Психологические особенности подростков в разных типах образовательных и социальных учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 18:16, диссертация

Описание работы

Подростковый период характеризуется как чрезвычайно важный в становлении личности. Развивающаяся личность испытывает большие перегрузки в любом обществе и в любые времена. Однако особенно остро стала проблема изучения динамики развития психических структур личности в последние годы. По ряду причин, в том числе и из-за нестабильности общества и интенсивных социальных сдвигов, усилились негативные тенденции, предъявляющие повышенные требования к самоопределению, стабильности личности, а также провоцирующие ее девиантное поведение.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения развития личности подростков.
Ы.Личностно - развивающий потенциал образовательного 12 пространства.
Психологические особенности развития личности подростка в 22
образовательном пространстве.
Содержательные компоненты детерминации девиантного 34
поведения подростков.
1.4.Психологические основы профилактики и коррекции 45 девиантного поведения подростков.
Выводы 55
Глава 2. Организация и методы экспериментального исследования.
Организация исследования. 57
Методика диагностики межличностных отношений Л.Н. 68
Собчик.
Методика исследования тревожности Ч.Д. Спилбергера. 72
Методика описания поведения К. Томаса. 75
Многофакторный личностный опросник FPI 77
(модифицированная форма В).
Глава III. Результаты экспериментального исследования.
Сопоставление показателей типов межличностных отношений 83
по критерию - х2( хи - квадрат).
Сопоставление показателей ситуативной и личностной 95
тревожности подростков по критерию х2( хи - квадрат).
Сопоставление значений показателей доминирующего типа 98
поведения подростков.
Сопоставление экспериментальных показателей личности по 101
многофакторному личностному опроснику FPI
(модифицированная форма В) по критерию х2( хи - квадрат).
3.5.Программа профилактики и психологической коррекции 115
девиантного поведения подростков.
Выводы. 140
Заключение 142
Библиографический список использованной литературы 146

Файлы: 1 файл

Психол.детей ДД.doc

— 1.70 Мб (Скачать файл)
    1. Брушлинский А.В. Проблема психологии субъекта.- М., 1994.
      1. Бобнева М.И.  Психологические проблемы социального    развития 
        личности //Социальная психология личности. - М., 1979. С. 45-47.
      2. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляции поведения. М.: Наука. 
        1978.-С.311.
      3. Богданов В.А. Систематическое моделирование личности в социаль 
        ной психологии. - Л., 1987.
    1. Бодалев А.А. Личность и общение.-М., 1995.-С. 388.
      1. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. -М., 1987. - С. 
        196.
      2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.-М., 
        1968-464С.
    1. Божович Л.И. Избранные психологические труды. -М., 1995.

40. Бочкарева Г.Г. Изучение социально-психологических факторов дет- 
~f" ч ских правонарушений. - В сб.: Психология и профилактика асоциаль 
ного поведения несовершеннолетних. -Тюмень, 1985. - С. 11-18.

41. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии.- М., Проев., 1986.

 

149

42. Василюк В.Ф. Психология переживания //Анализ преодоления крити 
ческих ситуаций. -Изд-во МРУ, 1984.

43. Василюк В.Ф. Уровни построения переживаний и методы психологи- 
Т ческой помощи // Вопросы психологии -№ 5, 1988. - С. 27-37.

      1. Введение   в практическую социальную психологию / Под ред. Ю.М. 
        Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой.- М.,1996.
      2. Вильдавская Л.З. Психологическая диагностика и индивидуально- 
        дифференцированный подход к   акцентуированным подросткам //ж. 
        Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы 
        №2,1994.
      3. Вилюнас В.К.  Психологические механизмы  мотивации человека.- 
        М.Д990.-С.187.
      4. Волков И.П. Социометрические методы в социально-психологических 
        исследованиях.-Л., 1970.
      5. Воложанин А.И., Субботин Ю.К. Адаптация и компенсация - универ 
        сальный биологический механизм приспособления.-М., 1987.
      6. Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского разви 
        тия //Вопросы психологии. - 1972, № 2. - С. 114-123.
      7. Выготский Л.С. Педология подростка //Собр. Соч.: в 6-ти т. - М.: Пе 
        дагогика, 1984. -Т.4. -С. 5-243: Трудное детство. -Т.5.- С.137-198.
      8. Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрения ребенка. - В кн.: 
        Психология личности. Тексты. - М.,1982. - С.161-165.
      9. Георгиевский А.Б., Петленко В.П., Сахно А.В. Философские пробле 
        мы теории адаптации.- М., Мысль, 1975.- С.232-234.
      10. Гербачевский В.К. Мотивация и уровень притязаний личности // Пси 
        ходиагностические методы. -Л., 1976.
      11. Глоточкин А.Д. О психологической помощи учащимся как важней 
        шей функции учителя./Психолого-педагогическая  коррекция  деви- 
        антного поведения и дисгармонии в развитии личности детей и под 
        ростков. - Воронеж: изд-во ВГПИ, 1993. - С. 189.
      12.  

