Психологические особенности подростков в разных типах образовательных и социальных учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 18:16, диссертация

Описание работы

Подростковый период характеризуется как чрезвычайно важный в становлении личности. Развивающаяся личность испытывает большие перегрузки в любом обществе и в любые времена. Однако особенно остро стала проблема изучения динамики развития психических структур личности в последние годы. По ряду причин, в том числе и из-за нестабильности общества и интенсивных социальных сдвигов, усилились негативные тенденции, предъявляющие повышенные требования к самоопределению, стабильности личности, а также провоцирующие ее девиантное поведение.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения развития личности подростков.
Ы.Личностно - развивающий потенциал образовательного 12 пространства.
Психологические особенности развития личности подростка в 22
образовательном пространстве.
Содержательные компоненты детерминации девиантного 34
поведения подростков.
1.4.Психологические основы профилактики и коррекции 45 девиантного поведения подростков.
Выводы 55
Глава 2. Организация и методы экспериментального исследования.
Организация исследования. 57
Методика диагностики межличностных отношений Л.Н. 68
Собчик.
Методика исследования тревожности Ч.Д. Спилбергера. 72
Методика описания поведения К. Томаса. 75
Многофакторный личностный опросник FPI 77
(модифицированная форма В).
Глава III. Результаты экспериментального исследования.
Сопоставление показателей типов межличностных отношений 83
по критерию - х2( хи - квадрат).
Сопоставление показателей ситуативной и личностной 95
тревожности подростков по критерию х2( хи - квадрат).
Сопоставление значений показателей доминирующего типа 98
поведения подростков.
Сопоставление экспериментальных показателей личности по 101
многофакторному личностному опроснику FPI
(модифицированная форма В) по критерию х2( хи - квадрат).
3.5.Программа профилактики и психологической коррекции 115
девиантного поведения подростков.
Выводы. 140
Заключение 142
Библиографический список использованной литературы 146

Файлы: 1 файл

Психол.детей ДД.doc

— 1.70 Мб (Скачать файл)

' 133.   Петровский А.В. Проблемы развития личности с позиций социальной

психологии, /ж. Вопр. психологии, № 3, - 1984, С. 15-30.

 

156

    1. Петровский В.А. Личность в психологии.- Ростов-на-Дону, 1996.
    2. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности.- М., 1992.
    3. Пиаже Ж. Избранные психологические труды.- М., 1994.

f s 137.   Платонов К.К. Структура и развитие личности. -М.: Наука, 1986. - С.

254.

      1. Поливанова Н. И. Психологическое   содержание подросткового воз 
        раста//ж. Вопросы психологии. № 1,-1996, С. 18-26.
      2. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии // 
        Под ред.А А Крылова, С. А. Маничева. - Санкт — Петербург, 2003.
      3. Прихожан  A.M.  Развитие  эмоциональной  стороны  самосознания. 
        //Формирование личности в переходный период от подросткового к 
        юношескому возрасту.-М., 1987.
      4. Проблемы психологии личности /Отв. ред. Шорохова Е.В. - М.: Нау 
        ка, 1982, С. 135-138.
      5. Психология и профилактика асоциального поведения несовершенно 
        летних /Под. ред. Беличевой С.А. -Тюмень: ТГУ, 1985 - С. 96.
    1. Психологические тесты // Под ред. А.А. Карелина - М., Владос, 2001.
    1. Роттер М. Помощь трудным детям. - М.: Прогресс, 1987- С. 198.
      1. Реан А.А. Локус контроля делинквентной личности, /ж. Вопр. психо 
        логии № 2. - 1994. - С. 57
    1. Реан А.А. Психологическая служба школы. - С.-Пб. 1993. - С. 16-22 .
      1. Реан А.А. Характерологические особенности подростков делинквен 
        тов, /ж. Вопросы психолог. № 4 - 1991. -С . 63.
    1. Роджерс К. Взгляд на психотерапию, становление человека.-М, 1994.
      1. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии.- М., АН 
        СССР, 1959. -С. 254.

 

  1. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических 
    '                              различий.- М. :Наука, 1979. - С. 22.
    1. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения.// Под ред.
     

157

В.А. Ядова. - Л.: Наука, 1979 - С. 264. 152.   Свиридов Н.А. Социальная адаптация личности в трудовом коллекти-

ве.-М., 1974.

f ' 153.   Селецкий А.И., Тарарухин С.А. Несовершеннолетние с отклоняю-

щимся поведением. — Киев, 1981.

