Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2015 в 13:06, дипломная работа
Объект исследования – ручная умелость леворуких детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – способы развития мелкой моторики и координации движений руки у леворуких детей 5-6 лет.
Гипотеза: развитие мелкомоторных и тонко-координированных движений руки у леворуких детей старшего дошкольного возраста будет успешнее, если применять игры и упражнения по развитию ручной умелости одновременно с элементами снижения психологического напряжения.
Введение………………………………………………………….………3-6
Глава I. Психолого-физиологическая характеристика
особенностей леворуких детей ………………………………………..7-20
1.1 Нейропсихологический подход к феномену леворукости…....7-13
1.2 Причины появления феномена леворукости………………….13-15
1.3 Проблемы воспитания и обучения леворуких детей………....15-18
Выводы по главе I……………………………………………………..19-20
Глава II. Проблемы развития мелкой моторики и координации
движения рук у детей старшего дошкольного возраста…………….21-34
2.1Теоретические основы развития мелкой моторики и
координации движения рук у детей 5-6 лет ……………...................21-26
2.2 Пути развития мелкой моторики и координированных
движений рук старшего дошкольного возраста ………………….....26-31
2.3 Требования к проведению занятий, игр и упражнений
по развитию ручной умелости детей 5-6 лет ….…………………...31-33
Выводы по главе II…………………………………………………....33-34
Глава III. Опыт экспериментального исследования развития
мелкой моторики и координированных движений руки….……….35-80
3.1 Задача, база и методики исследования ………………..…….….35-36
3.2 Результаты констатирующего эксперимента и описание
формирующего………………………………………………………..36-57
3.3 Анализ результатов исследования ………………………………57-73
3.4 Психолого-педагогические рекомендации воспитателям и
родителям воспитывающих леворуких детей …..……..…………...73-79
Вывод по главе III……………………………………………………..79-80
Заключение………………………………………………………….....81-84
Список литературы……………………………………………………
Рис. 25. Распределение дошкольников по уровням развития тонко-координированных движений руки на контрольном этапе у леворуких детей по заданию «Заштрихуй фигуры…».
Рис. 26. Распределение дошкольников по уровням развития тонко-координированных движений руки на констатирующем этапе у леворуких детей по заданию «Заштрихуй фигуры…».
Таким образом, видно, что уровень развития тонко-координированных движений руки у леворуких детей повысился.
Теперь сравним результаты констатирующего и контрольных экспериментов в группе праворуких детей, которые мы представили на рисунках 27-34.
Рис. 27. Распределение дошкольников по уровням развития тонко-координированных движений руки на контрольном этапе у праворуких детей по заданию «Поставь точку в центре круга…».
Рис. 28. Распределение дошкольников по уровням развития тонко-координированных движений руки на констатирующем этапе у праворуких детей по заданию «Поставь тоски в центре круга…».
Рис. 29. Распределение дошкольников по уровням развития тонко-координированных движений руки на контрольном этапе у праворуких детей по заданию «Проведи прямые линии от точки до крестика…».
Рис. 30. Распределение дошкольников по уровням развития тонко-координированных движений руки на констатирующем этапе у праворуких детей по заданию «Проведи прямые линии от точки до крестика…».
Рис. 31. Распределение дошкольников по уровням развития тонко-координированных движений руки на контрольном этапе у праворуких детей по заданию «Проведи путь по лабиринту…».
Рис. 32. Распределение дошкольников по уровням развития тонко-координированных движений руки на констатирующем этапе у праворуких детей по заданию «Проведи путь по лабиринту…».
Рис. 33. Распределение дошкольников по уровням развития тонко-координированных движений руки на контрольном этапе у праворуких детей по заданию «Заштрихуй фигуры…».
Рис. 34. Распределение дошкольников по уровням развития тонко-координированных движений руки на констатирующем этапе у праворуких детей по заданию «Заштрихуй фигуры…».
Для определения состояния исходного уровня мелкой моторики рук можно посмотреть в сводной таблице 10 (приложение № 6).
Теперь сравним результаты контрольного эксперимента двух групп леворуких и праворуких детей по тесту М.М. Безруких на выявление тонко-координированных движений руки (рис. 35, 36).
Рис. 35. Сравнительный график уровней выраженности развития мелкой моторики у леворуких детей на контрольном этапе.
Рис. 36. Сравнительный график уровней выраженности развития мелкой моторики у праворуких детей на контрольном этапе.
Таким образом, сравнивая графики, мы видим, что у леворуких детей в 1, 3 и 4 заданиях низкий уровень развития отсутствует. И только во 2задании у этих детей остался низкий уровень, который соответствует 17%. А у праворуких детей низкий уровень развития прослеживается во 2 задании (10%) и в 3 задании (40%).
Сравнивая показатели уровней 2-х групп детей, также мы видим, что в первом задании высокий уровень развития у леворуких детей на порядок превышает, чем у праворуких детей. Также на порядок выше и средний уровень развития во 2, 3 и 4 заданиях.
В целях исследования мелкой
моторики рук на контрольном этапе мы
провели повторно тест В.Д. Шадрикова, результаты
поместили в сводной таблице №10. Данные
по обработке сводной таблицы поместили
в таблицу № 11.
