Психологические особенности подростков в разных типах образовательных и социальных учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 18:16, диссертация

Описание работы

Подростковый период характеризуется как чрезвычайно важный в становлении личности. Развивающаяся личность испытывает большие перегрузки в любом обществе и в любые времена. Однако особенно остро стала проблема изучения динамики развития психических структур личности в последние годы. По ряду причин, в том числе и из-за нестабильности общества и интенсивных социальных сдвигов, усилились негативные тенденции, предъявляющие повышенные требования к самоопределению, стабильности личности, а также провоцирующие ее девиантное поведение.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения развития личности подростков.
Ы.Личностно - развивающий потенциал образовательного 12 пространства.
Психологические особенности развития личности подростка в 22
образовательном пространстве.
Содержательные компоненты детерминации девиантного 34
поведения подростков.
1.4.Психологические основы профилактики и коррекции 45 девиантного поведения подростков.
Выводы 55
Глава 2. Организация и методы экспериментального исследования.
Организация исследования. 57
Методика диагностики межличностных отношений Л.Н. 68
Собчик.
Методика исследования тревожности Ч.Д. Спилбергера. 72
Методика описания поведения К. Томаса. 75
Многофакторный личностный опросник FPI 77
(модифицированная форма В).
Глава III. Результаты экспериментального исследования.
Сопоставление показателей типов межличностных отношений 83
по критерию - х2( хи - квадрат).
Сопоставление показателей ситуативной и личностной 95
тревожности подростков по критерию х2( хи - квадрат).
Сопоставление значений показателей доминирующего типа 98
поведения подростков.
Сопоставление экспериментальных показателей личности по 101
многофакторному личностному опроснику FPI
(модифицированная форма В) по критерию х2( хи - квадрат).
3.5.Программа профилактики и психологической коррекции 115
девиантного поведения подростков.
Выводы. 140
Заключение 142
Библиографический список использованной литературы 146

Файлы: 1 файл

Психол.детей ДД.doc

— 1.70 Мб (Скачать файл)

 

130

откроет глаза, «стрелка» будет указывать на кого-то из собравшихся: с этого 
человека и начнется обсуждение. Каждый (в любом порядке) должен высказать 
Т свое мнение о маске на обсуждаемом человеке: интересна ли маска и чем;

подходит  ли она этому человеку (с субъективной точкой зрения того, кто 
высказывается); какие особенности характера обсуждаемого человека отражены в 
этой маске; какие особенности своего характера человек (по мнению говорящего) 
хотел бы скрыть с помощью этой маски; какая маска, по мнению говорящего, 
лучше подошла бы к обсуждаемому человеку (литературного героя, какого-то 
зверя, героя фильмов, исторического лица и т.п.). Ведущий должен следить, чтобы 
высказались все. После обсуждения первого человека в маске, переходят к 
следующему (например, двигаясь по часовой стрелке) и т.д. Этот этап занятия не 
должен продолжаться более часа, после чего разговоры на тему масок 
прекращаются. Затем ведущий говорит: «В повседневном общении мы тоже 
иногда носим маски, только маски не из бумаги, а из мускульного грима -из 
особого выражения лица, позы, тона. Сейчас мы посмотрим, что это такое». 
, Участники усаживаются в круг, в центре круга выкладываются (тестом вниз) семь

карточек (если участников больше, то дублируются  карточки 2-6). 1 -маска безучастности; 2 - маска прохладной вежливости; 3 -маска высокомерной неприступности; 4 — маска агрессивности («попробуй не послушай меня»); 5 -маска послушания или угодливости; 6 - маска деланной доброжелательности или сочувствия; 7 — маска простодушно-чудаковатой веселости.

