Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2015 в 13:06, дипломная работа
Объект исследования – ручная умелость леворуких детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – способы развития мелкой моторики и координации движений руки у леворуких детей 5-6 лет.
Гипотеза: развитие мелкомоторных и тонко-координированных движений руки у леворуких детей старшего дошкольного возраста будет успешнее, если применять игры и упражнения по развитию ручной умелости одновременно с элементами снижения психологического напряжения.
Введение………………………………………………………….………3-6
Глава I. Психолого-физиологическая характеристика
особенностей леворуких детей ………………………………………..7-20
1.1 Нейропсихологический подход к феномену леворукости…....7-13
1.2 Причины появления феномена леворукости………………….13-15
1.3 Проблемы воспитания и обучения леворуких детей………....15-18
Выводы по главе I……………………………………………………..19-20
Глава II. Проблемы развития мелкой моторики и координации
движения рук у детей старшего дошкольного возраста…………….21-34
2.1Теоретические основы развития мелкой моторики и
координации движения рук у детей 5-6 лет ……………...................21-26
2.2 Пути развития мелкой моторики и координированных
движений рук старшего дошкольного возраста ………………….....26-31
2.3 Требования к проведению занятий, игр и упражнений
по развитию ручной умелости детей 5-6 лет ….…………………...31-33
Выводы по главе II…………………………………………………....33-34
Глава III. Опыт экспериментального исследования развития
мелкой моторики и координированных движений руки….……….35-80
3.1 Задача, база и методики исследования ………………..…….….35-36
3.2 Результаты констатирующего эксперимента и описание
формирующего………………………………………………………..36-57
3.3 Анализ результатов исследования ………………………………57-73
3.4 Психолого-педагогические рекомендации воспитателям и
родителям воспитывающих леворуких детей …..……..…………...73-79
Вывод по главе III……………………………………………………..79-80
Заключение………………………………………………………….....81-84
Список литературы……………………………………………………
Рис. 2. Человек Пенфилда
Развивая мелкую моторику пальцев, мы воздействуем на внутренние органы человека. Автор СУ-ДЖОК терапии ПАДЖЕВУ [25] доказал, что на руке находятся биологически активные точки нашего организма (рис. 3).
Большой палец – голова, указательный – желудок, средний – печень, безымянный – почки, мизинец – сердце.
Рис. 3. Биологически активные точки на руке
Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму.
Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координирующих движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. [15]
Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. [23]
Исследования развития движений рук ребенка представляют интерес не только для педагогов и психологов, но и для других специалистов (философов, языковедов, историков, биологов и т.д.), так как руки, обладая многообразием функцией, являются специфическим человеческим органом.
2.2 Теоретические основы развития мелкой моторики и координации движения рук у детей 5-6 лет
В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки руки к школе. Специалисты в этой области предлагают огромный спектр занятий, игр и упражнений которые помогут повысить уровень ручной умелости.
Для развития кистей рук организуются игры с мелкими игрушками, занятия с мелким конструктором, мозаикой, лепкой из глины, теста и пластилина. Замечено: чем больше дети занимаются лепкой, тем увереннее и координирование становятся движения их пальцев. [14]
К пяти годам возможность точных, произвольно-направленных движений возрастает, поэтому дети выполняют задания, требующее достаточной точности и согласованности движений кистей рук. [43] К ним относятся разные виды плетеней из бумаги, ткани и тесьмы (например, плетение ковриков из бумажных разноцветных полос) (рис. 4).
рис. 4. Плетение ковриков из бумажных полос
Старшим дошкольникам вполне доступны и простейшие приемы плетения макраме. Этот вид труда можно рекомендовать для совместных занятий родителей и детей в семье.
Особую роль в развитие ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами. Постоянные упражнения: симметричное вырезание, аппликация, а также вырезание ножницами различных фигурок из старых открыток, картинок – полезное и увлекательное занятие для будущих дошкольников.
Работа с бумагой, ножницами и клеем требует ручной умелости, ловкости, аккуратности, терпения, а также художественного вкуса и воображения. Дети учатся правильно пользоваться материалами и инструментами, содержать их в порядке, приобретают не мало практических умений и навыков, учатся планировать работу и оценивать ее.
Для развития ручной умелости используют изготовление игрушек, разных поделок из природного материала. Этот труд кропотливый, интересный, необычный и очень приятный. Изготовление таких поделок расширяет представление детей об окружающем мире, развивает внимание совершенствует согласованность в работе глаза и руки, координацию движений, их точность.
Особую роль в подготовке руки к письму играет рукоделие: вышивка, шитье, вязание. Точность и ловкость движений пальцев происходит при работе с иголкой [14] (рис. 5).
Точность и координация движений развивается у ребенка в процессе пришивания пуговиц. Дети рассматривают пуговицы крупных и средних размеров, учатся пришивать пуговицы с двумя отверстиями, а затем с четырьмя.
Рис. 5. Работа с иголкой
Важнейшую роль к подготовке детей к письму играет освоение ими разнообразных изобразительных графических умений. Графические упражнения способствует развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. [43] Более легкий способ подготовки руки к письму – это штриховка (рис. 6).
