Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 18:16, диссертация
Подростковый период характеризуется как чрезвычайно важный в становлении личности. Развивающаяся личность испытывает большие перегрузки в любом обществе и в любые времена. Однако особенно остро стала проблема изучения динамики развития психических структур личности в последние годы. По ряду причин, в том числе и из-за нестабильности общества и интенсивных социальных сдвигов, усилились негативные тенденции, предъявляющие повышенные требования к самоопределению, стабильности личности, а также провоцирующие ее девиантное поведение.
Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения развития личности подростков.
Ы.Личностно - развивающий потенциал образовательного 12 пространства.
Психологические особенности развития личности подростка в 22
образовательном пространстве.
Содержательные компоненты детерминации девиантного 34
поведения подростков.
1.4.Психологические основы профилактики и коррекции 45 девиантного поведения подростков.
Выводы 55
Глава 2. Организация и методы экспериментального исследования.
Организация исследования. 57
Методика диагностики межличностных отношений Л.Н. 68
Собчик.
Методика исследования тревожности Ч.Д. Спилбергера. 72
Методика описания поведения К. Томаса. 75
Многофакторный личностный опросник FPI 77
(модифицированная форма В).
Глава III. Результаты экспериментального исследования.
Сопоставление показателей типов межличностных отношений 83
по критерию - х2( хи - квадрат).
Сопоставление показателей ситуативной и личностной 95
тревожности подростков по критерию х2( хи - квадрат).
Сопоставление значений показателей доминирующего типа 98
поведения подростков.
Сопоставление экспериментальных показателей личности по 101
многофакторному личностному опроснику FPI
(модифицированная форма В) по критерию х2( хи - квадрат).
3.5.Программа профилактики и психологической коррекции 115
девиантного поведения подростков.
Выводы. 140
Заключение 142
Библиографический список использованной литературы 146
Упражнение «Памятка разведчику».
Участники заполняют «персональные психологические памятки
разведчиков». Лист бумаги делится пополам. На левой стороне участник
записывает свои сильные личностные качества, а на правой стороне - указывает
замечания, которые он получил в процессе тренинга и проявления которых в
^ поведении необходимо избегать, чтобы «не сгореть».
Упражнение «Я вчера и сегодня».
Каждый участник делится с группой итоговыми размышлениями о своих личных «приобретениях», сравнивает себя с собой вчерашним и на этой основе судит об эффективности работы, благодарит группу за сотрудничество.
Упражнение «Письмо ведущему».
В завершение работы в группе можно попросить участников написать ведущему письмо. Подпись участников не обязательна, письмо может содержать критику, поддержку или размышления о прошедшем тренинге.
Упражнение «Образ тренинга».
Участникам предлагается с помощью цветной бумаги выразить своё
эмоциональное состояние на данный момент. Ведущий кладёт на середину
j комнаты большой лист бумаги, на котором прорисованы контуры пейзажа.
139
Участникам предлагается раскрасить картину, заклеивая её кусочками цветной бумаги. Выбор тона бумаги должен соответствовать настроению участников в данный момент. Затем ведущий говорит о том, что работа в группе завершена, благодарит всех за участие и предлагает запечатлеть «образ тренинга» на память. Это может быть фотография, песня, символичный рисунок и т.д. Предполагается, что в дальнейшем участники смогут обращаться к этому образу как к «психологическому резерву».
140
Выводы.
Т"
1. При сопоставлении полученных
экспериментальных данных по методике
ДМО Л. Н. Собчик нами выявлены различия
следующих показателей:
- в группе РЦ значимо выше, чем в группе ОШ показатели независимого, доминирующего типа (Р < 0,005), прямолинейного, агрессивного типа (Р <0,01), недоверчивого, скептического типа (Р < 0,01), зависимого, послушного типа (Р<0,05). В группе РЦ значимо выше, чем в группе ЛИ показатели недоверчивого, скептического типа (Р < 0,02).
2. Наивысшая ситуативная тревожность
выявлена у подростков группы РЦ.
Наивысшая личностная тревожность так
же наблюдается у подростков группы РЦ,
за ними следуют подростки
группы ЛИ. Среди подростков
группы ОШ
показатели ситуативной и личностной
тревожности продемонстрировали малый
процент высокотревожных подростков.
1 3. Сопоставление преобладающего типа поведения в группах испытуемых
показало, что между ними существуют значимые различия. Отторжение подростков и значимых социальных сред является фактором формирования девиантного поведения. Социальная дезадаптация вынуждает подростка осуществлять социализацию за счёт внутренней пластичности. Возникает психологическое отчуждение от социальной среды или защитное слияние со средой.
4. При сопоставлении данных методики FPI нами выявлены различия следующих показателей:
- в группе
ЛИ значимо выше, чем в группе
ОШ показатели невротичности
(Р < 0,02), спонтанной агрессивности
(Р < 0,02), реактивной агрессивности
(Р<0,05);
•-Ф-- - в группе РЦ значимо выше,
чем в группе ОШ показатели невротичности
141
(Р < 0,05) и спонтанной агрессивности (Р < 0,005);
- в группе ОШ значимо выше, чем в группе ЛИ показатели уравновешенности (Р < 0,025).
142
Заключение.
