Психологические особенности подростков в разных типах образовательных и социальных учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 18:16, диссертация

Описание работы

Подростковый период характеризуется как чрезвычайно важный в становлении личности. Развивающаяся личность испытывает большие перегрузки в любом обществе и в любые времена. Однако особенно остро стала проблема изучения динамики развития психических структур личности в последние годы. По ряду причин, в том числе и из-за нестабильности общества и интенсивных социальных сдвигов, усилились негативные тенденции, предъявляющие повышенные требования к самоопределению, стабильности личности, а также провоцирующие ее девиантное поведение.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения развития личности подростков.
Ы.Личностно - развивающий потенциал образовательного 12 пространства.
Психологические особенности развития личности подростка в 22
образовательном пространстве.
Содержательные компоненты детерминации девиантного 34
поведения подростков.
1.4.Психологические основы профилактики и коррекции 45 девиантного поведения подростков.
Выводы 55
Глава 2. Организация и методы экспериментального исследования.
Организация исследования. 57
Методика диагностики межличностных отношений Л.Н. 68
Собчик.
Методика исследования тревожности Ч.Д. Спилбергера. 72
Методика описания поведения К. Томаса. 75
Многофакторный личностный опросник FPI 77
(модифицированная форма В).
Глава III. Результаты экспериментального исследования.
Сопоставление показателей типов межличностных отношений 83
по критерию - х2( хи - квадрат).
Сопоставление показателей ситуативной и личностной 95
тревожности подростков по критерию х2( хи - квадрат).
Сопоставление значений показателей доминирующего типа 98
поведения подростков.
Сопоставление экспериментальных показателей личности по 101
многофакторному личностному опроснику FPI
(модифицированная форма В) по критерию х2( хи - квадрат).
3.5.Программа профилактики и психологической коррекции 115
девиантного поведения подростков.
Выводы. 140
Заключение 142
Библиографический список использованной литературы 146

Файлы: 1 файл

Психол.детей ДД.doc

— 1.70 Мб (Скачать файл)

Б. Я даю  возможность другому в чем-то остаться при своём мнении, если он также идет мне навстречу.

19. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем 
состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

Б.  Я  стараюсь  отложить  решение  спорного  вопроса  с тем,чтобы со временем решить его окончательно.

20. А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

Б. Я стремлюсь  к лучшему сочетанию выгод  и потерь для всех.

21. А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к 
желаниям другого.

Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22. А.   Я    пытаюсь    найти    позицию,    которая    находится 
посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека.

Б. Я отстаиваю  свои желания.

23. А. Я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого. 
Б. Иногда я представляю возможность другим взять на себя

ответственность за решение спорного вопроса.

24. А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я 
постараюсь пойти навстречу его желаниям.

Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

25. А. Я пытаюсь доказать другому логику и преимущества

 

моих взглядов.

Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

26. А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я почти  всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

27. А. Я избегаю позиции, которая может вызвать споры.

Б. Если это  сделает другого счастливым, я  дам ему возможность настоять на своем.

28. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Улаживая ситуацию, я стараюсь найти поддержку у другого.

29. А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Думаю, что  не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий

30. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном  вопросе, чтобы мы с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.

 

Ключ к  методике описания поведения К.Томаса.

 

Соперничество

Сотрудниче-

Компромисс

Избегание

Приспособление

   

ство

     

1

     

А

Б

2

 

Б

А

   

3

А

     

Б

4

   

А

 

Б

5

         

6

Б

   

А

 

7

   

Б

А

 

8

А

Б

     

9

Б

   

А

 

10

А

 

Б

   

11

А

     

Б

12

     

Б

А

13

Б

 

А

   

14

Б

А

     

15

     

Б

А

16

Б

     

А

17

А

   

Б

 

18

   

Б

 

А

19

 

А

 

Б

 

20

 

А

Б

   

21

 

Б

   

А

22

Б

 

А

   

23

 

А

 

Б

 

24

   

Б

 

А

25

А

     

Б

26

 

Б

А

   

27

     

А

Б

28

А

Б

     

29

   

А

Б

 

30

 

Б

   

А


 

Приложение 4.

  Многофакторный личностный опросник FPI

(модифицированная  форма В).

Инструкция  испытуемому: « На последующих страницах  имеется ряд утверждений, каждое из которых подразумевает относящийся  к вам вопрос о том, соответствует или не соответствует данное утверждение каким-то особенностям вашего поведения, отдельных поступков, отношения к людям, взглядам на жизнь и т. п. Если вы считаете, что такое соответствие имеет место, то дайте ответ «Да», в противном случае — ответ «Нет». Свой ответ зафиксируйте в имеющемся у вас ответном листе, поставив крестик в клеточку, соответствующую номеру утверждения в вопроснике и виду вашего ответа. Ответы необходимо дать на все вопросы.

