Развитие мелкой моторики и координированных движений руки у леворуких детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2015 в 13:06, дипломная работа

Описание работы

Объект исследования – ручная умелость леворуких детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – способы развития мелкой моторики и координации движений руки у леворуких детей 5-6 лет.
Гипотеза: развитие мелкомоторных и тонко-координированных движений руки у леворуких детей старшего дошкольного возраста будет успешнее, если применять игры и упражнения по развитию ручной умелости одновременно с элементами снижения психологического напряжения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….………3-6
Глава I. Психолого-физиологическая характеристика
особенностей леворуких детей ………………………………………..7-20
1.1 Нейропсихологический подход к феномену леворукости…....7-13
1.2 Причины появления феномена леворукости………………….13-15
1.3 Проблемы воспитания и обучения леворуких детей………....15-18
Выводы по главе I……………………………………………………..19-20
Глава II. Проблемы развития мелкой моторики и координации
движения рук у детей старшего дошкольного возраста…………….21-34
2.1Теоретические основы развития мелкой моторики и
координации движения рук у детей 5-6 лет ……………...................21-26
2.2 Пути развития мелкой моторики и координированных
движений рук старшего дошкольного возраста ………………….....26-31
2.3 Требования к проведению занятий, игр и упражнений
по развитию ручной умелости детей 5-6 лет ….…………………...31-33
Выводы по главе II…………………………………………………....33-34
Глава III. Опыт экспериментального исследования развития
мелкой моторики и координированных движений руки….……….35-80
3.1 Задача, база и методики исследования ………………..…….….35-36
3.2 Результаты констатирующего эксперимента и описание
формирующего………………………………………………………..36-57
3.3 Анализ результатов исследования ………………………………57-73
3.4 Психолого-педагогические рекомендации воспитателям и
родителям воспитывающих леворуких детей …..……..…………...73-79
Вывод по главе III……………………………………………………..79-80
Заключение………………………………………………………….....81-84
Список литературы……………………………………………………

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 1.70 Мб (Скачать файл)

В работах М.А. Матовой [26] было показано, что левые асимметрии слуха и зрения коррелируют с уровнем  вербального и невербального мышления, а показатели продуктивности доминантности левого уха связаны с уровнем кратковременной памяти на невербальные стимулы. Автор предлагает учитывать разные профили функциональной асимметрии, обусловливающие развитие различных способностей, для индивидуализации программ школьного и профессионального обучения.

По оценкам А.В. Семенович [42], 70% детей, испытывающих сложности в школьном обучении, являются левшами. Трудности в освоении письма, особенности мышления, эмоциональная неустойчивость настоятельно требуют психолого-педагогического сопровождения в обучении и воспитании детей-левшей.

Отказ от переучивания леворукого ребенка все же не снимает большого комплекса проблем, возникающих в процессе его обучения в школе. Скорее ставит целый ряд других, не менее важных. Это дифференцированные (с учетом особенностей леворуких) методики обучения, это комплекс гигиенических требований к рабочему месту, инструменту и многое другое. [48]

Фактически леворукого ребенка у нас учат так же, как праворукого, и именно поэтому в школе нередко настаивается на переучивании. Между тем функциональные особенности леворуких детей, такие как трудности осуществления зрительно-моторных координации, нарушения пространственного восприятия, повышенная утомляемость и снижение работоспособности, тревожность и возбудимость, не могут не вызывать целый ряд школьных трудностей. Но какими бы ни были трудности, чаще всего это – трудности обучения письму (реже – письму и чтению вместе).

Наряду с зеркальным письмом у детей достаточно часто наблюдается зеркальное рисование. Особенно характерно выворачивание при рисовании: верх и низ, вертикальное и горизонтальное, правое и левое меняются местами, причем ребенок не чувствует неправильности. Подобное рисование является проявлением неусвоенности ребенком основных принципов организации пространства. [10, 15]

Необходимо также сказать о нарушениях чтения у некоторых левшей. В специальной литературе для обозначения этого явления используется термин «дислексия» - это частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью психических функций, участвующих в процессе чтения. [24]

В обязанности психолога должна входить профилактическая работа, такого переучивания. Ведь переучивание ребенка, изменяя ведущую руку, мы неизбежно вызываем перестройку в деятельности мозга. У левшей и правшей разная организация мозга. Например, у праворуких людей центр речи находиться в правом полушарии (70% случаев), но может быть и в левом и даже располагаться симметрично в обоих полушариях. Поэтому следствиями переучивания могут стать нарушения темпа и ритма речи (заикание, быстрая речь). Согласно статистике, каждый третий ребенок с заиканием – это переученный левша.

