Шпаргалка по дисциплине "Психология труда"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 22:19, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Психология труда".

Файлы: 1 файл

shpargalki_po_psihologii_truda.doc

— 801.50 Кб (Скачать файл)

 

72. Студент как субъект  учебной деятельности

В современной педагогике и педагогической психологии уже давно отказываются от традиционной схемы взаимоотношений преподавателей и учащихся, когда преподаватель выступает в роли "носителя" знания и его активного "проводника" в сознание обучающихся, т.е. выступает в роли "субъекта образовательного процесса", а учащиеся лишь "воспринимают" предлагаемые знания, фактически оставаясь в пассивной позиции "объектов педагогического воздействия" со стороны преподавателей.Новая схема основана на том, что и преподаватели, и студенты являются активными "субъектами" образовательного процесса. При этом преподаватель психологии выступает в роли "субъекта организации образовательного процесса", а студент - в роли "субъекта учебной (учебно-профессиональной) деятельности". Но здесь возникает очень непростая и вполне реальная проблема: к сожалению, не все студенты готовы быть такими подлинными "субъектами", и многих из них приходится еще долго готовить к тому, чтобы они стали настоящими студентами. К сожалению, современная общеобразовательная школа далеко не всегда готовит выпускников (и будущих абитуриентов вузов) к обучению в высшей школе, лишь "напичкивая" (или "нашпиговывая") их всевозможными и часто несистематизированными знаниями. При этом свою главную задачу - "научить учиться" школа часто не выполняет.

Полезно разобраться в том, что значит "быть субъектом учебной деятельности" и в чем суть "учебной деятельности" вообще. Исходя из того, что каждая деятельность предметна, следует рассмотреть, с каким предметом имеет дело ученик уже в начале своего обучения в школе. "Кажется, что предметом учебной деятельности является обобщенный опыт знаний, дифференцированный на отдельные науки, - размышляет над данной проблемой Л.Ф. Обухова. - Но какие предметы подвергаются изменению со стороны самого ребенка? Парадокс учебной деятельности состоит в том, что, усваивая знания, ребенок сам ничего не меняет в этих знаниях. Предметом изменений в учебной деятельности впервые становится сам ребенок, сам субъект, осуществляющий эту деятельность. Учебная деятельность есть такая деятельность, которая поворачивает ребенка на самого себя, требует рефлексии, оценки того, "чем я был" и "чем стал". Процесс собственного изменения выделяется для самого субъекта как новый предмет. Самое главное в учебной деятельности - это поворот человека на самого себя.          Таким образом, важнейшим условием приобщения студентов к самостоятельным исследованиям является, по верному замечанию С.И. Гессена, пример "никогда не кончающегося учения" самих профессоров и преподавателей, пример их постоянного размышления над важными проблемами своей науки. "Поэтому первая задача учителя в классе, в аудитории, в лаборатории, - это мыслить научно, применять метод как живое орудие мысли.          Образовательный процесс в вузе не должен сводиться к "пересказу" учебников и к "изложению" известных в данной науке положений, отраженных в учебниках и задачниках.          К сожалению, в большинстве случаев преподавание в вузе превращается в "изложение материала" и "пересказ учебников". Усугубляется это тем, что в условиях нынешнего "рыночного образования" многие преподаватели из-за мизерных зарплат вынуждены подрабатывать тем, что читают курсы и спецкурсы, в которых мало разбираются и им просто приходится превращаться в "попугаев-шабашников", пересказывающих наспех прочитанные учебники и книги и не успевших даже вникнуть в те или иные проблемы. Только и остается воскликнуть: да здравствует "долгожданный образовательный рынок"! Но еще больше страдают в этой ситуации студенты. Мало того, что они не получают главного, что должна давать им высшая школа (приобщать к методу научного познания), у них еще и формируется убежденность, что преподаватель вообще "обязан" им все пересказывать и разжевывать, т.е. формируется заведомо пассивная позиция "объекта педагогического воздействия"… Поэтому сами студенты (по возможности с заинтересованными преподавателями) вынуждены как-то вырываться из замкнутого круга и повышать в себе степень самостоятельности и ответственности за свою учебную деятельность.В основе организации вузовского обучения студентов-психологов должна быть любовь к студентам. Сама эта любовь основывается, прежде всего, на уважении их как потенциальных или реальных субъектов учебной деятельности. Главное - не превращать такую преподавательскую любовь в имитацию любви, в "банальное "заигрывание" со студентами, когда преподаватель психологии упрощает для себя свою миссию и становится либо "пересказчиком" учебников ("бедным студентам так легче"), либо превращается в "артиста-очаровашку" или "весельчака-юмориста" ("студентам должно быть интересно и весело).Сама профессия "психолог" относится к так называемой "социономической" группе профессий (ориентированной на общественные проблемы, проблемы социализации личности) и предполагает общение с самыми разными людьми. Следовательно, психологу требуется формировать в себе готовность "понимать" самых разных людей, ориентироваться в разных способах их жизнедеятельности, включая и умение ориентироваться в разных видах профессионального труда. Это важно хотя бы потому, что значительная часть людей все-таки реализует себя в трудовой деятельности, а задачей психолога часто и является помощь в полноценной личностной самореализации в главном деле своей жизни. Поэтому узкая специализация, ограничивающая его понимание и возможности взаимодействия с разными людьми в подготовке психолога, - это не самый лучший вариант. 
          

