Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 22:19, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Психология труда".
Полезно разобраться в том, что значит
"быть субъектом учебной деятельности"
и в чем суть "учебной деятельности"
вообще. Исходя из того, что каждая
деятельность предметна, следует рассмотреть,
с каким предметом имеет дело ученик уже
в начале своего обучения в школе. "Кажется,
что предметом учебной деятельности является
обобщенный опыт знаний, дифференцированный
на отдельные науки, - размышляет над данной
проблемой Л.Ф. Обухова. - Но какие предметы
подвергаются изменению со стороны самого
ребенка? Парадокс учебной деятельности
состоит в том, что, усваивая знания, ребенок
сам ничего не меняет в этих знаниях. Предметом
изменений в учебной деятельности впервые
становится сам ребенок, сам субъект, осуществляющий
эту деятельность. Учебная деятельность
есть такая деятельность, которая поворачивает
ребенка на самого себя, требует рефлексии,
оценки того, "чем я был" и "чем
стал". Процесс собственного изменения
выделяется для самого субъекта как новый
предмет. Самое главное в учебной деятельности
- это поворот человека на самого себя. Таким
образом, важнейшим условием приобщения
студентов к самостоятельным исследованиям
является, по верному замечанию С.И. Гессена,
пример "никогда не кончающегося учения"
самих профессоров и преподавателей, пример
их постоянного размышления над важными
проблемами своей науки. "Поэтому первая
задача учителя в классе, в аудитории,
в лаборатории, - это мыслить научно, применять
метод как живое орудие мысли.
В наиболее сконцентрированном виде проблема формирования чувства собственного достоинства людей в достойном обществе присутствует в образовании. Более смело об элитарном образовании стали говорить в последнее время применительно к общеобразовательной школе, хотя реально существуют более и менее элитные колледжи и вузы (часто их называют более и менее "престижным"). В последующие эпохи демократические тенденции получили еще большее развитие. Однако, нельзя забывать, что история (в том числе, и история педагогики) характеризуется определенной цикличностью, т.е. вполне возможны и рецидивы более тоталитарных образовательных и воспитательных подходов, суть которых сводится к тому, чтобы формировать у каждого человека идею предопределенности ("заданности") его места в социальной структуре и не допускать даже мысли об изменении заданного (традицией, Богом или законом) порядка вещей.При этом сама необходимость формирования элитарного общественного слоя определяется не только закреплением существующих порядков, но и реальной неоднородностью (неодинаковостью) населения. В любом обществе должны быть "лучшие" представители, которым остальная часть населения как бы "доверяет" выполнение определенных функций (руководство, образование, политика, научное и художественное творчество и др.). Проблема лишь в том, кто должен быть этими "лучшими" людьми. В примитивном обществе - это всего лишь наследники элиты, но уже в более демократических системах доступ в "высшие слои" общества должен быть свободным для всех достойных претендентов, согласно их реальным достоинствам и талантам, а не потому, что "папенька с маменькой (или "дяденька с тетенькой") мне помогут".
