Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 22:15, шпаргалка

Описание работы

Деятельность и психическое развитие. Понятие о ведущей деятельности. А.Н. Леонтьев о ведущей деятельности
Адаптация ребенка к обучению в школе. Помощь учителя ребенку в период адаптации.
Возрастная периодизация психического развития (раскрыть один из подходов по выбору).

Файлы: 1 файл

Психология_ответы.docx

— 152.51 Кб (Скачать файл)

4.умение располагать к  себе детей

5.умение при необходимости  перестраивать взаимоотношения  с детьми.

6.умение находить индивидуальный  подход к детям.

УМЕНИЯ необходимые для  осуществления контролирования педагогическогопроцесса и регулирование его.

1.умение видеть всех  детей класса (профессиональная  зоркость)

2.умение определять по  внешнему проявлению и поступкам  детей и изменения их психологического  состояния. Понимать и объяснять  поведение детей в конкретных  жизненных ситуациях. 

3.умение своевременно  и разумно менять педагогические  задачи с учётом ответной реакции  детей на педагогические воздействия  в конкретных условиях.

4.умение по ходу выполнения  детьми задания – давать по  необходимости указания и разъяснения. 

Билет № 28. Темперамент. Свойства и типы темперамента. Учет типов темперамента в обучении и воспитании младших школьников.

Темперамент – совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.

Свойства:

1. Сензитивность – чувствительность,

2. Реактивность – непроизвольная  реакция, 

3. Активность – энергичность  в преодолении, 

4. Темп реакции – скорость  протекания рекаций и процессов, 

5. Пластичность – приспособление,

6. Регидность – противопол  пласт, 

7. Экстраверсия-интроверсия  – в данный момент: прошлое  и будущее.

Типы  темперамента.

1. Сангвиник. Пониженная сензитивность. Высокая реактивность и высокая активность, уравновешенность. Пластичность, экстравертированность. Повышенная эмоциональная возбудимость. Ускоренный темп реакций.

2. Холерик. Пониженная сензитивность. Высокая реактивность и высокая активность с преобладанием реактивности. Ригидность. Экстравертированность. Повышенная эмоциональная возбудимость. Ускоренный темп реакций.

3. Флегматик. Пониженная сензитивность. Низкая реактивность и высокая активность. Ригидность. Интровертированность. Пониженная эмоциональная возбудимость. Замедленный темп реакции.

4. Меланхолик. Повышенная сензитивность. Невысокая реактивность и активность. Ригидность. Интровертированность. Повышенная возбудимость. Депрессивный характер эмоций. Замедленный темп реакций.

В чистом виде темпераменты встречаются сравнительно редко. Обычно у чел-а преобладают черты какого-либо одного темперамента, но при этом могут наблюдаться и отдельные черты, свойственны др. темпераменту. Темперамент можно подразделить на 4 типа: холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический.

Учет  темперамента:

Холерик (сильный, неуравновешенный, подвижный). Резкость движений, вспыльчивость. Увлекшись каким-нибудь делом, с полной отдачей работает, но сил хватает ненадолго, и, как только он истощается, дорабатывается до того, что ему все в невмоготу. Появляется раздражительное состояние, плохое настроение, упадок сил и вялость. Психические св-ва: скорость психических реакций – очень высокая; экстраверт; пластичный; высокая возбудимость; очень большая сила эмоций; повышенная экспрессия эмоций; эмоционально неустойчив.

Сангвиник (сильный, уравновешенный, подвижный). Изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокая приспособляемость к новым условиям. Это общительный и отзывчивый человек. Легко сходится с новыми людьми. Продуктивный деятель, но лишь тогда когда много интересных дел. В стрессовой ситуации активно защищает себя. Очень разнообразная мимика. Психические св-ва: скорость психических реакций – высокая; экстраверт; пластичный; умеренная возбудимость; средняя сила эмоций; умеренная экспрессия эмоций; эмоционально устойчив.