На основании полученных результатов экспериментального исследования, сравнительного анализа данных с применением критерия X2 (хи - квадрат) трёх групп испытуемых: учащихся общеобразовательной школы, подростков из лицея - интерната и подростков из Центра социальной реабилитации проведённое исследование позволяет сформулировать выводы относительно приоритетных факторов и характеристик девиантного поведения подростков:
1. Особенности образовательного
пространства школы, лицея-интерната и
реабилитационного центра проявляются
в психологических характеристиках его
участников, в частности
в психологических особенностях
подростков с
девиантным поведением. Чтобы использовать
возможности среды, подросток
проявляет соответствующую
активность, то есть становится реальным
субъектом
своего развития, субъектом
образовательного пространства,
а не остается
объектом влияния его условий и факторов.
2. Показателями эффективности
деятельности образовательных
и
социальных учреждений являются различия
в психологических особенностях
подростков с девиантным
поведением, находящихся в различных образовательных
и социальных учреждениях, которые проявляются
на интрапсихологическом и
интерпсихологическом уровнях психической
организации личности подростка.
3. Результаты
сопоставления показателей
отношений по методике Л.Н.Собчик
[158] свидетельствуют о том, что у
подростков из реабилитационного
центра в сравнении с подростками из
общеобразовательной школы статистически
значимо преобладают данные
независимого, доминирующего типа (Р <
0,005), прямолинейного, агрессивного
-+... типа (Р < 0,01 ), эти черты личности
подростков способствуют их вытеснению
из
143
социально — значимой среды и являются факторами дезадаптации, что в свою очередь, ведёт к девиантности поведенческого паттерна этих подростков.
г^ < 0,001) в сравнении с подростками из общеобразовательной школы. Показатели
личностной
тревожности подростков из лицея
— интерната статистически
6. Сравнительный анализ данных
по методике FPI [139] показал, что у
подростков из
лицея - интерната
значимо выше, чем
у подростков из
общеобразовательной школы показатели
невротичности (Р < 0,02), спонтанной
агрессии (Р < 0,02) и реактивной
агрессии (Р < 0,05), а у подростков из
реабилитационного
центра значимо
выше чем у
подростков из
-ф - общеобразовательной школы показатели невротичности (Р < 0,05) и спонтанной
144
агрессии (Р < 0,005). Вместе с тем у подростков из общеобразовательной школы значимо выше, чем у подростков из лицея - интерната показатели
Т уравновешенности (Р < 0,025). Эти данные свидетельствуют о том, что у
подростков из реабилитационного центра и лицея - интерната выраженными являются уровень невротизации личности с тенденцией к психосоматическим нарушениям, уровень психопатизации интротенсивного типа с тенденцией к импульсивности поведения, кроме того, у подростков из лицея - интерната выражен уровень психопатизации экстратенсивного типа с агрессивным отношением к социальному окружению и стремлением к доминированию. Напротив, у подростков из общеобразовательной школы выражена уравновешенность, отражающая устойчивость к стрессу, уверенность в себе , оптимистичность и активность.
7. Сравнительный
анализ данных по методике
К. Томаса [143] для описания поведения
в конфликтных ситуациях
/ *• приспособлению, а у подростков из общеобразовательной школы - тенденция к
компромиссу. Это позволяет сделать вывод, что подростки из реабилитационного центра и лицея - интерната зависят от предшествующего негативного опыта и низкой оценки собственной способности преодолеть препятствие. Кроме того, концентрация показателей избегания, компромисса и сотрудничества в зоне низких значений у подростков реабилитационного центра и лицея - интерната позволяет сделать вывод о влиянии социальной среды на формирование девиантного поведения. Нарушенные отношения в социуме существенно изменяют образ жизни подростка — девианта, затем начинают оказывать обратное влияние на черты личности, характера, деформируя их и закрепляя в реальных поведенческих актах сформированные негативные психологические особенности.
8. В
качестве результатов апробации
программы профилактики
и
*+. психологической коррекции
девиантного поведения подростков, предложенной
в
145
данной работе,
констатировано: раскрытие личностного
потенциала подростка в
процессе самореализации, самопроявления
и самоактуализации с учётом всех
Т структурных составляющих
личности: характера, темперамента,
акцентуаций,
нервно-психического состояния (тревожность, агрессия); актуализация внутренних резервов подростка; повышение компетентности в сфере общения за счёт снижения факторов дезадаптации; активизация процессов самопознания и самовыражения личности подростка в группе.
Программа рекомендуется
для использования в
Результаты
экспериментальных исследований
146
Библиографический список использованной литературы.
1. Абульханова-Славская К.А.
Деятельность и психология личности. -
М., 1980.-335С.
147
338С.
I 15. Антонян Ю.М. Гульдан В.В. Криминальная патопсихология.-М.,
1991.
' 21. Башкатов И.П. Психология и профилактика асоциального поведения
несовершеннолетних /Под. ред. С.А. Беличевой. -Тюмень, 1985.
148
28. Братусь Б.С, Мишин О.В. Закономерности
развития деятельности и
проблемы
психолого-педагогического
воздействия на
лич-
ность//Вестник Моск. Ун-та. Сер. Психология.
- 1982. - № 1.