Психологические особенности подростков в разных типах образовательных и социальных учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 18:16, диссертация

Описание работы

Подростковый период характеризуется как чрезвычайно важный в становлении личности. Развивающаяся личность испытывает большие перегрузки в любом обществе и в любые времена. Однако особенно остро стала проблема изучения динамики развития психических структур личности в последние годы. По ряду причин, в том числе и из-за нестабильности общества и интенсивных социальных сдвигов, усилились негативные тенденции, предъявляющие повышенные требования к самоопределению, стабильности личности, а также провоцирующие ее девиантное поведение.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения развития личности подростков.
Ы.Личностно - развивающий потенциал образовательного 12 пространства.
Психологические особенности развития личности подростка в 22
образовательном пространстве.
Содержательные компоненты детерминации девиантного 34
поведения подростков.
1.4.Психологические основы профилактики и коррекции 45 девиантного поведения подростков.
Выводы 55
Глава 2. Организация и методы экспериментального исследования.
Организация исследования. 57
Методика диагностики межличностных отношений Л.Н. 68
Собчик.
Методика исследования тревожности Ч.Д. Спилбергера. 72
Методика описания поведения К. Томаса. 75
Многофакторный личностный опросник FPI 77
(модифицированная форма В).
Глава III. Результаты экспериментального исследования.
Сопоставление показателей типов межличностных отношений 83
по критерию - х2( хи - квадрат).
Сопоставление показателей ситуативной и личностной 95
тревожности подростков по критерию х2( хи - квадрат).
Сопоставление значений показателей доминирующего типа 98
поведения подростков.
Сопоставление экспериментальных показателей личности по 101
многофакторному личностному опроснику FPI
(модифицированная форма В) по критерию х2( хи - квадрат).
3.5.Программа профилактики и психологической коррекции 115
девиантного поведения подростков.
Выводы. 140
Заключение 142
Библиографический список использованной литературы 146

Файлы: 1 файл

Психол.детей ДД.doc

— 1.70 Мб (Скачать файл)

Упражнение  «Памятка разведчику».

Участники      заполняют      «персональные       психологические       памятки

разведчиков».   Лист   бумаги   делится   пополам.   На  левой   стороне   участник

записывает  свои сильные личностные качества, а на правой стороне - указывает

замечания, которые  он получил в процессе тренинга и  проявления которых в

^ поведении необходимо избегать, чтобы «не сгореть».

Упражнение  «Я вчера и сегодня».

Каждый участник делится с группой итоговыми  размышлениями о своих личных «приобретениях», сравнивает себя с собой вчерашним и на этой основе судит об эффективности работы, благодарит группу за сотрудничество.

Упражнение  «Письмо ведущему».

В завершение работы в группе можно попросить  участников написать ведущему письмо. Подпись участников не обязательна, письмо может содержать критику, поддержку или размышления о прошедшем тренинге.

Упражнение  «Образ тренинга».

Участникам   предлагается   с   помощью   цветной   бумаги   выразить   своё

эмоциональное состояние  на данный  момент.  Ведущий  кладёт на середину

j комнаты  большой  лист бумаги,  на котором  прорисованы  контуры  пейзажа.

 

139

Участникам  предлагается раскрасить картину, заклеивая  её кусочками цветной бумаги. Выбор тона бумаги должен соответствовать настроению участников в данный момент. Затем ведущий говорит о том, что работа в группе завершена, благодарит всех за участие и предлагает запечатлеть «образ тренинга» на память. Это может быть фотография, песня, символичный рисунок и т.д. Предполагается, что в дальнейшем участники смогут обращаться к этому образу как к «психологическому резерву».

 

140

Выводы.

Т"

1. При сопоставлении полученных экспериментальных данных по методике 
ДМО Л. Н. Собчик нами выявлены различия следующих показателей:

- в группе  РЦ значимо выше, чем в группе  ОШ показатели независимого, доминирующего типа (Р < 0,005), прямолинейного, агрессивного типа (Р <0,01), недоверчивого, скептического типа (Р < 0,01), зависимого, послушного типа (Р<0,05). В группе РЦ значимо выше, чем в группе ЛИ показатели недоверчивого, скептического типа (Р < 0,02).

