Шпаргалка по дисциплине "Психология труда"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 22:19, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Психология труда".

Файлы: 1 файл

shpargalki_po_psihologii_truda.doc

— 801.50 Кб (Скачать файл)

 

67. Основы организационного  консультирования

Сущность управленческого (организационного) консультирования заключается в том, что руководитель нередко нуждается в советнике, помощнике по вопросам, которые он не может решить самостоятельно - это проблемы конкретного характера, для решения которых требуются нестандартные ходы. При этом выделяют основные типы организационных консультантов: 1) внешних (приглашенных) консультантов; 2) внутренних консультантов.Внешние консультанты (приглашенные) - это могут быть специальные консультационные службы, специализированные институты, а также - коллеги-руководители из других организаций, - характеризуются следующим: они менее зависимы от руководства, более объективны; они могут шире взглянуть на проблему, имеют опыт работы с разными организациями; но при этом они хуже знают особенности данной организации - нужно время для понимания сути проблемы. Внутренние консультанты - это могут быть сотрудники разных служб и отделов (в том числе и психологи) - характеризуются тем, что они более зависимы от руководства, но при этом лучше знают специфику проблем данной организации.          Можно выделить следующие основные этапы организации процесса управленческого консультирования. 1. Подготовка к консультированию. Часто возникает необходимость предварительной диагностики, и если клиент согласен с ней, то следует зафиксировать: -период проведения предварительной диагностики (обычно от одной-двух недель до месяца); -виды отчетов и информации, предоставляемых консультантом;

-перечень ключевых работников и возможность общения с ними в период проведения диагностики; -процедуру представления консультантов, их целей и правил поведения;

-порядок представления отчета  о диагностике; -связанные с диагностикой  финансовые и хозяйственные вопросы, требующие решения.

2. Диагностика организации. Сначала, еще на подготовительном этапе осуществляется предварительная диагностика, предполагающая: изучение положения и деятельности клиента (организации) в прошлом, настоящем и предполагаемом будущем; установление сильных и слабых сторон клиента; выявление возможных направлений совершенствования; определение возможной помощи консультантов.  Далее осуществляется и текущая диагностика (в ходе самого управленческого консультирования, где уточняются проблемы и пути их решения).

3. Разработка предложений. Ниже предлагается вариант процесса разработки предложений: -выбор методов работы консультанта; -разделение труда и его организация в группе консультантов; -подготовка поля деятельности; -сбор данных (фактов); -анализ данных и постановка (уточнение) проблемы - это могут быть: проблемы корректирования работы; проблемы прогресса (совершенствование существующих условий); творческие проблемы (например, освоение принципиально новой продукции и т.п.); -выявление причин возникновения проблем и формулирование операциональных (конкретных) проблем, предполагающие выполнение следующих действий: ознакомление с аналогичными проблемами и соответствующими решениями на других объектах (в других организациях); изложение предложений, систем контроля и оценки эффективности их внедрения (если клиент знает свою ситуацию лучше консультанта, то такой клиент может выбрать самостоятельно наиболее подходящий вариант предложений - это нормально); представление предложений клиенту и принятие решений о внедрении. 4. Внедрение предложений. При этом приходится учитывать следующие важные моменты. Часто клиент сам организует внедрение предложений (участие консультанта - лишь в особых случаях, когда, например, предложения неординарны и сам консультант уже имеет опыт их внедрения). Консультант может выступать в роли советника по внедрению. Консультант может участвовать в конкретизации (детализации) планов нововведений, например в разработке инструкций по определенным направлениям работы. Консультант может организовать обучение руководителей и работников консультируемой организации. 
          5. Договорное оформление отношений "консультант - клиент". Выделяются два основных вида консультирования: 1) консультирование проекта по схеме "доктор - пациент", когда ставится "диагноз" и определяются пути решения проблемы (более старый вариант); 2) консультирование процесса предполагает проведение диагностики организации совместно с клиентом, а клиент неизбежно осваивает методы диагностики и коррекции своей работы (для

 

68. Основы профес образования. Сущность и основные стратегии профессионального образования

