Развитие мелкой моторики и координированных движений руки у леворуких детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2015 в 13:06, дипломная работа

Описание работы

Объект исследования – ручная умелость леворуких детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – способы развития мелкой моторики и координации движений руки у леворуких детей 5-6 лет.
Гипотеза: развитие мелкомоторных и тонко-координированных движений руки у леворуких детей старшего дошкольного возраста будет успешнее, если применять игры и упражнения по развитию ручной умелости одновременно с элементами снижения психологического напряжения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….………3-6
Глава I. Психолого-физиологическая характеристика
особенностей леворуких детей ………………………………………..7-20
1.1 Нейропсихологический подход к феномену леворукости…....7-13
1.2 Причины появления феномена леворукости………………….13-15
1.3 Проблемы воспитания и обучения леворуких детей………....15-18
Выводы по главе I……………………………………………………..19-20
Глава II. Проблемы развития мелкой моторики и координации
движения рук у детей старшего дошкольного возраста…………….21-34
2.1Теоретические основы развития мелкой моторики и
координации движения рук у детей 5-6 лет ……………...................21-26
2.2 Пути развития мелкой моторики и координированных
движений рук старшего дошкольного возраста ………………….....26-31
2.3 Требования к проведению занятий, игр и упражнений
по развитию ручной умелости детей 5-6 лет ….…………………...31-33
Выводы по главе II…………………………………………………....33-34
Глава III. Опыт экспериментального исследования развития
мелкой моторики и координированных движений руки….……….35-80
3.1 Задача, база и методики исследования ………………..…….….35-36
3.2 Результаты констатирующего эксперимента и описание
формирующего………………………………………………………..36-57
3.3 Анализ результатов исследования ………………………………57-73
3.4 Психолого-педагогические рекомендации воспитателям и
родителям воспитывающих леворуких детей …..……..…………...73-79
Вывод по главе III……………………………………………………..79-80
Заключение………………………………………………………….....81-84
Список литературы……………………………………………………

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 1.70 Мб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ПСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет начального образования

Кафедра педагогики и психологии начального и дошкольного образования

 

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

по психологии

Развитие мелкой  моторики и координированных движений руки у леворуких детей старшего дошкольного возраста

 

 

 

 

 

 

                                                    Выполнила:    Нефедова Алла   Владимировна,

                                                                              студентка VI (3,5) курса ОЗО

                                                                              специальность «Дошкольная      

                                                                              педагогика и психология»

                                   Руководитель: Лебедева Наталья Викторовна,

                                                                              доцент кафедры педагогики и

                                                                              психологии начального и 

                                                                              дошкольного образования,

                                                                              кандидат психологических наук

                              

 

 

 

 

 

Псков

2007

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………….………3-6

Глава I. Психолого-физиологическая характеристика

особенностей леворуких детей ………………………………………..7-20

    1. Нейропсихологический подход к феномену леворукости…....7-13
    2. Причины появления феномена леворукости………………….13-15
    3. Проблемы воспитания и обучения леворуких детей………....15-18

Выводы по главе I……………………………………………………..19-20

Глава II. Проблемы развития мелкой моторики и координации

движения рук у детей старшего дошкольного возраста…………….21-34

2.1Теоретические основы развития  мелкой моторики и 

координации движения рук у детей 5-6 лет ……………...................21-26

2.2 Пути развития мелкой моторики  и координированных

движений рук старшего дошкольного возраста ………………….....26-31

2.3 Требования к проведению занятий, игр и упражнений

по развитию ручной умелости детей 5-6 лет ….…………………...31-33

Выводы по главе II…………………………………………………....33-34

Глава III. Опыт экспериментального исследования развития

мелкой моторики и координированных движений руки….……….35-80

3.1 Задача, база и методики исследования  ………………..…….….35-36

3.2 Результаты констатирующего  эксперимента и описание 

формирующего………………………………………………………..36-57

3.3 Анализ результатов исследования ………………………………57-73

3.4 Психолого-педагогические рекомендации  воспитателям и

родителям воспитывающих  леворуких детей …..……..…………...73-79

Вывод по главе III……………………………………………………..79-80

Заключение………………………………………………………….....81-84

Список литературы……………………………………………………85-88

Приложение………………………………………………………………

 

 

Введение

Проблемы развития ребенка волнуют каждого родителя, что инициирует обращение за помощью к различным специалистам. Поэтому и представляется актуальной попытка обобщения в данной работе наиболее часто встречающих вопросов и путей выхода из, казалось бы, тупиковой ситуации по проблеме воспитания и развития леворуких детей.

