Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2015 в 13:06, дипломная работа
Объект исследования – ручная умелость леворуких детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – способы развития мелкой моторики и координации движений руки у леворуких детей 5-6 лет.
Гипотеза: развитие мелкомоторных и тонко-координированных движений руки у леворуких детей старшего дошкольного возраста будет успешнее, если применять игры и упражнения по развитию ручной умелости одновременно с элементами снижения психологического напряжения.
Введение………………………………………………………….………3-6
Глава I. Психолого-физиологическая характеристика
особенностей леворуких детей ………………………………………..7-20
1.1 Нейропсихологический подход к феномену леворукости…....7-13
1.2 Причины появления феномена леворукости………………….13-15
1.3 Проблемы воспитания и обучения леворуких детей………....15-18
Выводы по главе I……………………………………………………..19-20
Глава II. Проблемы развития мелкой моторики и координации
движения рук у детей старшего дошкольного возраста…………….21-34
2.1Теоретические основы развития мелкой моторики и
координации движения рук у детей 5-6 лет ……………...................21-26
2.2 Пути развития мелкой моторики и координированных
движений рук старшего дошкольного возраста ………………….....26-31
2.3 Требования к проведению занятий, игр и упражнений
по развитию ручной умелости детей 5-6 лет ….…………………...31-33
Выводы по главе II…………………………………………………....33-34
Глава III. Опыт экспериментального исследования развития
мелкой моторики и координированных движений руки….……….35-80
3.1 Задача, база и методики исследования ………………..…….….35-36
3.2 Результаты констатирующего эксперимента и описание
формирующего………………………………………………………..36-57
3.3 Анализ результатов исследования ………………………………57-73
3.4 Психолого-педагогические рекомендации воспитателям и
родителям воспитывающих леворуких детей …..……..…………...73-79
Вывод по главе III……………………………………………………..79-80
Заключение………………………………………………………….....81-84
Список литературы……………………………………………………
Эксперимент состоял из трех этапов:
I этап – констатирующий, цель которого:
а) определить уровень выраженности симптомокомплексов у детей 5-6 лет;
б) выявить исходный уровень развития мелкой моторики и тонко-координированных движений руки у детей старшего дошкольного возраста.
II этап – формирующий, цель которого заключается в подборке и апробации игр и упражнений по развитию ручной умелости с элементами психологической разгрузки у леворуких детей 5-6 лет.
III этап – контрольный, цель которого - выявить итоговый уровень мелкой моторики, тонко-координированных движений руки.
Базой исследования явилось МДОУ № 30 «Жемчужинка» города Пскова.
В исследовании приняли участие 16 детей 5-6 лет, стабильно посещающих старшую группу. Из них 10 детей с правой ведущей рукой и 6 детей, с левой ведущей рукой. Экспериментальная работа была проведена с декабря 2006 года по май2007 года.
На первом этапе исследования мы определили уровень выраженности симптомокомплексов у детей 5-6 лет. Для этого были использованы следующие методика:
3.2 Результаты констатирующего
эксперимента и описание формир
В соответствии с целью исследования была проведена интерпретация 1 задания из системы тестов, разработанную, т.е. рисуночного теста. Интерпретация проводилась на основе теста Дж. Бака «Дом. Дерево. Человек». [29]
В результате проведенного исследования и количественной оценки теста мы получили данные по симптомокомплексам, которые представили в виде таблицы 1.
Таблица 1
Уровни выраженности симптомокомплексов
в группе детей с леворукостью
Симптомокомплекс |
Количество детей по уровню | |||||
Высокий |
Средний |
Низкий | ||||
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% | |
Незащищенность |
2 |
33 |
4 |
67 |
- |
- |
Тревожность |
6 |
100 |
- |
- |
- |
- |
Недоверие к себе |
- |
- |
3 |
50 |
3 |
50 |
Чувство неполноценности |
2 |
33 |
4 |
67 |
- |
- |
Враждебность |
3 |
50 |
3 |
50 |
- |
- |
Конфликтность (фрустрация) |
3 |
50 |
2 |
33 |
1 |
17 |
Трудность общения |
5 |
83 |
1 |
17 |
- |
- |
Депрессивность |
3 |
50 |
3 |
50 |
- |
- |
В итоге, тест показал, что наиболее явными эмоциональными проблемами леворуких детей являются такие как: тревожность, враждебность, конфликтность, трудности общения, депрессивность. Симптомокомплекс тревожности был отмечен у всех леворуких детей, причем показатели характеризовались высоким уровнем. Так же можно наблюдать высокий уровень симптома комплексов трудности в общении. Пять детей вышли на показатель с высоким уровнем, и один - со среднем. Враждебность у леворуких детей была отмечена только у троих на высоком уровне и у троих на среднем уровне. Таким образом, наиболее проявившимися проблемами в психологии леворуких детей являются: высокий уровень тревожности и трудности в общении.
Таблица 2
Уровни выраженности симптомокомплексов
в группе детей с праворукостью
Симптомокомплекс |
Количество детей по уровню | |||||
Высокий |
Средний |
Низкий | ||||
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% | |
Незащищенность |
2 |
20 |
3 |
30 |
5 |
50 |
Тревожность |
1 |
10 |
3 |
30 |
6 |
60 |
Недоверие к себе |
- |
- |
2 |
20 |
8 |
80 |
Чувство неполноценности |
- |
- |
3 |
30 |
7 |
70 |
Враждебность |
- |
- |
2 |
20 |
8 |
80 |
Конфликтность (фрустрация) |
1 |
10 |
3 |
30 |
6 |
60 |
Трудность общения |
3 |
30 |
4 |
40 |
3 |
30 |
Депрессивность |
- |
- |
4 |
40 |
6 |
60 |
Мы имеем следующие результаты: в таблице 2, в которой находятся следующие полученные данные по детям с праворукостью: по симптомокомплексу «незащищенность» - только 20 %, детей имеют высокий уровень незащищенности, 30 % детей имеют средний уровень, а остальные находится на низком уровне незащищенности.