2. Наивысшая ситуативная тревожность выявлена у подростков группы РЦ. 
Наивысшая личностная тревожность так же наблюдается у подростков группы РЦ, 
за  ними   следуют  подростки   группы   ЛИ.   Среди   подростков     группы   ОШ 
показатели ситуативной и личностной тревожности продемонстрировали малый 
процент высокотревожных подростков.

3. Сопоставление преобладающего типа поведения в группах испытуемых

показало, что  между ними существуют значимые различия. Отторжение подростков и значимых социальных сред является фактором формирования девиантного поведения. Социальная дезадаптация вынуждает подростка осуществлять социализацию за счёт внутренней пластичности. Возникает психологическое отчуждение от социальной среды или защитное слияние со средой.

4. При сопоставлении  данных  методики FPI  нами  выявлены различия следующих показателей:

- в группе  ЛИ значимо выше, чем в группе  ОШ показатели невротичности 
(Р < 0,02), спонтанной агрессивности (Р < 0,02), реактивной агрессивности 
(Р<0,05); 
•-Ф-- - в группе РЦ значимо выше, чем в группе ОШ показатели невротичности

 

141

(Р < 0,05) и  спонтанной агрессивности (Р < 0,005);

-   в    группе    ОШ   значимо    выше,    чем    в    группе    ЛИ    показатели уравновешенности (Р < 0,025).

 

142

 Заключение.

На основании  полученных результатов экспериментального исследования, сравнительного анализа данных с применением критерия X2 (хи - квадрат) трёх групп испытуемых: учащихся общеобразовательной школы, подростков из лицея - интерната и подростков из Центра социальной реабилитации проведённое исследование позволяет сформулировать выводы относительно приоритетных факторов и характеристик девиантного поведения подростков:

1. Особенности образовательного пространства школы, лицея-интерната и 
реабилитационного центра проявляются в психологических характеристиках его 
участников,    в   частности    в    психологических   особенностях   подростков    с 
девиантным поведением. Чтобы использовать возможности среды,  подросток 
проявляет соответствующую активность, то есть становится реальным субъектом 
своего   развития,   субъектом   образовательного   пространства,   а   не   остается 
объектом влияния его условий и факторов.

2. Показателями    эффективности    деятельности    образовательных    и 
социальных учреждений являются различия в психологических особенностях 
подростков с девиантным поведением, находящихся в различных образовательных 
и социальных учреждениях, которые проявляются на интрапсихологическом и 
интерпсихологическом уровнях психической организации личности подростка.

3. Результаты  сопоставления показателей диагностики  межличностных 
отношений по методике Л.Н.Собчик [158] свидетельствуют о том, что у 
подростков из реабилитационного центра в сравнении с подростками из 
общеобразовательной школы статистически значимо преобладают данные 
независимого, доминирующего типа (Р < 0,005), прямолинейного, агрессивного 
-+... типа (Р < 0,01 ), эти черты личности подростков способствуют их вытеснению из

 

143

социально —  значимой среды и являются факторами  дезадаптации, что в свою очередь, ведёт к девиантности поведенческого паттерна этих подростков.

    1. Результаты  сопоставления  показателей  ситуативной тревожности  по 
      методике Ч. Спилбергера [143] свидетельствуют о том, что у подростков из 
      реабилитационного центра статистически значимо преобладают эти показатели в 
      сравнении с подростками из общеобразовательной школы (Р < 0,02). Это означает, 
      что   состояние   подростков   из   реабилитационного    центра   характеризуется 
      преобладанием   таких   субъективно    негативно   переживаемых   эмоций    как 
      напряжение,   беспокойство,   озабоченность   и   нервозность.   Такое   состояние 
      возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию, а в стрессовой 
      ситуации данное состояние способствует девиантности поведения подростков из 
      реабилитационного центра.
    2. Результаты   сопоставления   показателей   личностной   тревожности   по 
      методике Ч. Спилбергера [139] свидетельствуют о том, что у подростков из 
      реабилитационного центра статистически значимо преобладают эти показатели (Р

г^ < 0,001) в сравнении с подростками из общеобразовательной школы. Показатели

личностной  тревожности подростков из лицея  — интерната статистически значимо преобладают в сравнении с подростками из общеобразовательной школы (Р < 0,002). Это позволяет сделать вывод о тревожности, как устойчивой личностной характеристике подростков из реабилитационного центра и лицея - интерната, отражающей тенденцию воспринимать широкий спектр ситуаций как угрожающих и отвечать на них определённой негативной реакцией.

