Психологические особенности подростков в разных типах образовательных и социальных учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 18:16, диссертация

Описание работы

Подростковый период характеризуется как чрезвычайно важный в становлении личности. Развивающаяся личность испытывает большие перегрузки в любом обществе и в любые времена. Однако особенно остро стала проблема изучения динамики развития психических структур личности в последние годы. По ряду причин, в том числе и из-за нестабильности общества и интенсивных социальных сдвигов, усилились негативные тенденции, предъявляющие повышенные требования к самоопределению, стабильности личности, а также провоцирующие ее девиантное поведение.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения развития личности подростков.
Ы.Личностно - развивающий потенциал образовательного 12 пространства.
Психологические особенности развития личности подростка в 22
образовательном пространстве.
Содержательные компоненты детерминации девиантного 34
поведения подростков.
1.4.Психологические основы профилактики и коррекции 45 девиантного поведения подростков.
Выводы 55
Глава 2. Организация и методы экспериментального исследования.
Организация исследования. 57
Методика диагностики межличностных отношений Л.Н. 68
Собчик.
Методика исследования тревожности Ч.Д. Спилбергера. 72
Методика описания поведения К. Томаса. 75
Многофакторный личностный опросник FPI 77
(модифицированная форма В).
Глава III. Результаты экспериментального исследования.
Сопоставление показателей типов межличностных отношений 83
по критерию - х2( хи - квадрат).
Сопоставление показателей ситуативной и личностной 95
тревожности подростков по критерию х2( хи - квадрат).
Сопоставление значений показателей доминирующего типа 98
поведения подростков.
Сопоставление экспериментальных показателей личности по 101
многофакторному личностному опроснику FPI
(модифицированная форма В) по критерию х2( хи - квадрат).
3.5.Программа профилактики и психологической коррекции 115
девиантного поведения подростков.
Выводы. 140
Заключение 142
Библиографический список использованной литературы 146

Файлы: 1 файл

Психол.детей ДД.doc

— 1.70 Мб (Скачать файл)

113

Таблица 61.

 

Г 

 

 

Высокий

Умеренный

 

ОШ

23 (23,7)

22(21,2)

45

ли

26 (25,2)

22 (22,7)

48

 

49

44

93


 

Х2=0,09 Р>0,2

 

Из таблицы 61 видно, что различия между показателями эмоциональной лабильности у подростков общеобразовательной школы и лицея-интерната статистически не значимы (Р > 0,2).

Результаты  статистического анализа показателей  эмоциональной лабильности (шкала XI) у подростков групп ОШ и РЦ представлены в таблице 62.

Таблица 62.

 

 

Высокий

Умеренный

 

ОШ

23(25,16)

22(19,8)

45

РЦ

29 (26,8)

19(21,16)

48

 

52

41

93


 

Х2=0,82 Р>0,2

 

Из таблицы 62 видно, что различия между показателями эмоциональной лабильности у  подростков общеобразовательной школы и реабилитационного центра статистически не значимы (Р > 0,2).

Результаты  статистического анализа показателей  эмоциональной лабильности (шкала XI) у подростков групп ЛИ и РЦ представлены в таблице 63.

Таблица 63.

 

т 

 

 

Высокий

Умеренный

 

ЛИ

26 (27,5)

22 (20,5)

48

РЦ

29 (27,5)

19(20,5)

48

 

55

41

96


 

Х2=0,36 Р>0,2

 

"Т 

114

Из таблицы 63 видно, что различия между показателями эмоциональной лабильности у подростков лицея-интерната и реабилитационного центра статистически не значимы (Р > 0,2).

 

115

3.5.Программа профилактики и психологической коррекции девиантного поведения подростков.

Г

Каждый регион имеет свой специфический потенциал  социальной защиты 
несовершеннолетних, практику социализации и своеобразные культурно- 
исторические традиции, а также относительно самостоятельную модель 
нормативного         регулирования процесса социальной защиты

несовершеннолетних, региональную технологию и процедуру  применения законодательных и ведомственных нормативных актов.

Региональный  подход при обозначении проблемы оптимального процесса социализации несовершеннолетних имеет, по нашему мнению, несколько общественно-значимых аспектов:

- расширение   прав   детей   и   подростков   и   ориентация   на   приоритет 
семейного воспитания;

- единая система государственных пособий на детей; 
-государственная система профилактики безнадзорности и правонарушений

среди детей  и подростков;

-создание  специализированных учреждений  для детей и подростков, нуждающихся  в социальной реабилитации.