Несмотря на то, что в последние годы проблема леворукости детей достаточно часто становится темой различных публикаций, обсуждение особенностей этого феномена остается «за кадром». Это объяснимо: в рамках различных дисциплин феномен левшества обсуждается с определенных, существенных именно для данной специальности, позиций.

Леворукость веками была и остается загадкой, притягивающей внимание не только педагогов и психологов, но и других специалистов (философов, языковедов, историков, биологов и т.д.). Исторически к этой генетической особенности – леворукости (а левшество чаще всего воспринималось как леворукость) – сложилось отношение не как к индивидуальному варианту нормы, а как к аномалии, нарушению развития.

Действительно, большая часть человечества – праворукие и только 5-12% составляют леворукие. Хотя такие зарубежные ученые (К.Саган, Ч. Ломброзо, Е. Штиер, Г. Гордон и др.) отмечают, что количество леворуких людей возрастает. [4] И все же леворуких меньшинство и еще меньше их становится по мере взросления. Леворукость не исчезает, просто агрессивность праворукой среды заставляет леворуких, порой с огромным трудом, приспосабливаться, переучиваться, становиться как все.

По данным отечественных авторов (А.В. Семенович [42],М.М. Безруких [4], Е.И. Николаева [32]), количество леворуких людей среди здоровых взрослых не превышает 5,5%, и это неудивительно, так как в течение многих десятилетий леворуких детей в нашей стране переучивали, не очень заботясь о том, полезно ли это. По данным нейрофизиолога А.А. Айрапетянц, среди школьников 7-9 лет в 1987 году выявлено 13,3% леворуких мальчиков и 10% леворуких девочек, в четырнадцать лет их уже было 4,4% среди мальчиков и 4,1% среди девочек, то есть в средней школе остается ничтожно малое количество детей, отстоявших свое право на леворукость. [4] По статистическим данным, в последние годы число леворуких детей в начальной школе составляет 15-23%. Ограничение в выборе некоторых профессий и толкает родителей на переучивание своих детей. Сегодня родителей и педагогов волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие леворуким детям в дошкольном возрасте, как правильно подготовить их к школе.

Специалистами доказано, что огромную роль на готовность детей к школе, оказывает уровень развития ручной умелости. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у них достаточно развиты память и внимание, связанная речь.

В.А. Сухомлинский писал: «Источники способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли». [43]

М.И. Кольцова отмечает в своих работах то, что совершенствование ручной моторики способствует развитию речевой функции. [24]

И.П. Павлов и Н.И. Новиков в своих исследованиях доказали, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. [8]

Также от того насколько развиты мышцы всей кисти руки и от того, на сколько слаженно работают мелкие мышцы пальцев руки, зависит техника письма. [15] Учителя отмечают, что первоклассники, с левой ведущей рукой испытывают серьезные трудности в овладении навыков письма и чтения. Это происходит потому, что моторная неловкость достаточно чаще встречается у леворуких детей. [4] Поэтому работа по развитию мелкой моторики у детей с левой ведущей рукой должна начаться до поступления в школу.

 Однако данный вопрос недостаточно  методически разработан и существующие методики развития мелкой моторики и тонко-координированных движений руки для леворуких детей старшего дошкольного возраста не адоптированы в системе дошкольного образования. Это и объясняет актуальность нашего исследования, которая обусловила выбор темы и определила его цель.

Цель нашего исследования - теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность способов развития мелкой моторики и координации движений руки у леворуких детей 5-6 лет с использованием элементов психологической разгрузки.

Объект исследования – ручная умелость леворуких детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – способы развития мелкой моторики и координации движений руки у леворуких детей 5-6 лет.

Гипотеза: развитие мелкомоторных и тонко-координированных движений руки у леворуких детей старшего дошкольного возраста будет успешнее, если применять игры и упражнения по развитию ручной умелости одновременно с элементами снижения психологического напряжения.

