Психологические особенности подростков в разных типах образовательных и социальных учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 18:16, диссертация

Описание работы

Подростковый период характеризуется как чрезвычайно важный в становлении личности. Развивающаяся личность испытывает большие перегрузки в любом обществе и в любые времена. Однако особенно остро стала проблема изучения динамики развития психических структур личности в последние годы. По ряду причин, в том числе и из-за нестабильности общества и интенсивных социальных сдвигов, усилились негативные тенденции, предъявляющие повышенные требования к самоопределению, стабильности личности, а также провоцирующие ее девиантное поведение.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения развития личности подростков.
Ы.Личностно - развивающий потенциал образовательного 12 пространства.
Психологические особенности развития личности подростка в 22
образовательном пространстве.
Содержательные компоненты детерминации девиантного 34
поведения подростков.
1.4.Психологические основы профилактики и коррекции 45 девиантного поведения подростков.
Выводы 55
Глава 2. Организация и методы экспериментального исследования.
Организация исследования. 57
Методика диагностики межличностных отношений Л.Н. 68
Собчик.
Методика исследования тревожности Ч.Д. Спилбергера. 72
Методика описания поведения К. Томаса. 75
Многофакторный личностный опросник FPI 77
(модифицированная форма В).
Глава III. Результаты экспериментального исследования.
Сопоставление показателей типов межличностных отношений 83
по критерию - х2( хи - квадрат).
Сопоставление показателей ситуативной и личностной 95
тревожности подростков по критерию х2( хи - квадрат).
Сопоставление значений показателей доминирующего типа 98
поведения подростков.
Сопоставление экспериментальных показателей личности по 101
многофакторному личностному опроснику FPI
(модифицированная форма В) по критерию х2( хи - квадрат).
3.5.Программа профилактики и психологической коррекции 115
девиантного поведения подростков.
Выводы. 140
Заключение 142
Библиографический список использованной литературы 146

Файлы: 1 файл

Психол.детей ДД.doc

— 1.70 Мб (Скачать файл)

3.3. Сопоставление значений показателя  доминирующего типа поведения подростков.

Поведение подростков экспериментальных групп анализировалось  нами с точки зрения его конструктивности. В процессе психологической диагностики решались следующие задачи:

  1. определить преобладающие формы поведения в конфликтных ситуациях у 
    подростков трёх групп;
  2. сопоставить результаты диагностики поведения подростков трёх групп.

Характер  распределения показателей данных по преобладающему типу поведения представлен на рисунке 1.

 



тип поведения



%

100 i

90   |

so I

70 60 50 40 30 20 10 0 

D Группа испытуемых OIII □ Группа испытуемых ЛИ В Группа испытуемых РЦ

 

Рис. 1. Распределение значений показателей доминирующего типа поведения подростков

 

99

Анализ результатов  диагностики по типу преобладающего поведения 
позволил обнаружить различия между тремя экспериментальными группами 
' подростков.

В группе ОШ преобладает  компромисс ( 39 % ), т. е. стремление найти выход из сложившегося положения. В группе ЛИ преобладает приспособительный тип поведения (50 %), т.е. в конфликтной ситуации главной потребностью социально-дезадаптированных подростков является потребность в защите. Для подростков группы РЦ, удерживающих психологическую общность со средой, но вытесняемых ею, выражена тенденция к приспособлению (42,1 % ).

Характерно  то, что исходно слабые притязания подростков формируют 
зависимость от социальной среды и стремление удержать с ней общность за 
счёт компенсаторно-уступчивого поведения. Можно предположить, что 
высокие показатели приспособления у подростков группы риска зависят от 
предшествующего негативного опыта и низкой оценки собственной 
-f-, способности преодолеть препятствие.

Наиболее конструктивное поведение (сотрудничество) демонстрирует группа ОШ - 15,4 %.Низкие показатели по этой шкале свойственны подросткам из республиканского лицея - интерната (группа ЛИ ) - 3,3 %.Низкие показатели сотрудничества и у группы РЦ - 7 %.

Очевидно, деятельность по достижению цели у подростков средней общеобразовательной школы ( группа ОШ ) в большей степени опосредуется стремлением к решению конфликтной ситуации вопреки любым обстоятельствам.

В целом, в  подростковом возрасте преобладают  неконструктивные формы поведения в конфликтных ситуациях. Так, представители группы риска имеют более выраженные показатели соревновательного типа поведения : (ЛИ - 25 %, РЦ - 32 %) по сравнению с группой ОШ - 16 %.

Сближение   показателей   подтверждает,   что   подростки,   достаточно

 

100

хорошо адаптированные в социуме и дезадаптированные  подростки преодолевают психологическую зависимость от значимых микрогрупп, выходят из устоявшихся социальных отношений, сохраняя зависимость только в межличностных отношениях.

