Развитие мелкой моторики и координированных движений руки у леворуких детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2015 в 13:06, дипломная работа

Описание работы

Объект исследования – ручная умелость леворуких детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – способы развития мелкой моторики и координации движений руки у леворуких детей 5-6 лет.
Гипотеза: развитие мелкомоторных и тонко-координированных движений руки у леворуких детей старшего дошкольного возраста будет успешнее, если применять игры и упражнения по развитию ручной умелости одновременно с элементами снижения психологического напряжения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….………3-6
Глава I. Психолого-физиологическая характеристика
особенностей леворуких детей ………………………………………..7-20
1.1 Нейропсихологический подход к феномену леворукости…....7-13
1.2 Причины появления феномена леворукости………………….13-15
1.3 Проблемы воспитания и обучения леворуких детей………....15-18
Выводы по главе I……………………………………………………..19-20
Глава II. Проблемы развития мелкой моторики и координации
движения рук у детей старшего дошкольного возраста…………….21-34
2.1Теоретические основы развития мелкой моторики и
координации движения рук у детей 5-6 лет ……………...................21-26
2.2 Пути развития мелкой моторики и координированных
движений рук старшего дошкольного возраста ………………….....26-31
2.3 Требования к проведению занятий, игр и упражнений
по развитию ручной умелости детей 5-6 лет ….…………………...31-33
Выводы по главе II…………………………………………………....33-34
Глава III. Опыт экспериментального исследования развития
мелкой моторики и координированных движений руки….……….35-80
3.1 Задача, база и методики исследования ………………..…….….35-36
3.2 Результаты констатирующего эксперимента и описание
формирующего………………………………………………………..36-57
3.3 Анализ результатов исследования ………………………………57-73
3.4 Психолого-педагогические рекомендации воспитателям и
родителям воспитывающих леворуких детей …..……..…………...73-79
Вывод по главе III……………………………………………………..79-80
Заключение………………………………………………………….....81-84
Список литературы……………………………………………………

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 1.70 Мб (Скачать файл)

Цель: обеспечить снижение уровня тревожности дошкольников; способствовать развитию мелкой моторики и координации движений руки.

Виды упражнений:

    1. переливание воды из одной емкости в другую;
    2. пересыпание песка, крупы из одной емкости в другую;
    3. чистка зеркал. Небольшое зеркало нужно припудрить, и ребенок должен его почистить сухой тряпочкой.
    4. уход за живыми растениями в помещении и на улице (посадка, рыхление и полив);
    5. разделение сыпучих веществ. Смешайте гречневую крупу и манку в миске. Рядом поставьте еще одну миску и положите на ее ситечко. Пусть ребенок ложкой насыпает смесь в ситечко и перемешивает смесь. Когда вся манка сыплиться в миску гречку из ситечка ребенок должен пересыпать в баночку;
    6. мытье посуды (не важно, настоящая или игрушечная);
    7. подвесить где-нибудь пучок вискозных или шерстяных ниток и научить детей заплетать косички;
    8. на края мисочки нацепите обыкновенные прищепки. Их нужно будет снять и опять одеть на край.
  1. Графические упражнения. (приложений № 11)

Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для овладения письмом. Рисование графических фигур - отличный способ подготовки руки к письму. Интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении владеть карандашом, ручкой и красиво писать. Кроме этого при рисовании, графических диктантов, штриховки, раскрашивания дети, как правило, испытывают удовольствие и радость, что непосредственно влияет на эмоциональное состояние.

Данная методика применялась во время занятий как небольшая ее часть, а также в блоках совместной и самостоятельной деятельности:

    1. Графические диктанты. Педагог выбирает одну из фигур (фрукты, животные, транспорт и т.д.) в зависимости от степени подготовленности ребенка и диктует ее написание по клеточкам. Ребенок обводить клеточки простым карандашом.
    2. Штриховка. Педагог предлагает в заданном направлении заштриховать предложенные ребенку фигуры.
    3. Разукрашивание.

Ход: ребенок разукрашивает предложенные ему картинки.