Флегматик (сильный, уравновешенный, инертный) – реагирует медленно, неразговорчив, эмоции проявляются замедленно, слабое внешнее выражение эмоций; обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и положительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных новых ситуациях. Прочно запоминает все усвоенное, но способен отказаться от  выработанных навыков и стереотипов, трудно и замедленно приспосабливается к новым условиям. Настроение стабильное, ровное, и при серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным. Психические св-ва:  интроверт; ригидный; слабая возбудимость; пониженная экспрессия эмоций; эмоционально устойчив

Меланхолик (слабый, неуравновешенный, нервные процессы мало подвижны) обладает повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель уже может вызвать срыв, стопор, рассеянность. Повышенная чувствительность  приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности. Незначительный повод может вызвать обиду, слезы. Настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть, не проявлять внешне своих чувств, не рассказывает о своих переживаниях, хотя очень склонен отдаваться переживаниям, часто грустен, подавлен, неуверен в себе, тревожен, у него могут возникнуть невротические расстройства. Но, обладая высокой чувствительностью нервной системы, часто имеет выраженные художественные и интеллектуальные способности. Психические св-ва: скорость псих реакций- средняя; интроверт; ригидный; высокая возбудимость; большая сила эмоций; повышенная экспрессия эмоций; эмоционально очень неустойчив.

 

Билет № 29. Коррекционно-педагогическая работа с детьми, испытывающими затруднения в обучении и школьной адаптации.

Дезадаптация – нарушение процессов взаимодействия с окружающей средой, протекающий в рамках нормального развития.

Школьная  Д. – совокупность признаков и свойств, свидетельствующих о несоответствии социопсихического статуса ребенка требованиям школьного обучения.

Предпосылки ШКОЛЬНОЙ Д.: ухудшение экологического состояния окружающей среды, рост алкоголизма, наркомании и т.д., недостатки мед.обслуживания, несовершенство обучения.

Факторы: генетические, социальные, школьные факторы риска.

Причины школьной дезадоптации:

1. Недостатки в подготовки  ребёнка к школе. 

2. Соматическая  ослабленность ребёнка.

3. Нарушения познавательных  процессов. 

4. Наруш. формиров. школьно-значимых  навыков.

5. Эмоциональное расстройство. 

Коррекционная педагогическая работа с детьми, испытывающими затруднения в обучении школьной адаптации. Школьные трудности (М.М.Безруких). Комплекс учебных и неучебных проблем, которые возникают при систематическом обуч.  ребёнка в школе и приводят к отклонениям в психическом и физическом здоровье;  к нарушениям  соц.-психологической адаптации; снижению успеваемости.

Условия организации коррекционно-педагогич. работы:

- наличие методик  диагностики  школьных трудностей;

- знания пед. причин  школьных трудностей и владение  методами организации помощи;

- возможность получения  консультативной помощи у специалистов;

- совместная работа школы  и семьи; 

- наличие необходимой  материальной базы.

Варианты  коррекционной педагогической работы: индивидуальная  программа адаптивного развития; индивидуальная работа в группах на уроке; динамические группы (изменяющиеся); специальна работа (логопеды, психологи); организация работы с родителями.

Принципы  организации: комплексное решение проблемы с учётом внеш. и внуренних факторов, комплексное оказание помощи детям с трудностями обучения. Этапы коррекционно-пед. работы: наблюдение и анализ возникающей проблемы; консультация специальстов; определение целей и задач  в помощи ребёнка; составление индивидуального плана работы; непосредственное поэтапное выполнение плана; оценка результатов коррекционно-педагогической работы; планирование дальнейшей работы, если это необходимо.

Билет № 30. Обучение. Алгоритм определения уровня обученности у учеников начальной школы.

Обученность – результат обучения (промежуточный или конечный), ЗУН, усв.ребенком, познават.потребности и способности, сформированные у него.

Алгоритм  опред уровня обученности:

  1. изучение требования ФГОС для опред.минимума требования и дидактич.единиц, кот.должны освоить дети по опред.предмету.
  2. изучение требований учебной программы по определенному разделу и теме.
  3. знакомство с материалами учебников, метод.пособий, рекомендаций.
  4. разработка (отбор) заданий для уч-ся, кот.помогут опред.уровень обученности по опред.теме.

кол-во заданий:

20% - простые

30%- средней сложности

30% - сложных

20% - очень сложных

  1. предложить задания уч-ся для выполнения, за работой ребенка необходимо наблюдать
  2. обработка полученных данных и уровня обученности.

Уровни  обученности:

Высокий - знания интериоризированы.

Средний – уточняет у взрослых задания, обнаруживается неуверенность (недост.интериоризированы)

Низкий – реб.справляется с заданиями, если взрослый предлагает образец или помощь( усвоен материал, интериоризации нет, действует по аналогии)

 

 

 

 

 


Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"