Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2015 в 13:06, дипломная работа
Объект исследования – ручная умелость леворуких детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – способы развития мелкой моторики и координации движений руки у леворуких детей 5-6 лет.
Гипотеза: развитие мелкомоторных и тонко-координированных движений руки у леворуких детей старшего дошкольного возраста будет успешнее, если применять игры и упражнения по развитию ручной умелости одновременно с элементами снижения психологического напряжения.
Введение………………………………………………………….………3-6
Глава I. Психолого-физиологическая характеристика
особенностей леворуких детей ………………………………………..7-20
1.1 Нейропсихологический подход к феномену леворукости…....7-13
1.2 Причины появления феномена леворукости………………….13-15
1.3 Проблемы воспитания и обучения леворуких детей………....15-18
Выводы по главе I……………………………………………………..19-20
Глава II. Проблемы развития мелкой моторики и координации
движения рук у детей старшего дошкольного возраста…………….21-34
2.1Теоретические основы развития мелкой моторики и
координации движения рук у детей 5-6 лет ……………...................21-26
2.2 Пути развития мелкой моторики и координированных
движений рук старшего дошкольного возраста ………………….....26-31
2.3 Требования к проведению занятий, игр и упражнений
по развитию ручной умелости детей 5-6 лет ….…………………...31-33
Выводы по главе II…………………………………………………....33-34
Глава III. Опыт экспериментального исследования развития
мелкой моторики и координированных движений руки….……….35-80
3.1 Задача, база и методики исследования ………………..…….….35-36
3.2 Результаты констатирующего эксперимента и описание
формирующего………………………………………………………..36-57
3.3 Анализ результатов исследования ………………………………57-73
3.4 Психолого-педагогические рекомендации воспитателям и
родителям воспитывающих леворуких детей …..……..…………...73-79
Вывод по главе III……………………………………………………..79-80
Заключение………………………………………………………….....81-84
Список литературы……………………………………………………
В исследовании А.Р. Лурия было выдвинуто предположение о том, что базисом, над которым надстраивается вся совокупность атипичных проявлений психической деятельности, является у них особый тип мозговой организации психических процессов. [42]
В качестве экспериментальной модели, традиционной для нейропсихологии, рассмотрению были подвергнуты факты нарушения психических процессов у левшей с локальными поражениями головного мозга. Анализ полученных результатов позволил сделать выводы об особенностях мозговой организации психической деятельности левшей.
Как отмечает А.В. Семенович [42], у левшей утрачиваются отличительные признаки полушарного обеспечения и речевых и нервных процессов. Мозговая межполушарная организация психической деятельности у левшей приобретает более симметричный, более диффузный и менее упорядоченный характер. При этом они представляют собой (в отличие от правшей) удивительно гетерогенную, низкопрогнозируемую группу.
Только у левшей во взрослом возрасте встречается двусторонняя (в обоих полушариях) представленность какого-либо психологического фактора. Похожая картина может иметь место у праворуких детей, но не далее чем до 2-3 лет. Левши же сохраняют это уникальное, феноменальное качество всю жизнь. Что во многом и определяет одну из базовых предпосылок их компенсаторного потенциала.
У левшей внутриполушарная организация психических процессов представлена внутриполушарной функциональной недифференцированностью, диффузностью. Исключительной чертой левшей является тенденция к относительной функциональной разобщенности, автономии правого и левого полушария мозга.
Таким образом, мозговая организация психических процессов у левшей являет собой особую специфическую систему, основу которой составляет следующие базисные параметры: функциональная амбилатеральность, диффузность и относительная разобщенность, автономия гемисфер мозга, недостаточная дифференцированность подкорково-корковых отношений. [42]
Правое полушарие у левшей должно быть более «свободным», что позволяет ему активнее участвовать в протекании различных видов психической деятельности.
Правое полушарие у левшей с одной стороны играет существенно более активную роль в протекании вербальных функций, чем у правшей. С другой – в условиях функциональной разобщенности правое полушарие не испытывает тормозящего влияния со стороны левого и может более интенсивно участвовать в формировании компенсаторных механизмов (не исключено, что в том числе и на биохимическом уровне). Вероятно, совокупность этих и иных факторов (особенно уникальные подкорково-корковые отношения) и способствует достижению того уровня компенсаторных возможностей мозга леворуких, который приводит к сглаженности и быстрому регрессу речевой симптоматики. [49]
Многочисленные исследования, проведенные на правшах, убедительно доказали, что эмоциональная жизнь человека находиться под контролем подкорковых структур мозга и правого полушария. В то же время имеют место указания на особенности этого аспекта психической жизни у левшей по сравнению с правшами: более высокой уровень эмоциональности и нейротизма, достоверное снижение у них экстраверсии и социабельности. [17]
По мнению А. Майской [27] нельзя исключать возможность того (рис. 1), что особенности строения и функционирования полушарий и подкорково-корковых систем, а также более диффузная функциональная организация мозга левшей является причиной таких явлений, как яркая полимодальная психопатологическая симптоматика, склонность к паранормальным явлениям, феноменам предвосхищения и т.п.