Все, наугад, выбирают себе по карточке и читают свой текст. По порядку следования номеров карточек каждый должен продемонстрировать доставшуюся ему «маску»; надо придумать ситуацию, в которой пришлось бы одеть эту маску, и разыграть сценку этой ситуации. После чего группа оценивает, насколько человек сумел изобразить на лице необходимую «маску». Затем переходят к следующей сцене. В заключение обсуждают: «Что мне дало это задание? Кому

 

Т 

131

дается «маска»  в ходе общения и почему некоторым трудно удержать эту «маску»? Какие переживания возникали во время задания?

« Слепое слушание ».

Упражнение  выполняется в парах. Одна или  две пары выполняют упражнение, остальные наблюдают. Члены пары садятся за стол так, чтобы не видеть рук друг друга (за преградой или спиной друг к другу). Каждому члену пары дается по 7 спичек, одному из них ведущий составляет из 7 спичек фигуру. Задача этого члена пары объяснить другому, как лежат спички, чтобы тот мог выложить из своих спичек точно такую же фигуру. Запрещается смотреть на то, что делает партнер и задавать друг другу какие-то вопросы. Затем преграда снимается, сравнивают результат и образец. Участники обсуждают трудности, которые они испытывают в ходе задания.

« Круг жизни  ».

Участники делятся  на 2 группы. Одна группа образует круг, а вторая часть находится вне круга. Круг символизирует жизнь, благоденствие, возможность процветания и задача каждого, находящегося вне круга убедить пустить его в круг.

«Выгоды от развития». Закончить предложения:

Если я  стану..., то другие полюбят меня. Если я буду..., то другие поймут меня. Если я сделаю..., то... Если я откажусь от..., то...

В конце проводится групповое обсуждение мотивов, вызывающих желание изменений.

«Контрольный».

 

132

На память о работе в группе, каждый участник рисует в символической форме себя «до» и «после» тренинга Рисунки кратко анализируются, подчеркивается позитивная динамика и возможности дальнейшего развития.

Третий блок — коррекция деструктивных установок, определяющих девиантное поведение подростка. Он включает в себя задачи, решение которых способствует переходу подростков на уровень осознания личных проблем как экзистенциальных, коррекции деструктивных установок, определяющих девиантное поведение подростка.

Цель: повышение  компетентности в сфере общения, обучение психологической конструктивности, коррекция деструктивных установок личности.

Занятие 1.« Знакомство».

Основная  цель; адаптация участников тренинга к новой необычной для них обстановке. Задачи:

  • Знакомство участников между собой и ведущим.
  • Создание в группе обстановки психологической безопасности и комфорта.
  • Актуализация мотивов участия в тренинге.
  • Развитие позитивных ожиданий относительно результатов тренинга. 
    Вводное слово не должно быть слишком длинным. Основное его содержание

заключается в том, что каждый из присутствующих неповторим и имеет свой жизненный  опыт при решении различных проблем, которым он может поделиться с присутствующими в ходе живого общения. Затем сообщает правила работы тренинговой группы:

  • проявляй уважение к другим участникам;
  • старайся быть открытым;
  • говори    стоп,    если    не    хочешь,    чтобы    твоё    поведение    обсуж-
  •  

133

далось.

Упражнение 1. «Кто я».

Участникам  предлагается последовательно, по мере того, как выступят все члены группы, рассказать о себе по темам: «Какой Я», «Мои достоинства и недостатки», «Как я веду себя в стрессовой ситуации», «Чем я интересуюсь» и т.д. Подросткам,  которые затрудняются рассказать о себе словами, предлагается нарисовать свой портрет или выразить себя с помощью цвета, образа, жеста и т.д. Упражнение 2. «Космический полёт».

Подросток представляет, что он включен в состав космического экипажа и скоро отправится в длительный, возможно на несколько лет, космический полёт. Его друзья останутся на Земле и будут вспоминать о нём. Каким они его запомнят? Можно представить, что этот полёт произойдёт через 10 лет. Каким подросток будет тогда? Необходимо сравнить свои описания.