150

55. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. - Ки 
ев: Наукова Думка, 1984. - С. 208.

56. Горбачева А.Ц. Социальный контроль и его личностная локализация у 
f " подростков с асоциальной и просоциальной направленностью. Дис.

канд. психол. наук. - М, 1992.

      1. Гурова Р.Г. Социологические проблемы воспитания. - М.: Педагоги 
        ка. 1981.-С. 175.
      2. Деев В.Г., Деева В.Т. К вопросу о характере социальных факторов и 
        условий, обуславливающих педагогическую запущенность. Факторы 
        педагогической запущенности и психологические вопросы коррекции 
        девиантного   поведения   несовершеннолетних.   Воронеж:   Известия 
        ВГПИ, 1983.-С. 32.
      3. Диагностика школьной дезадаптации //Научно-методическое пособие 
        для школьных психологов. - М., 1993.- С.3-8.
      4. Дементьева И.О. Социальная адаптация детей -сирот: проблемы и 
        перспективы в условиях рынка // ж. Социол. исслед. - М. 1992. - №

' ' 10.-С. 62-70.

      1. Деркач А.А. Технология эффективной профессиональной деятельно 
        сти. -М, 1996.-С. 340
      2. Деркач А.А.,  Старовойтенко Е.Б., Кривокулинский А.Ю. Реализация 
        концепции «Я» в системе жизненных отношений личности (акмеоло- 
        гический аспект).- М., 1993. — С. 155
    1. Джемс У. Психология.- М., 1991. - С. 142.
      1. Донцов А.И. Ближайший круг общения как фактор формирования 
        ценностных ориентации несовершеннолетних правонарушителей. //В 
        сб. Проблемы общения и воспитания. 4.2 - Тарту, 1974. - С. 61-66.
      2. Дранищева Э.И., Копыстянская К.Р. О некоторых механизмах форми 
        рования отклонений в поведении подростков. // В кн.: Семья и лич-

' ность. Тез. Докл. Всесоюзн. Конференции. - М., 1981. - С. 113-114.

66. Ермоченкова СП., Лакомова Н.В. Досуг подростка как проблема се-

 

151

мейного воспитания/ЛГенденции развития современной семьи. -М., 1992.-С. 104-113.

  1. Заика Е.В., Крейдун Н.П., Ячина А.С. Психологическая характеристи 
    ка личности подростков с отклоняющимся поведением.// ж. Вопр. 
    психол.- № 4, 1990. - С. 83.
  2. Захаров А.И. Психологические особенности диагностики и оптимиза 
    ции взаимоотношений в конфликтной семье //ж .Вопр. психолог. № 3, 
    1981.-С. 58-68.
  3. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - 
    М.: Просвещение.- 1986. - С. 127.
  4. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся.- М., 1994.
  5. Зотова   О.И.,   Кряжева   И.К.   Методы   исследования   социально- 
    психологических аспектов адаптации личности /Методология и мето 
    ды социальной психологии. -М.: Наука, 1977. - С. 173-187.
  6. Зотова    О.И.,    Кряжева    И.К.    Некоторые    аспекты    социально- 
    психологической адаптации личности /В кн.: Психологические меха- 
    низмы регуляции социального поведения - М., 1979, - С. 219.
  7. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции по 
    ведения.-М., 1991.
  8. Игошев К.Е., Миньковский Г.М. Личность преступника. М.: Юридич. 
    лит., 1989-С. 448.
  9. Игошев К.Е., Шмаров И.В. Социальные аспекты предупреждения 
    правонарушений. - М.: Юрид. лит.- 1980. - С. 176.
  10. Игошев К.Е. Опыт социально - психологического анализа личности 
    несовершеннолетних правонарушителей. -М., 1968, С. 16.
  11. Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации //ж. Вопросы 
    психологии. - 1984. - № 4. - С. 89-95.