Наиболее ярко выраженным симпмокомплексом у детей с праворукостью является трудности в общении.
Остальные показатели находятся на среднем и низком уровне.
Анализируя таблице 1 и 2 по симптомокомплексам, мы увидели некоторую взаимосвязь уровня тревожности, степенью выраженности конфликтности и трудности общения, а именно у детей с высоким и повышенным уровнем тревожности наблюдается трудности в общении, которые появляются, возможно, в результате конфликтности.
Кроме того, анализ таблиц 1 и 2 показал, что уровень тревожности выше в группе леворуких детей, чем у праворуких. Данное же исследование выявило, что трудности в общении, враждебность и проявление депрессивных состояний у детей с ведущей левой рукой ситуативно, и зависит от социальных обстоятельств (воспитание и психологическая ситуация в семье, статусное положение в обществе и т.д.).
Детей с ведущей правой рукой от леворуких детей отличает высокий уровень самооценки (доверие в себе), а также отсутствие тревожности, депрессивности, враждебности и чувства неполноценности.
Следующей методикой на I этапе исследования является тест М.М. Безруких для определения исходного уровня развития тонко-координированных движений руки (смотри описание в приложении № 3).
Результаты теста по развитию тонко-координированных движений руки занесены в сводную таблицу № 3 (смотри в приложении № 4).
В результате проведенного исследования и оценки теста мы получили данные в процентах выполненных заданий по уровням.
Уровни развития тонко-координированных движений руки на констатирующем этапе у детей с левой ведущей рукой и у детей с правой ведущей рукой мы представили в таблицах № 4 и № 5.
Таблица 4
Уровни развития тонко-координированных движений руки у детей с левой ведущей рукой на констатирующем этапе
Задания |
Процент выполненных заданий по уровню | ||
высокий |
средний |
низкий | |
«Поставь точки в центр круга…» |
0% |
100% |
0% |
«Проведи прямые линии от точки до крестика…» |
0% |
50% |
50% |
«Проведи путь по лабиринту…» |
0% |
0% |
100% |
«Заштрихуй фигуры…» |
0% |
16% |
84% |
Таблица 5
Уровни развития тонко-координированных движений у детей с правой ведущей рукой на констатирующем этапе
Задания |
Процент выполненных заданий по уровню | ||
высокий |
средний |
низкий | |
«Поставь точки в центр круга…» |
20% |
80% |
0% |
«Проведи прямые линии от точки до крестика…» |
20% |
60% |
20% |
«Проведи путь по лабиринту…» |
10% |
40% |
50% |
«Заштрихуй фигуры…» |
10% |
80% |
10% |
В итоге тест показал, что тонко-координирующие движения рук у леворуких детей наименее развиты, чем у праворуких. Об этом свидетельствуют данные таблицы 4 и 5. Анализируя которые мы видим, что процент низкого уровня за отдельные задания у леворуких детей больше, процент среднего – меньше, а высокий вообще отсутствует. Данные этого теста мы показали на рисунках № 9- № 16.
Констатирующий эксперимент. Группа леворуких детей.
Рис. 9
Рис. 9. Распределение дошкольников по уровням развития тонко-координированных движений руки на констатирующем этапе у леворуких детей по заданию «Поставь точку в центре круга…».
Рис. 10. Распределение дошкольников по уровням развития тонко-координированных движений руки на констатирующем этапе у леворуких детей по заданию «Проведи прямые линии от точки до крестика…».
Рис. 11. Распределение дошкольников по уровням развития тонко-координированных движений руки на констатирующем этапе у леворуких детей по заданию «Проведи путь по лабиринту…».
Рис. 12. Распределение дошкольников по уровням развития тонко-координированных движений руки на констатирующем этапе у леворуких детей по заданию «Заштрихуй фигуры…».
Констатирующий эксперимент. Группа праворуких детей.
Рис. 13. Распределение дошкольников по уровням развития тонко-координированных движений руки на констатирующем этапе у праворуких детей по заданию «Поставь тоски в центре круга…».
Рис. 14. Распределение дошкольников по уровням развития тонко-координированных движений руки на констатирующем этапе у праворуких детей по заданию «Проведи прямые линии от точки до крестика…».
Рис. 15. Распределение дошкольников по уровням развития тонко-координированных движений руки на констатирующем этапе у праворуких детей по заданию «Проведи путь по лабиринту…».
Рис. 16. Распределение дошкольников по уровням развития тонко-координированных движений руки на констатирующем этапе у праворуких детей по заданию «Заштрихуй фигуры…».
Определение исходного уровня мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста, явился тест В.Д. Шадрикова. [31] (приложение № 2)
Для определения состояния исходного уровня мелкой моторики рук можно посмотреть в сводной таблице 6 (приложение № 5).
Данные по обработке сводной таблицы № 6 мы поместили в таблицу № 7.
Таблица 7
Уровни выраженности мелкой моторики рук в % на констатирующем этапе
Леворукие |
Праворукие | ||||
Уровень |
Кол-во детей |
% |
Уровень |
Кол-во детей |
% |
Низкий |
2 |
33 |
Низкий |
4 |
40 |
Средний |
4 |
67 |
Средний |
3 |
30 |
Высокий |
0 |
- |
высокий |
3 |
30 |