Уровни выраженности мелкой моторики рук в %
на контрольном этапе
Леворукие |
Праворукие | ||||
Уровень |
Кол-во детей |
% |
Уровень |
Кол-во детей |
% |
Высокий |
2 |
33 |
Высокий |
4 |
40 |
Средний |
4 |
66 |
Средний |
5 |
50 |
Низкий |
0 |
0 |
Низкий |
1 |
10 |
Анализируя таблицу 11 мы отметили, что у леворуких детей уровень развития мелкой моторики повысился. Дети быстрее и четче выполняли задания. Количество синкинезий снизилось.
В группе праворуких детей уровень развития мелкой моторики тоже повысился, но не значительно. Задания они выполняли также хорошо, как и в предыдущем эксперименте.
Это также можно увидеть, сравнивая результаты констатирующего и контрольного экспериментов в группах леворуких и праворуких детей, которые мы показали на рисунках 37-40 в виде следующих диаграмм.
Контрольный эксперимент. Группа леворуких детей.
Рис. 37. Уровни выраженности мелкой моторики рук на контрольном этапе.
Рис. 38. Уровни выраженности мелкой моторики рук на констатирующем этапе.
Контрольный эксперимент. Группа праворуких детей.
Рис. 39. Уровни выраженности мелкой моторики рук на контрольном этапе.
Рис. 40. Уровни выраженности мелкой моторики рук на констатирующем этапе.
Теперь сравним результаты контрольного эксперимента двух групп леворуких и праворуких детей по тесту В.Д. Шадрикова «Развитие мелкой моторики рук».
Рис. 41. Сравнительный график уровней выраженности развития мелкой моторики у леворуких и праворуких детей на контрольном этапе.
Сравнивая данные рисунка 41, мы можем видеть, что у леворуких детей уровень развития мелкой моторики значительно возрос. Средний уровень у этих детей на порядок выше, чем у праворуких, а низкий уровень развития вообще отсутствует, чего не можем увидеть у праворуких детей.
Таким образом, из выше изложенного, видна положительная динамика развития тонко-координированных движений и мелкомоторных движений руки старших дошкольников, причем у леворуких детей она выше, чем у праворуких, а это значит, что развитие мелкомоторных и тонко-координированных движений руки у леворуких детей старшего дошкольного возраста будет успешнее, если применять игры и упражнения по развитию ручной умелости одновременно с элементами снижения психологического напряжения. Это доказывает нашу гипотезу.
Проявление качества развития тонко-координированных и мелкомоторных движений руки нами было отмечено на полигоне частот по методике Бюллера рисунок 42 (приложение № 21).
3.4 Психолого-педагогические рекомендации воспитателям и родителям, воспитывающим леворуких детей.
Школьные проблемы леворукого ребенка так разнообразны, так связаны с его развитием до школы, с условиями жизни, с методикой и тактикой обучения, поэтому, разделяя мнение М.М.Безруких, мы предлагаем воспитателям и родителям помнить о существовании ряда рекомендаций, реализуя которые в процессе дошкольного обучения и воспитания можно облегчить жизнь леворуким детям.
1. При подготовке леворукого
ребенка к письму следует
Почему это так важно? Правильная поза, правильное положение руки и правильная координация движений позволяют сформировать правильную технику письма и графический навык, а значит, сделать письмо удобным, четким, быстрым.
Как правильно сидеть при письме? Менялись времена и люди, изменялись требования к письму, менялась мода на почерк (у каждого времени свой характерный подчерк). Конечно, изменялась и поза при письме, и орудие письма. Еще в 1879 г. французское гигиеническое общество опубликовало ряд правил по гигиене письма, которые не потеряли своего значения и сейчас. Вот эти правила.
Для правильной позы при письме необходимо:
Рис.43. Правильная поза при письме
Однако правильная поза при письме – это еще не все. Не менее важно, как лежит бумага, тетрадь. От их положения зависит не только четкость почерка, но и возможность сидеть правильно. Попробуйте сами, а затем дайте возможность ребенку положить тетрадь прямо перед собой, затем чуть сдвиньте ее влево, чтобы нижний правый край тетради (листа бумаги) находился на уровне середины груди или был сдвинут немного левее. Этот вариант положения тетради позволяет не только правильно сидеть, но более легко и свободно передвигать руку по строке от начала к концу. По мере заполнения листа тетрадь отводиться вверх.
Сначала правая рука поддерживает тетрадь снизу, а когда страница заполняется внизу, - сверху. Свет при письме падает справа.
Особое внимание следует уделить тому, как правильно держать ручку.
Итак, ручку надо держать свободно, не зажимая ее слишком крепко и не прогибая сильно указательный палец. Прогибание первого сустава указательного пальца увеличивает мышечное напряжение, ребенок быстро устает, а темп письма снижается.
Рис. 44. Правильное положение руки при письме
Однако из главных правил письма – свободное движение пишущей руки. Обеспечивается оно, прежде всего, тем, как человек держит ручку. Нужно, чтобы при письме сгибались и разгибались пальцы, производились вращательные и некоторые другие движения, одновременно рука должна передвигаться слева направо от начала к концу строки. Все эти движения будут затруднены, если ручка зажимается чересчур сильно, указательный палец прогибается, держится вертикально или инвертировано (свободный конец ручки направлен от пишущего). Невозможны свободные движения при письме и в том случае, если рука опирается о стол тыльной стороной.
2. Как проводить занятия по
формированию графического
При выполнении любых графических заданий важна не быстрота, не количество сделанного, а правильность и тщательность выполнения каждого задания.