Как следствие переучивания могут также наблюдаться серьезные перемены в эмоциональном состоянии ребенка: он становиться вспыльчивым, капризным, раздражительным, беспокойно спит, снижается аппетит. Позже появляются еще более серьезные нарушения: частые головные боли, постоянная вялость. В итоге развиваются невротические реакции, например, нервные тики, энурез или нарушается функциональное состояние нервнопсихической сферы, т.е. развивается невроз, например, писчий спазм. [19]

Проявление нервозов у леворуких детей специально изучались. При астеническом нервозе заметны повышенная утомляемость, быстрая истощаемость нервной системы, резкое снижение работоспособности. У мальчиков и девочек невроз может проявляться по-разному. Для мальчиков более свойственны расторможенность, неусидчивость, а для девочек более характерны пониженный фон настроения, вялость, плаксивость.

У леворуких детей нередки страхи и повышенная тревожность во время занятий и перед письменными работами. У левши при переучивании может также возникнуть невроз навязчивых состояний – как правило, в семьях, где родители тревожно относятся к леворукости и считают, что она может послужить препятствием к дальнейшей жизни. В случае отсутствия поддержки и похвалы за их старания у детей постепенно появляется тревожное ожидание неудачи, а в дальнейшем – навязчивые мысли о своей неполноценности. Известны, хотя и более редки в младшей школе, проявления истерических неврозов, возникающих в результате насильственного переучивания. Истерический невроз может проявляться в виде истерической слепоты, рвоты и психомоторных припадков. [48]

К сожалению, в нашей стране еще нет научно разработанной методики обучения письму леворуких детей, нет и методики их работы на уроках труда (ведь даже ножницы им нужны другие). Поэтому наши левши учатся выполнять все учебные действия также, как и правши.

 

Выводы по главе I

Понятие «леворукость» и «левшество», синонимами (во всяком случае в нейропсихологии) не являются.

Леворукость – преимущественное пользование левой рукой при выполнении различных действий. Сюда не относится случаи леворукости, возникшей при перенесенных травмах или заболеваниях.

Мнение ученых о том, как и почему возникает леворукость, не только различны, но и противоречивы. Но, не смотря на значительное число работ, посвященных этой проблеме, нельзя сказать, что она полностью изучена и есть четкие, аргументированные подтверждения какой-либо одной гипотезы.

Фактически можно выделить 3 основных фактора, определяющих предпочтение левой руки: генетическую латеральность, или генезную наследственную основу; патологическую латеральность, обусловленную в значительной мере пре- и перинатальными нарушениями в развитии мозга; вынужденную латеральность. Причем возможны различные варианты сочетание этих факторов.

Левшество – проявление устойчивой, неизменной психофизиологической организации нервной системы (в первую очередь головного мозга) человека, имеющего кардинальные отличия от таковой у правшей, если это левшество – истинное, генетически заданное.

Меняется тенденция к относительной функциональной разобщенности автономии правого и левого полушария мозга.

Различие правой и левой рук при выполнении движений являются прямым отражением неравнозначности и специфичности двух полушарий мозга – правого и левого. Моторные пути, связывающие мозг и мускулатуру рук, почти полностью перекрещены. Поэтому у праворуких людей преимущественно левое полушарие координирует работу мышц правой руки, а у леворуких людей эта функция принадлежит правому полушарию.

Таким образом, мозговая организация психических процессов у левшей являет собой особую специфическую систему, основу которой составляет следующие базисные параметры: функциональная амбилатеральность, диффузность и относительная разобщенность, автономия гемисфер мозга, недостаточная дифференцированность подкорково-корковых отношений. Правое полушарие у левшей с одной стороны играет существенно более активную роль в протекании вербальных функций, чем у правшей.

Правое полушарие мозга у леворуких детей отвечает за восприятие выразительности звуков, за образную память, за способность сохранять длительное время впечатления от увиденного, за ориентировку в пространстве, за переработку поступающей информации в реальном времени,  помогает решать зрительные задачи.

Для левшей типичны задержки речевого развития, овладения письмом, чтением: ведь все это требует организованной парной работы полушарий. У них изначально и пожизненно отсутствует упроченная пространственно-временная система координат, что и проявляется в феноменах «зеркальности», «эффектах времени» и т.п.

У левшей, наблюдается частые аффективные срывы, склонность к эмоционально-личноствной несостоятельности, психосоматическим пароксизмам, а подчас и более серьезным поведенческим и жизненным проблемам.

Левши часто испытывают трудности в освоении письма. Особенности мышления, эмоциональная неустойчивость настоятельно требуют психолого-педагогического сопровождения в обучении и воспитании детей-левшей.

Нельзя левшу переучивать, так как переучивание ребенка, изменяет ведущую руку и неизбежно вызывает перестройку в деятельности мозга.