 Успешность  исследования во многом зависит  от того, насколько внимательно выполняется задание. Ни в коем случае не следует стремиться своими ответами произвести на кого-то лучшее впечатление, так как ни один ответ не оценивается как хороший или плохой. Вы не должны долго размышлять над каждым вопросом, а старайтесь как можно быстрее решить, какой из двух ответов, пусть весьма относительно, но все-таки кажется вам ближе к истине. Вас не должно смущать, если некоторые из вопросов покажутся слишком личными, поскольку исследование не предусматривает анализа каждого вопроса и ответа, а опирается лишь на количество ответов одного и другого вида. Кроме того, вы должны знать, что результаты индивидуально-психологических исследований, как и медицинских, не подлежат широкому обсуждению.

 

Успешной  вам работы!»

1. Я   внимательно   прочел   инструкцию   и   готов   откровенно 
ответить на все вопросы анкеты.

  1. По вечерам я предпочитаю развлекаться в веселой компании 
    (гости, дискотека, кафе и т. п.).
  2. Моему желанию познакомиться с кем-либо всегда мешает то, 
    что мне трудно найти подходящую тему для разговора.
  3. У меня часто болит голова.
  4. Иногда я ощущаю стук в висках и пульсацию в области шеи.
  5. Я быстро теряю самообладание, но и так же быстро беру себя в 
    руки.
  6. Бывает, что я смеюсь над неприличным анекдотом.
  7. Я избегаю о чем-либо расспрашивать и предпочитаю узнавать 
    то, что мне интересно, другим путем.
  8. Я предпочитаю не входить в комнату, если не уверен, что мое 
    появление пройдет незамеченным.

10 Могу так  вспылить, что готов разбить все,  что попадет под руку.

11. Чувствую   себя   неловко,   если   окружающие   почему-то 
начинают обращать на меня внимание.

  1. Я иногда чувствую, что сердце начинает работать с перебоями 
    или начинает биться так, что, кажется, готово выскочить из груди.
  2. Не думаю, что можно было бы простить обиду.
  3. Не считаю, что на зло надо отвечать злом и всегда следую 
    этому.
  4. Если я сидел, а потом резко встал, то у меня темнеет в глазах 
    и кружится голова.
  5.  

16. Я почти ежедневно думаю о том, насколько лучше была бы моя жизнь, если бы меня не преследовали неудачи.

17.В своих  поступках я никогда не исхожу  из того, что людям можно полностью доверять.

  1. Могу прибегнуть к физической силе, если требуется отстоять 
    свои интересы.
  2. Легко могу развеселить самую скучную компанию.
  3. Я легко смущаюсь.

21. Меня   ничуть   не   обижает,   если   делаются   замечания 
относительно моей работы или меня лично.

  1. Нередко чувствую, как у меня немеют или холодеют руки и 
    ноги.
  2. Бываю неловким в общении с другими людьми.
  3. Иногда без видимой причины чувствую себя подавленным, 
    несчастным.
  4. Иногда нет никакого желания чем-либо заняться.
  5. Порой я чувствую, что мне не хватает воздуху, будто бы я 
    выполнял очень тяжелую работу.

27. Мне кажется, что в своей жизни я очень многое делал 
неправильно.

  1. Мне кажется, что другие нередко смеются надо мной.
  2. Люблю такие задания, когда можно действовать без долгих 
    размышлений.
  3. Я считаю, что у меня предостаточно оснований быть не очень- 
    то довольным своей судьбой.
  4. Часто у меня нет аппетита.
  5. В детстве я радовался, если родители или учителя наказывали
  6.  

других детей.

  1. Обычно я решителен и действую быстро.
  2. Я всегда говорю правду.
  3. С интересом наблюдаю, когда кто-то пытается выпутаться из 
    неприятной истории.

36. Считаю, что все средства хороши, если надо настоять на 
своем.

  1. То, что прошло, меня мало волнует.
  2. Не могу представить ничего такого, что стоило бы доказывать 
    кулаками.
  3. Я не избегаю встреч с людьми, которые, как мне кажется, 
    ищут ссоры со мной.
  4. Иногда кажется, что я вообще ни на что не годен.

41. Мне   кажется,   что   я   постоянно   нахожусь   в   каком-то 
напряжении и мне трудно расслабиться.

