Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 18:16, диссертация
Подростковый период характеризуется как чрезвычайно важный в становлении личности. Развивающаяся личность испытывает большие перегрузки в любом обществе и в любые времена. Однако особенно остро стала проблема изучения динамики развития психических структур личности в последние годы. По ряду причин, в том числе и из-за нестабильности общества и интенсивных социальных сдвигов, усилились негативные тенденции, предъявляющие повышенные требования к самоопределению, стабильности личности, а также провоцирующие ее девиантное поведение.
Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения развития личности подростков.
Ы.Личностно - развивающий потенциал образовательного 12 пространства.
Психологические особенности развития личности подростка в 22
образовательном пространстве.
Содержательные компоненты детерминации девиантного 34
поведения подростков.
1.4.Психологические основы профилактики и коррекции 45 девиантного поведения подростков.
Выводы 55
Глава 2. Организация и методы экспериментального исследования.
Организация исследования. 57
Методика диагностики межличностных отношений Л.Н. 68
Собчик.
Методика исследования тревожности Ч.Д. Спилбергера. 72
Методика описания поведения К. Томаса. 75
Многофакторный личностный опросник FPI 77
(модифицированная форма В).
Глава III. Результаты экспериментального исследования.
Сопоставление показателей типов межличностных отношений 83
по критерию - х2( хи - квадрат).
Сопоставление показателей ситуативной и личностной 95
тревожности подростков по критерию х2( хи - квадрат).
Сопоставление значений показателей доминирующего типа 98
поведения подростков.
Сопоставление экспериментальных показателей личности по 101
многофакторному личностному опроснику FPI
(модифицированная форма В) по критерию х2( хи - квадрат).
3.5.Программа профилактики и психологической коррекции 115
девиантного поведения подростков.
Выводы. 140
Заключение 142
Библиографический список использованной литературы 146
Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своём мнении, если он также идет мне навстречу.
19. А. Первым делом я стараюсь
ясно определить то, в чем
состоят все затронутые интересы
и спорные вопросы.
Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем,чтобы со временем решить его окончательно.
20. А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
Б. Я стремлюсь к лучшему сочетанию выгод и потерь для всех.
21. А. Ведя переговоры, я стараюсь
быть внимательным к
желаниям другого.
Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
22. А. Я пытаюсь
найти позицию, которая
находится
посредине между моей позицией и точкой
зрения другого человека.
Б. Я отстаиваю свои желания.
23. А. Я озабочен тем, чтобы удовлетворить
желания каждого.
Б. Иногда я представляю возможность другим
взять на себя
ответственность за решение спорного вопроса.
24. А. Если позиция другого кажется
ему очень важной, я
постараюсь пойти навстречу
его желаниям.
Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.
25. А. Я пытаюсь доказать другому логику и преимущества
моих взглядов.
Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
26. А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
27. А. Я избегаю позиции, которая может вызвать споры.
Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
28. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Улаживая ситуацию, я стараюсь найти поддержку у другого.
29. А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий
30. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
Б. Я всегда
занимаю такую позицию в
Ключ к методике описания поведения К.Томаса.
№ |
Соперничество |
Сотрудниче- |
Компромисс |
Избегание |
Приспособление |
ство |
|||||
1 |
А |
Б | |||
2 |
Б |
А |
|||
3 |
А |
Б | |||
4 |
А |
Б | |||
5 |
|||||
6 |
Б |
А |
|||
7 |
Б |
А |
|||
8 |
А |
Б |
|||
9 |
Б |
А |
|||
10 |
А |
Б |
|||
11 |
А |
Б | |||
12 |
Б |
А | |||
13 |
Б |
А |
|||
14 |
Б |
А |
|||
15 |
Б |
А | |||
16 |
Б |
А | |||
17 |
А |
Б |
|||
18 |
Б |
А | |||
19 |
А |
Б |
|||
20 |
А |
Б |
|||
21 |
Б |
А | |||
22 |
Б |
А |
|||
23 |
А |
Б |
|||
24 |
Б |
А | |||
25 |
А |
Б | |||
26 |
Б |
А |
|||
27 |
А |
Б | |||
28 |
А |
Б |
|||
29 |
А |
Б |
|||
30 |
Б |
А |
Приложение 4.
Многофакторный личностный опро
(модифицированная форма В).
Инструкция
испытуемому: « На последующих страницах
имеется ряд утверждений, каждое
из которых подразумевает
Успешность
исследования во многом
Успешной вам работы!»
1. Я внимательно
прочел инструкцию и
готов откровенно
ответить на все вопросы анкеты.
10 Могу так вспылить, что готов разбить все, что попадет под руку.
11. Чувствую себя
неловко, если окружающие
почему-то
начинают обращать на меня внимание.
16. Я почти ежедневно думаю о том, насколько лучше была бы моя жизнь, если бы меня не преследовали неудачи.
17.В своих поступках я никогда не исхожу из того, что людям можно полностью доверять.
21. Меня ничуть
не обижает, если делаются
замечания
относительно моей работы или меня лично.
27. Мне кажется, что в своей жизни
я очень многое делал
неправильно.
других детей.
36. Считаю, что все средства
хороши, если надо настоять на
своем.
41. Мне кажется,
что я постоянно нахожусь
в каком-то
напряжении и мне трудно расслабиться.
46. При встрече
со старым знакомым
от радости я готов
броситься ему на шею.
47. Когда я чего-то боюсь, у меня
пересыхает во рту, дрожат руки
и ноги.
48. Частенько у
меня бывает такое
настроение, что с
удовольствием бы ничего
не видел и не слышал.
- Когда ложусь спать, то обычно засыпаю уже через несколько
минут.
52. Активно участвую
в организации
общественных
мероприятий.
53. Нередко бывает так, что приходится
смотреть в другую
сторону, чтобы избежать нежелательной
встречи.
56. Нередко сомневаюсь,
действительно ли интересно
моим
собеседникам то, что я говорю.
61. Я волнуюсь и переживаю даже
при мысли о возможной
неудаче.
делом, а не
развлекаясь в веселой
72. Иногда бывают такие периоды,
когда яркий свет, яркие
краски, сильный
шум вызывают у меня
болезненно неприятные
ощущения, хотя я вижу, что на других людей
это так не действует.
77. Мне нравится так задать вопрос
или так ответить, чтобы
собеседник растерялся.
80. Повседневные трудности и
заботы часто выводят меня из
равновесия.
85. Я устаю быстрее, чем большинство окружающих меня людей.
86. Если я чем-то сильно взволнован
или раздражен, то чувствую
это как бы всем телом.
90. Стараюсь вести себя
так, чтобы окружающие опасались
вызвать мое неудовольствие.