Рис. 1. «Мышление» полушарий
Вероятно, именно указанные факторы приводят у леворуких к созданию специфических интермодальных связей, способствующих их достижениям в сфере живописи и музыки, определяют их достоверно значимое накопление среди артистически одаренных. Они же актуализируются в том, что левши наилучшим образом адаптируются в деятельности индивидуальной, ненормированной, требующей не столько высокой конвенциальности (условности), сколько инициативы и интуиции. [39]
Атипия психического развития – одна из базовых особенностей лиц с наличием фактора левшества. У левшей (детей и взрослых) менее выражена возрастная динамика, выявляется общее сходство структуры пространственной организации мозговых ритмов больших полушарий, которая у правшей с возрастом приобретает асимметричную («взрослую») структуру.
Многочисленные нейробиологические, нейрофизиологические данные подтверждают, что церебральный онтогенез их обладает разнообразными специфическими чертами: не дифференцируются внутри- и межполушарные связи, они менее избирательны, выявляется отставание в развитии биоэлектрической ритмики мозга, имеется склонность к снижению иммунных и гормональных регуляций.
Практически все дети-левши изыскивают самые немыслимые внешние и внутренние средства, позволяющие альтернативно, без опоры на 1 первичный (в традиционном понимании) фактор, решать проблемы, прямо связанные с его актуализацией.
Для левшей типичны задержки речевого развития, овладения письмом, чтением: ведь все это требует организованной парной работы полушарий. У них изначально и пожизненно отсутствует упроченная пространственно-временная система координат, что и проявляется в феноменах «зеркальности», «эффектах времени» и т.п. [50]
Недостаточная сформированность речевого звукоразличения самым пагубным образом будет сказываться и на словарном запасе ребенка, и на его возможности продуктивно выражать свои мысли, и на освоении письма, счета и т.д. Ведь все эти функции с необходимостью требуют усвоения многократно повторенной, правильно воспринятой и понятой, из раза в раз одинаково звучащей речи другого (мамы, учителя, друзей).
Очевидно, что одновременно происходит возрастание доминантной роли левого полушария по отношению к реализации знаковых программ (каковыми являются буквы и цифры). В условиях того или иного дефицита межполушарных взаимодействий «зеркальные» феномены не исчезают естественным путем, но продолжаются актуализироваться длительное время, вплоть до момента, когда ребенок не научиться произвольно контролировать такие ошибки, то есть обсуждаемый вектор восприятия так и не становится автоматизмом. Что и наблюдается у левшей повсеместно.
И. Макарьев [26] отмечает любой, кто вступает в контакт с ребенком-левшой, приходит в радостное недоумение от его видения мира. Это не просто отсутствие пространственных навыков и во внешнем, и во внутреннем планах, на макро- или микроуровне. В мире левшат читать, писать, рисовать, считать, вспоминать, интерпретировать сюжетную картинку можно начать с любой стороны. Они так видят! Когда необходимо сканирование большого персептивного поля, это усугубляется хаотичностью и пофрагментарностью.
Эти дети в течение длительного срока привлекают максимум внешних, осознаваемых средств для овладения теми навыками, которые у правшей формируются и закрепляются независимо от их желания, просто по определенным законам психического развития. Левша как бы всякий раз изобретает свой способ овладения миром правшей. Недаром, по результатам специальных психологических исследований, один из самых высокий рангов у левшей – самоконтроль.
У левшей, к сожалению, наблюдается частые аффективные срывы, склонность к эмоционально-личноствной несостоятельности, психосоматическим пароксизма, а подчас и более серьезным поведенческим и жизненным проблемам.
Итак, чем же отличается леворукий ребенок от праворукого? Наблюдения [4, 26, 27, 42]показали, что у 95% правшей и 70% левшей центр речи находится в своем полушарии коры головного мозга. Из оставшихся 30% левшей у одной половины контроль речи расположен в правом полушарии, у другой – центры речи представлены как в правом, так и в левом полушарии (бдительно). Поданным медицинских заключений можно сделать вывод, что восстановление речи после заболеваний значительно быстрее происходит у леворуких людей, речь которых контролируется преимущественно одним полушарием, другое полушарие может быть «резервным» в значительно большой степени, чем у правшей. [40]
1.2 Причины появления феномена леворукости
Существует огромное количество теорий о первопричинах появления леворукости и значительного увеличения левшей в последнее время. В настоящий момент наиболее распространены четыре версии о возникновении леворукости. [4, 26, 27, 32,42]
Версия 1. Леворукость передается по наследству
Медицинская статистика подтверждает, что достаточно часто леворукость передается по наследству, от поколения к поколению или даже через несколько поколений. Но и здесь существует целый ряд спорных вопросов. Противники этой версии утверждают, что у леворуких родителей чаще всего рождаются дети с основной левой рукой только из-за внешних факторов. Ведь дети стараются во всем подрожать своим родителям. Если малыш постоянно наблюдает, как мама есть и пишет левой рукой, то он непроизвольно будет копировать ее движения. А к генам это не имеет никакого отношения.