В современной России набирают силу дискуссии, касающиеся соотношения массового и элитарного образования. Оценивая опыт последних реформ в области образования, В.М. Фигурновская пишет: "Дело заключается в том, что стратегия массового образования, реализуемая в современном обществе, оказалась неадекватной в условиях рыночно-ориентированного государства… Но элитарные школы складываются долго, их нельзя организовывать без продуманной и профессионально обеспеченной политики. К сожалению, сегодня действия инициаторов элитарного образования представляют собой неорганизованную самодеятельность… в наших условиях элитарные школы - это попытка восстановления дворянского сословия в структуре капиталистического производства. Для самомнения это приятно, для дела - безразлично или даже вредно, если сословная спесь выдвигается на первый план". Рассматривая перспективы совершенствования и развития элитарного образования, В.М. Фигурновская предлагает следующие направления исследования:
-определение феномена
Пытаясь определить сущность элитарного образования, В.И. Гуваков и В.М. Фигурновская отмечают, что подлинное элитарное образование должно "выводить субъекта из состояния техногенной адаптации и умиротворения" и "переводить его в состояние беспокойства, отчаяния и возбуждения", что требует "поиска принципиально новых форм личностного (и социального) бытия". И в этом отношении "стремление к элитарному образованию является не практической, а личностно-духовной привилегией"/К сожалению, современные варианты элитарного образования в России часто лишь порождают новые проблемы. Особенно это чувствуется в профессиональной ориентации и профессиональном образовании, ведь когда "мы говорим - профессия, подразумеваем статус, который она дает". Молодые люди при планировании своих карьер нередко сталкиваются с тем, что "престижное положение в обществе достигается сплошь и рядом людьми, которые не могут похвастаться высоким уровнем образования; предметом демонстрации, гордости, похвальбы выступает иное…". Элитарное образование иногда связывают и с распространением платных учебных заведений, но все это приведет к "дальнейшему выделению привилегированных учебных заведений" и "социальная дифференциация получает при этом новую возможность для углубления", т.к. "социальные низы" при этом обязательно "проиграют. У молодых людей укрепляется убеждение, что их интересы ущемлены, что они в социальном, экономическом плане отжаты на обочину жизни… В итоге молодежь вновь становится идеальным объектом манипуляции, включая политические, опять она - не субъект общественной жизни, а средство, орудие, материал для тех или иных сил в обществе".
Понятие "самоопределение"
вполне соотносится с такими модными ныне
понятиями, как самоактуализация, самореализация,
самоосуществление, самотрансценденция,
самосознание. При этом многие
мыслители связывают самореализацию,
самоактуализацию и т.п. именно с трудовой
деятельностью, с работой. Например, А.
Маслоу считает, что самоактуализация
проявляет себя "через увлеченность
значимой работой"; К.Ясперс связывает
самореализацию с "делом", которое
делает человек. Е.А. Климов выделяет два уровня профессионального
самоопределения: 1) гностический (перестройка
сознания и самосознания); 2) практический
уровень (реальные изменения социального
статуса человека).
Деньги - это не только экономическая
категория - это своеобразный аккумулятор
человеческих надежд, мечтаний и смыслов. Но
деньги (большие капиталы) позволяют человеку,
который ими обладает, высвобождать свободное
время для гармоничного личного развития.2. Э. Фромм пытался несколько "психологизировать"
К. Маркса. Его термин - "отчужденный
характер", когда человек отделяется
от своего дела, от своей деятельности,
когда деятельность перестает для него
быть личностно значимой, т.е. человек
как бы теряет смысл своего труда. Человек
просто продает себя на "рынке личностей".
Отчужденный характер - это и есть "рыночная
личность", утратившая истинный смысл
(смысл для такого человека находится
как бы вне труда, например, в зарабатывании
денег) 3. В. Франкл рассматривает разные
варианты смыслов и выделяет самый главный
из них - смысл
страдания, но "только такого страдания,
которое меняет человека к лучшему". 4.
Дж. Ролз выделяет "первичное
благо" - чувство собственного достоинства.
