Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 22:19, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Психология труда".
интеллектуальный тип - И; социальный - С; конвенционный (знаковые системы, требующие структурированности) - К; предпринимательский - П; артистический тип - А.
Предполагается, что определенному личностному типу должен соответствовать свой тип профессиональной среды, что и обеспечивает более полноценную реализацию работника в своем труде. При сравнении различных типологий становится заметно, что в основе этих типологий лежит не только позиция автора, но и та культурно-историческая среда, то общество, которое и определяет часто наличие разных типов людей, реализующих себя в конкретной трудовой и общественной деятельности.
Интересную типологию самоопределения предложил отечественный психолог М.Р. Гинзбург, который выделяет жизненное поле личности, в рамках которого и разворачивается профессиональное и жизненное самоопределение. На основании этого М.Р. Гинзбург выделяет следующие типы личностного самоопределения: 1) гармоничное (благополучное настоящее при позитивном будущем; благополучие, психологическая коррекция не требуется);2) стагнирующее (благополучное настоящее при негативном будущем; страх перед будущим);3) беспечное (благополучное настоящее, видение будущего без целенаправленного планирования; ожидание благополучия и того, что все будет происходить "само собой");Очень интересную и, на наш взгляд, важную для профконсультанта типологию предложил Э. Фромм. Он выделил два основных типа характера (типа ориентаций) человека: 1) неплодотворную ориентацию и 2) плодотворную. При этом сам "характер - это относительно устойчивая форма, служащая проводником человеческой энергии в процессе ассимиляции и диссимиляции; ориентации, посредством которых индивид вступает в отношения с миром, составляют суть его характера".
Представленные выше варианты
"пространств" самоопределения и
выборов позволят, на наш взгляд, рассматривать
не только традиционно понимаемые профессиональные
выборы, но и выбор того, каким
человек хотел бы стать в ходе своей трудовой
деятельности, ради чего вообще стоит
трудиться. Заметим также, что психологические
пространства самоопределения могут быть
как субъективными
(представленными в сознании данного человека),
так и общепринятыми,
объективными (как реально существующие
возможности выборов, осознаваемые различными
людьми). Проблема профессионального консультирования
состоит еще и в том, чтобы сделать предметом
совместного с клиентом обсуждения и субъективные
пространства, выделяемые и "желаемые"
самим клиентом, и реально существующие
пространства профессиональных выборов,
которые клиент поначалу может и не осознавать
(или не принимать как значимые для себя).
Профессиональное самоопределение продолжается на протяжении
всей трудовой жизни психолога и соответственно
психолог постоянно уточняет для себя
смыслы своего профессионального труда,
соотнося их со смыслами всей своей жизни. Условно
можно выделить следующие основные типы
самоопределения: профессиональное, жизненное
и личностное. 1. Для профессионального
самоопределения характерны: а) большая
формализация (профессионализм отражается
в дипломах и сертификатах, в трудовой
книжке, в результатах труда и т.п.); б) для
профессионального самоопределения требуются
"подходящие", благоприятные условия
(социальный запрос, соответствующие организации,
оборудование и т.п.)2. Для жизненного
самоопределения характерны: а) глобальность,
всеохватность того образа и стиля жизни,
которые специфичны для той социокультурной
среды, в которой обитает данный человек;
б) зависимость от стереотипов общественного
сознания данной социокультурной среды;
в) зависимость от экономических, социальных,
экологических и других "объективных"
факторов, определяющих жизнь данной социальной
и профессиональной группы.3. Для личностного
самоопределения характерны: а) невозможность
формализации полноценного развития личности
(как уже отмечалось, трудно представить
себе на уровне здорового воображения,
чтобы у человека был диплом или сертификат
с записью о том, что "обладатель данного
документа является… Личностью"); б)
для полноценного личностного самоопределения
лучше подходят не "благоприятные"
в обывательском представлении условия,
а, наоборот, сложные обстоятельства и
проблемы, которые не только позволяют
проявиться в трудных условиях лучшим
личностным качествам человека, но часто
и способствуют развитию таких качеств.
