Развитие мелкой моторики и координированных движений руки у леворуких детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2015 в 13:06, дипломная работа

Описание работы

Объект исследования – ручная умелость леворуких детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – способы развития мелкой моторики и координации движений руки у леворуких детей 5-6 лет.
Гипотеза: развитие мелкомоторных и тонко-координированных движений руки у леворуких детей старшего дошкольного возраста будет успешнее, если применять игры и упражнения по развитию ручной умелости одновременно с элементами снижения психологического напряжения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….………3-6
Глава I. Психолого-физиологическая характеристика
особенностей леворуких детей ………………………………………..7-20
1.1 Нейропсихологический подход к феномену леворукости…....7-13
1.2 Причины появления феномена леворукости………………….13-15
1.3 Проблемы воспитания и обучения леворуких детей………....15-18
Выводы по главе I……………………………………………………..19-20
Глава II. Проблемы развития мелкой моторики и координации
движения рук у детей старшего дошкольного возраста…………….21-34
2.1Теоретические основы развития мелкой моторики и
координации движения рук у детей 5-6 лет ……………...................21-26
2.2 Пути развития мелкой моторики и координированных
движений рук старшего дошкольного возраста ………………….....26-31
2.3 Требования к проведению занятий, игр и упражнений
по развитию ручной умелости детей 5-6 лет ….…………………...31-33
Выводы по главе II…………………………………………………....33-34
Глава III. Опыт экспериментального исследования развития
мелкой моторики и координированных движений руки….……….35-80
3.1 Задача, база и методики исследования ………………..…….….35-36
3.2 Результаты констатирующего эксперимента и описание
формирующего………………………………………………………..36-57
3.3 Анализ результатов исследования ………………………………57-73
3.4 Психолого-педагогические рекомендации воспитателям и
родителям воспитывающих леворуких детей …..……..…………...73-79
Вывод по главе III……………………………………………………..79-80
Заключение………………………………………………………….....81-84
Список литературы……………………………………………………

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 1.70 Мб (Скачать файл)

Эксперимент состоял из трех этапов:

I этап – констатирующий, цель которого:

а) определить уровень выраженности симптомокомплексов у детей 5-6 лет;

б) выявить исходный уровень развития мелкой моторики и тонко-координированных движений руки у детей старшего дошкольного возраста.

II этап – формирующий, цель которого заключается в подборке и апробации игр и упражнений по развитию ручной умелости с элементами психологической разгрузки у леворуких детей 5-6 лет.

III этап – контрольный, цель которого - выявить итоговый уровень мелкой моторики, тонко-координированных движений руки.

Базой исследования явилось МДОУ № 30 «Жемчужинка» города Пскова.

В исследовании приняли участие 16 детей 5-6 лет, стабильно посещающих старшую группу. Из них 10 детей с правой ведущей рукой и 6 детей, с левой ведущей рукой. Экспериментальная работа была проведена с декабря 2006 года по май2007 года.

На первом этапе исследования мы определили уровень выраженности симптомокомплексов у детей 5-6 лет. Для этого были использованы следующие методика:

  1. тест Дж. Бака «Дом. Дерево. Человек»; [29] (смотри приложение № 1)
  2. тест определения уровня развития мелкой моторики рук В.Д. Шадрикова; [31] (приложение № 2)
  3. тест на развитие тонко-координирующих движений руки М.М. Безруких. [4] (приложение № 3)

 

3.2 Результаты констатирующего  эксперимента и описание формирующего

В соответствии с целью исследования была проведена интерпретация 1 задания из системы тестов, разработанную, т.е. рисуночного теста. Интерпретация проводилась на основе теста Дж. Бака «Дом. Дерево. Человек». [29]

В результате проведенного исследования и количественной оценки теста мы получили данные по симптомокомплексам, которые представили в виде таблицы 1.

 

Таблица 1

Уровни выраженности симптомокомплексов

в группе детей с леворукостью

Симптомокомплекс

Количество детей по уровню

Высокий

Средний

Низкий

чел.

%

чел.

%

чел.

%

Незащищенность

2

33

4

67

-

-

Тревожность

6

100

-

-

-

-

Недоверие к себе

-

-

3

50

3

50

Чувство неполноценности

2

33

4

67

-

-

Враждебность

3

50

3

50

-

-

Конфликтность (фрустрация)

3

50

2

33

1

17

Трудность общения

5

83

1

17

-

-

Депрессивность

3

50

3

50

-

-


 

В итоге, тест показал, что наиболее явными эмоциональными проблемами леворуких детей являются такие как: тревожность, враждебность, конфликтность, трудности общения, депрессивность. Симптомокомплекс тревожности был отмечен у всех леворуких детей, причем показатели характеризовались высоким уровнем. Так же можно наблюдать высокий уровень симптома комплексов трудности в общении. Пять детей вышли на показатель с высоким уровнем, и один  - со среднем. Враждебность у леворуких детей была отмечена только у троих на высоком уровне и у троих на среднем уровне. Таким образом, наиболее проявившимися проблемами в психологии леворуких детей являются: высокий уровень тревожности и трудности в общении.

 

  

 

 

  Таблица 2

Уровни выраженности симптомокомплексов

в группе детей с праворукостью

Симптомокомплекс

Количество детей по уровню

Высокий

Средний

Низкий

чел.

%

чел.

%

чел.