6. Сравнительный анализ данных по методике FPI [139] показал, что у 
подростков   из   лицея   -   интерната   значимо   выше,   чем   у   подростков   из 
общеобразовательной школы показатели невротичности (Р < 0,02), спонтанной 
агрессии (Р  < 0,02) и реактивной  агрессии (Р < 0,05),  а у подростков из 
реабилитационного     центра     значимо     выше     чем     у     подростков     из

-ф - общеобразовательной школы показатели невротичности (Р < 0,05) и спонтанной

 

144

агрессии (Р < 0,005). Вместе с тем у подростков из общеобразовательной школы значимо    выше,    чем    у    подростков    из    лицея    -    интерната    показатели

Т уравновешенности  (Р  <  0,025).   Эти данные  свидетельствуют о том,  что  у

подростков  из реабилитационного центра и лицея - интерната выраженными являются уровень невротизации личности с тенденцией к психосоматическим нарушениям, уровень психопатизации интротенсивного типа с тенденцией к импульсивности поведения, кроме того, у подростков из лицея - интерната выражен уровень психопатизации экстратенсивного типа с агрессивным отношением к социальному окружению и стремлением к доминированию. Напротив, у подростков из общеобразовательной школы выражена уравновешенность, отражающая устойчивость к стрессу, уверенность в себе , оптимистичность и активность.

7. Сравнительный  анализ данных по методике  К. Томаса [143] для описания поведения  в конфликтных ситуациях продемонстрировал,  что у подростков реабилитационного   центра   и   лицея  -  интерната   преобладает  тенденция   к

/ *• приспособлению, а у подростков из общеобразовательной школы - тенденция к

компромиссу. Это позволяет сделать вывод, что подростки из реабилитационного центра и лицея - интерната зависят от предшествующего негативного опыта и низкой оценки собственной способности преодолеть препятствие. Кроме того, концентрация показателей избегания, компромисса и сотрудничества в зоне низких значений у подростков реабилитационного центра и лицея - интерната позволяет сделать вывод о влиянии социальной среды на формирование девиантного поведения. Нарушенные отношения в социуме существенно изменяют образ жизни подростка — девианта, затем начинают оказывать обратное влияние на черты личности, характера, деформируя их и закрепляя в реальных поведенческих актах сформированные негативные психологические особенности.

8.   В   качестве   результатов   апробации   программы   профилактики   и 
*+. психологической коррекции девиантного поведения подростков, предложенной в

 

145

данной работе, констатировано: раскрытие личностного  потенциала подростка в 
процессе самореализации, самопроявления и самоактуализации с учётом всех 
Т структурных составляющих личности:  характера,  темперамента,  акцентуаций,

нервно-психического состояния (тревожность, агрессия); актуализация внутренних резервов подростка; повышение компетентности в сфере общения за счёт снижения факторов дезадаптации; активизация процессов самопознания и самовыражения личности подростка в группе.

Программа рекомендуется  для использования в психологической  практике социальных учреждений, деятельность которых направлена на социальную реабилитацию подростков-девиантов, а также может стать основой для составления программ психологической коррекции для работы психологов, социальных работников и других специалистов.

Результаты  экспериментальных исследований, полученные нами, открывают широкие возможности для дальнейших исследований психологических особенностей подростков, влияющих на их адаптивные возможности в различных условиях жизнедеятельности.

 

146

Библиографический список использованной литературы.

1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - 
М., 1980.-335С.