В конце занятия  участникам предлагается стать в  круг, обнять друг друга за плечи, спеть куплет хорошо знакомой любимой песни. Затем участники получают карточки на которых написаны слова одобрения и поддержки. Например: «Очень рад был с тобой познакомиться» или «Давно мечтал иметь такого друга, как ты». Подростки могут обменяться карточками с понравившимся человеком из группы.

Занятие 2. «Контакты».

Основная  цель: Установление более тесных межличностных  взаимодействий, укрепление атмосферы доверия, обучение психологической конструктивности.

Задачи:

Проанализировать  персональные коммуникативные стратегии  участников группы.

Обсудить  модели психологически конструктивного  поведения.

Оказать друг другу психологическую поддержку. Упражнение « Я рад вас видеть».

 Каждый  участник тренинга обращается к другому со словами:

 

134

«Я рад  тебя сегодня видеть потому ,что...». Обратная связь организуется по 
ходу упражнения. 
I Упражнение « Ситуация».

Участникам  для обсуждения и разыгрывания предлагается ряд ситуаций. Подростки обсуждают возможные стратегии поведения в них и последствия такого поведения. Участники могут апеллировать к жизненному опыту и предлагать к обсуждению ситуации, в которых они сами участвовали. Задача тренера — научить анализировать ситуацию с разных сторон, вырабатывать несколько стратегий поведения и выбирать из них более конструктивную, приносящую пользу другому человеку и самому участнику.

Упражнение  « Спасибо за науку».

Участники тренинга обсуждают, чему они научились в ходе занятия. Участники обращаются друг к другу со словами: «Спасибо, благодаря тебе я сегодня понял....», «Спасибо, у тебя я сегодня научился...» и т.д.

Занятие 3. «Я расту».

"^ n Основная цель: формирование установки на личностный рост, укрепление

самооценки.

Задачи:

Развивать осознание  субъектной позиции.

Укреплять позитивное самовосприятие. Упражнение «Росток».

Участники садятся  в круг на корточки, голову сгибают  к коленям, обхватывают её руками. С определённого момента они начинают «расти». Инструкция: «Представьте себе, что вы маленький росток, только что показавшийся из земли. Вы растёте, постепенно распрямляетесь, раскрываетесь и устремляетесь вверх. Я буду помогать вам, считая до 10. Постарайтесь вырасти до счета 8, а на счет 9 и 10 ещё подрасти, мысленно отрывая пятки от пола, чтобы стать ещё выше». Затем проводится обсуждение, в ходе которого тренер подводит участников к мысли о

 

135

том, что человек  может расти всю жизнь, что  из любого жизненного опыта, 
положительного или отрицательного, можно извлекать уроки, т.е.  превращать 
Т ситуацию опыта в ситуацию роста.

Упражнение  «Мои достижения».

Участники делятся  с группой своими достижениями. При  обдумывании не следует слишком сомневаться, является ли собственное достижение настоящим достижением. Если оно пришло в голову, значит оно имеет для участника субъективную значимость и в этом смысле является настоящим.

Упражнение  «Подиум».

Участники по очереди  садятся на свободный стул. На стуле  каждому предстоит провести 5 мин. В течение этого времени сообщать о себе положительные сведения или просто молчать. Остальные участники должны просто с восхищением смотреть на человека на стуле, одобрительно кивать головами, поддерживать говорящего мимикой и взглядом независимо от того, говорит он или молчит.

Занятие 4. «Я глазами других». 
1 Цель: способствовать развитию рефлексии.

Задача: дать возможность  каждому из участников получить представление  о его восприятии другими людьми.

Упражнение  «Персональные ассоциации».

Называется  имя одного из участников, остальные высказываются, каким образом он ассоциируется у них с той или иной категорией предметов.

Затем участник говорит  о том, какой предмет пришёл в  голову ему самому, чем он может это объяснить.

Упражнение  « Портрет».

Участникам  предлагается нарисовать рисунок «Каким меня видят другие» и сравнить его с рисунком « Каким я себя вижу».

