Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2015 в 14:57, курсовая работа
Цель нашего исследования раскрыть социально-педагогические возможности развития самосознания подростков.
Объект исследования: подростки.
Предмет исследования: социально-педагогические возможности развития самосознания подростков.
Содержание
Введение
Актуальность темы обусловлена тем, что в связи изменениями в государственной политике, накладывается отпечаток на процессы воспитания, образования, которые осуществляются разными социальными институтами. Это влияет на становление личности подростка, систему отношений в которые он вступает, а также на развитие самосознания подростка. На современном этапе развития психологической науки в нашей стране одной из наиболее актуальных является проблема развития самосознания как важнейшего составного компонента личности. В психологической литературе показано, что, являясь «ядром личности», самосознание оказывает регулирующее влияние на все стороны жизнедеятельности человека.
Проблемой самосознания занимались как зарубежные, так и отечественные ученые. Среди зарубежных исследователей известны работы Э. Бернса, У. Джеймса, Ч. Кули, Д. Мида, Э. Эриксона, К. Роджерса. В отечественной психологии проблеме человеческого «Я» и самосознания личности уделяется большое внимание в работах И.С. Кона, В.В. Столина, И.И. Чесноковой, А.Н. Леонтьева и ряда других авторов. Было установлено, что на развитие личности и ее самосознание, решающее влияние оказывают социальные, психические и физиологические условия и факторы.
Подростковый возраст составляет особый этап развития в личности ребенка. В подростковом возрасте на базе качественного изменения всей психической жизни ломается и перестраивается все прежние отношения ребенка к миру и самому себе. В подростковом возрасте на базе качественного нового характера структуры и состава деятельности у ребенка развивается сознательное поведение, делается решающий шаг из детства к новому этапу психологического и социального развития.
Многие отечественные и зарубежные авторы подчеркивают значение подросткового возраста для развития самосознания, которое Л.С.Выготский считал основным новообразованием этого возраста. Появление сознательного «Я», возникновение рефлексии, осознание своих мотивов, моральные конфликты и нравственные самооценки – вот некоторые проявления самосознания в этом возрасте.
Этот период считается критическим или даже периодом возникновения самосознания во всей его целостности. Анализ исследований по развитию самосознания протекает «от наивного неведения в отношении самого себя к всё более глубокому самопознанию, соединяющемуся с всё более определенной, а иногда резко колеблющейся самооценкой. В процессе этого развития центр тяжести для подростков всё более переносится к её внутренней стороне, от отражения более или менее случайных черт к характеру в целом». Поэтому изучение особенностей самосознания на возрастном рубеже является важным направлением психолого-педагогических исследований.
Главное противоречие заключается в том, что в настоящее время проблеме развития самосознания подростков уделяется большое место в психолого-педагогической литературе, но не достаточно отработан вопрос оказания социально-педагогической помощи на практике.
Проблема данной работы: каковы социально–педагогические возможности развития самосознания подростков.
Цель нашего исследования раскрыть социально-педагогические возможности развития самосознания подростков.
Объект исследования: подростки.
Предмет исследования: социально-педагогические возможности развития самосознания подростков.
Гипотеза исследования состоит в том, что своевременная диагностика позволит выявить уровень развития самосознания подростков и на этой основе разработать эффективную программу социально-педагогической помощи, которая позволит сформировать адекватный образ «Я».
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить проблему развития самосознания в онтогенезе в трудах
отечественных и зарубежных авторов.
2. Выявить особенности развития самосознания подростков.
3. Рассмотреть основные методы и формы работы социального педаго-
га по развитию самосознания подростков.
4. Разработать и апробировать программу занятий по развитию
самосознания подростков и проследить динамику её эффективности.
Методологической основой исследования являются концепции отечественных психологов о двоякой детерминированности психики ребёнка, развивающейся как под воздействием внутренних, так и внешних факторов, принцип системного подхода, в рамках которого « Я – концепция » рассматривается как система, принципиальные положения отечественных авторов о психическом развитии ребёнка в подростковом возрасте, а также принцип учета индивидуальных особенностей в рамках возрастного периода, отраженные в трудах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна.
Теоретической основой явились труды отечественных и зарубежных педагогов и психологов: А.М. Прихожан, И.С. Кона, Л.С. Выготского, И.И. Чесноковой, В.В. Столина, Э. Эриксона, Э. Шпрангера, З. Фрейда, Ч. Кули, Д. Мида, К. Роджерса и многих других.
В нашей работе мы применяли следующие методы исследования:
проблеме исследования.
Опытно-экспериментальная база: г. Арзамас МОУ сш. № 15. Экспериментальную группу составили учащиеся 8 «А» класса, всего в количестве 20 человек (11 девочек и 9 мальчиков), контрольную группу составили учащиеся 8 «Б» класса, в количестве 20 человек (10 девочек и 10 мальчиков).
Теоретическая значимость состоит в том, что раскрыты подходы к изучению проблемы развития самосознания в психолого-педагогической литературе, изучены особенности развития самосознания в подростковом возрасте, выделены социально-педагогические формы и методы по развитию самосознания подростков.
Практическая значимость заключается в разработке социально-педагогической программы, позволяющей обеспечить более эффективную социально-педагогическую помощь подросткам, материалы данного исследования могут быть использованы в работе социальных педагогов, психологов, классных руководителей, кроме того, на спецкурсах.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из: введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Глава 1 Теоретические подходы к проблеме развития
самосознания подростков в психолого-педагогической литературе
Особый интерес в психологии представляют исследования личности, которые рассматривают человека, прежде всего, со стороны целостности «Я» концепции или самосознания.
