Развитие мелкой моторики и координированных движений руки у леворуких детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2015 в 13:06, дипломная работа

Описание работы

Объект исследования – ручная умелость леворуких детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – способы развития мелкой моторики и координации движений руки у леворуких детей 5-6 лет.
Гипотеза: развитие мелкомоторных и тонко-координированных движений руки у леворуких детей старшего дошкольного возраста будет успешнее, если применять игры и упражнения по развитию ручной умелости одновременно с элементами снижения психологического напряжения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….………3-6
Глава I. Психолого-физиологическая характеристика
особенностей леворуких детей ………………………………………..7-20
1.1 Нейропсихологический подход к феномену леворукости…....7-13
1.2 Причины появления феномена леворукости………………….13-15
1.3 Проблемы воспитания и обучения леворуких детей………....15-18
Выводы по главе I……………………………………………………..19-20
Глава II. Проблемы развития мелкой моторики и координации
движения рук у детей старшего дошкольного возраста…………….21-34
2.1Теоретические основы развития мелкой моторики и
координации движения рук у детей 5-6 лет ……………...................21-26
2.2 Пути развития мелкой моторики и координированных
движений рук старшего дошкольного возраста ………………….....26-31
2.3 Требования к проведению занятий, игр и упражнений
по развитию ручной умелости детей 5-6 лет ….…………………...31-33
Выводы по главе II…………………………………………………....33-34
Глава III. Опыт экспериментального исследования развития
мелкой моторики и координированных движений руки….……….35-80
3.1 Задача, база и методики исследования ………………..…….….35-36
3.2 Результаты констатирующего эксперимента и описание
формирующего………………………………………………………..36-57
3.3 Анализ результатов исследования ………………………………57-73
3.4 Психолого-педагогические рекомендации воспитателям и
родителям воспитывающих леворуких детей …..……..…………...73-79
Вывод по главе III……………………………………………………..79-80
Заключение………………………………………………………….....81-84
Список литературы……………………………………………………

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 1.70 Мб (Скачать файл)
    1. перед каждым заданием объясните ребенку цель: что предстоит делать, для чего и как. Объясняя, используйте только знакомые слова. Объяснив – покажите;
    2. убедитесь, что ребенок понял инструкции;
    3. соблюдайте последовательность заданий, не торопитесь, не перешагивайте через ступеньки;
    4. не переходите к последующим заданиям, если не освоены предыдущие;
    5. не забывайте, что дети 5-6 лет лучше осваивают все в игре, чем в работе;
    6. продолжительность выполнения графических заданий не должна быть больше 3-5 минут.

Этапы формирования правильного графического навыка:

Первый шаг: «Учимся правильно сидеть».

Второй шаг: «Учимся правильно держать ручку и бумагу».

Третий шаг: «Учимся рисовать прямые линии: вертикальные, горизонтальные, наклонные».

Четвертый шаг: «Учимся рисовать прямые и наклонные параллельные линии».

Пятый шаг: «Учимся рисовать полуовалы – верхние, нижние».

Шестой шаг: «Учимся рисовать круги и овалы».

Седьмой шаг: «Учимся рисовать зигзаги, правильно передвигать руку».

Восьмой шаг: «Учимся рисовать линии, полуовалы, овалы определенной величины (вводим ограничительную линейку - строку)».

Девятый шаг: «Знакомимся с печатными буквами и учимся писать их правильно».

3. Никогда не проявлять негативного  отношения к леворукости, использовать  особенности такого ребенка в  группе для привития детям уважения индивидуальных особенностей каждого человека, терпимости по отношению к проявлению свойств, не характерных большинству.

4. Необходимо вести работу с  родителями леворукого ребенка, объясняя им причины и следствия  особенностей их сына/дочери, советуя, как помочь ребенку преодолеть те объективные трудности, которые уже имеются, и сохранить психическое и физическое здоровье ребенка.

Как надо вести себя родителям с ребенком-левшой

Учитывая повышенную эмоциональность и крайнюю впечатлительность такого ребенка, быть очень чутким и доброжелательным с ним.