78. Катаева Н. Работа с подростками и семьей в социуме / Теория и прак 
тика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. - Тула, 
1993.-С. 259.

 

152

79. Каубиш В.К. Роль биологических факторов в генезисе девиантного 
поведения детей и подростков /Психолого-педагогическая коррекция 
и психотерапия и дисгармония в развитии личности детей и подрост-

t ' ков. - Воронеж, ВГПИ, 1993. - С. 189.

      1. Кащенко В.П Педагогическая коррекция.- М.: Просвещение, 1994. - 
        С. 223.
      2. Ковалев Г.А. Три парадигмы - три стратегии психологического воз 
        действия //ж. Вопросы психологии № 4 -1988 — С.22.
    1. Кон И.С. Открытие «Я». - М., 1987 -С. 367.
    1. Кон И.С. Психология старшеклассника., - М., Проев., 1980 -С. 192.
    2. Кон И.С. Ребенок и общество.- М., 1988.
      1. Конвенция о правах ребенка и реальности детства в России (Материа 
        лы первоначального доклада Российской Федерации, комитету по 
        правам ребенка)./ Авторы - составители Ермаков В.Д., Крылова А.С., 
        Лапин Ю.Е., Рыбинский Е.М. - М.: Информпечать, 1993. - С. 72.

86. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение    подростков: социально- 
' психологические аспекты. - Минск, 1988. - С. 208.

      1. Концов А.И. О роли социальных факторов в генезисе девиантного по 
        ведения личности подростка /Психолого-педагогическая коррекция и 
        психотерапия девиантного поведения и дисгармонии в развитии лич 
        ности детей и подростков. - Воронеж: ВГПИ, 1993. - С. 189.
      2. Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: терми 
        ны, законы, концепции, методы. -М.: РАГС, 1994. -С. 5.
      3. Королев      В.В.      Психические      отклонения      у      подростков- 
        правонарушителей. -М.: Медицина, 1982. -С. 208.
      4. Коуэн А. Исследование проблем социальной дезорганизации и откло 
        няющегося поведения. /Социология сегодня.- 1965.

 

  1. Кочетов А.И., Верницкая Н.Н. Работа с трудными детьми. М., 1986. - 
    > С. 160.
    1. Краковский А.П. О подростках - М., Педагогика, 1970.
     

153

93. Кривоженкова Т.И. Отклоняющееся поведение и преступность подро 
стков /Психолого-педагогическая коррекция и психотерапия девиант- 
ного поведения и дисгармонии в развитии личности детей и подрост 
ку ' ков. - Воронеж: ВГПИ, 1993. - С. 189.

      1. Крилюк К. //Методология изучения несовершеннолетних нарушите 
        лей /Теория и практика социальной работы: отечественный и зару 
        бежный опыт. - М: Тула, 1993. - С. 243.
      2. Кряжева И.К. К вопросу о взаимосвязи социально-психологической 
        адаптации с развитием индивидуальности личности //Личность в сис 
        теме коллективных отношений.- М., 1980.
      3. Кудрявцев В.Н. Криминальная мотивация.- М, Наука, 1986, С. 174- 
        176.
      4. Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология. - М.: Наука, 
        1982,-С. 285.

98. Кудрявцев В.Н. Причины правонарушений. - М.: Наука, 1976. -С. 
^ 286.

      1. Кудрявцев В.Н. Социальные деформации: (причины, механизмы, пути 
        преодоления). РАН. Ин-т гос-ва и права. - М., 1992. -С. 133.
      2. Кузнецов П.С. Адаптация как функция развития личности. - Саратов, 
        1991.
      3. Кузьмина Н.В., Реан А.А. Профессионализм педагогической деятель 
        ности. - С-Пб., 1993. -С. 231.
      4. Лебедев А.В. Оценка нервно-психического состояния подростков, со 
        стоящих  на  учете  в  инспекциях  по  делам  несовершеннолетних 
        //Психология и профилактика асоциального поведения несовершен 
        нолетних/ Под. Ред. С.А. Беличевой. - Тюмень, ТГУ, 1985. - С. 47-58.