73. Проблема элитарного  профессионального образования

В наиболее сконцентрированном виде проблема формирования чувства собственного достоинства людей в достойном обществе присутствует в образовании. Более смело об элитарном образовании стали говорить в последнее время применительно к общеобразовательной школе, хотя реально существуют более и менее элитные колледжи и вузы (часто их называют более и менее "престижным").  В последующие эпохи демократические тенденции получили еще большее развитие. Однако, нельзя забывать, что история (в том числе, и история педагогики) характеризуется определенной цикличностью, т.е. вполне возможны и рецидивы более тоталитарных образовательных и воспитательных подходов, суть которых сводится к тому, чтобы формировать у каждого человека идею предопределенности ("заданности") его места в социальной структуре и не допускать даже мысли об изменении заданного (традицией, Богом или законом) порядка вещей.При этом сама необходимость формирования элитарного общественного слоя определяется не только закреплением существующих порядков, но и реальной неоднородностью (неодинаковостью) населения. В любом обществе должны быть "лучшие" представители, которым остальная часть населения как бы "доверяет" выполнение определенных функций (руководство, образование, политика, научное и художественное творчество и др.). Проблема лишь в том, кто должен быть этими "лучшими" людьми. В примитивном обществе - это всего лишь наследники элиты, но уже в более демократических системах доступ в "высшие слои" общества должен быть свободным для всех достойных претендентов, согласно их реальным достоинствам и талантам, а не потому, что "папенька с маменькой (или "дяденька с тетенькой") мне помогут".           

В современной России набирают силу дискуссии, касающиеся соотношения массового и элитарного образования. Оценивая опыт последних реформ в области образования, В.М. Фигурновская пишет: "Дело заключается в том, что стратегия массового образования, реализуемая в современном обществе, оказалась неадекватной в условиях рыночно-ориентированного государства… Но элитарные школы складываются долго, их нельзя организовывать без продуманной и профессионально обеспеченной политики. К сожалению, сегодня действия инициаторов элитарного образования представляют собой неорганизованную самодеятельность… в наших условиях элитарные школы - это попытка восстановления дворянского сословия в структуре капиталистического производства. Для самомнения это приятно, для дела - безразлично или даже вредно, если сословная спесь выдвигается на первый план". Рассматривая перспективы совершенствования и развития элитарного образования, В.М. Фигурновская предлагает следующие направления исследования:

-определение феномена элитарного  образования, его содержания, целей, форм; -изучение исторического опыта России в осуществлении элитарного образования; -сравнение качества подготовки в российской и зарубежной системах образования; -исследование учебных программ альтернативных форм образования и выявление общих тенденций; -составление прогнозов и рекомендаций для элитарных учебных заведений с точки зрения повышения их конкурентоспособности; -исследование влияния гуманитарной подготовки на развитие творческих способностей и интеллекта учащихся и студентов; -обоснование перспектив элитарного образования как пути повышения общей культуры детей и молодежи, их духовного воспитания и как пути принципиального изменения соотношения фундаментального и специального образования.

Пытаясь определить сущность элитарного образования, В.И. Гуваков и В.М. Фигурновская отмечают, что подлинное элитарное образование должно "выводить субъекта из состояния техногенной адаптации и умиротворения" и "переводить его в состояние беспокойства, отчаяния и возбуждения", что требует "поиска принципиально новых форм личностного (и социального) бытия". И в этом отношении "стремление к элитарному образованию является не практической, а личностно-духовной привилегией"/К сожалению, современные варианты элитарного образования в России часто лишь порождают новые проблемы. Особенно это чувствуется в профессиональной ориентации и профессиональном образовании, ведь когда "мы говорим - профессия, подразумеваем статус, который она дает". Молодые люди при планировании своих карьер нередко сталкиваются с тем, что "престижное положение в обществе достигается сплошь и рядом людьми, которые не могут похвастаться высоким уровнем образования; предметом демонстрации, гордости, похвальбы выступает иное…". Элитарное образование иногда связывают и с распространением платных учебных заведений, но все это приведет к "дальнейшему выделению привилегированных учебных заведений" и "социальная дифференциация получает при этом новую возможность для углубления", т.к. "социальные низы" при этом обязательно "проиграют. У молодых людей укрепляется убеждение, что их интересы ущемлены, что они в социальном, экономическом плане отжаты на обочину жизни… В итоге молодежь вновь становится идеальным объектом манипуляции, включая политические, опять она - не субъект общественной жизни, а средство, орудие, материал для тех или иных сил в обществе".