    1. Обведи по контуру.  Ребенок обводить по контуру жирным карандашом предложенные ему силуэты.
    2. Соедини точки. Ребенок соединяет точки по контуру жирным карандашом предложенные ему силуэты.
    3. Дорисуй рисунок. Ребенок дорисовывает вторую половину рисунка в зеркальном его отражении.
    4. Нарисуй такой же. Глядя на данный образец рисунка какого-либо предмета, ребенок рядом рисует точно такой же предмет. 
  1. «Пальчиковая игра» (приложение № 12).

Выполняется в блоке совместной деятельности, а также самостоятельной деятельности детей.

Цель: повысить эмоциональный фон; активизировать мелкую моторику рук, тем самым вырабатывая ловкость, умение управлять своими движениями.

 «Пальчиковая игра» - это инсценировка каких-либо  маленьких стихотворений.

  1. Пальчиковая гимнастика в парах проводят в любое свободное время в блоках совместной и самостоятельной деятельности. Также во время занятий как физ-минутка.

     Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, повысить силу и ловкость руки в целом, снизить эмоциональное и физическое напряжение; способствовать  повышению у детей коммуникабельности и общению.    

     снизить эмоциональное и физическое напряжение; способствовать

     умению работать в паре. Приложение № 13

  1. Пальчиковая гимнастика с учебным предметом (ручка, карандаш) (приложение № 14).

Данные упражнения применялись как физ-пауза во время таких занятий как обучение грамоте, математика, ИЗО, а также в блоке совместной деятельности.

Цель: развивать мелкомоторные движения пальцев и координирующие движения кисти руки; снизить уровень тревожности дошкольников.

  1. Игровой самомассаж рук (приложение № 15).

Применяли  в блоке совместной деятельности.

Цель: снизить психофизическое напряжение; повысить мелкомоторные движения рук.

  1. Выкладывание из спичек (приложение № 16).

Использовали этот материал, как часть занятия по математике, конструированию, а также в блоке совместной деятельности.

Цель: способствовать формированию действий пальчиков с мелкими деталями; развивать мелкую моторику пальцев; учить общению детей в группе.

Ход: дети из спичек выкладывают разные фигурки по образцу, предложенному воспитателем.

  1. Физические упражнения с мячом (приложение № 17).

Проводятся во время специальной организованной деятельности на занятиях по физической культуре, а также совместной  и самостоятельной деятельности.

Упражнения с мячом рекомендуется использовать и во время прогулок.

Цель: развить моторные и координированные движения рук; снизить эмоциональное и физическое напряжение.

Тематика упражнений:

    • катание мяча;
    • подбрасывание;
    • перебрасывание;
    • метание;
    • перекладывание;
    • удары мяча;

Подвижные игры с мячом:

      • вышибалы;
      • пятнашки.

13. Упражнения с сенсомоторным кубом.

Игры с сенсорным кубом применялись в совместной деятельности, а также в блоке самостоятельной деятельности.

Цель: развить мелкую моторику рук; повысить положительный эмоциональный фон.

Название игр:

      • «Нора»;
      • «Муравейник»;
      • «Богатыри»;
      • «Змея» и т.д. Приложение № 18

14. Упражнения на расслабление (приложение №19).

 

Каждому ребенку в выше предложенных занятиях, играх и упражнениях дается возможность ощутить радость роста своих сил, возможностей, достижений, стимулирует к улучшению результатов и ориентирует его на выполнение достигаемой цели. Помогает своевременно скорректировать поведение ребенка, преодолеть отдельные его негативные черты. Побуждает детей к дополнительным занятием.

3.3 Анализ результатов исследования

На III этапе исследования мы  провели контрольный эксперимент, целью которого является выявить итоговый уровень развития мелкой моторики и тонко-координированных движений руки, детей старших дошкольного возраста.

На контрольном этапе мы провели повторное исследование по тесту М.М. Безруких (приложение № 20) и получили новые результаты развития тонко-координированных движений руки у детей с левой ведущей рукой и у детей с правой ведущей рукой и  представили их в таблицах № 8 и № 9.