Создать благоприятный климат для него в семье.

Не воевать с ним из-за частого упрямства, а выходки упрямства постараться завуалировать какой-нибудь игрой.

Принять как должное особенность ребенка и не пытаться превратить его в «правшу», объясняя всем и ему, что «леворуких» людей очень много и это тоже разновидность нормы.

Хвалить за самые малейшие успехи и поощрять его художественный или музыкальный дар, но не стремиться «приготовить» вундеркинда.

Стараться чаще делать малышу сюрпризы.

Не предъявлять завышенные требования к нему и не противопоставлять его другим обычным детям.

Ни в коем случае не обучать ребенка до школы чтению, письму и иностранным языкам, т.е. тому, где его поджидают неудачи, снижающие уровень самооценки малыша.

Любить его таким, какой он есть.

Если после пятилетнего возраста Вы заметите у ребенка непонятные Вам навязчивые стремления, опасения или страхи, обратитесь немедленно к специалисту.

Как не надо вести себя родителям с ребенком-левшой

Не пытаться скрыть свои насмешки по поводу того, что ребенок отличается от многих, в основном все делая при помощи одной левой руки.

Лишний раз подчеркивать все это при знакомых или посторонних людях.

Делать все возможное, чтобы переучить ребенка, и наказывать, когда он не поддается обучению.

Стараться доводить его до слез и вызывать своими методами воспитания другие отрицательные эмоции.

Быть в основном сузим и педантичным, общаясь с ним.

Стремиться довести его талант до совершенства, все время предъявляя завышенные требования к нему.

Учить до школы чтению, письму и иностранным языкам, ругая, что у него сплошные неудачи.

Создать такую обстановку для ребенка в своей семье, чтобы его самооценка уменьшалась с каждым днем, чтобы он чувствовал себя отвергнутым и никому не нужным.

Запомните, такое воспитание обычно является благоприятной почвой для развития невроза или симптомов заикания у малыша.

 

                  Выводы по главе III

В данной главе опытно-экспериментальным путем была доказана правдивость положений выдвинутой нами гипотезы. Результаты констатирующего эксперимента позволили выяснить, что леворукие дети наиболее эмоциональны, чем праворукие. Детей с левой ведущей рукой от праворуких отличает низкий уровень самооценки (доверия к себе), а также присутствует повышенный уровень тревожности и трудности в общении.

Результаты констатирующего эксперимента позволили определить исходный уровень развития тонко-координированных и мелкомоторных движений руки у леворуких и праворуких детей старшего дошкольного возраста.

Мы выяснили, что ручная умелость у леворуких детей развита гораздо хуже чем у праворуких, поэтому мы организовали работу на формирующем этапе эксперимента где нами были определены пути развития тонко-координированных и мелкомоторных движений рук у леворуких  детей 5-6 лет.

Сравнение констатирующего и контрольных этапов показало, что уровень развития мелкой моторики и координации движений руки у леворуких детей повысился и стал на порядок выше, чем у праворуких детей.

Это значит, результаты тестирования доказали, что организация специальных занятий, использование дополнительных игр и упражнений на развитие рукости будут способствовать повышению уровня развития мелкомоторных и тонко-координированных движений руки у леворуких детей старшего дошкольного возраста.

 

Заключение

Наша работа была направлена на развитие мелкой моторики и тонко-координированных движений руки леворуких детей старшего дошкольного возраста.

В связи с поставленной целью в первой главе нашего исследования мы дали психолого-физиологическую характеристику особенностей леворуких детей.

Нами было выяснено, что понятие «леворукость» и «левшество» синонимами в психологии не являются. Под понятием леворукость понимают преимущественное пользование левой рукой при выполнении различных действий. Сюда не относиться случаи леворукости возникших вследствие перенесенных травм и заболеваний.

Под понятием левшество понимают проявление устойчивой, неизменной психофизиологической характеристики, специфического типа функциональной организации нервной системы (в первую очередь головного мозга) человека, имеющей кардинальные отличия от  правшей, если это левшество истинное, генетически заданное.

