Психологические особенности подростков в разных типах образовательных и социальных учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 18:16, диссертация

Описание работы

Подростковый период характеризуется как чрезвычайно важный в становлении личности. Развивающаяся личность испытывает большие перегрузки в любом обществе и в любые времена. Однако особенно остро стала проблема изучения динамики развития психических структур личности в последние годы. По ряду причин, в том числе и из-за нестабильности общества и интенсивных социальных сдвигов, усилились негативные тенденции, предъявляющие повышенные требования к самоопределению, стабильности личности, а также провоцирующие ее девиантное поведение.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения развития личности подростков.
Ы.Личностно - развивающий потенциал образовательного 12 пространства.
Психологические особенности развития личности подростка в 22
образовательном пространстве.
Содержательные компоненты детерминации девиантного 34
поведения подростков.
1.4.Психологические основы профилактики и коррекции 45 девиантного поведения подростков.
Выводы 55
Глава 2. Организация и методы экспериментального исследования.
Организация исследования. 57
Методика диагностики межличностных отношений Л.Н. 68
Собчик.
Методика исследования тревожности Ч.Д. Спилбергера. 72
Методика описания поведения К. Томаса. 75
Многофакторный личностный опросник FPI 77
(модифицированная форма В).
Глава III. Результаты экспериментального исследования.
Сопоставление показателей типов межличностных отношений 83
по критерию - х2( хи - квадрат).
Сопоставление показателей ситуативной и личностной 95
тревожности подростков по критерию х2( хи - квадрат).
Сопоставление значений показателей доминирующего типа 98
поведения подростков.
Сопоставление экспериментальных показателей личности по 101
многофакторному личностному опроснику FPI
(модифицированная форма В) по критерию х2( хи - квадрат).
3.5.Программа профилактики и психологической коррекции 115
девиантного поведения подростков.
Выводы. 140
Заключение 142
Библиографический список использованной литературы 146

Файлы: 1 файл

Психол.детей ДД.doc

— 1.70 Мб (Скачать файл)

 

90

Из таблицы 15 видно, что различия между показателями покорного, застенчивого типа межличностных отношений у подростков общеобразовательной школы и реабилитационного центра статистически не значимы (Р > 0,2).

Результаты  статистического анализа покорного, застенчивого типа межличностных отношений (V октант) подростков групп ЛИ и РЦ представлены в таблице 16.

Таблица 16.

 

 

Высокий

Умеренный

 

ЛИ

28 (29,6)

19(17,3)

47

РЦ

30 (28,3)

15(16,6)

45

 

58

34

92


 

Х2=0,45 Р>0,2

 

Из таблицы 16 видно, что различия между показателями покорного, застенчивого типа межличностных отношений у подростков лицея - интерната и реабилитационного центра статистически не значимы (Р > 0,2).

Результаты  статистического анализа зависимого, послушного типа межличностных отношений (VI октант) подростков групп ОШ и ЛИ представлены в таблице 17.

Таблица 17.

 

 

Высокий

Умеренный

 

ОШ

18(22,5)

27 (22,5)

45

ли

28 (23,5)

19(23,5)

47

 

46

46

92


 

Х2=3,48 Р<0,1

 

Из таблицы 17 видно, что различия между показателями зависимого, послушного типа межличностных отношений у подростков общеобразовательной школы и реабилитационного центра статистически значимы (Р <0,1).

Результаты   статистического   анализа     зависимого,   послушного   типа

 

91

межличностных   отношений   (VI   октант)   подростков   групп   ОШ   и   РЦ представлены в таблице 18.

Таблица 18

 

 

Высокий

Умеренный

 

ОШ

18(23,2)

27(21,7)

45

РЦ

29 (23,7)

17(22,2)

46

 

47

44

91


 

Х2=4,84 Р < 0,05

 

Из таблицы 18 видно, что различия между показателями независимого, доминирующего типа межличностных отношений у подростков общеобразовательной школы и реабилитационного центра статистически значимы (Р < 0,05).

Результаты  статистического анализа зависимого, послушного типа межличностных отношений (VI октант) подростков групп ЛИ и РЦ представлены в таблице 19.