Таблица  8

Уровни развития тонко-координированных движений руки у детей с левой ведущей рукой на контрольном этапе

Задания

Процент выполненных заданий по уровню

высокий 

средний

низкий

«Поставь точки в центр круга…»

67%

33%

0%

«Проведи прямые линии от точки до крестика…»

17%

67%

16%

«Проведи путь по лабиринту…»

0%

100%

0%

«Заштрихуй фигуры…»

17%

89%

0%


 

 

Таблица 9

Уровни развития тонко-координированных движений у детей с правой ведущей рукой на контрольном этапе

 

Задания

Процент выполненных заданий по уровню

высокий 

средний

низкий

«Поставь точки в центр круга…»

30%

70%

0%

«Проведи прямые линии от точки до крестика…»

30%

60%

10%

«Проведи путь по лабиринту…»

10%

50%

40%

«Заштрихуй фигуры…»

30%

70%

0%


 

Из анализа результата теста М.М. Безруких в группе леворуких детей видно, что появился высокий уровень развития, увеличился средний уровень развития и на порядок уменьшился низкий уровень развития. Об этом свидетельствуют данные по выполнению отдельных заданий входящих в тест. Например, по заданию «Поставь точку в центр круга…» справилось четыре ребенка, что соответствует 67% высокого уровня, два ребенка, при выполнении задания допускали ошибки, и это соответствует 33 % среднего уровня. Количество детей с низким уровнем отсутствует.

По заданию «Проведи прямые линии от точки до крестика…» один ребенок показал высокий уровень развития, что соответствует 17%, четыре ребенка показали средний уровень развития – это соответствует 67% и один ребенок показал низкий уровень развития, что соответствует 16%.

В задании «Проведи путь по лабиринту…» высокий уровень развития не показал ни один ребенок, шесть детей показали средний уровень развития, что соответствует 100%. И низкий уровень развития отсутствует.

По заданию «Заштрихуй фигуры…» один ребенок показал высокий уровень развития, что соответствует 17%, пять показали средний уровень развития – это соответствует 89%. Количество детей с низким уровне развития отсутствует.

В группе праворуких детей результаты развития тонко-координирующих движений руки повысились, но не значительно. Например, по заданию «Поставь точку в центр круга…»  справилось трое детей что соответствует 30% высокого уровня, семь детей, при выполнении задания допускали ошибки, и это соответствует 70 % среднего уровня. Количество детей с низким уровнем отсутствует.

По заданию «Проведи прямые линии от точки до крестика…» трое детей показали высокий уровень развития, что соответствует 30%, шесть детей показали средний уровень развития – это соответствует 60% и один ребенок показал низкий уровень развития, что соответствует 10%.

В задании «Проведи путь по лабиринту…» один ребенок показал высокий уровень развития, что соответствует 10%, пять детей показали средний уровень развития, что соответствует 50%. И низкий уровень развития показали четыре ребенка, что соответствует 40%.

По заданию «Заштрихуй фигуры…» три ребенка показал высокий уровень развития, что соответствует 30%, семь показали средний уровень развития – это соответствует 70%. Количество детей с низким уровне развития отсутствует.

Если сравнить результаты констатирующего и контрольного эксперимента в группе леворуких детей, то это выглядит следующим образом.

Данные выше указанных таблиц мы представили в виде рисунков  19- 34 представленных диаграммами.

Контрольный эксперимент. Группа леворуких детей.

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 19. Распределение дошкольников по уровням развития тонко-координированных движений руки на контрольном этапе у леворуких детей по заданию «Поставь точку в центре круга…».


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 20. Распределение дошкольников по уровням развития тонко-координированных движений руки на констатирующем этапе у леворуких детей по заданию «Поставь точку в центре круга…».

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 21. Распределение дошкольников по уровням развития тонко-координированных движений руки на контрольном этапе у леворуких детей по заданию «Проведи прямые линии от точки до крестика…».


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 22. Распределение дошкольников по уровням развития тонко-координированных движений руки на констатирующем этапе у леворуких детей по заданию «Проведи прямые линии от точки до крестика…».

 

Рис. 23. Распределение дошкольников по уровням развития тонко-координированных движений руки на контрольном этапе у леворуких детей по заданию «Проведи путь по лабиринту…».


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 24. Распределение дошкольников по уровням развития тонко-координированных движений руки на констатирующем этапе у леворуких детей по заданию «Проведи путь по лабиринту…».

Информация о работе Развитие мелкой моторики и координированных движений руки у леворуких детей старшего дошкольного возраста