У левшей внутри полушарная организации психических процессов представлена внутри полушарной функциональной недиффиренцированностью, диффузностью.

Исключительной чертой левшей, является тенденция к относительной функциональной разобщенности, автономий правого и левого полушарий мозга. Правое полушарие у левшей играет более активную роль. Поэтому, у леворуких детей типичны задержки речевого развития, овладения письмом, чтением: ведь все это требует организованной парной работы полушарий.

У левшей, к сожалению, наблюдаются частые аффективные срывы, склонность к эмоционально-личностной несостоятельности, психосоматическим пароксизмам, к серьезным поведенческим и жизненным проблемам. Из этого следует, что ребенка-левшу нельзя насильно переучивать на праворукость.

В тех случаях, когда взрослые замечают такие проявления как раздражительность, повышенная возбудимость, нарушение сна, головная боль, частые боли в животе, страхи, энурез, заикание, укачивание в транспорте, заторможенность нужно обязательно обратиться за советом к врачу психоневрологу или педиатру.

Над проблемой леворукости работали такие известные отечественные ученные, как  А.Л. Лурия, Т.А. Бурденко, Н.Н. Брагина, А.В. Семенович, М.М. Безруких. И все таки несмотря на то, что проблема леворукости у детей достаточно часто становиться темой различных публикаций и обсуждений, леворукость была и остается загадкой.

Во второй главе мы рассмотрели проблемы развития мелкой моторики и координации движений рук у детей 5-6 лет. Мы выяснили, что тонкая моторика является составной частью моторных способностей индивида и оптимального двигательного стереотипа социализированных движений.

Под термином «тонкая моторика руки» понимают высокодиф-ференцированные, точные движения при небольшой амплитуды и силы. В социализированных движениях это движение пальце руки.

Большое стимулирующее влияние функций руки отмечают такие ученные, как Н.И. Новиков и Н.П. Павлов. По их мнению, мелкие мышцы кистей рук обеспечивают точные и тонко-координированные движения при письме, графической деятельности и необходимых манипуляторных действий руки у детей 5-6 лет. Также они утверждали, что развитие мелкой моторики рук влияет на умственное развитие, а описание данных электрофизиологических исследований прямо говорят о том, что речевая область формируется под влиянием импульсов поступающих от пальцев рук. Из этого следует, что функции руки и речи развиваются параллельно. Также ученными доказано, что развивая мелкую моторику пальцев мы воздействуем на внутренние органы человека.

Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы мелкой моторики и тонко-координированных движений руки. Для этого существует различные формы и методы работы с детьми по развитию ручной умелости: игры с мелкими игрушками, занятия с мелким конструктором, мозаикой, лепкой из глины, теста и пластилина, работа с бумагой и ножницами, различные виды плетений из тканей и тесьмы, вышивка, шитье, вязание, разнообразные графические упражнения, рисование, а также физические упражнения, основанные на хватательных движениях и развивающие силу кисти. Для развития у ребят ручной умелости также используют теневой и пальчиковый театры и всевозможные пальчиковые игры.

 Анализ теоретических положений  и методических выводов позволил  представить результаты опытно-экспериментальной  работы, проведенный на базе МДОУ  № 30 «Жемчужинка».

На первом этапе эксперимента мы рассмотрели психические особенности леворуких детей старшего дошкольного возраста. Анализируя таблицу количественной обработки данных по симптомокомплексам, мы увидели, что у леворуких детей уровень тревожности, конфликтности и трудности общения намного выше, чем у праворуких детей. Также на первом этапе работы мы выявили исходный уровень развития мелкой моторики и тонко-координированных движений рук как у леворуких детей, так и праворуких. По итогам тестирования мы выяснили, что уровень развития ручной умелости у леворуких детей намного ниже, чем у праворуких.