 

  1. Лебединский В.В., Никольская О.С. и др. Эмоциональные нарушения 
    ' в детском возрасте и их коррекция. - М., 1990. - С. 124
    1. Леонтьев А.Н. Проблемы  развития психики. - 3-е изд. - М: Изд-во
     

154

МГУ. 1972.-С. 575.

    1. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Т.2- М., 1983
  1. Леонтьев Д.А. Тесты смысложизненных ориентаций.-М., 1992. 
    Т '                  107.   Ливерхуд Б. Кризисы жизни - шансы жизни.- Калуга, 1994.

 

      1. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков - Изд. 
        2-е, доп. и перераб.-Л.: Медицина, 1983. - С. 256.
      2. Личко   А.Е.   Патохарактерологический   диагностический   опросник 
        для подростков // В кн.:   Кабанов М.М. Личко А.Е., Смирнов В.М. 
        Методы психологической диагностики и коррекции  в клинике. — Л., 
        Медицина, 1983.

ПО.   Лишенные родительского попечительства /Под  ред. Мухиной B.C. -М.: Просвещение, 1991. - С. 223.

    1. Ломброзо Ч. Преступление. - М., 1994, - С. 187.
      1. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психоло 
        гии. - М.: Наука, 1984 - С. 310.

113. Лунев В.В. Мотивация преступного поведения. - М.: Наука, 1991. - С. 
' 148.

      1. Лущук В. Методы коррекции асоциального поведения школьников. 
        /Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный 
        опыт. - М., Тула. 1993 - С. 238-239.
      2. Макаренко А.С. Книга для родителей. Соч., Т. 4 -М.: Изд-во АПН 
        РСФСР, 1957-С. 334.
      3. Макаренко   А.С.   Методика   организации   воспительного   процесса 
        //Собр. Соч. в 8-ми т.- М.: Педагогика, 1983. - Т. 1 - С. 267-330.
      4. Максимова Н.Ю. Диагностика и коррекция поведения трудных под- 
        ростков./ж. Вопр. психол., № 3 - 1988. - С. 93-99.
      5. Методы психологической диагностики. Вып. 1 - РАН, ин-т психол. - 
        М., 1993.-С .79-80.

119.   Мельников В.М. Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную

психологию  личности.- М.,1995.

 

155

120. Милославова  И.А. Понятие и структура социальной  адаптации. /Автореф. дис. канд. психол. наук - Л., ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1974, С. 9-12.

Т ' 121.   Миньковский Г.М. Проблемы совершенствования социального воспи-

тания и социально-правовой охраны семьи и детства в свете  конвенции о правах несовершеннолетних / Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. - М.: Тула, 1993 - С. 207.

      1. Михайлова Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида. 
        М., 1990.
      2. Моленда О. Влияние ценностных ориентации на асоциальное поведе 
        ние подростков./ Дис. канд. соц.наук - М., 1992.
    1. Мясищев В.Н. психология отношений.- М., 1995.
      1. Налчаджан А.А. Социально-психологическая адаптация личности. - 
        Ереван, 1988.

126. Обухова Л.Ф. Детская психология. Теория, факты, проблемы.- М., 
' 1995.

      1. Общая психодиагностика. /Под ред. А.А. Бодалева. В.В. Столина -М., 
        1987.
      2. Общение и формирование личности школьника /Под ред. А.А. Бода 
        лева , Р.Л. Кричевского.- М., 1987.
    1. Орлов А.Б. Личность и сущность //ж.Вопросы психологии// 1995, № 2.
      1. Оферова Т.И. Поведение аффективных детей в конфликтных ситуа 
        циях //ж. Вопросы психологии - 1975, № 2 С. 113-123.
      2. Парыгин Б.Д. Социальная психология как наука.- Ереван, 1978. С. 118- 
        119.
      3. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971, 
        С. 162-165

Информация о работе Психологические особенности подростков в разных типах образовательных и социальных учреждений