Таблица 19

 

 

Высокий

Умеренный

 

ЛИ

28 (28,8)

19(18,1)

47

РЦ

29(28,1)

17(17,8)

46

 

57

36

93


 

Х2=0,11 Р>0,2

 

Из таблицы 19 видно, что различия между показателями независимого, доминирующего типа межличностных отношений у подростков лицея — интерната и реабилитационного центра статистически не значимы (Р > 0,2).

Результаты статистического анализа сотрудничающего,

конвенционального, типа межличностных отношений (VII октант) подростков групп ОШ и ЛИ представлены в таблице 20.

 

92

Таблица 20.

 

 

Высокий

Умеренный

 

ош

39 (38,3)

10(10,6)

49

ли

37 (37,6)

11(10,3)

48

 

76

21

97


 

Х2=0,08 Р > 0,2.

 

Из таблицы 20 видно, что различия между показателями сотрудничающего, конвенционального, типа межличностных отношений у подростков общеобразовательной школы и лицея - интерната статистически не значимы (Р > 0,2).

Результаты статистического анализа сотрудничающего,

конвенционального, типа межличностных отношений (VII октант) подростков групп ОШ и РЦ представлены в таблице 21.

Таблица 21.

 


 

 

Высокий

Умеренный

 

ОШ

39(37,1)

10(11,8)

49

РЦ

36 (37,8)

14(12,1)

50

 

75

24

99


 

Х2=0,73 Р > 0,2.

 

Из таблицы 21 видно, что различия между показателями сотрудничающего, конвенционального, типа межличностных отношений у подростков общеобразовательной школы и реабилитационного центра статистически не значимы (Р > 0,2).

Результаты статистического анализа сотрудничающего,

конвенционального, типа межличностных отношений (VII октант) подростков групп ЛИ и РЦ представлены в таблице 22.

Таблица 22.

 

 

Высокий

Умеренный

 

ЛИ

37 (35,7)

11(12,2)

48

РЦ

36 (37,2)

14(12,7)

50

 

73

25

98


 

Х2=0,27 Р > 0,2.

 


93

Из таблицы 22 видно, что различия между показателями сотрудничающего, конвенционального, типа межличностных отношений у подростков лицея - интерната и реабилитационного центра статистически не значимы (Р > 0,2).

Результаты  статистического анализа ответственного, великодушного, типа межличностных отношений (VIII октант) подростков групп ОШ и ЛИ представлены в таблице 23.

Таблица 23.

 

 

 

 

Высокий

Умеренный

 

ОШ

42 (42,3)

8 (7,6)

50

ли

41 (40,6)

7 (7,3)

48

 

83

15

98


 

Х2=0,03 Р > 0,2.

 

 

 

■f- 

Из таблицы 23 видно, что  различия между показателями ответственного, великодушного      типа      межличностных      отношений      у      подростков общеобразовательной школы и лицея - интерната статистически не значимы (Р > 0,2).

Результаты  статистического анализа ответственного, великодушного, типа межличностных отношений (VIII октант) подростков групп ОШ и РЦ представлены в таблице 24.

 

Таблица 24.

 

 

Высокий

Умеренный

 

ОШ

42 (39,7)

8(10,2)

50

РЦ

36 (38,2)

12(9,7)

48

 

78

20

98


 

Х2=1,26 Р > 0,2.

 

Из таблицы 24 видно, что различия между показателями ответственного, великодушного типа межличностных отношений у подростков общеобразовательной школы и реабилитационного центра статистически не значимы (Р > 0,2).

 

94

Результаты  статистического анализа ответственного, великодушного, типа межличностных отношений (VIII октант) подростков групп ЛИ и РЦ представлены в таблице 25.

Таблица 25.

 

 

Высокий

Умеренный

 

ЛИ

41 (38,5)

7 (9,5)

48

РЦ

36 (38,5)

12(9,5)

48

 

77

19

96


 

Х2=1,62 Р > 0,2.

 

 

 

f


Из таблицы 25 видно, что  различия между показателями ответственного, великодушного типа межличностных отношений у подростков лицея — интерната и реабилитационного центра статистически не значимы (Р > 0,2).

 

95

3.2. Сопоставление показателей ситуативной  и личностной тревожности подростков  по критерию X2 (хи-квадрат).