Собственно профессиональному обучению предшествуют трудовое допрофессиональное обучение и воспитание, которые осуществляются в школе и в семье в следующих направлениях: психологическая подготовка к труду и помощь молодому человеку в выборе профессии. Само профессиональное обучение предполагает: -процесс и результат овладения обучающимися системой научных знаний и познавательных умений, навыков, формирование на их основе мировоззрения и других качеств личности;

-целенаправленный процесс взаимодействия  учителя и учащегося (образование  и осуществляется в ходе такого  взаимодействия; важную роль играет  пример труда самого учителя; -активную деятельность самого  обучающегося по усвоению новых знаний и овладению способами приобретения знаний. Таким образом, важнейшим в профессиональном образовании является формирование личности будущего профессионала. Примечательно, но и в "Законе Российской Федерации об образовании" от 1992 г., который является нормативной основой и для профессионального образования, в статье 14, "общие требования к содержанию образования" определяются следующим образом: "Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано:-на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; -на развитие гражданского общества; -на укрепление и совершенствование правового государства".

Х. Вернике пишет, что "целью педагогического процесса является формирование личности, выработка таких мировоззренческих позиций, установок в отношении обучения и профессии, которые обеспечат способность и готовность выпускника вуза как будущего представителя интеллигенции к высоким и наивысшим достижениям для общества". При этом "главным показателем достижения этой цели педагогического процесса в вузе служит самостоятельность учения".          Определяя перспективы совершенствования профессионального образования, А.А. Вербицкий отмечает, что "преодоление кризиса культуры и образования предполагает разработку новой парадигмы - парадигмы психологии образования", что "предполагает превращение образования из социального института, потребляющего культуру, в институт по обогащению, ее расширенному воспроизводству".

Средствами профессионального образования, по мнению А.К. Марковой, могут быть разные психолого-педагогические стратегии: -стратегия развития и доразвития нужных психологических качеств, доведение их до желательного уровня - соотносится с деятельностно-ориентированными и личностно-ориентированными педагогическими подходами; -стратегия жесткого формирования, обучения четкому составу трудовых действий в строго определенном порядке - соотносится с алгоритмизированными педагогическими технологиями; -стратегия мягкого формирования как обучение широкому спектру трудовых действий с возможностью их варьирования и индивидуализации - соотносится с программированным обучением; стратегия коррекции - перестраивания неправильно сложившихся трудовых умений и качеств будущего специалиста. К этому можно добавить и компенсацию недостающих качеств другими качествами, которые надо еще обнаружить у конкретного обучающегося. Все это должно соотноситься с индивидуально-вариативным обучением; -стратегия развития личности профессионала. С одной стороны, известный отечественный философ М. Мамардашвили считал, что "самая глупая и трагическая идея ХХ века - воспитание "нового человека" (хотя он не возмутился такому явлению как "новые русские"). С другой стороны, нравственное ядро - это основа личности профессионала, а формируется это нравственное ядро в ходе целенаправленного воспитания.           

Глобальная проблема профессионального образования выражается в вопросе: какой субъект труда нужен производству? Либо это гармоничный человек, интересы которого выходят за рамки своей работы, инициативный, творческий, сомневающийся, стремящийся что-то преобразовать работник. Либо это, наоборот, послушный, "не высовывающийся", "знающий свое место", умеющий молчать, а иногда и вообще отключающий свое мышление специалист.          Таким образом, профессиональное самоопределение (в том числе и на уровне профессиональной подготовки) - это всегда индивидуально-личностный процесс. Учитель, преподаватель профессионального учебного заведения - это лишь помощники, а иногда и "провокаторы", инициирующие активность обучающегося в этом направлении. 