        1. Сибиряков С.Д. Демидов Н.Н., Анисимов П.В. Насилие и дети: со 
          стояние, причины, защита и профилактика (научно-методическое по 
          собие). - Волгоград, 1994. - С. 85.
      1. Скиннер Б. Введение в криминологию. -М., Прогресс, 1985, С. 312.
        1. Смолина В.В.,  Кутейникова М.Г.  Возрастные  особенности детей 
          школьного возраста- М, 1990.
        2. Смирнова Е.О. Становление межличностных отношений в раннем он 
          тогенезе //ж. Вопросы психологии. - 1994, № 6 - С. 5-15.
      1. Собчик Л.Н. Методы психологической диагностики. - М., 1990.
        1. Соколова Е.Т., Чеснокова И.Г. Зависимость самооценки подростка от 
          отношения к нему родителей. - //ж. Вопросы психологии. 1986. - № 2

'' -С. 110-117.

        1. Солин В.А. К вопросу о социально-психологических факторах, де 
          терминирующих     девиантное     поведение     личности     подростка. 
          /Психолого-педагогическая коррекция и психотерапия девиантного 
          поведения и дисгармонии в развитии личности детей и подростков. — 
          Воронеж: ВГПИ, 1993 -С. 189.
        2. Солнцева Л.М., Галкина Т.В. Методы исследования личности учаще 
          гося. -М: РАН, ин-т психологии.- 1993.- С. 20-31.
        3. Сохань Л.В. Основы социально-психологической теории. -М.,1971, С. 
          162-165.
        4. Социальная профилактика отклоняющшегося поведения несовершен 
          нолетних как комплекс охранно-защитных мер. — М.: Ред. издат.

' Центр Консоциума «Социальное здоровье России» /Под. ред. С.А. Бе-

личевой и  В.М.Фокина, 1993. - С. 56.

 

158

164. Социально-психологический    диагностико-коррекционный    инстру 
ментарий /Под. ред С.А. Беличевой- М.: Ред. - издат. Центр Консор 
циума «Социальное здоровье России - 1993, - С. 114.

165. Социальные отклонения /Под ред. В.Н.Кудрявцевой - М: Юрид.лит., 
1989.-С. 243.

      1. Социальная реабилитация дезадаптированных детей и подростков в 
        специализированном учреждении /Пособие для сотрудников специа 
        лизированных учреждений социальной реабилитации несовершенно 
        летних /-М., 1996, С. 98-99.
      2. Снегирева Т.В. Личностное самоопределение в старшем школьном 
        возрасте //ж.Вопросы психологии.- № 2- 1989.-С.32-45.
      3. Столин В.В., Сараева А.В., Неверова И.А. Эмоционально-целостное 
        отношении к себе и другому, локус контроля и мотивация. //Личность 
        в системе коллективных отношений.-М., 1980.

169. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий.- М.: изд-во АПН 
РСФСР, 1961.-С. 421-422.

      1. Трусов В.П. Социально-психологические исследования когнитивных 
        процессов.- Л., 1980,С. 85.
      2. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогиче 
        ской антропологии. 4.1 Собр. Соч.- Т.8 - М-Л., 1950. - С. 55.
    1. ФранклВ. Человек в поисках смысла.-М., 1994.
    1. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1989.
    2. Фромм Э.. Бегство от свободы.-М., 1995.
      1. Фейдимен    Дж.,    Фрейгер    Р.    Теория    и    практика    личностно- 
        ориентированной психологии, Т. 2.- М., 1996.
    1. Фельдштейн Д.И. Психологические основы общественно-полезной

т ■

' деятельности подростков.- М.: Педагогика, 1982. — С 222.

177. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.

 

159

,1996.

178. Филонов Л.Б. Детерминация возникновения и развития отрицатель- 
Т" ных черт характера у лиц с отклоняющимся поведением. //Психология

формирования  и развития личности /Под ред. Е.В. Шороховой- М.: Наука, 1981.-С. 338-362.

        1. Филонов Л.Б. Скрываемая сторона личности подростка. - в сб.: Лич 
          ность школьника как объект педагогических исследований /Под. ред. 
          В.И. Максаковой.- М., 1980- С. 36-38.
        2. Хайкин В.Л.  О задачах создания московского центра социально- 
          психологической   поддержки   детей   и   подростков,   //ж.   Вопросы 
          психологии, № 2 - 1990. С. 85-94.
        3. Хайрулин Р.К., Юлерашев В.А., Байков И.О. О некоторых формах ор 
          ганизации работы по профилактике и коррекции отклоняющегося по 
          ведения в подростковом возрасте //Патологические формы девиантно- 
          го поведения у подростков. - М.,- 1989.- С. 52-54.

' 182.   Хорни К. Невротическая личность нашего времени.-М., 1993.

      1. Чеснокова И.Г. Межличностные отношения в семье как фактор фор 
        мирования   эмоционально-ценностного   самоотношения   подростка. 
        Автореф. канд. дис- М., 1987.
      2. Чудновский B.C. Нравственная устойчивость личности: Психологиче 
        ское исследование. - М.: Педагогика, 1981. — С. 208.
      3. Шибутани Т. Социальная психология.- М., 1969.
      4. Шилова Т.А. Психологическая типология школьников с отставаниями 
        в учении и отклонениями в поведении. -М., 1995.
      5. Шихирев П.Н. Современная социальная псхология  в западной Евро 
        пе.- М., 1985.
      6. Щуркова Н.Е. «Философия жизни» в школе — М., 1993.