  1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991.
  2. Адлер А. Беспризорные дети. //Лишенные родительского попечитель 
    ства.// М., 1991.
  3. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии.М., 1995.
  4. Алексеева Л.С. Зависимость отклоняющегося поведения школьников 
    от типа неблагополучной семьи //Предупреждение педагогической 
    запущенности и правонарушений школьников. - М., 1980. - 152С.
  5. Александровский Ю.А.   Состояния психической дезадаптации и их 
    компенсация. М., 1976.
  6. Алемаскин М.А. Психолого-педагогические факторы предупреждения 
    правонарушений среди несовершеннолетних. // Психология и профи- 
    лактика асоциального поведения  несовершеннолетних. - Тюмень, 
    1985.-С.5-6.
  7. Алемаскин М.А. Причины и мотивы правонарушений подростков // 
    сб. Совместная деятельность школ, внешкольных учреждений и орга 
    нов правопорядка по предупреждению правонарушений несовершен 
    нолетних - Ташкент, 1979.
  8. Ананьев Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосозна 
    ния.- В кн.: Избранные психологические труды. В 2-х т. Т.2 // Под. 
    ред. А.А. Бодалева и др. - М., 1980. - С. 103-127.
  9. Ананьев Б.Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания // Изб. 
    Псих. Труды: в 2-х т.-М.: Педагогика. 1980. - Т.2 -С. 10-127.
  10. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания.М., 1996.
  11. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания.-Л.: Изд-во ЛГУ. 1968. -
  12.  

147

338С.

    1. Андреева Г.М. Социальная психология.-М., 1988. - 416С.
    2. Антонян Ю.М. Изучение личности преступника.-М., 1982.- 216С.

I 15.     Антонян   Ю.М.   Гульдан   В.В.   Криминальная   патопсихология.-М.,

1991.

      1. Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся систе 
        мы.- В кн.: Психология формирования и развития личности. - М., 
        1981.-С. 3-19.
      2. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология   и конструирова 
        ние миров. Москва - Воронеж, 1996.
    1. Асмолов А.Г. Психология личности.- М., 1990.
      1. Бажин Е.Ф.Ю, Голынкина Е.А., Эткинд A.M. Метод исследования 
        уровня субъективного контроля //Психологический журнал. 1983. № 
        3.
      2. Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд A.M. Опросник уровня субъек 
        тивного контроля (УСК).- М., 1993.

' 21.     Башкатов И.П. Психология и профилактика асоциального поведения

несовершеннолетних /Под. ред. С.А. Беличевой. -Тюмень, 1985.

      1. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М.: Редакционно- 
        издательский  центр Консорциума «Социальное  здоровье России». 
        1993.-199С.
      2. Беличева С.А.,   Фокин В.М. Социальная профилактика отклоняюще 
        гося поведения несовершеннолетних как комплекс охранно-защитных 
        мер.- М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социаль 
        ное здоровье России», 1993. - С. 62.
      3. Беличева С.А.  Сложный  мир  подростка.  - Свердловск:   Средне- 
        Уральск. книжное изд-во, 1984. - С. 129.
      4. Белкин А.С. Внимание - ребенок. Причины, диагностика, предупреж- 
        дение отклонений в поведении школьников. - Сверловск, Средне- 
        Уральск, кн.изд-во, 1981.-С. 128.
      5.  

148

      1. Беляев Э.В., Шалин Д.Н. К понятию «роли» в социологии -//Личность 
        и ее ценностные ориентации. - М., 1991.
    1. Бердяев Н.А. Самопознание. - М, 1991.

28. Братусь Б.С, Мишин О.В. Закономерности развития деятельности и 
проблемы      психолого-педагогического      воздействия      на     лич- 
ность//Вестник Моск. Ун-та. Сер. Психология. - 1982. - № 1.

    1. Братусь Б.С. Аномалии личности. - М.: Мысль, 1988. - 301С.
      1. Братусь Б.С. К изучению смысловой сферы личности // Вестник Моск. 
        Ун-та Сер. Психология.- 1984. - № 2.
      1. Братусь Б.С. Общепсихологическая теория деятельности и проблема 
        единиц анализа личности - М., Изд-во Моск. Ун-та, 1983. - С. 212- 
        220.

Информация о работе Психологические особенности подростков в разных типах образовательных и социальных учреждений