69. Идеи политехнического  образования

С самого начала можно обозначить проблему (точнее - конкретизировать глобальную проблему профессионального образования, сформулированную в предыдущем разделе). Эта проблема выражается в вопросе: какого специалиста надо готовить - узкопрофильного (мастера своего конкретного дела) или широкопрофильного (ориентирующегося хотя бы в смежных отраслях производства)?.. Еще К. Маркс говорил, что природа крупной промышленности требует постоянной перемены рабочего места (примерно раз в 5 лет), постоянного движения рабочих функций, и для К. Маркса это было принципиальное положение. Сама гармоничная личность ("гармонично развитый индивидуум" - по К. Марксу) выводилась из идеи разностороннего труда. "Гармонично развитый индивидуум" (по К. Марксу) противопоставлялся узкому специалисту, которого К. Маркс называл в разных своих работах то "профессиональным кретином", то "профессиональным идиотом". 
          В 20-30-х гг. в России проходила острая дискуссия об организации профессионального образования. Сущность политехнического подхода выражается в рассуждениях Н.К. Крупской о политехнизме в профориентации: "Политехническая школа даст подход к правильной профориентации… Вот взять завод. И изучать все профессии в целом. Потом взять совхоз, изучать профессии в целом. Каждую профессию взять в ее перспективе. Второе - смежные профессии других производств. Из какой профессии, в какую легче переключиться" (Крупская, 1982. С. 199). В конце 20-х - начале 30-х гг. в России надолго восторжествовала идея узкой специализации в профессиональном образовании. Тоталитарной стране, где идеи свободного труда оказались извращенными, нужны были "работники-исполнители" (работники-роботы), мало задумывающиеся о непростых процессах, происходящих в обществе. Последствия этого мы испытываем и сейчас (известная позиция "пофигизма", выраженная в словах: "Я политикой не интересуюсь", т.е. "Я - хороший и правильный"…).          Основное сомнение по поводу реальности политехнического (гармоничного универсального) образования сводится к тому, что "нельзя объять необъятное". Поэтому лучше "хорошо знать что-то одно" (например, свою профессию, а еще лучше свою специальность или даже конкретную работу на своем месте), чем "разбрасываться" на разные виды деятельности и все выполнять на невысоком профессиональном уровне.Можно привести следующие аргументы в пользу правомерности политехнического образования: 1. В условиях современного производства узкий специалист просто не успевает за процессами изменения и развития этого производства. Чтобы оставаться "конкурентоспособным", ему часто приходится постоянно повышать свою квалификацию и даже осваивать новые, хотя бы смежные специальности.2. Во многих западных фирмах акцент постепенно переносится на подготовку широкопрофильного специалиста, способного быстро меняться в зависимости от изменения конъюнктуры рынка и соответствующего изменения самого характера работы. 3. Известно, что наиболее сложным оказывается освоение первой профессии, но если человек осваивает вторую (третью и т.д.) профессии, то делает он это уже на определенной базе знаний и опыта.          4. Наконец, известно, что качественное образование - это, прежде всего, универсальное, т.е. разностороннее образование. Недаром, университет - это место, где дается именно такое - "универсальное" образование.

Идеи непрерывного и опережающего образования. Сформулируем первый важный вопрос: каким должно быть образование, "быстрым" или "длительным"? С одной стороны, реально можно быстро освоить многие массовые профессии на уровне стабильного выполнения того, "что требует начальство". Но, с другой стороны, многие психологи труда отмечают, что профессиональное развитие продолжается до пенсии. Как отмечает В.С. Олейников, главная задача профессиональных учебных заведений состоит "…не только в том, чтобы дать молодежи общее образование и профессию, но и в том, чтобы сформировать у молодежи предпосылки к постоянному, непрерывному в течение всей жизни образованию, получению новых и новых специальностей и квалификации…". Именно такая готовность профессионала соотносить себя с культурно-историческими процессами выводит его на совершенно иной уровень развития своего достоинства в труде. Противоположностью такой готовности является ориентация на "блага" и "обывательские радости", получаемые работником взамен своего труда. В итоге любому человеку дано право выбирать тот или иной вариант реализации своего представления

 

70. Формирование обобщенной  ориентировки в основных компонентах профессиональной деятельности при подготовки рабочих

З.А. Решетова считает, что профессиональное образование должно задавать у обучаемого обобщенную ориентировку: в предполагаемом результате и цели деятельности (с выделением существенных параметров, на которые надо ориентироваться); в предмете профессиональной деятельности (с выделением полной системы существенных признаков); в средствах деятельности (адекватных цели и предмету); в составе (плане) деятельности, т.е. в определенной последовательности рабочих операций.  Для формирования такой обобщенной ориентировки З.А. Решетова предлагает использовать специальные учебно-ориентирующие технологические карты. Это не просто "инструкции", а именно ориентирующие карты.  Сами идеи П.Я. Гальперина еще недостаточно оценены в плане их применения к формированию гармоничного, универсального специалиста. Само название теории П.Я. Гальперина - формирование умственных действий с заранее заданными свойствами - часто ориентирует исследователей на решение чисто прагматических образовательных задач, хотя одним из центральных понятий теории является понятие "обобщенная ориентировка". В контексте нашего разговора - это может быть и ориентировка в развернутой системе смыслов трудовой деятельности, и ориентировка в социокультурном пространстве, где каждый специалист реализует себя через труд и стремится через общественное признание своего труда повысить чувство собственного достоинства и значимости своей жизни. 

