Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2015 в 13:06, дипломная работа
Объект исследования – ручная умелость леворуких детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – способы развития мелкой моторики и координации движений руки у леворуких детей 5-6 лет.
Гипотеза: развитие мелкомоторных и тонко-координированных движений руки у леворуких детей старшего дошкольного возраста будет успешнее, если применять игры и упражнения по развитию ручной умелости одновременно с элементами снижения психологического напряжения.
Введение………………………………………………………….………3-6
Глава I. Психолого-физиологическая характеристика
особенностей леворуких детей ………………………………………..7-20
1.1 Нейропсихологический подход к феномену леворукости…....7-13
1.2 Причины появления феномена леворукости………………….13-15
1.3 Проблемы воспитания и обучения леворуких детей………....15-18
Выводы по главе I……………………………………………………..19-20
Глава II. Проблемы развития мелкой моторики и координации
движения рук у детей старшего дошкольного возраста…………….21-34
2.1Теоретические основы развития мелкой моторики и
координации движения рук у детей 5-6 лет ……………...................21-26
2.2 Пути развития мелкой моторики и координированных
движений рук старшего дошкольного возраста ………………….....26-31
2.3 Требования к проведению занятий, игр и упражнений
по развитию ручной умелости детей 5-6 лет ….…………………...31-33
Выводы по главе II…………………………………………………....33-34
Глава III. Опыт экспериментального исследования развития
мелкой моторики и координированных движений руки….……….35-80
3.1 Задача, база и методики исследования ………………..…….….35-36
3.2 Результаты констатирующего эксперимента и описание
формирующего………………………………………………………..36-57
3.3 Анализ результатов исследования ………………………………57-73
3.4 Психолого-педагогические рекомендации воспитателям и
родителям воспитывающих леворуких детей …..……..…………...73-79
Вывод по главе III……………………………………………………..79-80
Заключение………………………………………………………….....81-84
Список литературы……………………………………………………
Цель: обеспечить снижение уровня тревожности дошкольников; способствовать развитию мелкой моторики и координации движений руки.
Виды упражнений:
Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для овладения письмом. Рисование графических фигур - отличный способ подготовки руки к письму. Интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении владеть карандашом, ручкой и красиво писать. Кроме этого при рисовании, графических диктантов, штриховки, раскрашивания дети, как правило, испытывают удовольствие и радость, что непосредственно влияет на эмоциональное состояние.
Данная методика применялась во время занятий как небольшая ее часть, а также в блоках совместной и самостоятельной деятельности:
Ход: ребенок разукрашивает предложенные ему картинки.
Выполняется в блоке совместной деятельности, а также самостоятельной деятельности детей.
Цель: повысить эмоциональный фон; активизировать мелкую моторику рук, тем самым вырабатывая ловкость, умение управлять своими движениями.
«Пальчиковая игра» - это инсценировка каких-либо маленьких стихотворений.
Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, повысить силу и ловкость руки в целом, снизить эмоциональное и физическое напряжение; способствовать повышению у детей коммуникабельности и общению.
снизить эмоциональное и физическое напряжение; способствовать
умению работать в паре. Приложение № 13
Данные упражнения применялись как физ-пауза во время таких занятий как обучение грамоте, математика, ИЗО, а также в блоке совместной деятельности.
Цель: развивать мелкомоторные движения пальцев и координирующие движения кисти руки; снизить уровень тревожности дошкольников.
Применяли в блоке совместной деятельности.
Цель: снизить психофизическое напряжение; повысить мелкомоторные движения рук.
Использовали этот материал, как часть занятия по математике, конструированию, а также в блоке совместной деятельности.
Цель: способствовать формированию действий пальчиков с мелкими деталями; развивать мелкую моторику пальцев; учить общению детей в группе.
Ход: дети из спичек выкладывают разные фигурки по образцу, предложенному воспитателем.
Проводятся во время специальной организованной деятельности на занятиях по физической культуре, а также совместной и самостоятельной деятельности.
Упражнения с мячом рекомендуется использовать и во время прогулок.
Цель: развить моторные и координированные движения рук; снизить эмоциональное и физическое напряжение.
Тематика упражнений:
Подвижные игры с мячом:
13. Упражнения с сенсомоторным кубом.
Игры с сенсорным кубом применялись в совместной деятельности, а также в блоке самостоятельной деятельности.
Цель: развить мелкую моторику рук; повысить положительный эмоциональный фон.
Название игр:
14. Упражнения на расслабление (приложение №19).
Каждому ребенку в выше предложенных занятиях, играх и упражнениях дается возможность ощутить радость роста своих сил, возможностей, достижений, стимулирует к улучшению результатов и ориентирует его на выполнение достигаемой цели. Помогает своевременно скорректировать поведение ребенка, преодолеть отдельные его негативные черты. Побуждает детей к дополнительным занятием.
