Развитие мелкой моторики и координированных движений руки у леворуких детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2015 в 13:06, дипломная работа

Описание работы

Объект исследования – ручная умелость леворуких детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – способы развития мелкой моторики и координации движений руки у леворуких детей 5-6 лет.
Гипотеза: развитие мелкомоторных и тонко-координированных движений руки у леворуких детей старшего дошкольного возраста будет успешнее, если применять игры и упражнения по развитию ручной умелости одновременно с элементами снижения психологического напряжения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….………3-6
Глава I. Психолого-физиологическая характеристика
особенностей леворуких детей ………………………………………..7-20
1.1 Нейропсихологический подход к феномену леворукости…....7-13
1.2 Причины появления феномена леворукости………………….13-15
1.3 Проблемы воспитания и обучения леворуких детей………....15-18
Выводы по главе I……………………………………………………..19-20
Глава II. Проблемы развития мелкой моторики и координации
движения рук у детей старшего дошкольного возраста…………….21-34
2.1Теоретические основы развития мелкой моторики и
координации движения рук у детей 5-6 лет ……………...................21-26
2.2 Пути развития мелкой моторики и координированных
движений рук старшего дошкольного возраста ………………….....26-31
2.3 Требования к проведению занятий, игр и упражнений
по развитию ручной умелости детей 5-6 лет ….…………………...31-33
Выводы по главе II…………………………………………………....33-34
Глава III. Опыт экспериментального исследования развития
мелкой моторики и координированных движений руки….……….35-80
3.1 Задача, база и методики исследования ………………..…….….35-36
3.2 Результаты констатирующего эксперимента и описание
формирующего………………………………………………………..36-57
3.3 Анализ результатов исследования ………………………………57-73
3.4 Психолого-педагогические рекомендации воспитателям и
родителям воспитывающих леворуких детей …..……..…………...73-79
Вывод по главе III……………………………………………………..79-80
Заключение………………………………………………………….....81-84
Список литературы……………………………………………………

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 1.70 Мб (Скачать файл)

 

 

Анализируя таблицу 7  мы отметили, что у праворуких детей развитие мелкой моторики находится на более высоком уровне, чем у леворуких. Детей с левой ведущей рукой от праворуких отличает высокий процент низкого уровня и отсутствие высокого уровня развития мелкой моторики руки. Это можно увидеть на рисунках № 17 и № 18 представленных в виде диаграмм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 17. Уровни выраженности мелкой моторики рук на констатирующем этапе.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 18. Уровни выраженности мелкой моторики рук на констатирующем этапе.

Таким образом, на I этапе исследования мы выявили то, что леворукость влияет на психикофизиологические особенности детей 5-6 лет. Наиболее проявившимися проблемами в психологии леворуких детей является: высокий уровень тревожности и трудности в общении. Также мы выяснили, что мелкая моторика и тонко-координирующие движения леворуких детей на порядок ниже, чем у праворуких детей старшего дошкольного возраста. Это свидетельствует о необходимости специальной дополнительной работы с леворукими детьми.

В качестве формирующего эксперимента были проведены занятия, а так же, предложенные игры и задания, на которых совершенствовалось развитие мелкой моторики и координирующих движений руки у леворуких детей, и одновременно решались проблемы по устранению наиболее ярко выраженных симптомокомплексов, а именно тревожности и трудности в общении, выявленных у этих детей.

В занятиях мы использовали:

    1. Смешанную игровую терапию.
    2. Рисование нетрадиционными техниками.
    3. Пальчиковый театр.
    4. Теневая игра.
    5. Упражнения из практической жизни.
    6. Графические упражнения.
    7. Пальчиковые игры.
    8. Пальчиковую гимнастику в парах.
    9. Пальчиковую гимнастику с учебным предметом (ручка, карандаш).
    10. Игровой самомассаж рук.
    11. Выкладывание из спичек.
    12. Физические упражнения с мячом.
    13. Упражнения с сенсомоторным кубом.
    14. Упражнения на расслабление

Для достижения желаемого результата представленные игры и упражнения по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук проводились регулярно с использованием разной формы работы:

  1. выделив для этого время в блоке специально организованного обучения в форме занятий;
  2. в совместной деятельности воспитателя с детьми;
  3. в свободной самостоятельной деятельности самих детей.

В блок специально организованного обучения, в форме занятий, включаются цели, реализация которых требует систематической постановки перед детьми строгой последовательности  заданий. Взрослый здесь всегда инициатор.