Моделирование профилактической и коррекционной работы с подростками, требующими особого внимания, включает: психологическое портретирование подростка-девианта на основе психодиагностических данных и организацию психокоррекционной работы с ними (использование индивидуальных форм коррекционной работы, эффективность коррекционных воздействий, социальная работа с ближайшим окружением подростка).

Правительством  Карачаево-Черкесской республики от 11.09.2001 года 
■+ №    145    принята    Республиканская    целевая    программа    «Профилактика

 

116

 


безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2002-2005 годы», которая реализуется в настоящее время.

В Карачаево-Черкесской республике действует предлагаемая ниже модель социальной, психолого-педагогической службы по социализации детей и подростков.

 

 

 

Министерство образования 


Министерство труда

и социального

развития 

Министерство здравоохранения

 

 

 

Республиканский лицей-интернат 


Республиканский

Центр социальной

реабилитации  детей

и подростков 

Республиканский Детский дом

 

 

 




 


 

 


 






Институт

социальных

педагогов 

Семья

подросток

школа 

Психологическая служба

 

 

 




 


 

 


 

Комиссия по делам несовершеннолетних 


Инспекция по делам несовершеннолетних 

Психоневрологический диспансер 

Наркологический диспансер 

Центр репродукции

и планирования 

Центр социальной помощи

 

117

В основе данной модели лежат  два равноправных блока: институт социальных 
педагогов и психологическая служба. 
Т Функции института социальных педагогов:

Образовательно  — воспитательная. Обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение деятельности подростков и взрослых; содействие педагогической деятельности всех социальных институтов - семьи, школы, микросоциума; использование воспитательного потенциала микросреды и возможностей самой личности.

Диагностическая. Изучение медико - психологических, возрастных и индивидуально — психологических особенностей личности подростка, изучение мира его интересов, круга общения, условий жизни, выявление позитивных и негативных влияний, проблем.

Организаторская. Влияние на содержание досуга, содействие в вопросах 
трудоустройства,   профессиональной   ориентации   и   адаптации   деятельности 
подростковых   объединений;   осуществление   взаимодействия   медицинских, 
< образовательных, культурных, спортивных, правовых учреждений в социально-

педагогической  работе.

Прогностическая. Участие в программировании, прогнозировании и проектировании процесса социального развития конкретного микросоциума, деятельности различных институтов, занимающихся социальной заботой.

Профилактическая  и социально-терапевтическая. Учет и приведение в действие социально-правовых, юридических, психологических механизмов профилактики и преодоления негативных влияний; организация социо-терапевтической помощи подросткам, обеспечение защиты их прав.

Коммуникативная. Сосредоточение информации и организации взаимодействия между различными институтами социализации подростков в их работе с семьей.

 Самым  комплексным и универсальным  учреждением в социальной сфере

 

118

являются центры социальной помощи семье и детям, в которых предусмотрено 
предоставление социально-бытовой, психолого-педагогической, медико- 
7 социальной, социально-реабилитационной помощи.   В структуре этих центров

предусмотрены отделение психолого-педагогической помощи и отделение профилактики безнадзорности детей и подростков. Более специализированными учреждениями, направленными на проведение реабилитационной работы с детьми являются социально- реабилитационные центры для несовершеннолетних и социальные приюты для детей и подростков. Проблема диагностики, коррекции и психологической реабилитации таких детей и подростков является актуальной, неизученной и новой, поскольку контингент подростков, попадающих в реабилитационные учреждения прямо из среды дезадаптации, отличается от подростков, находящихся в школах-интернатах и детских домах и подвергшихся определенной социальной коррекции. Работа с ними требует новых форм и методов, в том числе и усовершенствованных или интерпретированных методов психологической работы. Основной целью социально-психологической реабилитации подростков с девиантным поведением является преодоление психологических барьеров, создание условий для достижения высокого уровня самореализации подростков.

Исходя из вышеизложенного, можно выделить следующие задачи социально-психологической реабилитации подростков - девиантов:

1. Развитие  психологических свойств, необходимых  для успешной соци -ализации подростка, укрепление психического здоровья.

2 Формирование адекватных  установок и ожиданий от предполагаемых результатов реабилитации.