В период» 30-40-х годов в центре повышенного внимания психологии оказалось сознание и самосознание. Активнейшее участие в изучении данного вопроса принимали не только отечественные психологи-педагоги и физиологи, но и зарубежные. Такие как У.Джеймс, К.Роджерс, А. Маслоу, В.С. Мерлин, Э. Эриксон, А.Г Спиркин, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, И.С. Кон,. и др. Проводимые ими исследования не потеряли актуальности и на сегодняшний день. [5,с.75]
Немецкий психолог А.Пфендер построение концепции самосознания начинает с разграничения «Я» и самосознания. «Я» не имеет отношение к реальному субъекту, личности, действующей в системе самых различных связей и отношений внешнего мира, это - «не поддающийся определению психический субъект, он образует центральную жизненную точку всякой психической жизни». Всё психическое по А.Пфендеру, является непосредственным переживанием, оно у него тождественно сознанию, понимаемому как внутренне присущая человеку данность. Психический субъект создает свое представление о себе. Самосознание в концепции А.Пфендера подобно экрану, на который проецируется представленное психическим субъектом.[45,с. 6,]
В.С Мерлин считает: «Самосознание - это сложная психологическая структура, включающая в себя в качестве особых компонентов, во-первых, сознание своей тождественности, во-вторых, сознание своего собственного «я» как активного, деятельного начала, в-третьих, осознание своих психических свойств и качеств, и, в-четвертых, определенную систему социально-нравственных самооценок. Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно. Зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание «я» - примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте.»[21,с. 204].
Уильяму Джеймсу принадлежит попытка выделить социальный фактор в осознании личностью самого себя, он первым из психологов начал разрабатывать проблематику «Я-концепции». Глобальное, «личностное Я» он рассматривал как двойственное образование, в котором соединяются «Я-сознающее» и «Я-как-объект». Это - две стороны одной целостности, всегда существующие одновременно. Одна из них является собой чистый опыт («Я-сознающее»), а другие - содержание этого опыта («Я-как-объект»). «Личностное Я» - это всегда одновременно и «Я-сознающее» и «Я-как-объект».[50,c 43]
По мысли У.Джеймса, «Я - как объект» - это все то, что человек может назвать своим. В этой области Джеймс выделяет четыре составляющие и располагает их в порядке значимости: «духовное Я», «материальное Я», «социальное Я» и «физическое Я».[14, с. 92]
В обществе человек имеет возможность устанавливать себе цели, связанные с различными компонентами нашего «Я», и оценивать успешность наших жизненных проявлений относительно этих целей. Из этого вытекает - наша самооценка зависит от того, кем мы хотели бы стать, какое положение хотели бы занять в этом мире, это служит точкой отсчета в оценке нами собственных успехов или неудач.
Всем людям свойственно стремление максимально развить все возможные грани своего «Я», однако ограниченность способностей человека, ограниченность существования в пространстве и во времени заставляют каждого выбирать лишь отдельные аспекты личностного развития и ставить по отношению к ним конечные цели, с достижением которых человек связывает свой жизненный успех. Самооценка повышается, если они реализуются, и понижается, если человеку не удается их реализовать. В конечном счете, мы сами создаем свои притязания и связываем их с определенными уровнями личностного развития. То, что для одного является безусловным успехом, другой воспринимает как неудачу [19, с. 60].
Д.Т.Мид считал, что становление человеческого «Я» как целостного психического явления есть не что иное, как происходящий «внутри» индивида социальный процесс, в рамках которого возникают впервые выделенные У.Джеймсом «Я-сознающее» и «Я - как-Объект». Через усвоение культуры человек способен предсказывать как поведение другого человека, так и то, как этот другой человек показывает наше собственное поведение. Д. Мид полагал, что самоопределение человека как носителя той или иной роли осуществляется путем осознания и принятия тех представлений, которые существуют у других людей относительно этого человека.[42, с. 125]
У индивида развивается способность реагировать на самого себя, формируется установка на себя сообразная с отношением к нему окружающих. Человек ценит себя в той мере, в какой испытывает отрицательное и пренебрежительное отношение к себе со стороны окружающих. Таким образом, индивид воспринимает себя в соответствии с теми характеристиками и ценностями, которые приписывают ему другие .[34,с. 103].
Ч.Кули первым подчеркнул
значение субъективно
«Зеркальное Я» возникает на основе символического взаимодействия индивида с разнообразными первичными группами, членом которых он является. Непосредственные отношения между членами группы предоставляют индивиду обратную связь.[22, с. 69]
Таким образом, «Я-концепция» формируется методом проб и ошибок процесса, в ходе которого усваиваются ценности, установки и роли.
Р.Бернс, один из ведущих английских учёных в области психологии, серьезно занимавшийся вопросами самосознания, так определяет это понятие:
« Я-концепция - это совокупность всех представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя. Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем» [39, с. 121].
Хотя самосознание и возникает вследствие развития сознания, между ними имеется и существенная разница. Осознание самого себя в начале всегда возникает в результате отождествления самого себя с тем, что я считаю непосредственно относящимся ко мне. Это, прежде всего, мое тело, мои близкие, предметы, которые принадлежат мне [62, с. 124].