3.3 Анализ результатов исследования
На III этапе исследования мы провели контрольный эксперимент, целью которого является выявить итоговый уровень развития мелкой моторики и тонко-координированных движений руки, детей старших дошкольного возраста.
На контрольном этапе мы провели повторное исследование по тесту М.М. Безруких (приложение № 20) и получили новые результаты развития тонко-координированных движений руки у детей с левой ведущей рукой и у детей с правой ведущей рукой и представили их в таблицах № 8 и № 9.
Таблица 8
Уровни развития тонко-координированных движений руки у детей с левой ведущей рукой на контрольном этапе
Задания |
Процент выполненных заданий по уровню | ||
высокий |
средний |
низкий | |
«Поставь точки в центр круга…» |
67% |
33% |
0% |
«Проведи прямые линии от точки до крестика…» |
17% |
67% |
16% |
«Проведи путь по лабиринту…» |
0% |
100% |
0% |
«Заштрихуй фигуры…» |
17% |
89% |
0% |
Таблица 9
Уровни развития тонко-координированных движений у детей с правой ведущей рукой на контрольном этапе
Задания |
Процент выполненных заданий по уровню | ||
высокий |
средний |
низкий | |
«Поставь точки в центр круга…» |
30% |
70% |
0% |
«Проведи прямые линии от точки до крестика…» |
30% |
60% |
10% |
«Проведи путь по лабиринту…» |
10% |
50% |
40% |
«Заштрихуй фигуры…» |
30% |
70% |
0% |
Из анализа результата теста М.М. Безруких в группе леворуких детей видно, что появился высокий уровень развития, увеличился средний уровень развития и на порядок уменьшился низкий уровень развития. Об этом свидетельствуют данные по выполнению отдельных заданий входящих в тест. Например, по заданию «Поставь точку в центр круга…» справилось четыре ребенка, что соответствует 67% высокого уровня, два ребенка, при выполнении задания допускали ошибки, и это соответствует 33 % среднего уровня. Количество детей с низким уровнем отсутствует.
По заданию «Проведи прямые линии от точки до крестика…» один ребенок показал высокий уровень развития, что соответствует 17%, четыре ребенка показали средний уровень развития – это соответствует 67% и один ребенок показал низкий уровень развития, что соответствует 16%.
В задании «Проведи путь по лабиринту…» высокий уровень развития не показал ни один ребенок, шесть детей показали средний уровень развития, что соответствует 100%. И низкий уровень развития отсутствует.
По заданию «Заштрихуй фигуры…» один ребенок показал высокий уровень развития, что соответствует 17%, пять показали средний уровень развития – это соответствует 89%. Количество детей с низким уровне развития отсутствует.
В группе праворуких детей результаты развития тонко-координирующих движений руки повысились, но не значительно. Например, по заданию «Поставь точку в центр круга…» справилось трое детей что соответствует 30% высокого уровня, семь детей, при выполнении задания допускали ошибки, и это соответствует 70 % среднего уровня. Количество детей с низким уровнем отсутствует.
По заданию «Проведи прямые линии от точки до крестика…» трое детей показали высокий уровень развития, что соответствует 30%, шесть детей показали средний уровень развития – это соответствует 60% и один ребенок показал низкий уровень развития, что соответствует 10%.
В задании «Проведи путь по лабиринту…» один ребенок показал высокий уровень развития, что соответствует 10%, пять детей показали средний уровень развития, что соответствует 50%. И низкий уровень развития показали четыре ребенка, что соответствует 40%.
По заданию «Заштрихуй фигуры…» три ребенка показал высокий уровень развития, что соответствует 30%, семь показали средний уровень развития – это соответствует 70%. Количество детей с низким уровне развития отсутствует.
Если сравнить результаты констатирующего и контрольного эксперимента в группе леворуких детей, то это выглядит следующим образом.
Данные выше указанных таблиц мы представили в виде рисунков 19- 34 представленных диаграммами.
Контрольный эксперимент. Группа леворуких детей.
Рис. 19. Распределение дошкольников по уровням развития тонко-координированных движений руки на контрольном этапе у леворуких детей по заданию «Поставь точку в центре круга…».
Рис. 20. Распределение дошкольников по уровням развития тонко-координированных движений руки на констатирующем этапе у леворуких детей по заданию «Поставь точку в центре круга…».
Рис. 21. Распределение дошкольников по уровням развития тонко-координированных движений руки на контрольном этапе у леворуких детей по заданию «Проведи прямые линии от точки до крестика…».
Рис. 22. Распределение дошкольников по уровням развития тонко-координированных движений руки на констатирующем этапе у леворуких детей по заданию «Проведи прямые линии от точки до крестика…».
Рис. 23. Распределение дошкольников по уровням развития тонко-координированных движений руки на контрольном этапе у леворуких детей по заданию «Проведи путь по лабиринту…».
Рис. 24. Распределение дошкольников по уровням развития тонко-координированных движений руки на констатирующем этапе у леворуких детей по заданию «Проведи путь по лабиринту…».