%

Незащищенность

2

20

3

30

5

50

Тревожность

1

10

3

30

6

60

Недоверие к себе

-

-

2

20

8

80

Чувство неполноценности

-

-

3

30

7

70

Враждебность

-

-

2

20

8

80

Конфликтность (фрустрация)

1

10

3

30

6

60

Трудность общения

3

30

4

40

3

30

Депрессивность

-

-

4

40

6

60


Мы имеем следующие результаты: в таблице 2, в которой находятся следующие полученные данные по детям с праворукостью: по симптомокомплексу «незащищенность» - только 20 %, детей имеют высокий уровень незащищенности, 30 % детей имеют средний уровень, а остальные находится на низком уровне незащищенности.

Наиболее ярко выраженным симпмокомплексом у детей с праворукостью является трудности в общении.

Остальные показатели находятся на среднем и низком уровне.

Анализируя таблице 1 и 2 по симптомокомплексам, мы увидели некоторую взаимосвязь уровня тревожности, степенью выраженности конфликтности и трудности общения, а именно у детей с высоким и повышенным уровнем тревожности наблюдается трудности в общении, которые появляются, возможно, в результате конфликтности.

Кроме того, анализ таблиц 1 и 2 показал, что уровень тревожности выше в группе леворуких детей, чем у праворуких. Данное же исследование выявило, что трудности в общении, враждебность и проявление депрессивных состояний у детей с ведущей левой рукой ситуативно, и зависит от социальных обстоятельств (воспитание и психологическая ситуация в семье, статусное положение в обществе и т.д.).

Детей с ведущей правой рукой от леворуких детей отличает высокий уровень самооценки (доверие в себе), а также отсутствие тревожности, депрессивности, враждебности и чувства неполноценности.

Следующей методикой на I этапе исследования является тест М.М. Безруких для определения исходного уровня развития тонко-координированных движений руки (смотри описание в приложении № 3).

Результаты теста по развитию тонко-координированных движений руки занесены в сводную таблицу № 3 (смотри в приложении № 4).

В результате проведенного исследования и оценки теста мы получили данные в процентах выполненных заданий по уровням.

Уровни развития тонко-координированных движений руки на констатирующем этапе у детей с левой ведущей рукой и у детей с правой ведущей рукой мы представили в таблицах № 4 и № 5.

Таблица 4

Уровни развития тонко-координированных движений руки у детей с левой ведущей рукой на констатирующем этапе

Задания

Процент выполненных заданий по уровню

высокий 

средний

низкий

«Поставь точки в центр круга…»

0%

100%

0%

«Проведи прямые линии от точки до крестика…»

0%

50%

50%

«Проведи путь по лабиринту…»

0%

0%

100%

«Заштрихуй фигуры…»

0%

16%

84%


 

 

 

Таблица 5

Уровни развития тонко-координированных движений у детей с правой ведущей рукой на констатирующем этапе

Задания

Процент выполненных заданий по уровню

высокий 

средний

низкий

«Поставь точки в центр круга…»

20%

80%

0%

«Проведи прямые линии от точки до крестика…»

20%

60%

20%

«Проведи путь по лабиринту…»

10%

40%

50%

«Заштрихуй фигуры…»

10%

80%

10%


В итоге тест показал, что тонко-координирующие движения рук у леворуких детей наименее развиты, чем у праворуких. Об этом свидетельствуют данные таблицы 4 и 5. Анализируя которые мы видим, что процент низкого уровня за отдельные задания у леворуких детей больше, процент среднего – меньше, а высокий вообще отсутствует. Данные этого теста мы показали на рисунках № 9- № 16.

Констатирующий эксперимент. Группа леворуких детей.


 

 

 

 

 

 

 

Рис. 9

Рис. 9. Распределение дошкольников по уровням развития тонко-координированных движений руки на констатирующем этапе у леворуких детей по заданию «Поставь точку в центре круга…».


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 10. Распределение дошкольников по уровням развития тонко-координированных движений руки на констатирующем этапе у леворуких детей по заданию «Проведи прямые линии от точки до крестика…».


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 11. Распределение дошкольников по уровням развития тонко-координированных движений руки на констатирующем этапе у леворуких детей по заданию «Проведи путь по лабиринту…».


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 12. Распределение дошкольников по уровням развития тонко-координированных движений руки на констатирующем этапе у леворуких детей по заданию «Заштрихуй фигуры…».

Констатирующий эксперимент. Группа праворуких детей.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 13. Распределение дошкольников по уровням развития тонко-координированных движений руки на констатирующем этапе у праворуких детей по заданию «Поставь тоски в центре круга…».

 


 

 

 

 

 

 

 

Рис. 14. Распределение дошкольников по уровням развития тонко-координированных движений руки на констатирующем этапе у праворуких детей по заданию «Проведи прямые линии от точки до крестика…».


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 15. Распределение дошкольников по уровням развития тонко-координированных движений руки на констатирующем этапе у праворуких детей по заданию «Проведи путь по лабиринту…».

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 16. Распределение дошкольников по уровням развития тонко-координированных движений руки на констатирующем этапе у праворуких детей по заданию «Заштрихуй фигуры…».

Определение исходного уровня мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста, явился тест В.Д. Шадрикова. [31] (приложение № 2)

Для определения состояния исходного уровня мелкой моторики рук можно посмотреть в сводной таблице 6 (приложение № 5).

Данные по обработке сводной таблицы № 6 мы поместили в таблицу № 7.

Таблица 7

Уровни выраженности мелкой моторики рук в % на констатирующем этапе

Леворукие

Праворукие

Уровень

Кол-во

детей

%

Уровень

Кол-во

детей

%

Низкий

2

33

Низкий

4

40

Средний

4

67

Средний

3

30

Высокий

0

-

высокий

3

30

Информация о работе Развитие мелкой моторики и координированных движений руки у леворуких детей старшего дошкольного возраста