71. Проблема формирования  личности профессионала/ Сущностью профессионального образования является формирование личности будущего специалиста, опирающегося на научные знания, умения и навыки. Сама личность при этом определяется через систему смыслов и ценностей, которые и являются стержнем любой, в том числе и профессиональной, деятельности. Наиболее полно личность проявляет себя, пытаясь реализовать в труде лучшие свои силы, пытаясь найти себя и реализовать в сложном мире. Основная идея не только профессионального образования, но и вообще личностного развития сводится к тому, чтобы сориентироваться в основных смыслах и ценностях общественной системы, где человеку приходится самоопределяться. Причем это должна быть не только ориентировка в конкретном трудовом процессе, но и ориентировка в социокультурном контексте труда и всей жизни.          Близкие идеи высказывает о профессиональном образовании известный психотерапевт и философ В. Франкл, считающий, что основная задача образования - не передача традиций и знаний, а "формирование способности находить уникальные смыслы". Души нет в общеобразовательной школе, но еще меньше ее в профессиональных учебных заведениях…*Постоянно ставя перед собой подробные вопросы и пытаясь найти на них ответы, студент в профессиональном учебном заведении (с помощью педагога) будет постепенно продвигаться не только в своем чисто профессиональном, но и в личностном развитии. И тогда для такого студента не будет столь мучительным (или столь нелепым) вопрос о том, зачем ему нужны "эти знания", когда для достижения "успеха" можно опираться на совсем другие свои "качества" и "достоинства".Что касается развития профессионального самосознания, то здесь также приходится учитывать то, что сама личность профессионала формируется вместе с развитием личности ученика-подростка, студента и уже работающего специалиста. При этом профессиональное самосознание во многом связано с развитием гражданского самосознания, ведь смысл профессии - в общественно-полезной деятельности, в том, чтобы быть полноценным гражданином общества, реализующим себя через труд. Еще А. Адлер, раскрывая предложенное им понятие Gemeinschaftsgefuhl - чувство принадлежности обществу, писал о том, что "каждый человек стремится стать значительным, но люди ошибаются, если они не понимают, что эта значительность может быть достигнута лишь благодаря их вкладу в жизнь других", что "чувство социальной заинтересованности тесно связано с доверием к себе", и что "если вы содействуете благополучию других, вы утверждаете и укрепляете ощущение собственной силы. Наши проблемы - это проблемы деградирующего, неразвитого чувства собственного достоинства многих наших сограждан, когда их труд, по сути, обесценен унизительно низкими зарплатами на фоне демонстративной роскоши далеко не самых лучших и не самых квалифицированных членов общества. Происходит такое обесценивание в том числе и благодаря несовершенной по своим целям системе профессионального образования, где больший акцент делается не на формирование полноценной личности работника, а на его чисто исполнительские, операциональные характеристики (пресловутые "знания, умения, навыки - ЗУНы", не соотнесенные с высокими и благородными смыслами).В свое время А.С. Макаренко в работе с колонистами руководствовался следующими положениями: -работать дети должны не по принуждению, а по желанию (чтобы им было приятно чувствовать себя "тружеником", а не "преступником"); -труд должен быть совмещен с игрой - вся жизнедеятельность должна восприниматься как игра (тем более в работе с детьми); -главное в учебном труде - это нравственное начало ("сам по себе учебный труд без нравственного начала ничего не дает"); -вся трудовая деятельность должна быть основана на идее демократизма и самоуправления (его многие критиковали за это, считая, что и детская колония должна быть по образу всех тюрем и лагерей НКВД, превращенных в "фабрики трудового перевоспитания", где, естественно, не было никакого самоуправления, т.е. реально его трудно назвать "сталинистом").

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Психология труда"