Упражнение  « Незаконченные предложения».

Г

 

136

Участники получают задание закончить фразу, обращаясь  к каждому из членов 
группы: 
I «Позвольте дать вам совет...»

«Я думаю, что вашей главной проблемой является....»

«Вы выглядели  бы намного лучше, если бы...»

«Наиболее выигрышным в вашей внешности является....»

« С вами было бы легче общаться, если бы...»

«Вы добьетесь  многого, если научитесь...»

«Я хотел  бы быть вашим другом, потому что »

« Мне кажется, что вы думаете, что счастье—это...»

«У   меня   есть   проблема,   которую   я   хотел   бы   разрешить   с   вашей помощью...»

«Окружающие думают, что вы, а на самом деле...»

«Я считаю, что мы с вами могли бы...»

Завершение  занятия. Подойти к человеку, к которому вы испытываете симпатию 
^ * и выразить ему своё отношение (используя вербальные и невербальные средства).

Занятие 5.«  Мастер общения».

Цель: развитие комуникативной культуры участников

Задачи:

Обучать техникам и приёмам конструктивного общения и развивать навыки

саморегуляции и самоконтроля.

Упражнение  «Скульптор и глина».

Все участники  разделились на пары. Каждая пара договорилась, кто будет 
«скульптором», а кто «глиной». Каждый «скульптор» задумывает какое-то чувство, 
записывает его на карточку и кладёт в карман, ни кому не показывая. После того как 
название скульптуры было задумано, «скульптор» её «лепит», придаёт лицу нужную 
мимику, ставит в определённое положение. От «скультуры» требуется назвать 
~*г, чувство, выражаемое данной позой и мимикой.

 

137

Упражнение  «Манипуляции».

Не все  отношения между людьми являются близкими, искренними и 
Т спонтанными.   Манипулятивное   общение   одновременно   является   и   защитным

поведением, позволяющим человеку выступать  в различных социальных ролях, достигать поставленных целей, и суррогатом полноценного общения, мешающим человеку устанавливать по-настоящему близкие отношения с людьми. Умение распознавать манипуляции и противостоять им. Позволяют человеку строить более гармоничные отношения с миром.

Ведущий рассказывает о некоторых манипулятивных приёмах: «переживание     негативной      самооценки»,      «лесть»,      «ложный      гнев»      и

др.

Затем ведущий  предлагает к обсуждению вопросы: «Обязательны ли манипуляции в процессе общения?», «Как отличить манипулятивное общение от полноценного?» «Как зашиться от манипуляций?»

Упражнение  «Саморегуляция».

^ 1 Ведущий объявляет конкурс приёмов саморегуляции и самоконтроля. Это может

быть собственный  опыт участников, опыт друзей, информация из книги, придуманный приём и т.д.

Упражнение  « Передача чувств».

Все участники  разбиваются на пары. Один человек  садится на стул, а другой стоит за спиной. Стоящий должен положить руки на плечи партнеру и постараться через прикосновение передать какие-то чувства этому человеку. Сидящему необходимо понять, что хотел передать ему партнёр. Далее участники меняются местами.

Занятие 6. «Наши итоги».

Цель:   осознание  участниками  персональных  результатов,   достигнутых  в процессе занятий.  Задачи:

 

138

Обобщение результатов обратной связи.

Осознание деструктивных  стереотипов и привычек, мешающих полноценному 
' общению.

Осознание перспективы  своего личного роста.

Упражнение  «Подарок ко дню рождения».

Называется  имя участника, группа представляет, что у него сегодня день рождения. Ведущий обращается к группе: « Что каждый из вас хотел бы подарить этому человеку? Постарайтесь сделать для него символический подарок с психологическим смыслом. Объясните, почему вы хотите преподнести именно этот подарок».

Информация о работе Психологические особенности подростков в разных типах образовательных и социальных учреждений