3. Развитие  универсальных психологических  навыков, необходимых для обеспечения деятельности и общения.

Позитивные  эффекты социально-психологической  реабилитации 
-^ необходимо рассматривать с точки зрения личной позиции подростка - девианта

 

119

для решения  тех жизненных задач, в которых  он заинтересован.

Разноплавность  и многообразие факторов, детерминирующих  потребность 
Т подростка в социально-психологической реабилитации, диктует необходимость

индивидуального подхода к определению ее целей и задач, а также тактики проведения. Тем не менее, осуществление социально-психологической реабилитации как системного и последовательного процесса предполагает наличие алгоритма который включает в себя:

1.Разработку  программы социально-психологической реабилитации подростка.

2.Реализацию  мероприятий по социально-психологической  реабилитации.

3.Оценку эффективности  мероприятий по социально-психологической реабилитации.

В качестве средства повышения социальной адаптивности подростков нами разработана программа профилактики и психологической коррекции девиантного поведения, которая позволяет выявить особенности возрастных изменений и изучить личностные характеристики в процессе деятельности, сориентировать подростков на решение конкретных личностных проблем, повысить свой потенциал.

Блочный принцип  конструирования программы обеспечивает её мобильность, содержательную определённость и комплексный характер взаимодействия. Каждый из выделенных блоков имеет свои цели, содержания деятельности, специфические формы и методы работы.

Первый  блок - диагностический включает в себя задачи, решение которых 
позволяет   определить   степень   развития    открытости,    уравновешенности 
коммуникативных    склонностей,    проявление    социально    -    перцептивных 
процессов, особенности реагирования подростков в конфликтных ситуациях, 
инструментальных умений и эмоциональной устойчивости. 
чр Тренинговая тест - игра "Путешествие".

 

120

Результатом игры является наличие психодиагностического  материала, интерпретация и анализ которого позволяют определить степень развития открытости, уравновешенности коммуникативных склонностей, проявление социально - перцептивных процессов, особенности реагирования подростков в конфликтных ситуациях. В процессе проведения тест - игры используются психологические механизмы для самоосознания: интроспекция как способность осознавать и анализировать свои чувства в общении со сверстниками, рефлексия как психологическая наблюдательность, взаимообмен эмоциями. Основная цель -развитие сензитивности в группе. Предлагаемое нами "Путешествие" ориентировано на раскрытие личностного потенциала в процессе самореализации, самопроявления и самоактуализации с учётом всех структурных составляющих личности: характера, темперамента, акцентуаций, нервно-психического состояния (тревожность, агрессия) и т.д.

Цели и  задачи тест - игры зависят в свою очередь от характера запроса  и индивидуального или группового её проведения. Методические подходы, используемые в игровых заданиях, зависят от опыта и компетентности психолога. Охарактеризуем поэтапную реализацию игры "Путешествие".

Подготовительный  этап: подготовка участников к проведению тест-игры, создание соответствующего настроения, использование упражнений для включения участников игры в предлагаемые игровые обстоятельства.

Конструктивная  часть: реализуются основные тестовые задания, их выполнение становится средством профилактики и коррекции негативных, дискомфортных состояний, регуляции эмоциональной и аффективно чувственной сферы.

Завершающий этап: выход участников из игры, рефлексия, обсуждение переживаемых эмоциональных состояний. Возможно применение данной методики в индивидуальной работе, что в большей степени будет отвечать коррекционным задачам. Общее время, затрачиваемое на проведение тест - игры

 

121

"Путешествие", составляет - 45 мин. (1 урок). Обратимся  к содержанию игрового тестового материала.

В ходе подготовительного  этапа проводятся следующие задания.

Задание № 1 (3 мин.) "Визитная карточка".

Психологом  предлагаются обстоятельства: "Вас избрали депутатом на международный симпозиум экологов, и вам необходимо оформить свою визитную карточку ".Для этого на бланке сверху записываются основные данные (Ф.И.О., число, месяц и год рождения, дата путешествия и время, в которое проводится занятие). Затем тетрадный лист делится сначала пополам вертикальной линией и потом на три равные части двумя горизонтальными линиями. Получается 6 равных квадратов, в каждом из которых и выполняются следующие задания.

Информация о работе Психологические особенности подростков в разных типах образовательных и социальных учреждений