Можно вновь поставить вопрос: зачем человеку
деньги, капиталы? Обычный ответ: чтобы
покупать вещи, приобщаться к культуре,
путешествовать и т.п. 5. Если попытаться
несколько развить идею "первичного
блага" и чувства собственного достоинства,
то можно выделить еще один вариант смысла
- стремление
к элитарности. Известно, что многие
люди (подростки и их честолюбивые родители)
часто мечтают попасть "из грязи в князи"
(в том числе и через "удачно" выбранную
профессию, и через "удачное" трудоустройство). Сам
75. Главная (идеальная) цель и основные задачи профессионального самоопределения Главная (идеальная) цель профессионального самоопределения - постепенно сформировать у клиента внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного). Идеальной данная цель названа потому, что достичь ее удается очень редко, но идеалы, как известно, существуют не для того, чтобы их достигать, а для того, чтобы указывать направления своих стремлений. Постепенное формирование означает, что быстро такие сложные вопросы не решаются (профконсультация "за один присест" - это "профанация"). Профконсультация предполагает не только традиционное "планирование", но и своевременную корректировку своих планов. Реализация профессиональных перспектив предполагает хотя бы моральное воодушевление клиента для первых шагов на пути к своим целям, а также первоначальный контроль за успешностью этих шагов. Профессиональное развитие должно обязательно рассматриваться в контексте всей жизни и в контексте личностного становления.Можно сформулировать главную цель профессионального самоопределения и несколько иначе: постепенное формирование у клиента готовности рассматривать себя развивающимся в рамках определенного времени, пространства и смысла, постоянно расширять свои возможности и максимально их реализовывать.
Для теории и практики профессионального самоопределения важно выделить те "пространства выбора", в которых нередко оказываются самоопределяющиеся люди, которые не всегда сами могут осознавать "что" и "из чего" они вообще выбирают. Иногда профконсультационная помощь клиенту может заключаться и в своеобразном информировании его об имеющихся "пространствах" самоопределения, что создает ориентировочную основу действий самоопределяющегося человека. Профессиональное самоопределение - это не только выбор конкретной профессии, но часто и выбор всей жизни. Е.А. Климов считает, что профессиональное самоопределение должно рассматриваться не "в эгоистическом смысле, а в приобщении к обществу, к цивилизации, к культуре".Таким образом, часто человек выбирает не только данную профессию, но нечто более важное (то, что данная профессия дает ему для более полного ощущения своей жизни). Для профконсультанта важно уточнить для себя и такие понятия как стиль и образ жизни, поскольку, как уже отмечалось, многие люди выбирают не столько профессии, сколько определенный образ жизни и жизненный стереотип.Образ жизни - это комплексное рассмотрение жизнедеятельности (труд, быт, общественная жизнь), часто связанное с рассмотрением качества жизни отдельного человека, социальной группы, общества в целом. Стиль жизни - это тип поведения людей, где акцент делается на субъективной и динамической стороне жизни отдельного человека.Социальная роль (по Д.Миду) - это социальная функция личности, его место в определенной сообщности людей (роль лидера, отверженного и т.п.).Социальный стереотип (по У. Липману) - это схематизированное представление о каком-либо социальном объекте (о человеке, о социальной или профессиональной группе). На основе этого можно выделить следующие типологии профессионального и личностного самоопределения.
В 20-е гг. нашего столетия С.П. Струмилин предложил классифицировать профессии по степени самостоятельности человека в труде: -автоматический рефлекторный труд (например, вертельщик ручки веялки, ручной мельницы и т.д.); -полуавтоматический привычный труд (например, труд машинистки, телеграфиста); -шаблонно-исполнительский труд - по указке (например, работа на станке, работа тапера, конторщика, счетовода);
-самостоятельный труд в
В современной России наиболее известна типология профессий, предложенная Е.А. Климовым, где в качестве критерия выступает отношение человека (субъекта труда) к предмету труда. Все профессии соотносятся с пятью основными группами: человек - природа; человек - техника; человек - человек; человек - знаковые системы; человек - художественный образ. Литовский автор Л.А. Йовайша разделял все профессии по преимущественным профессиональным ценностям: 1 - ценности общения; 2 - интеллектуальная активность; 3 - практико-техническая активность; 4 - художественная активность; 5 - соматическая активность; 6 - материальная (экономическая) активность. За рубежом на сегодняшний день наиболее известна и популярна типология Дж. Голланда (иногда пишут - Дж. Холланда), основанная на сопоставлении типов личности и типов профессиональной среды. Выделяются следующие основные типы (типы личности и типы профессиональной среды): реалистический тип (техника, мужские проф.) - Р;
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Психология труда"