 

Г 

Результаты     статистического   анализа      показателей   тревожности   у подростков групп ОШ и ЛИ представлены в таблице 26.

Таблица 26.

 

 

 

 

Высокий

Умеренный

 

ОШ

6(9,1)

29 (25,8)

35

ли

15(11,8)

30(33,1)

45

 

21

59

80


 

Х2=2,35 Р>0,2

 

Из таблицы 26 видно, что различия между показателями ситуативной тревожности у подростков общеобразовательной школы и реабилитационного центра не значимы (Р > 0,2).

Результаты  статистического анализа показателей  ситуативной тревожности у подростков групп ОШ и РЦ представлены в таблице 27.

Таблица 27.

 

 

Высокий

Умеренный

 

ОШ

6(12,8)

29(22,1)

35

РЦ

24(17,1)

23 (29,8)

47

 

30

52

82


 

Х2=9,9 Р < 0,02

 

Из таблицы 27 видно, что различия между показателями ситуативной тревожности у подростков общеобразовательной школы и  реабилитационного центра статистически значимы (Р<0,02).

Результаты  статистического анализа показателей  ситуативной тревожности у подростков «группы риска» и представлены в таблице 28.

 

96

Таблица 28.

 

 

Высокий

Умеренный

 

ЛИ

15(19)

30 (26)

45

РЦ

24 (20)

23 (27)

47

 

39

53

92


 

Х2=2,79 Р<0,1

 

Из таблицы 28 видно, что различия показателей  ситуативной тревожности у подростков ЛИ и РЦ отнесенных нами к группе риска статистически значимы (Р < 0,1).

Результаты  статистического анализа показателей  личностной тревожности у подростков групп ОШ и ЛИ представлены в таблице 29.

Таблица 29.

 

 

Высокий

Умеренный

 

ОШ

7(14,5)

40 (32,4)

47

ли

23(15,4)

27 (34,5)

50

 

30

67

97


 

Х2=10,8 Р < 0,002

 

Из таблицы 29 видно, что различия показателей  личностной тревожности у подростков групп ОШ и ЛИ статистически значимы (Р < 0,002).

Результаты      статистического      анализа      показателей      личностной тревожности у подростков групп ОШ и РЦ представлены в таблице 30.

Таблица 30.

 

 

Высокий

Умеренный

 

ОШ

7(15,9)

40(31)

47

РЦ

26(17)

24 (35)

50

 

33

64

97


 

Х2=14,6 Р < 0,001

 

Из таблицы 30 видно, что различия между показателями личностной тревожности у подростков групп ОШ и РЦ статистически значимы (Р < 0,001). Результаты        статистического    анализа        показателей    личностной

 

97

тревожности у подростков «групп риска» (ЛИ и РЦ) представлены в таблице 31.

Таблица 31.

 

 

Высокий

Умеренный

 

ЛИ

23 (24,5)

27 (25,5)

50

РЦ

26 (24,5)

24 (25,5)

50

 

49

51

100


 

Х2=0,34 Р>0,2

 

 

 

■f 

Из таблицы 31 видно, что  различия между показателями у подростков общеобразовательной школы и реабилитационного центра статистически не значимы (Р > 0,2).

При сопоставлении  полученных экспериментальных данных нами выявлены различия следующих показателей: ситуативная тревожность подростков реабилитационного центра выше ситуативной тревожности общеобразовательной школы на уровне значимости Р < 0,002; ситуативная тревожность подростков реабилитационного центра выше ситуативной тревожности подростков ЛИ на уровне значимости Р < 0,1; личностная тревожность подростков ЛИ выше личностной тревожности подростков ОШ на уровне значимости Р<0,002; личностная тревожность подростков РЦ выше личностной тревожности подростков ОШ на уровне значимости Р < 0,001.

Таким образом, можно  сделать вывод, что наивысшая  ситуативная тревожность выявлена у подростков РЦ. За ними следуют подростки ЛИ. Наивысшая личностная тревожность также наблюдается у подростков РЦ, за ними следуют подростки ЛИ. Среди подростков ОШ показатели ситуативной и личностной тревожности продемонстрировали малый процент высокотревожных подростков.

 

98

Информация о работе Психологические особенности подростков в разных типах образовательных и социальных учреждений