Семейное психологическое консультирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 23:05, реферат

Описание работы

Психологическое консультирование направлено на помощь развивающейся личности. Оно является частью работы практического психолога (наряду с психодиагностикой и проведением тренинговых процедур). Слово «консультация» происходит от латинского consultare, что означает совещаться, советоваться, заботиться. Целью психологического консультирования является забота о личности, которая находится в непрерывном процессе становления и роста. Консультирование помогает развитию способности человека более адекватно и полно воспринимать себя и других людей, изменять и делать гибкой систему внутриличностных и межличностных отношений.

Файлы: 1 файл

Семейное психологическое консультирование_Шилов.doc

— 487.00 Кб (Скачать файл)

Семейное психологическое консультирование

Психологическое консультирование направлено на помощь развивающейся личности. Оно является частью работы практического  психолога (наряду с психодиагностикой  и проведением тренинговых процедур). Слово «консультация» происходит от латинского consultare, что означает совещаться, советоваться, заботиться. Целью психологического консультирования является забота о личности, которая находится в непрерывном процессе становления и роста. Консультирование помогает развитию способности человека более адекватно и полно воспринимать себя и других людей, изменять и делать гибкой систему внутриличностных и межличностных отношений.

Консультирование - это любая форма  оказания помощи в отношении содержания процесса или структуры задачи (или серии задач), при которой консультант сам не отвечает за выполнение задачи, но помогает в ее разрешении.

Это так называемый функциональный взгляд на консультирование. При другом подходе консультирование рассматривается  как оказание услуг по выявлению проблемы, анализу ее, выдаче рекомендации по разрешению этой проблемы и содействию при необходимости в выполнении определенных действий.

Консультант — специалист в области  психологии, дающий советы, заключения по вопросам своей специальности. Он может быть приглашен для более или менее систематического курирования клиента и помощи ему в решении внутренних проблем.

Проведение консультирования требует  наличия практического опыта  и необходимых навыков: выявления  проблем; нахождения нужной информации; разработки предложений для совершенствования работы или поведения; общения с людьми; планирования и изменения; преодоления сопротивления изменениям; помощи клиентам в накоплении опыта и т.д.

Обычно к консультантам обращаются, когда необходимо приобрести специальные знания и навыки, беспристрастно взглянуть со стороны на свои проблемы, обосновать перед кем-либо свои решения или обучиться чему-либо.

 

Обращение к психологу за консультацией

Выделим два основных класса причин:

1. Желание человека расти, совершенствоваться, расширить свой кругозор, больше узнать о себе. В этом случае психологическая консультация может быть информирующей, предоставляющей информацию, например, о результатах психодиагностического исследования, или профилирующей, ориентирую щей на определенный вид деятельности (в частности, профессиональной).

2. Конкретные личные затруднения  или проблемы, например, когда человек  говорит: «Я боюсь ...», «Я  не знаю, как мне поступить  ...», «Я не могу общаться  с людьми ...», «Я не могу справиться  с собой ...». В таком случае консультация будет носить психотерапевтический или корректирующий характер, она будет либо поддерживающей, либо изменяющей что-то, например, отношение к себе.

Необходимыми начальными условиями  проведения индивидуальной психологической  консультации, во время которой обеспечиваются безопасность и комфорт для клиента, являются: добровольное согласие на получение консультации; активное, исследовательское и творческое отношение человека к себе и своей проблеме; доверительные отношение к консультанту.

В процессе своей работы психолог-консультант  должен ста вить перед собой и  отвечать на следующие вопросы: Какой  цели я хочу достичь в ходе консультации? Почему я хочу достичь этой цели? Какими средствами я собираюсь достичь  этой цели?

Психологическая консультация всегда направлена на самоосознание личности, на осознание человеком своих индивидуальных особенностей, желаний, целей, потенциальных способностей, чувств, мыслей и действий. Самоосознание способствует углублению и интеграции различных аспектов индивидуального «Я», расширяет границы мотивационного, эмоционального и интеллектуального компонентов личности.

Самоосознание представляет собой  одновременно предпосылку и результат  роста личности, продукт процесса ее становления, формирования ценностей, жизненных планов и способов их реализации в виде индивидуальных моделей поведения. Благодаря развитию самоосознания появляется возможность более полно использовать внутренние ресурсы личности. Уровень самоосознания определяется, в свою очередь, потребностью человека в самоопределении и самоактуализации, силой его стремления к пониманию и принятию себя, своей индивидуальности, нахождению смысла своей жизни, т. е. к самоанализу и самопомощи.