Поэтому как следствие переучивание могут наблюдаться: нарушения сна и аппетита; головная боль и боли в животе; страхи; энурез;  заикание; тики; повышенная возбудимость; укачивание в транспорте; аллергические реакции; повышенная чувствительность к жаре, духоте, запахам; раздражительность; вялость и заторможенность. В случаях таких проявлений обязательно нужно обращаться к психоневрологу или педиатру.

 

Глава II. Проблемы развития мелкой моторики и координации движений рук у детей старшего дошкольного возраста

2.1 Актуальность проблемы  развития мелкой моторики и координации рук у детей старшего дошкольного возраста

Моторика – это двигательная активность организма: знание и исследование, связанные с двигательной активность организма. [29]

Тонкая моторика является составной частью моторных способностей индивида и оптимального двигательного стереотипа социализированных движений. Ее развитие базируется на основе формирование оптимальной статике тела, оптимального двигательного стереотипа локомоций и движений конечностей, музыкально-ретмических движений.

Под термином «тонкая моторика» понимают высокодифференцированные точные движения преимущественно небольшой амплитуды и силы. В социализированных движениях это движения пальцев руки и элементов артикуляционного аппарата. [29]

Тонкая моторика соответствует высшему по уровню оптимального двигательного стереотипа моторного развития человека. С одной стороны она граничит со статическими положениями мелких сегментов, с другой стороны, тонкая моторика имеет зону перехода к крупной, или грубой моторики. Тонкую моторику необходимо развивать в системе параллельного формирования всех основных видов моторных способностей, на основе грубой моторике, с целью создания оптимального двигательного стереотипа.

Таким образом, у ребенка поэтапно моделируются и апробируются основополагающие свойства пространства внешнего мира, происходят социоэмоциональное развитие, взаимосвязь между психическим и моторным развитием. С развитием высшей нервной деятельности произвольная двигательная деятельность в целом приобретает все большее значение в поведении ребенка.

Интересен онтогенез в развитии действий рук ребенка. И.М. Сеченов был одним из первых ученных, подвергших критике теорию наследственной предопределенности развития движений ребенка как результат созревания определенных неравных структур. Он писал, что движение руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными  изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой. [15]

Мелкие мышцы кистей рук, обеспечивающие точные и тонко-координированные движения при письме, графической деятельности и необходимых манипуляторных действий руки у детей 5-6 лет развита еще не достаточно, что создает комплекс проблем. [10] И поэтому проблемы повышения эффективности комплексной медико-педагогической работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей старшего дошкольного возраста не теряет своей актуальности.

Руке посвящали стихи,  писали оды. А народная мудрость о значимости руки отразилась в загадках: «А ну-ка отгадайте,  что это за десять братьев, на который двух шуб не хватает?», в пословицах: «Отбиться от рук», «Все дело в его руках», «Дать волю рукам», «Глаза бояться, а руки делают».

Во всем этом отражаются психология, внутренний мир, состояние человека. Это доказано ученными. «Источники способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» (В.А. Сухомлинский).

Большое стимулирующие влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей.

Выдающийся русских просветитель Н.И. Новиков еще в 1782 году утверждал,  что «натуральное побуждение к действию над вещами у детей есть основное средство не только для получения знаний об этих вещах, но и для всего умственного развития». [8]

И.П. Павлов внес большую ясность в этот вопрос. Он придавал тактильным  ощущениям большое значение, ибо они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее кора мозга, тем совершеннее речь, а значит и мышление. [8]

Это концепция лежит в основе современных теорий, разрабатываемых учеными. В коре головного мозга речевая область расположена совсем рядом с двигательной. Она является, собственно, ее частью. Передняя центральная извилина мозга – это так называемая двигательная проекционная зона,  отсюда идут приказы сделать то или иное движение. Около трети всех площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Особенно наглядно огромная пальцевая проекция кисти руки видна на так называемом гомункулусе (человечке) Пенфилда (рис. 2).

На человеке Пенфилда показаны проекции всех частей тела в двигательной области коры головной мозга. Именно величина проекции кисти руки, близость моторной и речевой зон навели ученых на мысль, что тренировка тонкой (мелкой) моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Описанные данные электрофизиологических исследований уже прямо говорят о том, что речевая область формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

На протяжении всего раннего детства четко выступает эта зависимость – по мере совершенствования мелкой моторики идет развитие   речевой функции.

Как мы видим, функция руки и речь развиваются параллельно.   Естественно, это должно использоваться в работе с детьми – и теми, у которых развитие речи происходит своевременно, и особенно с теми, у которых имеются различные нарушения развития речи. Совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи.

Информация о работе Развитие мелкой моторики и координированных движений руки у леворуких детей старшего дошкольного возраста