 

 

 

 

74. Профессиональное самоопределение  как поиск смысла в трудовой  деятельности

Понятие "самоопределение" вполне соотносится с такими модными ныне понятиями, как самоактуализация, самореализация, самоосуществление, самотрансценденция, самосознание. При этом многие мыслители связывают самореализацию, самоактуализацию и т.п. именно с трудовой деятельностью, с работой. Например, А. Маслоу считает, что самоактуализация проявляет себя "через увлеченность значимой работой"; К.Ясперс связывает самореализацию с "делом", которое делает человек.  Е.А. Климов выделяет два уровня профессионального самоопределения: 1) гностический (перестройка сознания и самосознания); 2) практический уровень (реальные изменения социального статуса человека).          Самоопределение предполагает не только "самореализацию", но и расширение своих изначальных возможностей - "самотрансценденцию" (по В. Франклу): "…полноценность человеческой жизни определяется через его трансцендентность, т.е. способность "выходить за рамки самого себя", а главное - в умении человека находить новые смыслы в конкретном деле и во всей своей жизни". Таким образом, именно смысл определяет сущность самоопределения, самоосуществления и самотрансценденции.Сущность профессионального самоопределения как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также - нахождение смысла в самом процессе самоопределения.  По В. Франклу (1990) получается, что смысл нельзя построить заново, его можно только "найти". Но в этом есть элемент предопределенности, что несколько ограничивает подлинное творчество профессионального и личностного самоопределения.При более творческом подходе к своей жизни сам смысл создается человеком заново. Именно в этом случае человек превращается в подлинного субъекта самоопределения, а не просто выступает как проводник каких-то "высших" смыслов.Одной из наиболее сложных проблем является поиск смысла для конкретного самоопределяющегося клиента. Но единого смысла (для всех одинакового) быть не может. Можно условно выделить некоторые варианты смысла самоопределения, предназначенные для общей ориентировки как самоопределяющегося клиента, так и для самого психолога-профконсультанта. 1. Применительно к профессиональному самоопределению можно выделить обобщенный смысл: поиск такой профессии и работы, которая давала бы возможность получать заработок (общественную оценку труда) по справедливости, т.е. в соответствии с затраченными усилиями (или в соответствии с вкладом человека в общество). Но еще К. Маркс поставил проблему "отчуждения труда от капитала". Ход его рассуждений примерно следующий. Выделяется два аспекта труда: 1) "живой труд" - как деятельность, как возможность и как источник богатства и 2) "абстрактный труд", выраженный в стоимости, в капиталах. В справедливом обществе живой труд (сама деятельность, работа) должен соединяться с абстрактным (с денежным вознаграждением).  Таким образом, более важным становится не сам труд, а возможность перераспределения благ, результатов этого труда. Но обесцененный труд порождает уже чисто психологические проблемы, связанные с отношением к труду и планированием своего развития как настоящего труженика или как "предприимчивого" бездельника-эксплуататора.          

Деньги - это не только экономическая категория - это своеобразный аккумулятор человеческих надежд, мечтаний и смыслов. Но деньги (большие капиталы) позволяют человеку, который ими обладает, высвобождать свободное время для гармоничного личного развития.2. Э. Фромм пытался несколько "психологизировать" К. Маркса. Его термин - "отчужденный характер", когда человек отделяется от своего дела, от своей деятельности, когда деятельность перестает для него быть личностно значимой, т.е. человек как бы теряет смысл своего труда. Человек просто продает себя на "рынке личностей". Отчужденный характер - это и есть "рыночная личность", утратившая истинный смысл (смысл для такого человека находится как бы вне труда, например, в зарабатывании денег) 3. В. Франкл рассматривает разные варианты смыслов и выделяет самый главный из них - смысл страдания, но "только такого страдания, которое меняет человека к лучшему".      4. Дж. Ролз выделяет "первичное благо" - чувство собственного достоинства. Можно вновь поставить вопрос: зачем человеку деньги, капиталы? Обычный ответ: чтобы покупать вещи, приобщаться к культуре, путешествовать и т.п.          5. Если попытаться несколько развить идею "первичного блага" и чувства собственного достоинства, то можно выделить еще один вариант смысла - стремление к элитарности. Известно, что многие люди (подростки и их честолюбивые родители) часто мечтают попасть "из грязи в князи" (в том числе и через "удачно" выбранную профессию, и через "удачное" трудоустройство).          Самореализация в труде, понимаемая как стремление утвердить свое достоинство через служение идеалам добра и справедливости, реально сталкивается с серьезными трудностями:  1. Готово ли общество справедливо оценивать вклад каждого человека в общее благосостояние?          2. Готов ли конкретный человек, понимая, что его труд часто по справедливости не оценивается, тем не менее добровольно и творчески реализовать свои лучшие таланты в труде?          3. Есть ли на данный момент единство в понимании, того что "достойно" и "недостойно"?