Задачи:

    1. Дать нейропсихологическую характеристику леворуких детей.
    2. Рассмотреть актуальность проблемы развития мелкой моторики и тонко-координированных движений руки у детей старшего дошкольного возраста.
    3. Подобрать и апробировать методики развития мелкой моторики и координации движений руки у леворуких детей 5-6 лет.
    4. Провести сравнительную диагностику праворуких и леворуких детей на предмет ручной умелости, проанализировать полученные результаты.
    5. Разработать психолого-педагогические рекомендации воспитателям ДОУ и родителям по обучению и воспитанию леворуких детей.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

    1. исследование психолого-педагогической литературы;
    2. обобщение психолого-педагогического опыта;
    3. наблюдение;
    4. тестирование;
    5. педагогический эксперимент;
    6. метод статистической обработки данных.

А также использовались методики:

  1. Тест Дж. Бака «Дом. Дерево. Человек». [29]
  2. Тест определения уровня развития мелкой моторики рук Н.В. Шадрикова [31].
  3. Тест на развитие тонко-координирующих движений руки М.М. Безруких. [4]

Базой исследования явилось МДОУ № 30 «Жемчужинка» города Пскова.

В эксперименте приняло участие 16 детей.

Структура работы.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, включающих 10 параграфов,  выводов по главам, заключения, списка использованной литературы из 50 наименований и 20   приложений.

Дипломная работа проиллюстрирована 44 рисунками и 11 таблицами.

 

Глава I. Психолого-физиологическая характеристика особенностей леворуких детей

    1. Нейропсихологический подход к феномену леворукости

Естественное, генетически заданное левшество является отражением специфической, уникальной в своем роде функциональной организации нервной системы (прежде всего головного мозга) человека. Феномена левшества как единого, однородного явления в природе не существует. В реальности есть несколько его видов, принципиально отличных по своему происхождению, а следовательно, по всем базовым нейропсихологическим характеристикам.

Поэтому обсуждать структуру, проявления и все многообразие специфических проблем, связанных с этим феномена, можно только после четкого определения того, о каком «левшестве» идет речь и идет ли вообще речь о левшестве или о временном предпочтении левой руки. Только так можно грамотно и корректно спрограммировать дифференциально-диагностическую, коррекционную, профилактическую и абилитационную (развивающую) работу с ребенком. [42 ]

Понятие «леворукость» и «левшество», следовательно, синонимами (во всяком случае, в нейропсихологии) не являются.

«Леворукость – преимущественное пользование левой рукой при выполнении различных действий. Сюда не относятся случаи леворукости, возникшей перенесенных травм или заболеваний». [4]

По мнению ученных (А.В. Семенович [42],М.М. Безруких [4], Е.И. Николаева [32]) врожденная леворукость может быть наследственной. Встречаются семьи, в которых не один левша, а несколько. Различают леворукость явную и скрытую. При скрытой леворукости человек, будучи левшей от рождения под влиянием праворукой среды приучается пользоваться преимущественно правой рукой. Привычные действия такие люди производят правой рукой (пишут, едят), а при непривычных – предпочитают левую руку.

Леворукость проявляется уже в раннем возрасте. Родители должны знать, что леворукость не является патологией. Насильственное перевоспитание детей (особенно при обучении письму) не рекомендуется. Это может привести к нарушениям психики ребенка, возникновению заикания, косоглазия. Упреки, запрещение выполняй, действия левой рукой вызывают повышенную нервозность ребенка.

Леворукие дети при правильном воспитании и обучении в физическом и психическом развитии не отстают от праворуких. Однако эта особенность должна учитываться при профориентации в связи с тем, что устройство рабочего места, инструмента, технологии отдельных операций и т.п. далеко не всегда предоставляют возможность преимущественной работы левой рукой. [27]

«Левшество – проявление устойчивой, неизменной психофизиологической характеристики, специфического типа функциональной организации нервной системы (в первую очередь головного мозга) человека, имеющий кардинальные отличия от таковой у правшей, если это левшество – истинное, генетически заданное». [4]

Информация о работе Развитие мелкой моторики и координированных движений руки у леворуких детей старшего дошкольного возраста