Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 22:15, шпаргалка
Деятельность и психическое развитие. Понятие о ведущей деятельности. А.Н. Леонтьев о ведущей деятельности
Адаптация ребенка к обучению в школе. Помощь учителя ребенку в период адаптации.
Возрастная периодизация психического развития (раскрыть один из подходов по выбору).
4.умение располагать к себе детей
5.умение при необходимости перестраивать взаимоотношения с детьми.
6.умение находить
УМЕНИЯ необходимые для осуществления контролирования педагогическогопроцесса и регулирование его.
1.умение видеть всех детей класса (профессиональная зоркость)
2.умение определять по
внешнему проявлению и
3.умение своевременно
и разумно менять
4.умение по ходу выполнения
детьми задания – давать по
необходимости указания и
Билет № 28. Темперамент. Свойства и типы темперамента. Учет типов темперамента в обучении и воспитании младших школьников.
Темперамент – совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.
Свойства:
1. Сензитивность –
2. Реактивность – непроизвольная реакция,
3. Активность – энергичность в преодолении,
4. Темп реакции – скорость
протекания рекаций и
5. Пластичность – приспособление,
6. Регидность – противопол пласт,
7. Экстраверсия-интроверсия – в данный момент: прошлое и будущее.
Типы темперамента.
1. Сангвиник. Пониженная сензитивность. Высокая реактивность и высокая активность, уравновешенность. Пластичность, экстравертированность. Повышенная эмоциональная возбудимость. Ускоренный темп реакций.
2. Холерик. Пониженная сензитивность. Высокая реактивность и высокая активность с преобладанием реактивности. Ригидность. Экстравертированность. Повышенная эмоциональная возбудимость. Ускоренный темп реакций.
3. Флегматик. Пониженная сензитивность. Низкая реактивность и высокая активность. Ригидность. Интровертированность. Пониженная эмоциональная возбудимость. Замедленный темп реакции.
4. Меланхолик. Повышенная сензитивность. Невысокая реактивность и активность. Ригидность. Интровертированность. Повышенная возбудимость. Депрессивный характер эмоций. Замедленный темп реакций.
В чистом виде темпераменты встречаются сравнительно редко. Обычно у чел-а преобладают черты какого-либо одного темперамента, но при этом могут наблюдаться и отдельные черты, свойственны др. темпераменту. Темперамент можно подразделить на 4 типа: холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический.
Учет темперамента:
Холерик (сильный, неуравновешенный, подвижный). Резкость движений, вспыльчивость. Увлекшись каким-нибудь делом, с полной отдачей работает, но сил хватает ненадолго, и, как только он истощается, дорабатывается до того, что ему все в невмоготу. Появляется раздражительное состояние, плохое настроение, упадок сил и вялость. Психические св-ва: скорость психических реакций – очень высокая; экстраверт; пластичный; высокая возбудимость; очень большая сила эмоций; повышенная экспрессия эмоций; эмоционально неустойчив.
Сангвиник (сильный, уравновешенный, подвижный). Изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокая приспособляемость к новым условиям. Это общительный и отзывчивый человек. Легко сходится с новыми людьми. Продуктивный деятель, но лишь тогда когда много интересных дел. В стрессовой ситуации активно защищает себя. Очень разнообразная мимика. Психические св-ва: скорость психических реакций – высокая; экстраверт; пластичный; умеренная возбудимость; средняя сила эмоций; умеренная экспрессия эмоций; эмоционально устойчив.
Флегматик (сильный, уравновешенный, инертный) – реагирует медленно, неразговорчив, эмоции проявляются замедленно, слабое внешнее выражение эмоций; обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и положительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных новых ситуациях. Прочно запоминает все усвоенное, но способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, трудно и замедленно приспосабливается к новым условиям. Настроение стабильное, ровное, и при серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным. Психические св-ва: интроверт; ригидный; слабая возбудимость; пониженная экспрессия эмоций; эмоционально устойчив
Меланхолик (слабый, неуравновешенный, нервные процессы мало подвижны) обладает повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель уже может вызвать срыв, стопор, рассеянность. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности. Незначительный повод может вызвать обиду, слезы. Настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть, не проявлять внешне своих чувств, не рассказывает о своих переживаниях, хотя очень склонен отдаваться переживаниям, часто грустен, подавлен, неуверен в себе, тревожен, у него могут возникнуть невротические расстройства. Но, обладая высокой чувствительностью нервной системы, часто имеет выраженные художественные и интеллектуальные способности. Психические св-ва: скорость псих реакций- средняя; интроверт; ригидный; высокая возбудимость; большая сила эмоций; повышенная экспрессия эмоций; эмоционально очень неустойчив.
Билет № 29. Коррекционно-педагогическая работа с детьми, испытывающими затруднения в обучении и школьной адаптации.
Дезадаптация – нарушение процессов взаимодействия с окружающей средой, протекающий в рамках нормального развития.
Школьная Д. – совокупность признаков и свойств, свидетельствующих о несоответствии социопсихического статуса ребенка требованиям школьного обучения.
Предпосылки ШКОЛЬНОЙ Д.: ухудшение экологического состояния окружающей среды, рост алкоголизма, наркомании и т.д., недостатки мед.обслуживания, несовершенство обучения.
Факторы: генетические, социальные, школьные факторы риска.
Причины школьной дезадоптации:
1. Недостатки в подготовки ребёнка к школе.
2. Соматическая ослабленность ребёнка.
3. Нарушения познавательных процессов.
4. Наруш. формиров. школьно-значимых навыков.
5. Эмоциональное расстройство.
Коррекционная педагогическая работа с детьми, испытывающими затруднения в обучении школьной адаптации. Школьные трудности (М.М.Безруких). Комплекс учебных и неучебных проблем, которые возникают при систематическом обуч. ребёнка в школе и приводят к отклонениям в психическом и физическом здоровье; к нарушениям соц.-психологической адаптации; снижению успеваемости.
Условия
организации коррекционно-
- наличие методик диагностики школьных трудностей;
- знания пед. причин
школьных трудностей и
- возможность получения
консультативной помощи у
- совместная работа школы и семьи;
- наличие необходимой материальной базы.
Варианты коррекционной педагогической работы: индивидуальная программа адаптивного развития; индивидуальная работа в группах на уроке; динамические группы (изменяющиеся); специальна работа (логопеды, психологи); организация работы с родителями.
Принципы организации: комплексное решение проблемы с учётом внеш. и внуренних факторов, комплексное оказание помощи детям с трудностями обучения. Этапы коррекционно-пед. работы: наблюдение и анализ возникающей проблемы; консультация специальстов; определение целей и задач в помощи ребёнка; составление индивидуального плана работы; непосредственное поэтапное выполнение плана; оценка результатов коррекционно-педагогической работы; планирование дальнейшей работы, если это необходимо.
Билет № 30. Обучение. Алгоритм определения уровня обученности у учеников начальной школы.
Обученность – результат обучения (промежуточный или конечный), ЗУН, усв.ребенком, познават.потребности и способности, сформированные у него.
Алгоритм опред уровня обученности:
кол-во заданий:
20% - простые
30%- средней сложности
30% - сложных
20% - очень сложных
Уровни обученности:
Высокий - знания интериоризированы.
Средний – уточняет у взрослых задания, обнаруживается неуверенность (недост.интериоризированы)
Низкий – реб.справляется с заданиями, если взрослый предлагает образец или помощь( усвоен материал, интериоризации нет, действует по аналогии)