т

189.   ЭльконинД.Б. Избранные психологические труды.-М., 1995.

190.   Эриксон  Э. Детство и общество.- Обнинск, 1993.

 

160

      1. Юнг К.Г. Тэвистокские лекции. -Киев, 1995.
      2. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени.-М, 1994.

193. Cattell R.B., Eber H.W., Tatsuoka M.M. Hand -book for the Sixteen Per- 
T sonalkiti Factor Questiomaire. Illinois, 1970.

194. Freid A. Das ich die Adwehrmechanismtn. L, 1946.

      1. Hartmann H. Ego Psychology and Problem of agantatich Hew York, 1958 
        p. 46.
      2. H. Hiebsch, M. Forwerg Einfuhrung in die mfrxistictische sozial Pcycol- 
        jgie. - Berlin, 1996.
      3. Incjclodia of psichologi H.J. Eisenck, W. Arnold and R. Meili (EDS), 
        Herder, new York, 1992 vol.lp.25.
      4. Jurovsky A. Vikun socializacnich prjcesowako mewjdologickj prjblem. - 
        Ctskoslovpsjch, 1966 № 5.
      5. Philips L. Human adaptation his failures Academie Press, Пе York   and 
        London, 1968.
    1. Schur E. Labeling deviant behavior. N.J., 1971.

T

 

Приложение 1.

4 V Методика диагностики  межличностных  отношений  (ДМО)

Л.Н  Собчик [158].

 

ч

Инструкция: "Перед вами опросник, содержащий различные характеристики. Следует внимательно прочесть каждую и подумать, соответствует ли она Вашему представлению о себе. Если "да", то в специальной сетке, предназначенной для регистрации Ваших ответов, перечеркните крестом соответствующую порядковому номеру характеристики цифру в сетке регистрационного листа. Если — "нет", то не делайте никаких пометок на регистрационном листе. Постарайтесь проявить максимальную внимательность и откровенность, чтобы избежать повторного обследования.

Итак, какой  Вы человек?

(Далее идет  текст опросника:)

  1. Умеет нравиться
  2. Производит впечатление на окружающих
  3. Умеет распоряжаться, приказывать
  4. Умеет настоять на своем
  5. Обладает чувством достоинства
  6. Независимый
  7. Способен сам позаботиться о себе
  8. Может проявить безразличие
  9. Способен быть суровым

 

  1. Строгий, но справедливый
  2. Может быть искренним

12. Критичен к другим

 

13. Любит поплакаться 
Ч* 14. Часто печален

      1. Способен проявлять недоверие
      2. Часто разочаровывается
      3. Способен быть критичным к себе
      4. Способен признать свою неправоту
      5. Охотно подчиняется
      6. Покладистый
      7. Благодарный
      8. Восхищающийся и склонный к подражанию
      9. Уважительный
      10. Ищущий одобрения
      11. Способный к сотрудничеству, взаимопомощи
      12. Стремится ужиться с другими

27. Доброжелательный

,



Внимательный  и ласковый

      1. Деликатный
      2. Ободряющий
      3. Отзывчивый к призывам о помощи
      4. Бескорыстный
      5. Способен вызывать восхищение
      6. Пользуется у других уважением
      7. Обладает талантом руководителя
      8. Любит ответственность
      9. Уверен в себе
      10. Самоуверен и напорист

39. Деловитый, практичный

 

 

 

40. Соперничающий

41. Стойкий и крутой, где надо

  1. Неумолимый, но беспристрастный
  2. Раздражительный
  3. Открытый и прямолинейный
  4. Не терпит, чтобы им командовали
  5. Скептичен
  6. На него трудно произвести впечатление
  7. Обидчивый, щепетильный
  8. Легко смущается
  9. Неуверенный в себе
  10. Уступчивый
  11. Скромный
  12. Часто прибегает к помощи других

54. Очень почитает авторитеты

  1. Охотно принимает советы
  2. Доверчив и стремится радовать других
  3. Всегда любезен в обхождении
  4. Дорожит мнением окружающих
  5. Общительный и уживчивый
  6. Добросердечный
  7. Добрый, вселяющий уверенность
  8. Нежный и мягкосердечный
  9. Любит заботиться о других
  10. Щедрый
  11. Любит давать советы
  12. Производит впечатление значительности
  13.  

,. 

67- Начальственно-повелительный

68. Властный

  1. Хвастливый
  2. Надменный и самодовольный
  3. Думает только о себе
  4. Хитрый
  5. Нетерпим к ошибкам других
  6. Расчетливый
  7. Откровенный
  8. Часто недружелюбен
  9. Озлоблен
  10. Жалобщик
  11. Ревнивый
  12. Долго помнит обиды

Информация о работе Психологические особенности подростков в разных типах образовательных и социальных учреждений