Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 22:19, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Психология труда".
67. Основы организационного консультирования
Сущность управленческого (организационного) консультирования заключается в том, что руководитель нередко нуждается в советнике, помощнике по вопросам, которые он не может решить самостоятельно - это проблемы конкретного характера, для решения которых требуются нестандартные ходы. При этом выделяют основные типы организационных консультантов: 1) внешних (приглашенных) консультантов; 2) внутренних консультантов.Внешние консультанты (приглашенные) - это могут быть специальные консультационные службы, специализированные институты, а также - коллеги-руководители из других организаций, - характеризуются следующим: они менее зависимы от руководства, более объективны; они могут шире взглянуть на проблему, имеют опыт работы с разными организациями; но при этом они хуже знают особенности данной организации - нужно время для понимания сути проблемы. Внутренние консультанты - это могут быть сотрудники разных служб и отделов (в том числе и психологи) - характеризуются тем, что они более зависимы от руководства, но при этом лучше знают специфику проблем данной организации. Можно выделить следующие основные этапы организации процесса управленческого консультирования. 1. Подготовка к консультированию. Часто возникает необходимость предварительной диагностики, и если клиент согласен с ней, то следует зафиксировать: -период проведения предварительной диагностики (обычно от одной-двух недель до месяца); -виды отчетов и информации, предоставляемых консультантом;
-перечень ключевых работников и возможность общения с ними в период проведения диагностики; -процедуру представления консультантов, их целей и правил поведения;
-порядок представления отчета
о диагностике; -связанные с диагностикой
финансовые и хозяйственные
2. Диагностика организации. Сначала, еще на подготовительном этапе осуществляется предварительная диагностика, предполагающая: изучение положения и деятельности клиента (организации) в прошлом, настоящем и предполагаемом будущем; установление сильных и слабых сторон клиента; выявление возможных направлений совершенствования; определение возможной помощи консультантов. Далее осуществляется и текущая диагностика (в ходе самого управленческого консультирования, где уточняются проблемы и пути их решения).
3. Разработка предложений.
Ниже предлагается вариант процесса разработки
предложений: -выбор методов работы консультанта;
-разделение труда и его организация в
группе консультантов; -подготовка поля
деятельности; -сбор данных (фактов); -анализ
данных и постановка (уточнение) проблемы
- это могут быть: проблемы корректирования
работы; проблемы прогресса (совершенствование
существующих условий); творческие проблемы
(например, освоение принципиально новой
продукции и т.п.); -выявление причин возникновения
проблем и формулирование операциональных
(конкретных) проблем, предполагающие
выполнение следующих действий: ознакомление
с аналогичными проблемами и соответствующими
решениями на других объектах (в других
организациях); изложение предложений,
систем контроля и оценки эффективности
их внедрения (если клиент знает свою ситуацию
лучше консультанта, то такой клиент может
выбрать самостоятельно наиболее подходящий
вариант предложений - это нормально);
представление предложений клиенту и
принятие решений о внедрении. 4. Внедрение предложений.
При этом приходится учитывать следующие
важные моменты. Часто клиент сам организует
внедрение предложений (участие консультанта
- лишь в особых случаях, когда, например,
предложения неординарны и сам консультант
уже имеет опыт их внедрения). Консультант
может выступать в роли советника по внедрению.
Консультант может участвовать в конкретизации
(детализации) планов нововведений, например
в разработке инструкций по определенным
направлениям работы. Консультант может
организовать обучение руководителей
и работников консультируемой организации.
5. Договорное оформление
отношений "консультант - клиент".
Выделяются два основных вида консультирования:
1) консультирование проекта по схеме "доктор
- пациент", когда ставится "диагноз"
и определяются пути решения проблемы
(более старый вариант); 2) консультирование
процесса предполагает проведение диагностики
организации совместно с клиентом, а клиент
неизбежно осваивает методы диагностики
и коррекции своей работы (для
Собственно профессиональному обучению предшествуют трудовое допрофессиональное обучение и воспитание, которые осуществляются в школе и в семье в следующих направлениях: психологическая подготовка к труду и помощь молодому человеку в выборе профессии. Само профессиональное обучение предполагает: -процесс и результат овладения обучающимися системой научных знаний и познавательных умений, навыков, формирование на их основе мировоззрения и других качеств личности;
-целенаправленный процесс
Х. Вернике пишет, что "целью педагогического процесса является формирование личности, выработка таких мировоззренческих позиций, установок в отношении обучения и профессии, которые обеспечат способность и готовность выпускника вуза как будущего представителя интеллигенции к высоким и наивысшим достижениям для общества". При этом "главным показателем достижения этой цели педагогического процесса в вузе служит самостоятельность учения". Определяя перспективы совершенствования профессионального образования, А.А. Вербицкий отмечает, что "преодоление кризиса культуры и образования предполагает разработку новой парадигмы - парадигмы психологии образования", что "предполагает превращение образования из социального института, потребляющего культуру, в институт по обогащению, ее расширенному воспроизводству".
Средствами профессионального образования, по мнению А.К. Марковой, могут быть разные психолого-педагогические стратегии: -стратегия развития и доразвития нужных психологических качеств, доведение их до желательного уровня - соотносится с деятельностно-ориентированными и личностно-ориентированными педагогическими подходами; -стратегия жесткого формирования, обучения четкому составу трудовых действий в строго определенном порядке - соотносится с алгоритмизированными педагогическими технологиями; -стратегия мягкого формирования как обучение широкому спектру трудовых действий с возможностью их варьирования и индивидуализации - соотносится с программированным обучением; стратегия коррекции - перестраивания неправильно сложившихся трудовых умений и качеств будущего специалиста. К этому можно добавить и компенсацию недостающих качеств другими качествами, которые надо еще обнаружить у конкретного обучающегося. Все это должно соотноситься с индивидуально-вариативным обучением; -стратегия развития личности профессионала. С одной стороны, известный отечественный философ М. Мамардашвили считал, что "самая глупая и трагическая идея ХХ века - воспитание "нового человека" (хотя он не возмутился такому явлению как "новые русские"). С другой стороны, нравственное ядро - это основа личности профессионала, а формируется это нравственное ядро в ходе целенаправленного воспитания.