  1. Нередко у меня возникают боли «под ложечкой» и различные 
    неприятные ощущения в животе.
  2. Если обидят моего друга, я стараюсь отомстить обидчику.
  3. Бывало, я опаздывал к назначенному времени.
  4. В моей жизни было так, что я почему-то позволил себе мучить 
    животное.

46. При   встрече   со   старым   знакомым   от   радости   я   готов 
броситься ему на шею.

47. Когда я чего-то боюсь, у меня пересыхает во рту, дрожат руки 
и ноги.

48. Частенько   у   меня   бывает   такое   настроение,   что   с 
удовольствием бы ничего не видел и не слышал.

 

  1. Когда ложусь спать, то обычно засыпаю уже через несколько 
    минут.
  1. Мне доставляет удовольствие, как говорится, ткнуть носом 
    других в их ошибки.
  1. Иногда могу похвастаться.

52. Активно     участвую     в     организации     общественных 
мероприятий.

53. Нередко бывает так, что приходится смотреть в другую 
сторону, чтобы избежать нежелательной встречи.

  1. В свое оправдание я иногда кое-что выдумывал.
  2. Я почти всегда подвижен и активен.

56. Нередко  сомневаюсь,  действительно  ли  интересно  моим 
собеседникам то, что я говорю.

  1. Иногда вдруг чувствую, что весь покрываюсь потом.
  2. Если сильно разозлюсь на кого-то, то могу его и ударить.
  3. Меня мало волнует, что кто-то плохо ко мне относится.
  4. Обычно мне трудно возражать моим знакомым.

61. Я волнуюсь и переживаю даже при мысли о возможной 
неудаче.

  1. Я люблю не всех своих знакомых.
  2. У меня бывают мысли, которых следовало бы стыдиться.
  3. Не знаю почему, но иногда появляется желание испортить то, 
    чем восхищаются.
  4. Я предпочитаю заставить любого человека сделать то, что мне 
    нужно, чем просить его об этом.
  5. Я нередко беспокойно двигаю рукой или ногой.
  6. Предпочитаю провести свободный вечер, занимаясь любимым
  7.  

делом, а не развлекаясь в веселой компании.

  1. В компании я веду себя не так, как дома.
  2. Иногда, не подумав, скажу такое, о чем лучше бы помолчать.
  3. Боюсь стать центром внимания даже в знакомой компании.
  4. Хороших знакомых у меня очень немного.

72. Иногда бывают такие  периоды,  когда яркий  свет, яркие 
краски,   сильный   шум   вызывают  у  меня   болезненно   неприятные 
ощущения, хотя я вижу, что на других людей это так не действует.

  1. В компании у меня нередко возникает желание кого-нибудь 
    обидеть или разозлить.
  2. Иногда думаю, что лучше бы не родиться на свет, как только 
    представлю себе, сколько всяких неприятностей, возможно, придется 
    испытать в жизни.
  3. Если кто-то меня серьезно обидит, то получит свое сполна.
  4. Я не стесняюсь в выражениях, если меня выведут из себя.

77. Мне нравится так задать вопрос или так ответить, чтобы 
собеседник растерялся.

  1. Бывало, откладывал то, что требовалось сделать немедленно.
  2. Не люблю рассказывать анекдоты или забавные истории.

80. Повседневные трудности и заботы часто выводят меня из 
равновесия.

  1. Не знаю, куда деться при встрече с человеком, который был в 
    компании, где я вел себя неловко.
  2. К сожалению, отношусь к людям, которые бурно реагируют 
    даже на жизненные мелочи.
  3. Я робею при выступлении перед большой аудиторией.
  4. У меня довольно часто меняется настроение.
  5.  

85. Я устаю быстрее, чем большинство окружающих меня людей.

86. Если я чем-то сильно взволнован или раздражен, то чувствую 
это как бы всем телом.

  1. Мне докучают неприятные мысли, которые назойливо лезут в 
    голову.
  2. К сожалению, меня не понимают ни в семье, ни в кругу моих 
    знакомых.
  3. Если сегодня я посплю меньше обычного, то завтра не буду 
    чувствовать себя отдохнувшим.

90. Стараюсь  вести  себя так,  чтобы  окружающие  опасались 
вызвать мое неудовольствие.

  1. Я уверен в своем будущем.
  1. Иногда я оказывался причиной плохого настроения кого- 
    нибудь из окружающих.

Информация о работе Психологические особенности подростков в разных типах образовательных и социальных учреждений