Психологическое консультирование, следовательно, должно быть нацелено на развитие самоосознания в процессе самонаблюдения, самоанализа, самооценки и саморегуляции. С точки зрения гуманистической психологии каждый человек обладает необходимыми ресурсами для решения своих проблем по мере личностного роста, поэтому в данной парадигме отдается предпочтение недирективному подходу. Недирективная модель исключает манипулирование, она предполагает: доверие к консультируемому, к тому, как человек воспринимает себя и свои проблемы; актуализацию человеком своих скрытых резервов, перестройку самоосознания и самостоятельное решение своих проблем.

Актуализация способности заботиться о себе достигается благодаря  тренировке способности смотреть внутрь себя, т. е. рефлексировать внутренние проблемы; развитию способности более  открыто говорить о своих заботах; осознанию своих желаний, чувств, мыслей и действий. Основными задачами психолога-консультанта являются:

1. Принятие и понимание консультируемого.

2. Помощь ему в осознании индивидуального  «Я».

3. Поддержка консультируемого в  его переживаниях кризисных проблем в процессе личностного роста.

4. Рефлексия собственных чувств, мыслей, намерений и действий, возникающих  в ходе консультации, для профилактики  слияния и контрпереносов.

Эти задачи могут быть выполнены  при сформированности у психолога  определенных личностных качеств и установок.

 

Основные направления психологического консультирования

Гешталып-терапия в психологическом  консультировании

Гештальт-терапия является одним  из ведущих направлений в современной  психологии и разделяет ее основные принципы. Главные идеи гештальт-подхода в терапии сформулированы Фредериком Перлзом, на формирование взглядов которого оказали влияние гештальт-психология, дзен-буддизм, экзистенциальная философия, а также идеи Вильгельма Райха. Ф. Перлз распространил положения гештальт-теории восприятия на изучение личности. Использовав понятие «отношение фигуры и фона», он определил, что восприятие того, что будет «фигурой», а что «фоном», зависит от доминирующей потребности личности. При этом Перлз отмечал ритмичность смены формирования и завершения фигуры. Этот процесс является средством саморегуляции, поддержания внутреннего баланса организма. Фигура связана с преобладающим чувством, отражающим потребность, которая по мере удовлетворения теряет свою значимость и отступает на задний план. Осознание потребности (фигуры) приводит к образованию гештальта.

Согласно гештальт-терапии организм рассматривается как единое целое, объединяющее ментальное и физическое начала. Любой аспект поведения может  быть рассмотрен как проявление целостного бытия человека. Человек — часть более широкого поля: организм + среда. У здоровой личности граница со средой подвижна: возникновение определенной потребности требует «контакта» со средой и формирует гештальт, удовлетворение же ее приводит к завершению гештальта и «отходу» от среды. У невротической личности процессы контакта и отхода искажены.

Чтобы осознавать свои потребности, человеку необходимо ощущать себя в настоящем  — «здесь и теперь». Поэтому в  гештальт-терапии все внимание фокусируется на переживаниях в настоящем, на осознании своих доминирующих потребностей. Ф. Перлз рассматривал личностный рост как процесс расширения зон самоосознавания, что само по себе может быть целительным. Непрерывное сознавание помогает саморегуляции и выражает мудрость организма, координирую-щего равновесие между внутренним миром и средой. Ф. Перлз выделял три зоны сознавания:

внутренняя зона — это события  и процессы, происходящие в нашем  теле;

внешняя зона — отражает внешние  события, которые поступают в  наше сознание в виде сенсорных сигналов. Как внутренняя, так и внешняя зоны почти не оцениваются и не интерпретируются:

средняя зона — это зона фантазий, мыслей, верований, отношений.

При неврозе преобладает тенденция  к сосредоточению на средней зоне за счет исключения из сознания двух первых. Такая излишняя склонность фантазировать, интеллектуализировать, интерпретировать нарушает естественный ритм процесса сознавания. Кроме того, сосредоточение на средней зоне вынуждает человека в большей мере соприкасаться со своим прошлым и буду-щим, он больше вспоминает и строит планы, нежели живет в настоящем, и таким образом прерыва-ет себя, ибо завершить любой гештальт, т. е. удовлетворить потребность, можно только в момент «здесь и теперь». Для достижения личностной зрелости, как считал Ф. Перлз, человеку необходимо найти поддержку в себе, чтобы пойти на риск и выйти из создавшегося тупика, пре одолев внутренние преграды. Последние часто возникают у людей, которые из боязни по отношению к возможным изменениям в поведении. Перлз выделял четыре невротических механизма защиты:

слияние — избегание контакта со средой, когда человек не знает, где  кончается граница его «Я»  и начинается «Я» другого. Он употребляет  «Мы» вместо «Я»;

ретрофлексия — резкий поворот  на себя, отношение к себе, как к другим людям и объектам, конфликт внутри «Я» вместо изменения среды: «делает себе то, что хотел бы делать другим»;

интроекция — тенденция присваивать  убеждения и установки других людей без критики и попыток  изменить их и сделать своими: «делает  то, чего от него хотят другие»;

проекция — противоположность  интроекции, перекладывание ответственности  за то, что происходит внутри, на внешний  мир: «делает другим то, в чем сам  их обвиняет». Неприемлемые аспекты  «Я» приписываются окружающему  миру.