В блоке совместной деятельности воспитателя с детьми входят задачи по развитию социальных навыков, освоения разных видов деятельности (конструирование, рисование, игры, упражнения). В работе с детьми в рамках этого блока создается микроклимат, в основе которого уважение к личности маленького человека,  доверительные отношения между взрослым и ребенком. Взрослый выступает в позиции партнера-инициатора.

Блок свободной самостоятельной деятельности обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам.

При составлении плана работы имелась ввиду связь указанных блоков с режимом дня. Специальным занятием посвящались утренние часы, когда работоспособность наиболее высока. Что касается двух последних блоков, то они охватывали все свободное от занятий время.

Также для достижения положительного результата во время проведения специальных занятий, игр и упражнений обязательно создавали игровую мотивацию (стихи, песенки, музыкальное сопровождение, рисунки и занимательный материал: крупа, пуговицы, песок, спички, вода, ледяные кубики и т.д.) и сюрпризные моменты.  За счет этого выполнение заданий становилось более увлекательным, эмоциональным и способствовало развитию инициативы.

Рассмотрим описание игр и упражнений подробно.

  1. Игровая терапия.

Игровая терапия – способ коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у детей, в основу которого положена игра.

Игровая терапия существует в разных формах:

    1. недирективная игровая терапия – это целенаправленная терапевтическая система, центром которой является ребенок как самостоятельная личность, способная к саморазвитию;
    2. директивная игровая терапия – это форма, в которой психотерапевт выступает в роли организатора, руководителя психотерапевтического процесса с принятием на себя ответственности за достижение целей психотерапии;
    3. смешанная игровая терапия – это метод психотерапии основанный на интеграции директивной и недирективной терапии. То есть синтез наиболее удачных приемов игротерапии разных форм. Такой синтез позволяет в достаточно короткий промежуток времени использовать различные варианты игровых действий с учетом индивидуальных возможностей ребенка.

Мы использовали в своей работе смешанную игровую терапию.

Игровая терапия проводиться в специально отведенном и оборудованном помещении, в блоке специально организованного обучения. В форме  игрового занятия. Эти занятия проводятся лишь в утренние часы до начала основных занятий или в вечернее свободное время.

Занятие не должны превышать 20-ти минут.

    1. Игры с водой «Моим овощи и фрукты». 

Цель: помочь снизить тонус,  уменьшить напряжение пальцев и кистей рук и повысить их работоспособность.

Оснащение: три тазика (один пустой, другой с кусочками льда, третий с теплой водой).

Ход: ребенок перекладывает льдинки из одного тазика в другой с каждым разом ускоряя свои движения, затем опускает руки в тазик с теплой водой и вытирает тщательно руки полотенцем.

    1. Игры с бумагой (приложение № 7).

Игра № 1: «Снегопад»:

Цель: снизить уровень тревожности путем снятия эмоционального и телесного напряжения, способствовать развитию мелкой моторики рук, дать возможность установить  положительные взаимоотношения в подгруппе.

Оснащение: бумажные салфетки белого цвета.

Ход: дети отрывают от салфетки мелкие кусочки и бросают их в одну общую кучу; а затем энергично бросают вверх, имитируя снегопад.

Игра № 2: «Спрятанные проблемы»:

Цель: дать возможность проявить свои чувства, снизать уровень тревожности, дать возможность развить мелкую моторику.

Оснащение: белый лист бумаги формат А4; путая емкость (коробка).

Ход: ребенок рассказывает о своей проблеме; дует на чистый лист бумаги (накладывает на него свою проблему); рвет лист на мелкие кусочки и выбрасывает их (избавляется от своих проблем).

Игра №3: «Снежный ком»:

Цель: развивать моторику кисти рук; способствовать снижению напряжения; дать возможность выразить свои возможности.

Оснащение: белая тонкая бумага формат А4.

Ход: дети мнут листы бумаги, превращая их в «снежный ком»; бросают снежки в цель.

    1. Игра в переодевание.

Игра проводиться в блоке совместной деятельности, в свободное от основных занятий время.

Цель: снять скованность и напряжение; повысить подвижность кистей рук.

Оборудование: разные вещи (одежда, обувь, головные уборы), чтобы все они легко одевались и снимались.

Ход: дети в заданный промежуток времени одевают на себя как можно больше вещей, затем по заданию снимают их.

    1. «Арт терапия».

Танец с рисованием.

