Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2015 в 13:06, дипломная работа
Объект исследования – ручная умелость леворуких детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – способы развития мелкой моторики и координации движений руки у леворуких детей 5-6 лет.
Гипотеза: развитие мелкомоторных и тонко-координированных движений руки у леворуких детей старшего дошкольного возраста будет успешнее, если применять игры и упражнения по развитию ручной умелости одновременно с элементами снижения психологического напряжения.
Введение………………………………………………………….………3-6
Глава I. Психолого-физиологическая характеристика
особенностей леворуких детей ………………………………………..7-20
1.1 Нейропсихологический подход к феномену леворукости…....7-13
1.2 Причины появления феномена леворукости………………….13-15
1.3 Проблемы воспитания и обучения леворуких детей………....15-18
Выводы по главе I……………………………………………………..19-20
Глава II. Проблемы развития мелкой моторики и координации
движения рук у детей старшего дошкольного возраста…………….21-34
2.1Теоретические основы развития мелкой моторики и
координации движения рук у детей 5-6 лет ……………...................21-26
2.2 Пути развития мелкой моторики и координированных
движений рук старшего дошкольного возраста ………………….....26-31
2.3 Требования к проведению занятий, игр и упражнений
по развитию ручной умелости детей 5-6 лет ….…………………...31-33
Выводы по главе II…………………………………………………....33-34
Глава III. Опыт экспериментального исследования развития
мелкой моторики и координированных движений руки….……….35-80
3.1 Задача, база и методики исследования ………………..…….….35-36
3.2 Результаты констатирующего эксперимента и описание
формирующего………………………………………………………..36-57
3.3 Анализ результатов исследования ………………………………57-73
3.4 Психолого-педагогические рекомендации воспитателям и
родителям воспитывающих леворуких детей …..……..…………...73-79
Вывод по главе III……………………………………………………..79-80
Заключение………………………………………………………….....81-84
Список литературы……………………………………………………
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ПСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет начального образования
Кафедра педагогики и психологии начального и дошкольного образования
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
по психологии
Развитие мелкой моторики и координированных движений руки у леворуких детей старшего дошкольного возраста
Руководитель: Лебедева Наталья Викторовна,
Псков
2007
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава I. Психолого-физиологическая характеристика
особенностей леворуких детей ………………………………………..7-20
Выводы по главе I……………………………………………………..19-20
Глава II. Проблемы развития мелкой моторики и координации
движения рук у детей старшего дошкольного возраста…………….21-34
2.1Теоретические основы
координации движения рук у детей 5-6 лет ……………...................21-26
2.2 Пути развития мелкой моторики и координированных
движений рук старшего дошкольного возраста ………………….....26-31
2.3 Требования к проведению занятий, игр и упражнений
по развитию ручной умелости детей 5-6 лет ….…………………...31-33
Выводы по главе II…………………………………………………....33-34
Глава III. Опыт экспериментального исследования развития
мелкой моторики и координированных движений руки….……….35-80
3.1 Задача, база и методики исследования ………………..…….….35-36
3.2 Результаты констатирующего эксперимента и описание
формирующего………………………………………………
3.3 Анализ результатов исследования ………………………………57-73
3.4 Психолого-педагогические
родителям воспитывающих леворуких детей …..……..…………...73-79
Вывод по главе III……………………………………………………..79-80
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
Проблемы развития ребенка волнуют каждого родителя, что инициирует обращение за помощью к различным специалистам. Поэтому и представляется актуальной попытка обобщения в данной работе наиболее часто встречающих вопросов и путей выхода из, казалось бы, тупиковой ситуации по проблеме воспитания и развития леворуких детей.
Несмотря на то, что в последние годы проблема леворукости детей достаточно часто становится темой различных публикаций, обсуждение особенностей этого феномена остается «за кадром». Это объяснимо: в рамках различных дисциплин феномен левшества обсуждается с определенных, существенных именно для данной специальности, позиций.
Леворукость веками была и остается загадкой, притягивающей внимание не только педагогов и психологов, но и других специалистов (философов, языковедов, историков, биологов и т.д.). Исторически к этой генетической особенности – леворукости (а левшество чаще всего воспринималось как леворукость) – сложилось отношение не как к индивидуальному варианту нормы, а как к аномалии, нарушению развития.
Действительно, большая часть человечества – праворукие и только 5-12% составляют леворукие. Хотя такие зарубежные ученые (К.Саган, Ч. Ломброзо, Е. Штиер, Г. Гордон и др.) отмечают, что количество леворуких людей возрастает. [4] И все же леворуких меньшинство и еще меньше их становится по мере взросления. Леворукость не исчезает, просто агрессивность праворукой среды заставляет леворуких, порой с огромным трудом, приспосабливаться, переучиваться, становиться как все.
По данным отечественных авторов (А.В. Семенович [42],М.М. Безруких [4], Е.И. Николаева [32]), количество леворуких людей среди здоровых взрослых не превышает 5,5%, и это неудивительно, так как в течение многих десятилетий леворуких детей в нашей стране переучивали, не очень заботясь о том, полезно ли это. По данным нейрофизиолога А.А. Айрапетянц, среди школьников 7-9 лет в 1987 году выявлено 13,3% леворуких мальчиков и 10% леворуких девочек, в четырнадцать лет их уже было 4,4% среди мальчиков и 4,1% среди девочек, то есть в средней школе остается ничтожно малое количество детей, отстоявших свое право на леворукость. [4] По статистическим данным, в последние годы число леворуких детей в начальной школе составляет 15-23%. Ограничение в выборе некоторых профессий и толкает родителей на переучивание своих детей. Сегодня родителей и педагогов волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие леворуким детям в дошкольном возрасте, как правильно подготовить их к школе.
Специалистами доказано, что огромную роль на готовность детей к школе, оказывает уровень развития ручной умелости. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у них достаточно развиты память и внимание, связанная речь.
В.А. Сухомлинский писал: «Источники способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли». [43]
М.И. Кольцова отмечает в своих работах то, что совершенствование ручной моторики способствует развитию речевой функции. [24]
И.П. Павлов и Н.И. Новиков в своих исследованиях доказали, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. [8]
Также от того насколько развиты мышцы всей кисти руки и от того, на сколько слаженно работают мелкие мышцы пальцев руки, зависит техника письма. [15] Учителя отмечают, что первоклассники, с левой ведущей рукой испытывают серьезные трудности в овладении навыков письма и чтения. Это происходит потому, что моторная неловкость достаточно чаще встречается у леворуких детей. [4] Поэтому работа по развитию мелкой моторики у детей с левой ведущей рукой должна начаться до поступления в школу.
Однако данный вопрос
Цель нашего исследования - теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность способов развития мелкой моторики и координации движений руки у леворуких детей 5-6 лет с использованием элементов психологической разгрузки.
Объект исследования – ручная умелость леворуких детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – способы развития мелкой моторики и координации движений руки у леворуких детей 5-6 лет.
Гипотеза: развитие мелкомоторных и тонко-координированных движений руки у леворуких детей старшего дошкольного возраста будет успешнее, если применять игры и упражнения по развитию ручной умелости одновременно с элементами снижения психологического напряжения.
Задачи:
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
А также использовались методики:
Базой исследования явилось МДОУ № 30 «Жемчужинка» города Пскова.
В эксперименте приняло участие 16 детей.
Структура работы.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, включающих 10 параграфов, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы из 50 наименований и 20 приложений.
Дипломная работа проиллюстрирована 44 рисунками и 11 таблицами.
Глава I. Психолого-физиологическая характеристика особенностей леворуких детей
Естественное, генетически заданное левшество является отражением специфической, уникальной в своем роде функциональной организации нервной системы (прежде всего головного мозга) человека. Феномена левшества как единого, однородного явления в природе не существует. В реальности есть несколько его видов, принципиально отличных по своему происхождению, а следовательно, по всем базовым нейропсихологическим характеристикам.
Поэтому обсуждать структуру, проявления
и все многообразие специфических проблем,
связанных с этим феномена, можно только
после четкого определения того, о каком
«левшестве» идет речь и идет ли вообще
речь о левшестве или о временном предпочтении
левой руки. Только так можно грамотно
и корректно спрограммировать дифференциально-
Понятие «леворукость» и «левшество», следовательно, синонимами (во всяком случае, в нейропсихологии) не являются.
«Леворукость – преимущественное пользование левой рукой при выполнении различных действий. Сюда не относятся случаи леворукости, возникшей перенесенных травм или заболеваний». [4]
По мнению ученных (А.В. Семенович [42],М.М. Безруких [4], Е.И. Николаева [32]) врожденная леворукость может быть наследственной. Встречаются семьи, в которых не один левша, а несколько. Различают леворукость явную и скрытую. При скрытой леворукости человек, будучи левшей от рождения под влиянием праворукой среды приучается пользоваться преимущественно правой рукой. Привычные действия такие люди производят правой рукой (пишут, едят), а при непривычных – предпочитают левую руку.
Леворукость проявляется уже в раннем возрасте. Родители должны знать, что леворукость не является патологией. Насильственное перевоспитание детей (особенно при обучении письму) не рекомендуется. Это может привести к нарушениям психики ребенка, возникновению заикания, косоглазия. Упреки, запрещение выполняй, действия левой рукой вызывают повышенную нервозность ребенка.
Леворукие дети при правильном воспитании и обучении в физическом и психическом развитии не отстают от праворуких. Однако эта особенность должна учитываться при профориентации в связи с тем, что устройство рабочего места, инструмента, технологии отдельных операций и т.п. далеко не всегда предоставляют возможность преимущественной работы левой рукой. [27]
«Левшество – проявление устойчивой, неизменной психофизиологической характеристики, специфического типа функциональной организации нервной системы (в первую очередь головного мозга) человека, имеющий кардинальные отличия от таковой у правшей, если это левшество – истинное, генетически заданное». [4]