Глобальная проблема профессионального образования выражается в вопросе:
какой субъект труда нужен производству?
Либо это гармоничный человек, интересы
которого выходят за рамки своей работы,
инициативный, творческий, сомневающийся,
стремящийся что-то преобразовать работник.
Либо это, наоборот, послушный, "не высовывающийся",
"знающий свое место", умеющий молчать,
а иногда и вообще отключающий свое мышление
специалист. Таким образом, профессиональное самоопределение (в том числе и на уровне профессиональной
подготовки) - это всегда индивидуально-личностный
процесс. Учитель, преподаватель профессионального
учебного заведения - это лишь помощники,
а иногда и "провокаторы", инициирующие
активность обучающегося в этом направлении.
69. Идеи политехнического образования
С самого начала можно обозначить
проблему (точнее - конкретизировать глобальную
проблему профессионального образования, сформулированную в предыдущем
разделе). Эта проблема выражается в вопросе: какого
специалиста надо готовить - узкопрофильного
(мастера своего конкретного дела) или
широкопрофильного (ориентирующегося
хотя бы в смежных отраслях производства)?..
Еще К. Маркс говорил, что природа крупной
промышленности требует постоянной перемены
рабочего места (примерно раз в 5 лет), постоянного
движения рабочих функций, и для К. Маркса
это было принципиальное положение. Сама
гармоничная личность ("гармонично
развитый индивидуум" - по К. Марксу)
выводилась из идеи разностороннего труда.
"Гармонично развитый индивидуум"
(по К. Марксу) противопоставлялся узкому
специалисту, которого К. Маркс называл
в разных своих работах то "профессиональным
кретином", то "профессиональным
идиотом".
В 20-30-х
гг. в России проходила острая дискуссия
об организации профессионального образования. Сущность
политехнического подхода выражается
в рассуждениях Н.К. Крупской о политехнизме
в профориентации: "Политехническая
школа даст подход к правильной профориентации…
Вот взять завод. И изучать все профессии
в целом. Потом взять совхоз, изучать профессии
в целом. Каждую профессию взять в ее перспективе.
Второе - смежные профессии других производств.
Из какой профессии, в какую легче переключиться"
(Крупская, 1982. С. 199). В конце
20-х - начале 30-х гг. в России надолго восторжествовала
идея узкой специализации в профессиональном
образовании. Тоталитарной стране,
где идеи свободного труда оказались извращенными,
нужны были "работники-исполнители"
(работники-роботы), мало задумывающиеся
о непростых процессах, происходящих в
обществе. Последствия этого мы испытываем
и сейчас (известная позиция "пофигизма",
выраженная в словах: "Я политикой не
интересуюсь", т.е. "Я - хороший и правильный"…). Основн
Идеи непрерывного и опережающего образования. Сформулируем первый важный вопрос: каким должно быть образование, "быстрым" или "длительным"? С одной стороны, реально можно быстро освоить многие массовые профессии на уровне стабильного выполнения того, "что требует начальство". Но, с другой стороны, многие психологи труда отмечают, что профессиональное развитие продолжается до пенсии. Как отмечает В.С. Олейников, главная задача профессиональных учебных заведений состоит "…не только в том, чтобы дать молодежи общее образование и профессию, но и в том, чтобы сформировать у молодежи предпосылки к постоянному, непрерывному в течение всей жизни образованию, получению новых и новых специальностей и квалификации…". Именно такая готовность профессионала соотносить себя с культурно-историческими процессами выводит его на совершенно иной уровень развития своего достоинства в труде. Противоположностью такой готовности является ориентация на "блага" и "обывательские радости", получаемые работником взамен своего труда. В итоге любому человеку дано право выбирать тот или иной вариант реализации своего представления
З.А. Решетова считает, что профессиональное образование должно
задавать у обучаемого обобщенную ориентировку:
в предполагаемом результате и цели деятельности
(с выделением существенных параметров,
на которые надо ориентироваться); в предмете
профессиональной деятельности (с выделением
полной системы существенных признаков);
в средствах деятельности (адекватных
цели и предмету); в составе (плане) деятельности,
т.е. в определенной последовательности
рабочих операций. Для формирования такой
обобщенной ориентировки З.А. Решетова
предлагает использовать специальные учебно-ориентирующие
технологические карты. Это не просто
"инструкции", а именно ориентирующие
карты. Сами идеи П.Я. Гальперина еще недостаточно
оценены в плане их применения к формированию
гармоничного, универсального специалиста.
Само название теории П.Я. Гальперина -
формирование умственных действий с заранее
заданными свойствами - часто ориентирует
исследователей на решение чисто прагматических
образовательных задач, хотя одним из
центральных понятий теории является
понятие "обобщенная ориентировка".
В контексте нашего разговора - это может
быть и ориентировка в развернутой системе
смыслов трудовой деятельности, и ориентировка
в социокультурном пространстве, где каждый
специалист реализует себя через труд
и стремится через общественное признание
своего труда повысить чувство собственного достоинства и значимости своей жизни.
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Психология труда"