Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 22:19, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Психология труда".
Директивное консультирование, особенно наиболее коварная его форма, когда психолог ласково улыбается клиенту, но сам про себя думает: "Все равно, ты ничего не понимаешь и сделаешь так, как я тебе скажу". Такой психолог обычно легко очаровывает клиента, создает атмосферу безоговорочного доверия и буквально "вьет из него веревки"… при этом сам клиент бывает очень рад, что работает с таким "знающим" и "приятным" специалистом.
Игра в "терапию". Пример: подростка в центре профориентации сразу же отправили в психотерапевтическую группу, после группы подросток заявляет: "Вообще-то было интересно, но я как пришел со своей профориентационной проблемой, так и ушел с ней…". Но в целом подросток доволен и консультанта сложно упрекнуть в непрофессионализме (его позиция: "Спросите у детей, они вам скажут, понравилось им моя помощь или нет").
"Деструктивно-
81. Проблемы гуманитаризации труда в современных условиях
Поскольку все возможные проблемы,
связанные с утверждением человеческого достоинства в труде, назвать
сложно, перечислим наиболее
важные проблемы гуманитаризации труда в современных
условиях:
1. Проблема
"узкой специализации" в труде,
поставленная еще К. Марксом. Ограниченный
в своей деятельности человек часто бывает
ограничен и в развитии. Добавим к этому,
что ограниченность в проявлении своих
способностей в работе часто является
основой формирования "профессиональных
деструкций". 2. Проблема
"отчуждения труда от капитала",
также обозначенная еще К. Марксом, актуальна
и сейчас. К сожалению, далеко не всегда
работник получает зарплату по справедливости,
т.е. в соответствии с затраченным трудом
и реальной пользой для общества. 3. Проблема
"отчуждения человека от самой деятельности",
обозначенная Э. Фроммом (1992). Человек, вынужденный зарабатывать
деньги, соглашается на такую работу, которая
не приносит ему внутреннего удовлетворения,
и в итоге такая работа препятствует полноценной
самореализации в труде, хотя и дает человеку
определенные материальные и престижные
"выгоды". 4. Проблема
бессмысленности труда, когда человек
не сам определяет цели и содержание своей
деятельности, а выступает лишь "исполнителем"
чьих-то идей и проводником чьей-то воли
(например, воли начальства или лидера
группы). 5. Проблема
зависимости работника от своей группы
и коллектива, которые часто ограничивают
его в проявлениях своего творчества и
самостоятельности. Работник вынужден
приспосабливаться к существующим нормам
взаимоотношений в работающей группе,
даже тогда, когда такие нормы сильно противоречат
его системе ценностей. 6. Проблема
все большего распространения "технократического
мышления" в современном производстве
и в современном мире вообще. Технократический
человек ("искусственный интеллигент"
- по В.П. Зинченко) лишен главного - совести и
способности сострадать другим людям.
Для него главное - качественное выполнение
поставленной задачи любыми средствами,
даже если это и приведет к несчастьям
и страданиям других людей. 7. Проблема
монотонности и рутинности труда,
когда работник вынужден выполнять однообразные
действия, которые явно не способствуют
его развитию, а часто вообще являются
причиной формирования стереотипности
поведения и существенных личностных
деструкций. 8. Проблема
соотношения профессионального и внепрофессионального
труда выражается в том, что не только
на работе человек реализует лучшие свои
силы и таланты. 9. Проблема
соотношения личной и коллективной ответственности
за труд. В современном мире труд все
больше становится коллективным. 10. Проблема
соотношения личностного и профессионального
в труде. Еще А.К. Маркова писала о том,
что на высших уровнях развития профессионала
человеку удается совместить в своей работе
и профессиональные знания, и лучшие личностные
качества.
11. Проблема
невысокой престижности труда при его
очевидной общественной полезности.
Например, труда учителей и врачей в условиях
современной России, уверенно идущей по
пути "рыночных" преобразований.
12. Проблема
неоднозначной общественной значимости
труда по ряду профессий и видов деятельности.
Примером неоднозначной общественной
значимости труда является "труд"
многих владельцев финансовых "пирамид"
в условиях "новорусской" России
Успехи в труде как основа чувства собственной значимости
Проблема нравственного выбора в профессиональном творчестве
Проблема одиночества, непонимания и непризнания в творческом труде
В профессиональной ориентации одним из важных факторов самоопределения является "престижность выбираемой профессии".