В целом можно выделить следующие уровни
реализации имеющихся возможностей
(общие уровни по профессиональному и
жизненному типу самоопределения):1. Агрессивное неприятие
деятельности по данному типу, демонстративное
игнорирование и даже разрушение имеющихся
возможностей. Например, для психолога
это может выражаться в постоянных "выяснениях
отношений", склоками со своими коллегами,
начальством или клиентами. При жизненном
самоопределении это может быть, например,
неиспользование возможностей для решения
важных житейских проблем или создание
искусственных трудностей для реализации
каких-то благородных общественных дел. 2. Молчаливое избегание
деятельности по данному типу. Например,
психолог ищет на работе любую возможность,
чтобы не выполнять свои профессиональные
обязанности. В житейской жизни это проявляется
в банальной лени и жизненной пассивности. 3. Реализация стереотипных
способов деятельности. Например,
психолог работает только "по инструкции",
сам существенно обедняя свою профессиональную
жизнь и не реализуя в полной мере даже
те возможности, которые у него наверняка
имеются. 4. Стремление усовершенствовать
отдельные элементы своей деятельности,
т.е. фактическое начало настоящего творчества,
но в рамках традиционных способов жизнедеятельности.
Например, психолог не просто делает, что
"положено", но стремится сформировать
у себя индивидуальный стиль деятельности,
берется за новые, более сложные задачи
или ищет неординарные способы и методы
работы. В жизни это проявляется в существенном
изменении взаимоотношений с окружающими
людьми, в поиске новых возможностей для
решения имеющихся жизненных проблем
и т.п 5. Наконец, высший уровень - стремление существенно
усовершенствовать свою деятельность
в целом. Например, психолог в своей
работе кардинально меняет уже не отдельные
способы, а весь характер и даже цели своего
труда, что часто предполагает непонимание
окружающих и даже конфликты с ними, что,
естественно, не каждому "по плечу, не
каждому дано. В жизни это может выражаться
в существенном изменении всего образа
жизни, в поиске принципиально новых подходов
к решению важных жизненных проблем.Таким
образом, все это еще раз подтверждает
известную мысль о том, что даже при ограниченных
возможностях можно реализовать себя
в качестве полноценной личности. Но все-таки
более желательная для творческой личности
ситуация выражается в том, чтобы и возможности
свои расширять, и находить в себе силы
для реализации этих расширяющихся возможностей.
Информационно-справочные, просветительские методы: -профессиограммы - краткие описания профессий (проблема в том, что традиционные профессиограммы с трудом "воспринимаются" многими школьниками, поэтому важно искать более компактные и понятные формы описания профессий);
-справочная литература (при условии достоверности такой справочной информации); -информационно-поисковые системы - ИПС (для оптимизации поиска профессий, учебных заведений и мест работы): "ручные" варианты ИПС (например, карточные, бланковые, в виде картотек и т.п.), компьтеризированные ИПС (банки информации в ЭВМ); -профессиональная реклама и агитация (при условии достоверности, оперативности и привлекательности для тех, кому такая реклама предназначена); -экскурсии школьников на предприятия и в учебные заведения (при условии заблаговременного подбора и подготовки квалифицированных ведущих и экскурсоводов); -встречи школьников со специалистами по различным профессиям (при условии специального отбора и психолого-педагогической подготовки таких специалистов по профессии); -познавательные и просветительские лекции о путях решения проблем самоопределения; -профориентационные уроки со школьниками как