Наиболее ярко в группе риска выражен приспособительный тип поведения в сложных ситуациях : ЛИ - 50 %, РЦ - 42,1 %. В группе ОШ наблюдаются относительно низкие показатели приспособления - 22 %.

Тенденции к  компромиссному решению в конфликтной  ситуации преобладают в группе ОШ — 38, 9 %.Соответственно, в группе риска показатели по этой шкале значительно ниже : ЛИ - 15 %, РЦ - 14 %.Низкие показатели по шкале «избегание» свойственны испытуемым всех экспериментальных групп : ОШ - 6,7 %, ЛИ - 6,6, РЦ- 5,2 %. Различия по этой шкале незначительны.

Следовательно, подростки перестают ощущать  себя ответственными за 
обстоятельства своей жизни, что позволяет им с одной стороны - быть 
конформными и податливыми влиянию референтной группы, а с другой 
стороны — не чувствовать свою вину при нарушении нормативных требований. 
/ Оба условия являются необходимыми и для реализации подростковых личных

реакций эмансипации, оппозиции и группирования.

Концентрация  показателей избегания, компромисса  и сотрудничества в зоне низких значений у групп ЛИ и РЦ ( отнесенных нами к группе риска ), позволяет сделать вывод о преобладающем влиянии социальной среды на формирование девиантного поведения подростков. Подростки, пытаясь удержаться в социальной среде, направляют конфликт внутрь личности, что позволяет им удерживать психологическую общность с социальной средой, которая транслирует им отрицательное отношение.

Открытое  вытеснение подростков из социально-значимых сред является 
ведущим фактором дезадаптации и заметно влияет на становление личности 
подростка. Барьер между подростком и социальной средой нарушает процесс 
Г становления личностной зрелости.

 

101

3.4. Сопоставление экспериментальных  показателей личности по

2 методике FPI (модифицированная форма В) по критерию X   •

Результаты  экспериментального исследования по методике FPI (модифицированная форма В) представлены в таблице 32.

Таблица 32.

 

Состояния и

                     

свойства

 

Л

5

о

                 

1НИ31

личности.

 

а

5

о

СП

-а о

 

J3

Й

         

5

Пока ^ч. затели..

Невротичность 1

Спонтанная arpeci

Депрессивность

Раздражительно

Общительность

Уравновешенно!

Ьгивноая хивность 7

Застенчивость 8

Открвтость 9

Экстраверсия-интроверсия 10

:

1 i  *

Г)

-е-к

S X

о 1     ^

ош

                       

Высокие

24

8

32

29

6

17

43

33

9

9

23

4

Умеренные

24

29

16

17

37

27

6

15

25

31

22

35

Низкие

                       
 

2

19

2

14

7

16

1

2

16

10

5

11

ЛИ

                       

Высокие

37

20

32

33

6

7

45

32

13

8

26

14

Умеренные

13

20

16

15

34

36

5

18

24

38

22

22

Низкие

                       
 

0

10

2

2

10

7

0

0

13

4

2

14

РЦ

                       

Высокие

36

24

36

31

4

11

37

31

14

6

29

12

Умеренные

14

20

14

18

32

33

13

17

23

36

19

29

Низкие

                       
 

0

6

0

1

14

6

0

2

13

8

2

9


Исходя из полученных результатов, нами проведено  сопоставление показателей состояний и свойств личности подростков экспериментальных групп. При сопоставлении показателей нами не учитывались низкие результаты.   Показатели   феминизма  -   маскулинизма  (12   шкала)   нами   не

 

102

 

-г 

рассмотрены, так как  распределение испытуемых мальчиков  и девочек неравномерно. При сравнительном  анализе нами не учитывались низкие показатели в связи с их малочисленностью. Обнаруженные нами значимые различия по факторам личностного опросника среди подростков общеобразовательной школы, лицея-интерната и реабилитационного центра представлены в следующих таблицах.

Результаты  статистического анализа показателей  невротичности   (шкала I) у подростков групп ОШ и ЛИ представлены в таблице 33.

Таблица 33

 

 

 

 

Высокий

Умеренный

 

ОШ

24 (29,8)

24(18,1)

48

ли

37(31,1)

13(18,8)

50

 

61

37

98


 

Х2=5,8 Р < 0,02

 

Из таблицы 33 видно, что различия между показателями невротичности у подростков групп ОШ и ЛИ статистически значимы (Р < 0,02).

Результаты  статистического анализа показателей  невротичности (шкала I) у подростков групп ОШ и РЦ представлены в таблице 34.

Таблица 34.