В последнее время психологи все больше
говорят о новой интегративной науке акмеологии
(от древнегреч. "акме" - вершина),
связанной с высшими достижениями профессионального
и жизненного развития. При этом, как отмечает Е.А. Климов, достижение вершины профессионального
развития "не есть статичная ступень
- "дошел", "уселся" на нее, "достиг"
- это "реальности функциональные",
это не "окаменелости", а процессы;
все время должна происходить деятельность
по поддержанию, коррекции, оптимизации
достигнутого состояния".
"Индивидуальная психология"
А. Адлера указывает на то, что личность
является неделимым целым. "Жизненный
стиль" - это единство личности, обеспечивающее
такую целостность. Личность состоит из
антагонистичных частей, но при этом личность
(по А.Адлеру) - это часть общества. Главное,
в чем нуждается любой человек, - это потребность
чувствовать себя принятым, найти свое
место среди людей: "...каждый человек
стремится стать значительным; но люди
ошибаются, если они не понимают, что эта
значительность может быть достигнута
лишь благодаря их вкладу в жизнь других". А.
Адлер вводит понятие "чувство сопричастности
с обществом", "чувство для общества".
Это чувство включает и сознание, и эмоции,
и отношение к обществу, его благополучию.
Это чувство зарождается еще в детстве
и требует постоянной заботы со стороны
психологов и воспитателей, иначе целостной
личности не получится.
Само понимание
"успеха" (тесно связанное с представлением
об элитарном) неоднозначно. Такая
неоднозначность проявляется не только
в этическом плане (что имеет общественную
ценность, а что нет), но и в самом процессе
профессионального самоопределения. Существует
еще и "успех", связанный с выстраиванием
престижных и "выгодных" для дальнейшей
карьеры межличностных отношений.
В целом у каждого работника есть выбор
критериев самоуважения и профессионального
самоощущения: либо это ориентация на
ценность самого труда, либо это ориентация
на мнение своих коллег по работе, т.е.
социально-профессиональной "тусовки".
Либо работник, может и хочет самостоятельно
определять, что достойно и что не достойно
его усилий, проявляя и в этом свое творчество,
либо он идет на поводу у общественного
мнения.
Проблема многих представителей творческих профессий (включая психологов) заключается в том, на чье мнение им больше ориентироваться: на мнение невзыскательной массы или на мнение избранных и посвященных? Проблема такого выбора имеет много граней, например, приходится учитывать свои возможности, особенности ситуации, перспективы развития сознания тех, кого пока относят к невзыскательной массе и т.п. Но главное в таком выборе - это нравственная составляющая. Для психологов как представителей творческих профессий, эта проблема осложняется следующими обстоятельствами: с одной стороны, нельзя однозначно подыгрывать своим клиентам (или испытуемым) или "заигрывать" ради дешевой популярности с аудиторией; с другой стороны, нельзя и однозначно ставить себя выше клиента или учебной аудитории (иначе не получится сотрудничества при решении его проблем и при постижении новых истин).Есть еще одна грань проблемы, связанная с признанием таланта творца: действительно выдающийся и даже великий Творец вполне может оказаться и негодяем в личностном плане. Творческие люди иногда неплохо чувствуют не только "конъюнктуру" на "рынке творчества", но и степень искренности восхищения собой другими людьми. Можно предположить, что у некоторой части творцов, совершивших сделку с совестью, также что-то может измениться в самооценке и в чувстве собственной значимости, т.е. может измениться чувство элитарности.
Важно то, что при этом нарушается общая эстетика восприятия (или эстетика восхищения), поскольку происходит как бы "отчуждение" творческого труда от личности самого творца уже в сознании других людей. Но при этом и сам творец чувствует, что его не воспринимают как целостную личность, как единство личности и ее творений: личность творца сама по себе, а его дело, творчество - само по себе. Проблема одиночества, непонимания и непризнания в творческом труде:
На этапе обучения в школе молодой человек может вдруг обнаружить, что его не столько приобщают к миру науки и культуры, сколько всего лишь "натаскивают" для поступления в вуз. На этапе подготовки поступления в желанный вуз абитуриент может вдруг обнаружить, что некоторые "профилирующие" вступительные экзамены не имеют прямого отношения к той науке, которую он собрался изучать. На этапе обучения в вузе студенты часто обнаруживают, что их представления о вузе были слишком далеки от реальности. На этапе адаптации к новому месту работы молодой специалист может вдруг осознать, что более важны не его профессиональные знания и умения, а способность ладить с коллегами и начальством. В ходе самой работы человек неизбежно сталкивается с проявлениями склоки, травли, лени, непорядочности и т.п. И если на все это реагировать должным образом, то самой работы просто не получится: человек сам быстро втянется в подобные отношения и это станет основным смыслом его деятельности На этапе выхода на пенсию человек вновь сталкивается с необходимостью жестокого внутреннего компромисса.
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Психология труда"