Но генетики долгое время наблюдали за детьми, которых усыновили в раннем возрасте (до 3 лет). И оказалось, что все они в качестве основной выбирают ту же руку, что и их генетические, а не приемные родители. Но в то же время у родителей с доминирующей правой рукой иногда рождаются леворукие дети и наоборот.
Версия 2. Леворукость вызывается неблагоприятным воздействием современной техники. Например, у женщин, которые во время беременности больше трех раз делали УЗИ или подвергались воздействию других средств современной техники, увеличивается вероятность рождения ребенка с леворукостью.
Эта версия абсолютно бессмыслица. Ведь левши были и двадцать, и пятьдесят, и сто лет назад, когда никакой современной техники не существовало. Возможно, современная техника или другие внешние воздействия и оказывают некоторое влияние на резкое увеличение левшей. Но в настоящее время никаких доказательств этой версии нет.
Версия 3. Леворукость чаще наблюдается у детей из неблагополучных семей
Сторонники этой версии утверждают, что беременные женщины из неблагополучных семей или употребляющих алкоголь, постоянно находятся в психоэмоциональном возбуждении и подвергают своего будущего ребенка огромному риску. Если мама на ранних сроках беременности (в период формирования у ребенка головного мозга) ведет нездоровый образ жизни и переживает стресс, то это сказывается на развитии полушарий головного мозга малыша. И увеличивается вероятность рождения ребенка с доминирующей левой рукой. Хотя количество леворуких детей в неблагополучных и устойчивых семьях приблизительно одинаково.
Раньше наблюдалось закономерность, что левши имеют неустойчивую нервную систему, легко возбудимы и восприимчивы к внешним раздражителям. Но психологи считают, что это последствия стресса, перенесенного во время переучивания в правшу. Именно поэтому сами левши во взрослом возрасте испытывают трудности в семейной жизни и среди них был гораздо выше процент разводов. Хотя в последнее время ситуация нормализовалась.
Версия 4. Леворукость связана с изменением экологической обстановки в худшую сторону
Действительно, в последнее время появилось достаточно много различных заболеваний, связанных с неблагоприятной экологической обстановкой. Беременные женщины и новорожденные наиболее восприимчивы к внешним вредным воздействиям. Но леворукость – это не заболевание.
Естественно, в районах с неблагоприятной экологической обстановкой беременность у женщин протекает более тяжело. Существует целый ряд осложнений и заболеваний, связанных с плохой экологией. Головной мозг ребенка развивается в первой половине беременности. Поэтому возможно, что на леворукость влияет то, как протекала у женщин беременность. Но никаких доказательств этой версии нет.
В районах с неблагоприятной экологической обстановкой и с повышенным уровнем радиации постоянно проводятся медико-статистические исследования. Но в процентном отношении количество леворуких людей в этих районах не отличается от среднемировых значений.
1.3 Проблемы воспитания и обучения леворуких детей
В последние годы воспитание и психология сталкиваются с такой проблемой, как обучение в школе детей-левшей.
Пока левши ходят в дошкольное учреждение, трудностей они не испытывают: в этом возрасте ведущей деятельностью является игра, а в игре почти не имеет значение, какая рука у ребенка «главная». Но как только начинается подготовка к обучению ребенка письму, начинаются трудности. И в детском саду, и в начальной школе левше разрешают действовать левой рукой, не переучивая его. [20]
Казалось бы, из гуманитарных соображений, но… Как показывает практика, требования к правшам и левшам предъявляются одинаковые, и методика обучения используется одна и та же. Получается, что мы, сами того не подозревая, методично и насильно «переучиваем левшу», навязывая ему правила выработанные для правшей. Результат? Неправильная посадка ребенка за столом, неудобный для него наклон тетради во время письма и т.д.
И исследований о левшах мало, и совсем немного методических материалов по обучению левшей.
В большинстве работ [3, 4, 32, 42], посвященных вопросу воспитания и обучения детей-левшей, внимание концентрируется на приспособлении леворуких детей к традиционным методикам обучения и воспитания. Однако в последнее время появились исследования, указывающие на необходимость учета и других проявлений левшества – сенсорного, моторного, когнитивного. Много работ направлено на анализ нецелесообразности и даже недопустимости переучивания леворуких детей. В большинстве случаев переучивание леворуких детей приводит к нарушениям психического развития, возникновению трудностей в обучении и даже вызывает невротические и соматорные расстройства.