 

 

Высокий

Умеренный

 

ОШ

24 (29,38)

24(18,6)

48

РЦ

36 (30,6)

14(19,38)

50

 

60

38

98


 

Х2=4,7 Р < 0,05

 

Из таблицы 34 видно, что различия между показателями невротичности у подростков общеобразовательной школы и реабилитационного центра статистически значимы (Р < 0,05).

Результаты  статистического анализа показателей  невротичности (шкала I) у подростков групп ЛИ и РЦ представлены в таблице 35.

 

103

Таблица 35.

 


 

 

Высокий

Умеренный

 

ЛИ

37 (36,5)

13(13,5)

50

РЦ

36 (36,5)

14(13,5)

50

 

73

27

100


 

Х2=0,03 Р>0,2

 

Из таблицы 35 видно, что различия между показателями невротичности у подростков лицея-интерната и реабилитационного центра статистически не значимы (Р > 0,2).

Результаты  статистического анализа показателей  спонтанной агрессивности (шкала II) у подростков групп ОШ и ЛИ представлены в таблице 36.

Таблица 36.

 

 

Высокий

Умеренный

 

ОШ

8(13,45)

29 (23,5)

37

ли

20(14,5)

20 (25,4)

40

 

28

49

77


 

Х2=6,4 Р<0,02

 

Из таблицы 36 видно, что различия между показателями спонтанной агрессивности у подростков общеобразовательной школы и лицея-интерната статистически значимы (Р<0,02).

Результаты статистического     анализа     показателей     спонтанной

агрессивности (шкала II) у подростков групп ОШ и РЦ представлены в таблице 37.

Таблица 37.

 


 

 

Высокий

Умеренный

 

ОШ

8 (14,6)

29 (22,3)

37

РЦ

24(17,3)

20 (26,6)

44

 

32

49

81


 

Х2=9 Р<0,005

 

г 

104

Из таблицы 37 видно, что различия между показателями спонтанной агрессивности у подростков общеобразовательной школы и реабилитационного центра статистически значимы (Р < 0,005).

Результаты  статистического анализа показателей  спонтанной агрессивности (шкала II) у подростков групп ЛИ и РЦ представлены в таблице 38.

 

Таблица 38.

 

 

Высокий

Умеренный

 

ЛИ

20 (20,9)

20(19)

40

рц

24 (23)

20 (20,9)

44

 

44

40

84


 

Х2=0,15 Р > 0,02

 

Из таблицы 38 видно, что различия между показателями спонтанной агрессивности у подростков лицея-интерната и реабилитационного  центра статистически не значимы (Р > 0,2).

Результаты  статистического анализа показателей  депрессивности (шкала III) у подростков групп ОШ и РЦ представлены в таблице 39.

Таблица 39.

 

 

Высокий

Умеренный

 

ОШ

32(33,3)

16(15,3)

48

РЦ

36 (34,7)

14(15,3)

50

 

68

30

98


 

Х2=0,23 Р>0,2

 

 

 

Г 

Из таблицы 39 видно, что  различия между показателями депрессивности у подростков общеобразовательной школы и реабилитационного центра статистически не значимы (Р > 0,2).

Результаты  статистического анализа показателей  депрессивности (шкала III) у подростков групп ЛИ и РЦ представлены в таблице 40.

 

105

Таблица 40.

 

 

Высокий

Умеренный

 

ЛИ

32 (33,3)

16(14,6)

48

РЦ

36 (34,6)

14(15,3)

50

 

68

30

98


 

Х2=0,34 Р>0,2

 

Из таблицы 40 видно, что различия между показателями депрессивности у подростков лицея-интерната и реабилитационного центра статистически не значимы (Р > 0,2).

Результаты статистического анализа показателей раздражительности (шкала IV) у подростков групп ОШ и ЛИ представлены в таблице 41.

Таблица 41.

 

 

Высокий

Умеренный

 

ОШ

29 (30,3)

17(15,6)

46

ли

33(31,6)

15(16,3)

48

 

62

32

94


 

Х2=0,46 Р>0,2

 

Из таблицы 41 видно, что различия между показателями раздражительности у подростков общеобразовательной школы и лицея-интерната статистически не значимы (Р > 0,2).

Результаты статистического  анализа показателей раздражительности (шкала IV) у подростков групп ЛИ и РЦ представлены в таблице 42.

Таблица 42.

 

 

Высокий

Умеренный

 

ЛИ

33(31,6)

15(16,3)

48

РЦ

31(32,3)

18(16,6)

49

 

64

33

97


 

Х2=0,31 Р>0,2

 

Из     таблицы     42     видно,     что     различия     между     показателями раздражительности у подростков лицея-интерната и реабилитационного центра

Информация о работе Психологические особенности подростков в разных типах образовательных и социальных учреждений