В соответствии с заданной целью нашей работы мы предложили ряд занятий, игр и упражнений направленных на развитие мелкой моторики и тонко-координированных движений руки леворуким детям с элементами психической разгрузки.

В нашей работе более  эффективными оказались такие методы, как рисование нетрадиционными способами, пальчиковый театр, теневой театр, пальчиковые игры, упражнения с сенсомоторным кубом,   Смешанная игровая терапия, упражнения из практической жизни, графические упражнения, пальчиковая гимнастика в парах, пальчиковая гимнастика с учебным предметом (ручка, карандаш), игровой самомосаж рук, выкладывание из спичек, физические упражнения с мячом и упражнения на расслабление.

При работе с леворукими детьми мы придерживались психолого-педагогических рекомендаций разработанных специально для таких детей.

Проведенная нами работа показала, что уровень развития мелкой моторики и тонко-координированных движений руки леворуких детей стала на порядок выше. В некоторых заданиях уровень развития у этих детей  превышает уровень развития праворуких детей. Это подтверждают результаты тестов проведенных на контрольном этапе.

Таким образом, цель нашей работы достигнута. Выдвинутая нами гипотеза  развитие мелкомоторных и тонко-координированных движений руки у леворуких детей старшего дошкольного возраста будет успешнее, если одновременно применять игры и упражнения по развитию ручной умелости с элементами снижения психологического напряжения подтвердилась.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   Список литературы