75. Главная (идеальная) цель и основные задачи профессионального самоопределения  Главная (идеальная) цель профессионального самоопределения - постепенно сформировать у клиента внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного). Идеальной данная цель названа потому, что достичь ее удается очень редко, но идеалы, как известно, существуют не для того, чтобы их достигать, а для того, чтобы указывать направления своих стремлений. Постепенное формирование означает, что быстро такие сложные вопросы не решаются (профконсультация "за один присест" - это "профанация"). Профконсультация предполагает не только традиционное "планирование", но и своевременную корректировку своих планов. Реализация профессиональных перспектив предполагает хотя бы моральное воодушевление клиента для первых шагов на пути к своим целям, а также первоначальный контроль за успешностью этих шагов. Профессиональное развитие должно обязательно рассматриваться в контексте всей жизни и в контексте личностного становления.Можно сформулировать главную цель профессионального самоопределения и несколько иначе: постепенное формирование у клиента готовности рассматривать себя развивающимся в рамках определенного времени, пространства и смысла, постоянно расширять свои возможности и максимально их реализовывать.

76. Психологические "пространства" профессионального и личностного  самоопределения

Для теории и практики профессионального самоопределения важно выделить те "пространства выбора", в которых нередко оказываются самоопределяющиеся люди, которые не всегда сами могут осознавать "что" и "из чего" они вообще выбирают. Иногда профконсультационная помощь клиенту может заключаться и в своеобразном информировании его об имеющихся "пространствах" самоопределения, что создает ориентировочную основу действий самоопределяющегося человека.            Профессиональное самоопределение - это не только выбор конкретной профессии, но часто и выбор всей жизни. Е.А. Климов считает, что профессиональное самоопределение должно рассматриваться не "в эгоистическом смысле, а в приобщении к обществу, к цивилизации, к культуре".Таким образом, часто человек выбирает не только данную профессию, но нечто более важное (то, что данная профессия дает ему для более полного ощущения своей жизни).    Для профконсультанта важно уточнить для себя и такие понятия как стиль и образ жизни, поскольку, как уже отмечалось, многие люди выбирают не столько профессии, сколько определенный образ жизни и жизненный стереотип.Образ жизни - это комплексное рассмотрение жизнедеятельности (труд, быт, общественная жизнь), часто связанное с рассмотрением качества жизни отдельного человека, социальной группы, общества в целом. Стиль жизни - это тип поведения людей, где акцент делается на субъективной и динамической стороне жизни отдельного человека.Социальная роль (по Д.Миду) - это социальная функция личности, его место в определенной сообщности людей (роль лидера, отверженного и т.п.).Социальный стереотип (по У. Липману) - это схематизированное представление о каком-либо социальном объекте (о человеке, о социальной или профессиональной группе). На основе этого можно выделить следующие типологии профессионального и личностного самоопределения.

В 20-е гг. нашего столетия С.П. Струмилин предложил классифицировать профессии по степени самостоятельности человека в труде: -автоматический рефлекторный труд (например, вертельщик ручки веялки, ручной мельницы и т.д.); -полуавтоматический привычный труд (например, труд машинистки, телеграфиста); -шаблонно-исполнительский труд - по указке (например, работа на станке, работа тапера, конторщика, счетовода);

-самостоятельный труд в пределах  задания (например, работа инженера, учителя, врача, журналиста); -свободный  творческий труд (например, работа в области искусства, работа ученого, организатора хозяйства, политического деятеля).

В современной России наиболее известна типология профессий, предложенная Е.А. Климовым, где в качестве критерия выступает отношение человека (субъекта труда) к предмету труда. Все профессии соотносятся с пятью основными группами: человек - природа; человек - техника; человек - человек; человек - знаковые системы; человек - художественный образ. Литовский автор Л.А. Йовайша разделял все профессии по преимущественным профессиональным ценностям: 1 - ценности общения; 2 - интеллектуальная активность; 3 - практико-техническая активность; 4 - художественная активность; 5 - соматическая активность; 6 - материальная (экономическая) активность.          За рубежом на сегодняшний день наиболее известна и популярна типология Дж. Голланда (иногда пишут - Дж. Холланда), основанная на сопоставлении типов личности и типов профессиональной среды. Выделяются следующие основные типы (типы личности и типы профессиональной среды): реалистический тип (техника, мужские проф.) - Р;

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Психология труда"