система занятий (а не как отдельные "мероприятия"); -учебные фильмы и видеофильмы (на сегодняшний день очень проблематично для РФ, так как показывать почти нечего); -использование средств массовой информации (СМИ) может быть достаточно эффективным, но при обязательном учете их специфики (специфического жанра общения с телеаудиторией, требующего не только динамичного изложения существа вопроса, но и умения "производить впечатление" на самую разную аудиторию, а также неизбежность сокращения "объема" профессиографической информации и спокойного отношения к разного рода "редакторским правкам" и "цензуре"); -различные "ярмарки профессий" и их модификации, уже показавшие свою эффективность в профориентационной помощи не только безработным, но и с выпускникам школ. 2.Методы профессиональной психодиагностики (в идеале - помощь в самопознании): беседы-интервью закрытого типа (по строго обозначенным вопросам);
открытые беседы-интервью, опросники профессиональной мотивации, опросники профессиональных способностей: "личностные" опросники, проективные личностные тесты
методы наблюдения,сбор косвенной информации о клиенте от знакомых, психофизиологические обследования,"профессиональные пробы"
3.Методы морально-
4.Методы оказания помощи
в конкретном выборе и
79. Методы активизации
профессионального
Активизирующая методика во
многом близка к игровой методике, но имеет
и свои особенности. Главными
характеристиками активизирующей профконсультационной
методики являются следующие: 1. Интересность,
увлекательность процедуры методики для
данных клиентов. 2. Личная значимость обсуждаемых
в методике вопросов. Заметим, что если
обсуждаемые вопросы и проблемы пока еще
не значимы для клиентов, то для повышения
интереса к данным вопросам следует провести
другую методику (например, для укрепления
эмоционально-доверительного контакта
с клиентом или для рассмотрения других,
более простых и понятных проблем, которые
могут стать основой уже для обращения
к данной, более сложной проблеме). 3. Добровольность
участия клиентов в процедуре данной методики
(как известно, "насильно играть не заставишь",
и тем более насильно не активизируешь,
т.к. есть риск вызвать у клиента прямо
противоположные реакции).
4. Двухплановость действия (как и в игре),
предполагающая, с одной стороны, план
реальных действий (реальные эмоции, разговоры,
действия), а с другой стороны, план вымышленных
действий. 5. Организация совместного с
клиентом рассмотрения профориентационных
проблем, что, в свою очередь, предполагает:
-выделение общей цели работы (если представления
консультанта и клиента о целях будут
разными, то взаимодействия не получится);
-использование общего средства для решения
выделенных проблем и целей (консультант
должен подобрать средства, методы, приемы,
которые клиент может понять и наравне
с самим консультантом использовать эти
средства для рассмотрения обсуждаемых
вопросов); -обеспечение постепенного перевода
средства решения проблем во внутренний
план действий клиента, т.е. профконсультант
должен не просто показать, как это средство
используется, но и обучить клиента использовать
такое средство самостоятельно при решении
своих проблем; -в идеальном случае консультант
помогает клиенту построить свое собственное
(индивидуальное) средство для решения
многообразных профориентационных проблем.
Но в основе активизации все-таки лежит
специально сформированный интерес. Таким образом, активизирующая
методика - это не просто "интересная"
для клиента методика, но прежде всего
методика, вооружающая
клиента средством для самостоятельных
действий. Важно понимать то, что почти
любая методика и форма работы обладают
определенным активизирующим потенциалом.