Цель: способствовать снижению тревожности; умению играть всем вместе в подгруппе; развивать устойчивость внимания, мелкую моторику и координацию движений руки.

Оснащения: чистые листы бумаги формата А4 по количеству детей; фломастеры.

Ход: дети двигаются по кругу под музыку. Как только музыка смолкает, каждый ребенок начинает рисовать на том листе рядом с которым он остановился. Последовательность танца и рисования повторяется несколько раз.

    1. Игры с глиной, тестом и пластилином.

Игра №1: «Пластилиновый салат»:

Цель: снизить уровень детской тревожности; ослабить эмоциональное и физическое напряжение; развивать мелкую моторику, координацию и точность движений руки.

Оснащение: цветной пластилин, стеки, пластиковые подставки под пластилин.

Ход: дети лепят из пластилина овощи (помидоры, лук, морковь, огурцы), затем режут их стекой на мелкие кусочки и складывают их в специальную емкость (тарелочки). Получается пластилиновый салат.

Игра №2: «Яблонька»:

Цель: ослабить эмоциональное напряжение; способствовать развитию мелкой моторики и  координации кистей рук.

Оснащение: глина, дощечки из толстого картона, гуашь, кисточки.

Ход: дети лепят контур яблони, затем лепят яблочки и прикрепляют к веточкам яблоки (плоскостное панно). Когда глина засохнет яблоньку разукрашивают гуашью.

Игра №3: «Ватрушки»:

Цель: развивать координацию движений руки, повысить положительный эмоциональный фон.

Оснащение: готовое соленое тесто, скалка, стека, противень.

Ход: дети из теста лепят форму ватрушки, затем украшают ее различными мелкими формами (косички, шарики, полоски и т.д.).

  1. Рисование нетрадиционными техниками (приложение № 8).

Во-первых, рисование напрямую связано с развитием мелкой моторикой и координацией движения рук. Во-вторых, нетрадиционные методы рисования не требуют точности и совершенных линий при рисовании, поэтому ребенок не боится ошибиться, а значит его тревожность сведена к минимуму.

Данная методика использовалась в специально организованном блоке в форме занятий.

Тематика:

    1. рисование ладошками (деревья, грибы, рыбы, цветы);

Цель: способствовать развитию ручной умелости; снять психологическое и физическое напряжение.

Оснащение: ванночки с разведенной гуашью, кисточки «Белка» №4, альбомный лист.

Ход: дети окунают ладошки в ванночку с гуашью; прикладывают ладонь к бумаге; вырисовывают мелкие детали кисточкой.

    1. рисование пальчиками (шишки на ветке, яблоня, ежата и т.д.);

Цель: развивать мелкую моторику пальцев руки; повысить эмоциональный фон ребенка.

Оснащение: разноцветная гуашь, чистый лист бумаги форматом А4 на котором заранее нанесены контуры изображаемых объектов.

Ход: дети окунают указательный пальчик в гуашь и рисуют им внутри контура оставляя мазки «иголки, яблоки чешуйки и т.д.».

    1. рисование свечкой и акварелью (волшебное небо, волшебный лес);

Цель: развить моторику руки; снять скованность и напряжение.

Оснащение: тонкие восковые свечи; поролоновые губки; акварельные краски; стаканчик с водой.

Ход: дети наносят рисунок свечкой; мокрой губкой протирают поверх рисунка  лист бумаги; а затем наносят фон акварельной краской.

  1. Пальчиковый театр (приложение № 9).

Театрализованные пальчиковые игры применялись как часть занятий по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой, а также использовались в блоке совместной деятельности.

Цель: снизать моторную неловкость пальцев руки, вызвать положительные эмоциональные реакции.

  1. Теневая игра (приложение № 10).

Проводиться в вечернее время в блоке совместной деятельности.

Цель: положительно воздействовать на чувства детей, развивать мелкую моторику пальцев кистей рук, способствовать добрым отношениям в группе детей.

Ход: Между экраном и источником света на расстоянии 1,5-2 м. от экрана детям предлагается производить движения руками силуэтов различных персонажей (животных, людей), от которых падает тень на экран.

  1. Упражнения из практической жизни.

Такие упражнения выполнялись эпизодично в самостоятельной деятельности, в любое свободное от занятий время.

Эти упражнения детям знакомы, они им очень нравятся и поэтому выполняются с удовольствием на высоком эмоциональном подъеме.

Информация о работе Развитие мелкой моторики и координированных движений руки у леворуких детей старшего дошкольного возраста