Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 18:16, диссертация
Подростковый период характеризуется как чрезвычайно важный в становлении личности. Развивающаяся личность испытывает большие перегрузки в любом обществе и в любые времена. Однако особенно остро стала проблема изучения динамики развития психических структур личности в последние годы. По ряду причин, в том числе и из-за нестабильности общества и интенсивных социальных сдвигов, усилились негативные тенденции, предъявляющие повышенные требования к самоопределению, стабильности личности, а также провоцирующие ее девиантное поведение.
Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения развития личности подростков.
Ы.Личностно - развивающий потенциал образовательного 12 пространства.
Психологические особенности развития личности подростка в 22
образовательном пространстве.
Содержательные компоненты детерминации девиантного 34
поведения подростков.
1.4.Психологические основы профилактики и коррекции 45 девиантного поведения подростков.
Выводы 55
Глава 2. Организация и методы экспериментального исследования.
Организация исследования. 57
Методика диагностики межличностных отношений Л.Н. 68
Собчик.
Методика исследования тревожности Ч.Д. Спилбергера. 72
Методика описания поведения К. Томаса. 75
Многофакторный личностный опросник FPI 77
(модифицированная форма В).
Глава III. Результаты экспериментального исследования.
Сопоставление показателей типов межличностных отношений 83
по критерию - х2( хи - квадрат).
Сопоставление показателей ситуативной и личностной 95
тревожности подростков по критерию х2( хи - квадрат).
Сопоставление значений показателей доминирующего типа 98
поведения подростков.
Сопоставление экспериментальных показателей личности по 101
многофакторному личностному опроснику FPI
(модифицированная форма В) по критерию х2( хи - квадрат).
3.5.Программа профилактики и психологической коррекции 115
девиантного поведения подростков.
Выводы. 140
Заключение 142
Библиографический список использованной литературы 146
Задание № 2 (выполняется в первом квадрате). Тест " Мой автопортрет" (7 мин.).
Задание № 3 (2 мин.) "Рукопожатие".
Задание № 4 (2 мин.) "Имя". Оба задания рассчитаны на снятие эмоционального напряжения и развитие сензитивности. Предлагается познакомиться с делегатами конференции, обменяться рукопожатиями, представиться.
В центре социальной реабилитации детей и подростков проявляются такие особенности личности подростка как самовыражение, чувство собственного достоинства, личность проявляется во времени, то есть в позиции "Я сейчас", "Я -реальное", "Я было", "Я - инфантильное детство", "Я буду", "Я - динамическое", "Я хочу стать", "Я - фантастическое". В целом удовлетворяется потребность быть индивидуальностью, признание собственной необычности. (Имя записывается в квадрате, где нарисован автопортрет).
Задание № 5 (1 мин.) "Автограф".
Предлагаем поставить свою роспись на документах симпозиума. Ставится во втором квадрате. Анализируя роспись, мы выявляем особенности общения и
122
самооценку
подростков. При выполнении этого
задания удовлетворяются и проя
Задание № 6 (4 мин.) Психогеометрический тест. Выполняется в третьем квадрате. Подростку предлагается побыть в роли "Дизайнера". Он должен выбрать из предлагаемого количества геометрических фигур те, которые ему больше нравятся. Интерпретация теста позволяет выявить эмоционально-лабильных, категорично-властных, педантично-рациональных подростков.
Задание № 7 "Медведь"(10 мин.). Выполняется в четвёртом квадрате.
Тест "Медведь" даёт возможность отметить подростков группы риска, то есть подростков, склонных к социально - неадекватным поступкам: "изгои" в группе, одиночки и др. Возможности диагностики качеств личности самые широкие. В связи с тем, что тест "Медведь" - наиболее сложное задание, требующее максимального напряжения, то вслед за ним обязательно должна быть эмоциональная пауза - разгрузка, и такой паузой является
Задание № 8 (1 минута) "Пожелание себе". В данном случае наблюдается удовлетворение потребности в самопоглаживании. На заключительном этапе предусматривается активизация двигательно - мышечных структур, так как эмоционально-интеллектуальная и мыслительная нагрузка доходит до критического момента. Для этого предлагаем "Возвращение домой ".
Задание № 9 (5 мин.) "Экипаж". Упражнение рассчитано на снятие напряжения и взаимодействие в группе. Предлагаем разделиться на группы и избрать командира экипажа корабля. Собираются "визитные карточки". Все готовятся к отправлению. Диспетчером является психолог, определяющий возможность старта, то есть определяется готовность группы к выполнению заданий по релаксации.