Рис. 6. Штриховка
Штриховка не только тренирует руку ребенка, но и формирует у него представление о цвете и форме.
Также широко используются различные графические упражнения в тетрадях в клетку: обведение клеток, составление узоров, вписывание в квадрат различных изображений.
Для развития графических навыков в старших группах хорошо иметь доску, на которой дети пишут мелом.
Положительное влияние на подготовку руки ребенка к письму и в целом подготовке к школе оказывает рисование. В процессе рисования формируется учебная поза будущего школьника, он овладевает графическими умениями, учиться точно соизмерять движения руки, подчинять их зрительному контролю, регулировать движения руки в соответствии со словом воспитателя. В ходе освоения рисования происходит правильное взаимодействие между восприятием предмета и его графическим изображением, начертанием, регулируется усилия руки при нажиме. Полезно упражнять руку ребенка в процессе рисования изображений, в которых сочетаются горизонтальные и вертикальные прямые линии, наклонные, изогнутые, волнистые линии, замкнутые формы.
Для дошкольников интересны декоративные рисунки. Узорная деятельность на бумаге привлекает их ритмом движения, возможностью свободно пользоваться цветом, многообразием комбинаций цвета и формы, чередованием элементов орнамента, возможностью украшать ими различные предметы. Декоративная деятельность развивает глазомер, точность в передаче формы, величины, пространственного расположения элементов, что очень важно в дальнейшем при освоении письма. Взрослый должен продумать доступность технике изображения возможностям детей.
Развитию тонких движений руки способствует физические упражнения, основанные на хватательных движениях и развивающие силу кисти. Замечено, что дети, занимающиеся на домашнем мини-стадионе, увереннее владеют карандашом и ручкой. Лазанье, переходы со снаряда на снаряд, раскачивание на лиане, занятие на трапеции и т.д. способствует развитию точности движений рук, учат дозировать усилия. Систематические занятия физическими упражнениями повышают сбалансированность нервных процессов, благотворно влияют на эмоциональное состояние. Особенно полезны эти занятия неуравновешенным, возбудимым детям.
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторике являются «пальчиковые игры». [44] Игры эти очень эмоциональны и увлекательны. В ходе «пальчиковых игр» дети активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Для развития у ребят ручной умелости используют различные виды театров:
Рис. 7. Теневой театр
Дети очень любят игры, напоминающие театральные представления, как правило, они активно участвуют в подготовке к спектаклю.
Так в интересной и увлекательной деятельности закладывается у будущих школьников основы сотрудничества и творчества, формируется привычка к содержательной организации своего досуга. Приложенные усилия, по развитию и укреплению детской руки и пальчиков не пройдут даром. Они сделают их послушными, ловкими и подвижными.
2.3 Требования к проведению занятий, игр и упражнений по развитию ручной умелости детей 5-6 лет
Важную роль в развитие мелкой моторики и координации играют взрослые, организующие и направляющие деятельность ребенка. Действия воспитателей имеют особое значение, так как они направляют ребенка, уточняют его действия, способствует обогащению опыта, и побуждают ребенка к дальнейшим действиям. [43]
Чтобы деятельность ребенка по формированию ручной умелости носило действительно результативных характер, необходимо соблюдать определенные требования: [4, 15, 32]
Таким образом, важно, чтобы содержание и форма общения воспитателя с детьми способствовали, реализации детских возможностей в их работе. [5]
Выполнение данных инструкций и рекомендаций очень важны и требуют обязательного выполнения.
Выводы по главе II
Под термином «тонкая моторика пальцев рук» мы понимаем высокодифференцированные точные движения преимущественно небольшой амплитуды и силы в социализированных движениях – это движения пальцев руки. [29]
Движение руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.
Учеными доказано, что уровень развития мелкой моторики один из показателей готовности к овладению навыком письма. Также доказано, что развитие руки находиться в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться за долго до поступления в школу. Родители и педагоги должны прикладывать усилия чтобы развивать, укреплять детскую руку и пальчики, сделать их послушными, ловкими, подвижными. Рисование, лепка, аппликация, конструирование, мозаика, плетение, вышивание, вязание, рисование, специальные физические упражнения, пальчиковая гимнастика, пальчиковый театр, теневой театр, различные виды ручного труда – вот эффективные пути подготовки ручной умелости ребенка.
Прежде чем приступить к работе для развития мелкой моторики и координированных движений руки педагоги и родители должны выполнять некоторые требования, которые облегчат работу детей на занятиях и сделают более доступными и желанными выполнение игр и упражнений.
Глава III. Опыт экспериментального исследование развития мелкой моторики и координированных движений руки
3.1 Задача, база и методики исследования
Как уже отмечалось, леворукость влияет на психофизиологические особенности дошкольников. А моторная неловкость, по мнению таких исследователей (М.М. Безруких [4], Е.И. Николаева [32]), достаточно чаще встречается у детей с левой ведущей рукой, нежели чем у детей с правой ведущей рукой. Леворуких детей, имеющих нарушение в развитии координированных и мелкомоторных движений рук, нужно специально учить управлять своими движениями, планировать, контролировать и корректировать их. С целью подтверждения данной информации нами был проведен опыт экспериментального исследования, в ходе, которого решались следующие задачи: