

Х2=0,68 Р>0,2

 

Из таблицы 3 видно, что различия между показателями «властного, лидирующего» типа межличностных отношений у подростков общеобразовательной школы и реабилитационного центра статистически не значимы (Р > 0,2).

Результаты  статистического анализа по показателю «властный, лидирующий» тип межличностных отношений (I октант) подростков групп ЛИ и РЦ представлены в таблице 4.

 

85

Таблица 4.

 

 

Высокий

Умеренный

 

ЛИ

32 (30,8)

14(15,1)

46

РЦ

31 (32,1)

17(15,8)

48

 

63

31

94


 

Х2=0,24 Р>0,2

 

Из таблицы 4 видно, что различия между показателями «властного, лидирующего» типа межличностных отношений у подростков лицея -интерната и реабилитационного центра статистически не значимы (Р > 0,2).

Результаты  статистического анализа независимого, доминирующего типа межличностных отношений (II октант) подростков групп ОШ и ЛИ представлены в таблице 5.

Таблица 5.

 

 

Высокий

Умеренный

 

ОШ

7 (9,5)

34(31,5)

41

ли

12(9,5)

29(31.5)

41

 

19

63

82


 

Х2=1,68 Р>0,2

 

Из таблицы 5 видно, что различия между показателями независимого, доминирующего      типа      межличностных      отношений      у      подростков общеобразовательной школы и лицея - интерната статистически не значимы (Р > 0,2).

Результаты  статистического анализа независимого, доминирующего типа межличностных отношений (II октант) подростков групп ОШ и РЦ представлены в таблице 6.

Таблица 6.

 

 

Высокий

Умеренный

 

ОШ

7(13)

34 (28)

41

РЦ

20(13,9)

24 (30)

44

 

27

58

85


 

Х2=7,91 Р<0,005

 

86

 

Г 

Из таблицы 6 видно, что  различия между показателями независимого, доминирующего типа межличностных отношений у подростков общеобразовательной школы и реабилитационного центра статистически значимы (Р < 0,005).

Результаты  статистического анализа независимого, доминирующего типа межличностных отношений (II октант) подростков групп ЛИ и РЦ представлены в таблице 7.

Таблица 7.

 

 

 

 

Высокий

Умеренный

 

ЛИ

12(15,4)

29 (25,5)

41

РЦ

20(16,5)

24 (27.4)

44

 

32

53

85


 

Х2=2,39 Р>0,2

 

Из таблицы 7 видно, что различия между показателями независимого, доминирующего типа межличностных отношений у подростков лицея — интерната и реабилитационного центра статистически не значимы (Р > 0,02).

Результаты  статистического анализа прямолинейного, агрессивного типа межличностных отношений (III октант) подростков групп ОШ и ЛИ представлены в таблице 8.

Таблица 8.

 

 

Высокий

Умеренный

 

ОШ

12(15,3)

29 (25,6)

41

ли

21 (17,6)

26 (29,3)

47

 

39

49

88


 

Х2=2,18 Р>0,2

 

Из таблицы 8 видно, что различия между показателями прямолинейного, агрессивного       типа       межличностных       отношений       у       подростков общеобразовательной школы и лицея - интерната статистически не значимы (Р > 0,2).

 

87

Результаты  статистического анализа прямолинейного, агрессивного типа межличностных отношений (III октант) подростков групп ОШ и РЦ представлены в таблице 9.

Таблица 9.

 

 

Высокий

Умеренный

 

ОШ

12(18,1)

29 (22,8)

41

РЦ

27 (20,8)

20(26,1)

47

 

39

49

88


 

Х2=6,99 Р<0,01

 

Из таблицы 9 видно, что различия между показателями прямолинейного, агрессивного типа межличностных отношений у подростков общеобразовательной школы и реабилитационного центра статистически значимы (Р<0,01).

Результаты статистического анализа прямолинейного, агрессивного типа межличностных отношений (III октант) подростков групп ЛИ и РЦ представлены в таблице 10.

Таблица 10.

 

 

Высокий

Умеренный

 

ЛИ

21(24)

26 (23)

47

РЦ

27 (24)

20 (23)

47

 

48

46

94


 

Х2=1,52 Р>0,2

 

Из таблицы 10 видно, что различия между показателями прямолинейного, агрессивного типа межличностных отношений у подростков лицея - интерната и реабилитационного центра статистически не значимы (Р > 0,2).

Результаты  статистического анализа недоверчивого, скептического типа межличностных отношений (IV октант) подростков групп ОШ и ЛИ представлены в таблице 11.

 

88

Таблица 11.

 

 

Высокий

Умеренный

 

ош

12(12,5)

28(27,5)

40

ли

13 (12,5)

27 (27,5)

40

 

37

45

82


 

Х2=0,05 Р>0,2

 

Из таблицы 11 видно, что различия между показателями недоверчивого, скептического      типа      межличностных       отношений       у      подростков общеобразовательной школы и лицея — интерната статистически не значимы (Р > 0,2).

Результаты  статистического анализа недоверчивого, скептического типа межличностных отношений (IV октант) подростков групп ОШ и РЦ представлены в таблице 12.

Таблица 12.

 

 

Высокий

Умеренный

 

ош

12(18)

28 921,9)

40

РЦ

25(18,9)

17 (23)

42

 

37

45

82


 

Х2=7,21 Р<0,01

 

Из таблицы 12 видно, что различия между показателями недоверчивого, скептического типа межличностных отношений у подростков общеобразовательной школы и реабилитационного центра статистически значимы (Р< 0,01).

Результаты  статистического анализа недоверчивого, скептического типа межличностных отношений (IV октант) подростков групп ЛИ и РЦ представлены в таблице 13.

 

89

 

 

 

Высокий

Умеренный

 

ЛИ

13(18,5)

27(21,4)

40

РЦ

25 (19,4)

17(22,5)

42

 

38

44

82


 

Х2=6,04 Р < 0,02 

Таблица 13.

 

Из таблицы 13 видно, что различия между показателями недоверчивого, скептического типа межличностных отношений у подростков общеобразовательной школы и реабилитационного центра статистически значимы (Р < 0,02).

Результаты  статистического анализа покорного, застенчивого типа межличностных отношений (V октант) подростков групп ОШ и ЛИ представлены в таблице 14.

Х2=0,61 Р>0,2



Таблица 14.

 

Высокий

Умеренный

 

ОШ

31(29,1)

15(16,8)

46

ли

28 (29,8)

19(17,1)

47

 

59

34

93


Из таблицы  14 видно, что различия между показателями покорного, застенчивого       типа       межличностных       отношений       у       подростков общеобразовательной школы и лицея - интерната статистически не значимы (Р > 0,2).

Результаты  статистического анализа покорного, застенчивого типа межличностных отношений (V октант) подростков групп ОШ и РЦ представлены в таблице 15.

Таблица 15.

 

 

Высокий

Умеренный

 

X2-0,003

ОШ

31(30,8)

15(15,1)

46

 

РЦ

30(30,1)

15(14,8)

45

Р>0,2

 

61

30

91

 

Информация о работе Психологические особенности подростков в разных типах образовательных и социальных учреждений