После наведения порядка и установления тишины предлагаются упражнения на релаксацию, медитацию или аутогенную тренировку. Особенно важна в данный
123
момент способность психолога определить целесообразность проведения того или иного упражнения. Тренинг завершается упражнением на рефлексию.
Т Задание № 10 "Рефлексия". Психолог предлагает всем немного помолчать,
затем сосредоточить своё внимание на своих ощущениях (можно немного прикрыть глаза). Затем ответить на вопросы: Что понравилось в игровом варианте " Путешествия "? Какие задания были наиболее интересны, необычны? Тем самым осуществляется обратная связь, обеспечивается выход эмоций как удовлетворение от проделанной работы.
Анализ полученного диагностического материала - следующий этап в работе психолога. Логическим продолжением работы психолога будут коррекционно-тренинговые занятия с подростками, требующими непосредственной помощи в снятии психофизических нагрузок и обучения доступным вариантам саморелаксации и самоактуализации.
Второй
блок - актуализация
внутренних резервов подростка. Он
включает в
себя задачи,
связанные с
совершенствованием навыков
• взаимодействия личности
и актуализации внутренних резервов подростка.
Тренинг включает 6 занятий, продолжительность может варьировать. Каждое занятие включает этап предъявления заданий в форме выполнения упражнений. Анализ и рефлексию характера активности подростков, постановку проблемы развития и закрепление установок на необходимость, возможность и способность саморазвития в данном блоке. I. Диагностический блок (формирование «субъектного портрета»).
Цель: развитие
умений самодиагностики и
Знакомство «Паровозик».
Все участники, закрыв глаза, становятся друг за другом в цепочку. Один участник с закрытыми глазами в течение 5-7 минут водит всех остальных по помещению. Упражнение выполняется молча.
т
124
Затем каждый, кто делал упражнение, вспоминает о своих переживаниях и мыслях в ходе его выполнения.
«Аллитерация имени».
l.Bce участники сидят на стульях в круге. Тренер коротко говорит о целях упражнения, подчеркивая, что за поминание имен может быть и удовольствием.
4.Тренер ведет группу к обсуждениютого, что произошло. Члены группы могут спросить друг друга о том, почему были использованы именно эти прилагательные. Дискуссия может также развернуться по пути обсуждения вопроса о том, что забывается, а что запоминается или о том, как каждый человек хотел бы выглядеть в группе.
«Самодиагностика». Предлагаем участникам заполнить следующий формат:
Характеристики, образующие мое «лицо» |
Я хочу, чтобы другие оценили во мне |
Я готов приложить усилия, чтобы передать другим следующие свои качества. |
Т
Полученные данные будут использованы при выполнении последующих
125
упражнений. Результаты каждого обсуждаются в группе.
Предлагаем участникам закончить
предложение:
Т Мне нравится во мне...
Я думаю, что самым ценным во мне является...
Другие игнорируют во мне...
Хочу, чтобы другие знали что я...
Я хочу, чтобы другие позаимствовали у меня...
Результаты обсуждаются в группе. Группа пытается выделить типичные качества, которые участники желали бы передать другим.
П.Рефлексивный блок («Я» глазами других).
Цель: Развитие умения видеть себя в контексте ситуаций общения.
« Автопортрет».
Каждый участник рисует свой автопортрет (в виде наброска карандашом на бумаге).3атем рисунки собираются и тренер по очереди показывает рисунок группе, зачитывает обозначенные группой имена и просит автора назвать себя. В конце проводится анализ: почему моё видение себя и видение меня со стороны не совпадают?
« Круг общения ».
Каждому участнику предлагается в круге, символизирующем круг общения в группе, обозначить своё место. Возможные варианты:
126
t
В конце проводится анализ содержания и причин возникающих противоречий в оценке позиций в круге общения.
« Мнение ».
Каждый участник называет свой девиз жизни и три слова, наиболее правильно его характеризующих.
Затем члены группы заполняют предлагаемый формат:
Тренинговое имя |
Он думает, что он... |
А я вижу, что он... |
т
Назьшается последовательно имя участника, запомнившееся высказывание о себе и моё мнение о нем.
Например, Вика думает, что она сильная и агрессивная, а я думаю, что она просит о помощи и поддержке.
С целью поддержания эмоционального благополучия тренер после выполнения этого упражнения вручает каждому участнику карточку с афоризмом, пословицей или четверостишьем, смысл которого утверждает идею о неповторимости, уникальности и ценности каждого.
« Свет мой, зеркальце, скажи ».
Группа делится на две подгруппы: одна выполняет роль зеркала для членов второй. Каждый член второй группы подходит по очереди к «зеркалам» и спрашивает: «Свет мой зеркальце, скажи...» Изображающий зеркало должен
127
назвать самое интересное ценное качество спрашивающего и то, которое с его точки зрения нужно изменить.