Проблема лишь в том, чтобы определить
и использовать этот потенциал. Например,
даже такая традиционно "неактивная"
форма работы, как лекция, может оказаться
более активизирующей, чем иная психотерапевтическая
группа (если лекция проводится с умелым
сочетанием вербальных и невербальных
средств, при умело выстроенной и понятной
логике изложения, а также при расчете
на подготовленную аудиторию).И все-таки
существуют методы, у которых активизирующий
потенциал представлен в более доступном
и понятном для многих психологов и их
клиентов виде. Такие методы и называются
собственно активизирующими. Ниже представлен
краткий обзор некоторых групп активизирующих
методов профессионального и личностного
самоопределения: 1. Профориентационные
игры с классом - рассчитаны на реальные
условия работы в школе: многие игры проводятся
в рамках урока; предполагают работу с
целым классом; проводятся одним ведущим;
предполагают высокую динамику работы;
имеют более "скромный" эффект, чем
более длительные "терапевтические"
группы и консультации.2. Игровые
профориентационные упражнения (по
процедуре близки к терапевтическим упражнениям
и рассчитаны на работу с подгруппой).3. Карточные
профконсультационные методики. Выделяются
две основные группы карточных методик:
а) информационно-поисковые системы - ИПС
("профессьянсы", внешне напоминающие
раскладывание "пасьянсов", когда
из специальных карточек на столе выстраиваются
образы наиболее привлекательных профессий);
б) игровые карточные методики, предназначенные
не для выбора профессии, а для моделирования
жизненного пути, где клиент, преодолевая
по специальным правилам различные игровые
"трудности", часто моделирующие
реальные трудности жизни, должен достичь
своих жизненных и профессиональных целей.4. Настольные
карточные игры (они были разработаны
с учетом интереса подростков к настольным
играм). Поначалу эти методики задумывались
как "домашнее средство", хотя опыт
показал, что они эффективны и при использовании
их профконсультантом. 5. Бланковые
карточные методики: идея - самостоятельное
изготовление участниками карточек и
игровых бланков, с последующей игрой
в карты и отражением результатов игры
в своих бланках. Эти методики позволяют
меньше зависеть при изготовлении методик
от "спонсоров-благотворителей" и
от "умников-редакторов" различных
"солидных" издательств.
6. Активизирующие
профориентационные опросники. Это
скорее "игра в тесты", т.к. главная
цель - заставить задуматься о тех вопросах,
которые при обсуждении их в режиме дискуссии
или в обычной беседе кажутся "скучными",
а в активизирующем опроснике эти сложные
вопросы просто включены в деятельность
по заполнению бланка. Опыт показал, что
данные методики обладают и некоторым
диагностическим эффектом (заметим, что
часть таких методик даже снабжены приблизительными
нормами, что является редкостью для традиционных
профориентационных опросников).7. Бланковые
игры с классом. Основная идея таких
методик - играть со всем классом и с каждым
в отдельности (психолог играет на доске,
а каждый присутствующий - на своем бланке).
Данные методики позволяют моделировать
некоторые нравственные аспекты таких
"престижных" на сегодняшний день
профессий, как бизнесмен, юрист и т.п.8. Ценностно-смысловые
опросники (главный акцент - на нравственные
аспекты профессионального и личностного
самоопределения). Эти опросники содержат
некоторые игровые элементы, позволяющие
в интригующей форме затрагивать те вопросы,
о которых на сегодняшний день, в эпоху
ориентации значительной части молодежи
на ценности массового общества и потребительского
примитивизма, в открытую обсуждать просто
рискованно, т.к. сам факт открытого разговора
о том, что для многих "свято", может
быть воспринят как "морализаторство".
Традиционно выделяют две основные стратегии (подходы) в профессиональном самоопределении: диагностическую (диагностико-рекомендательную) и развивающую. Но можно представить и несколько дифференцированные направления работы, разбив их условно на две группы: допустимые подходы и недопустимые, нежелательные подходы.
А.Допустимые стратегии: 1. Тестологическая
(в основе - стандартизированные испытания
профпригодности). 2. Информационно-просветительская
(главная идея - вооружить клиента необходимой
информацией, а там уж он "сам разберется").3. Рационалистическая.
Предполагается, что профессиональный
выбор и вообще самоопределение можно
"рационально просчитать". Наиболее
популярны сейчас разработка и использование
компьютерных методов при принятии решения,
что вполне обосновано, но при условии
рассмотрения компьютера только как вспомогательного
средства.4. "Глубинная",
психоаналитическая стратегия, основанная
на выявлении "внутренних" стремлений
самоопределяющегося человека и направление
этих стремлений в позитивное русло (через
сублимацию и т.п.). На наш взгляд, перспективно
рассмотрение такого стремления как "элитарные
ориентации" (ориентации на творчество
и достоинство, с одной стороны, или же
ориентация на псевдоэлиту, на внешние
признаки жизненного "успеха", с другой
стороны)5. "Гуманистическая-
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Психология труда"