Целью гештальт-терапии является пробуждение потенциально существующих в человеке естественных процессов, способствующих его личностному росту, достижению целостности и зрелости. Задачей психотерапевта в этой связи является помощь клиенту в осознании собственного опыта и в выражении неотреагированных чувств в рамках принципа «здесь и теперь». Согласно Перлзу, сопротивление психотерапевтическому процессу проявляется в избегании человеком осознавания собственного поведения. Вслед за Вильгельмом Райхом он считал, что психологическое сопротивление имеет физическое выражение в невербальном поведении и языке тела. Психотерапевт, наблюдая за тем, как человек выражает и удовлетворяет свои потребности, должен помочь ему осознать их и увидеть, как он себя останавливает, а затем предложить человеку пойти на риск, чтобы пережить заблокированные чувства. Таким образом, вопрос «как?» является более важным, чем вопрос «почему?». Сопротивление в гештальт-терапии не разрушают попыткой его интерпретировать, а следуют за ним, экспериментируя, создавая ситуации, при которых клиент начинает делать необходимую ему, интересную для него работу.

 

Основные приемы гештальт-терапии

1. Расширение сознания. Предлагается  задержать свое внимание на  внешних и внутренних ощущениях,  чувствах, мыслях и рассказах о них.

2. Интеграция противоположности.  Определение доминирующей потребности  зависит от умения вступить  в контакт со средой, которая  дает возможность ее удовлетворить.  Этот кон такт требует умения  разграничить среду и собственное  «Я», а также отдельные аспекты своего «Я», зачастую полярные ощущения и чувства. В человеке идет борьба противоречивых желаний и свойств (например, робости и смелости, общительности и замкнутости), поэтому важно осознать противоположности, вызывающие данный конфликт. В гештальт-терапии с этой целью используют либо интрапсихический эксперимент, либо прием «двух стульев», когда один и тот же человек представляет себя то в роли «Нападающего», находясь на одном стуле, то в роли «Защищающегося», пересаживаясь на другой стул. Осуществляемый диалог позволяет постепенно интегрировать Контрастирующие части своего «Я».

3. Усиление внимания к чувствам. Человек склонен избе гать  неприятных чувств. Чтобы помочь  клиенту пережить их; полезно  иногда утрировать, (раскрывать) негативные  переживания через представление драматизированного события. Можно использовать ролевую игру, рисунок или танец, облегчающие проявление чувства необычным способом, а это открывает возможность для более глубокого изучения своего внутреннего мира.

4. Работа с мечтами, фантазиями, снами. Мечты, фантазии, сны — это спонтанная продукция, фрагменты «Я», которые при обычном рассказе могут подавляться: Мечта, сон или фантазия в гештальт-терапии переносятся в Настоящий момент, на пример, просьбой рассказать о них сейчас, предложением что-то представить и описать. Психотерапевт не интерпретирует, клиент сам исследует мечту (фантазию, сон) целью идентификации со своей личностью, прорабатывая ее всю или единичный фрагмент.

5. Принятие ответственности на  себя. Непринятие ответственности на себя, приводящее зачастую к неврозу, Ф. Перлз называл «дырами в личности». Для помощи клиенту в осознании собственной ответственности психотерапевт не поддерживает его жалобы и сетования на судьбу, фрустрируя его таким образом еще больше и, подготавливая к принятию ответственности за свои действия.

6. Работа с сопротивлениями.  Сопротивление скрывает истинные  чувства, которых клиент избегает, поэтому психотерапевт старается  обратить внимание клиента на  его сопротивление. Например, спросив:  «Слышишь ли ты сейчас свой голос?» и, выясняя, какие чувства стоят за этим.

 

Упражнения

1. Расширение сознания. Цель упражнения  — расширить сознавание на  внешней (а), внутренней (б) и средней  (в) зонах. Выполняется в паре. Каждый член пары по очереди  говорит в течение 2-3 минут.

Информация о работе Семейное психологическое консультирование