  1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. – 2-е изд. – СПб: Изд-во Михайлова В.А., 1998. – 379 с.
  2. Баркан А.И. Плохие привычки хороших детей. Учимся понимать своего ребенка. – М.: Дрофа-Плюс, 2003. – 352 с.
  3. Баурова Н. Леворукость не болезнь, а образ жизни// Аргументы и факты (Дочки матери - приложение) № 5 (249) от марта 2003.
  4. Безруких М.М. Леворукий ребенок в школе и дома. – М.: Ветан-Граф, 2005. – 240 с.
  5. Безруких М.М. Выбор пишущей руки – первый шаг подготовки к письму// Школьный психолог – 2004. - № 38 - С. 27-30.
  6. Белая Л.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. – М.:. ООО «Издательство АСТ», 2000. – 48 с.
  7. Богатеева, З.А. Чудесные поделки из бумаги: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. – М.: Просвещение, 1992. – 208 с.
  8. Борисенко М.Г., Лукина М.А. Наши пальчики играют.- СПб: «Паритет», 2003. – 144 с.
  9. Боровцова, Л. Детский сад и семья: как воспитывать у детей уверенность в себе// Домашний воспитатель – 2001.-.№ 4 – С.44-59.
  10. Вайтерман, С.М. и др. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: Пособие для педагогов дошк. учреждений. – М.: Гдманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2001. – 224 с.
  11. Ваптова, Л. Как снизить агрессивность детей// Домашний воспитатель – 2002. - № 8 – С. 55 -61.
  12. Венгер, Л.А., Мухина В.С. Психология. – М.: Просвещение, 1988. – 328 с.
  13. Воспитание детей в старшей группе детского сада/ Сост.: Г.М. Лямина. – М.: Просвещение, 1984. – 370 с.
  14. Гаврина, С.Е, и др. Готов ли ваш  ребенок к школе – М.: Гдманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2001.- 238 с.
  15. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щебринина С.В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: Академия Холдинг, 2000. – 192 с.
  16. Голубь В.Т. Графические диктанты: Пособие для занятий с детьми 5-7 лет. – М.: ВАКО, 2004. – 144 с.
  17. Еремеева В.Д., Хризман, Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологии – учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. – СПб.: «Тускарора», 2001. – 115 с.
  18. Запорожец А.В. Эльконин Д.Б. Психология детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1964. – 232с.
  19. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. – СПб: Союз, 2000. – 192 с.
  20. Иншакова О. Трудности обучения левшей// Начальная школа  - 2003. - № 10. – С.11-15
  21. Костина Л.М. Игровая Терапия с тревожными детьми. – СПб: Речь, 2003. – 160 с.
  22. Костина Л. Коррекция тревожности методом интегративной терапии// Дошкольное воспитание – 2003. - №10. – С. 54-63
  23. Кутепова И. Левша в мире праворуких// Дошкольное воспитание – 2002. - № 1. – С. 64-67
  24. Кутепова И. Помогите левше!// Дошкольное воспитание – 1998.- № 11. – С. 55-63
  25. Лалаева Р. И.  Логопедическая работа в коррекционных классах: Метод. пособие для учителя – логопеда. – М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2001. – 223 с.
  26. Макарьев И. Если ваш ребенок – левша. – СПб: Речь, 1995. – 143 с.
  27. Майская А. Ребенок – левша. Как достичь гармонии с «правым» миром. – СПб: Питер, 2005. – 96 с.
  28. Моисеева Л.Г, Готовим руку к письму. – СПб: Речь, 2004. – 80 с.
  29. Немов Р.С. Психология: Словарь – справочник: в 2 ч. – М.: Изд-во  ВЛДАДОС – ПРЕСС, 2003. – ч. 2 – 352 с.
  30. Нестерюк Т.В. Игровой самомассаж. – М.: Изд-во «Книголюб», 2007. – 24 с.
  31. Нижегородцева Н.В., Шадриков, В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М.: Гдманит. изд. центр. ВААДОС, 2001. – 256 с.
  32. Николаева Е.И. Леворукий ребенок: диагностика, обучение, коррекция. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. - 128 с.
  33. Новостворцева Н.В. Первые шаги в освоении письма: Популярное пособие для родителей и педагогов. – СПб.: КАРО, 2005. – 240 с.
  34. Ньюком Н. Развитие личности ребенка. – СПб: Питер, 2002. – 640 с.
  35. Обухова Л.Ф. Детская (возростная) психология. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996. – 374 с.
  36. Общая психология/ Под ред. А.В. Петровского. – М.:  Просвещение, 1994. – 283 с.
  37. Панфилова Н., Лях В. Левша – это нормально?// Дошкольное воспитание – 1992. - № 1. – С. 53-56
  38. Практическая психология образования. Учебное пособие для вузов/ Под ред. И.В. Дубровиной. – СПб: Питер, 2004. – 592 с.
  39. Психомоторная организация человека: Учебник для вузов/ Е.П. Ильин. – СПб: Питер, 2003. – 384 с.
  40. Светайло Н. Если ребенок – левша// Детский сад со всех сторон – 2002. - № 16. – С.7-11
  41. Семейное воспитание: Краткий словарь/ сост. И.В. Гребенников, Л.В. Ковинько. – М.: Политиздат, 1990. – 509 с.
  42. Семенович А.В. Эти невероятные левши: Практическое пособие для психологов и родителей. – М.: Генезис, 2004. – 250 с.
  43. Удилова И.В. Развитие мелкой ручной моторики у леворуких учащихся с ЗРП// Дефектология. – 2005. - № 4. – С. 88-89
  44. Узорова О.В. Игры с пальчиками. – М.: ООО «Издательство Аситрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 124 с.
  45. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М.: Академия, 1996. – 336 с.
  46. Урунтаева Г.А., Афонькина, Ю.А. Практикум по детской психологии. – М.: Академия, 1995. – 348 с.
  47. Чиркова Т. Учет индивидуально – психологических особенностей детей.// Дошкольное воспитание. – 1986. -  № 5.  – С. 38-42
  48. Шумнина М.А. Личностно-ориентированный подход в обучении леворуких детей младшего школьного возраста// Начальная школа  - 2006. - № 9. – С. 11-15
  49. Юдин Н. Мутадимова, А О феноменах леворукости// Воспитание школьников – 2002. - № 10. – С. 33-38
  50. Юдин Н. Психокоррекционая работа с леворукими детьми// Воспитание школьников – 2003. - № 2. – С. 34-39

Информация о работе Развитие мелкой моторики и координированных движений руки у леворуких детей старшего дошкольного возраста