г
III. Самопрезентация.
Цель: развитие умений адекватного представления себя в различных ситуациях группового взаимодействия.
Расширение индивидуального набора способов самопрезентации. Осознание эффективности презентации себя в группе.
«Ярмарка».
Для участников устраивается ярмарка индивидуальности, на которой они делают саморекламу, используют различные способы привлечения внимания, показывают товар «лицом», представляют свои возможности как слагаемые выгодного партнера взаимодействия.
У каждого участника в руках кулек или коробка, куда сбрасываются жетоны,
по количеству которых выясняется, сколько людей выбрало меня в качестве партнера
■«4.
' общения.
« Самопрезентация ».
Каждый участник называет свое имя и говорит о своем самом нелюбимом деле в жизни. При обсуждении тренер обращает внимание на то, что у каждого участника есть свои пристрастия. То, что больше всего привлекает одного, для другого, возможно, нечто чуждое.
« Самореклама ».
За 25-30 минут написать тренеру письмо с предложением своих услуг и описанием своих субъектных характеристик. Автор подписывает письмо и сдает. Тренер собирает все письма, а затем не называя автора, читает письма вслух. Проводится обсуждение писем в круге. Участники круга пытаются угадать автора.
« В магазине ».
Т
128
Материалы: по одной фотокопии иллюстрации для каждого члена группы, цветные карандаши, фломастеры. Описание:
Т а) Ведущий организует дискуссию на тему воображаемого выбора
любых товаров, предлагаемых одним из магазинов бесплатно.
б) Каждому участнику выдается
иллюстрация, и его просят представить
себе,
что он выиграл право двадцатиминутного
бесплатного рейда по магазину.
в) Участники изображают предметы,
которые они выбирают во время этого
рейда.
Групповое обсуждение.
Каждый участник описывает свою поклажу и объясняет значение каждого отобранного предмета. Ведущий стимулирует группу продумать, что подобный выбор раскрывает в каждом из участников. Затем их просят добавить что-то в корзину друг друга и объяснить, почему они выбирают именно эти предметы. Такой выбор часто указывает на основные потребности человека. Это упражнение проводится в мягкой, безопасной манере и может быть интерпретировано на многих уровнях. Таким образом, оно эффективно для самых различных групп. Вариант:
Участники случайным образом выбирают чье - то имя из группы, а также магазин, который, по их мнению, оценил этот человек. Во время дискуссии внимание участников концентрируется на понимании чужих нужд.
IV. Эффективное взаимодействие.
Цель: Развитие индивидуальных возможностей общения. « Внутренний голос».
Инструкция: все в кругу. Один из участников группы (назовем его «А»)
выбирает себе того, кто будет исполнять роль его внутреннего голоса. Тот встает за
Y спиной участника «А» и говорит от первого лица: «Я (имя участника «А»), сейчас
'Т
129
чувствую..., потому что..., из-за того, что...».3атем ведущий задает вопросы участнику «А»: «Прав ли ваш внутренний голос? Все ли он сказал из того, что вы хотели бы услышать? Может, Вы хотели бы послушать другой «внутренний голос»? Затем следующий участник группы выбирает себе «внутренний голос». В конце упражнения обсуждают: какие трудности были во время выполнения упражнения? что затрудняет или облегчает отражение чувств другого человека? какие чувства вы испытывали?
«Комплимент».
Участники садятся по кругу. Ведущий берет мяч и бросает одному из участников, говоря комплимент. Получивший мяч выбирает любого в круге и говорит свой комплимент любому из круга. Игра продолжается до тех пор, пока мяч не побывает у каждого участника. Комплимент должен быть коротким, лучше - в одно слово.
«Ролевое общение».
Участники разбиваются на две группы, первая группа - журналисты, которые берут интервью, во второй группе каждый выбирает, кто он будет, чью роль возьмет (спортсмен, космонавт, бизнесмен, актер, политик), исходя из своей роли, должен отвечать на вопросы журналистов в течение 3-5 минут. В заключение обсуждают: легко ли было общаться исходя из определенной роли? Какие переживания и мысли возникали во время выполнения упражнения? Что оно помогло понять?
«Контакт масок».
Все участники рисуют себе маску. Она может быть сколь угодно странной, забавной, мрачной, как кому захочется. Если кому-то очень трудно придумать маску, то допускается изготовление простой черной маски: два кружка с прорезями для глаз. После изготовления масок все садятся в круг. Ведущий становится в центр круга, закрывает глаза и начинает медленное вращение, вытянув руку (указательный палец в виде стрелки»). Когда он остановится и