Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2015 в 14:57, курсовая работа
Цель нашего исследования раскрыть социально-педагогические возможности развития самосознания подростков.
Объект исследования: подростки.
Предмет исследования: социально-педагогические возможности развития самосознания подростков.
Следовательно, в зарубежной литературе термин «Я-концепция», обозначает совокупность представлений индивида о самом себе. То есть самосознание чаще всего отождествляется с эмоционально-ценностным и отношением субъекта к себе и поведенческими реакциями, которые порождаются образом «Я» и самоотношением.
Отечественные психологи
И.М. Сеченов сформулировал свою концепцию самосознания. Он считал, что «человек беспрерывно получает впечатления от собственного тела. Одни из них воспринимаются обычными путями, другие идут как бы изнутри тела и являются в сознании в виде очень неопределенных темных чувствований.»[8,с .27]
По мнению А.Г.Спиркина: «самосознание
- это осознание и оценка человек
Самосознание имеет своим предметом сознание, следовательно, противопоставляет ему себя. Но в то же время сознание сохраняется в самосознании в качестве момента, поскольку ориентировано на постижение своей собственной сущности. Если сознание есть субъективное условие ориентировки человека в окружающем мире, знание о другом, это самосознание есть ориентировка человека в собственной личности, знание человека о самом себе, это своего рода «духовный свет, обнаруживающий и себя и другое». [40, с.156].
Благодаря самосознанию человек осознает себя как индивидуальную реальность, отдельную от природы и других людей. Он становится существом не только для других, но и для себя. Основным значение самосознания, по мнению А.Г. Спиркина, следует считать «просто сознание нашего наличного бытия, сознание собственного существования, сознание самого себя, или своего «я» [71, с. 78].
Самосознание является, венцом развития высших психических функций оно позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относится к себе. Осознание себя в качестве некоторого устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна оставаться сама собой.[2,с. 91]
Однако А.Н. Леонтьев, характеризовавший проблему самосознания как проблему «высокого жизненного значения, венчающую психологию личности «, расценивал в целом как «нерешенную, ускользающую от научно-психологического анализа».[73,с. 114]
И.С.Кон считал что, развитие самосознания человека неразрывно связано с процессом самопознания как процесса наполнения самосознания содержанием, связывающим человека с другими людьми, с культурой и обществом в целом, процесс, происходящий внутри реального общения и благодаря ему, в рамках жизнедеятельности субъекта и его специфической деятельности.
Феномены самопознания касаются вопроса о том, как происходит самопознание, в том числе и того, что уже усвоено или присвоено, превращено в «Я» субъекта и в его личность, и какие формы приобретают результаты этого процесса в самосознании. .[9,с. 38]
Е. Бобров предлагал свою концепцию самосознания, изложенную в его книге «О самосознании»(1898г.) «Самосознание или «я» в психологическом смысле есть единый элемент сознания, непременно и необходимо состоящийся с каждым без исключения другим элементом сознания, или единый общий соотносительный пункт для всякого иного душевного акта или бытия».
Самосознание замкнуто в самом себе, соотносится только с собой, и исследовать его можно лишь единственным способом – путем интроспекции и рефлексии, анализа непосредственно данных самосознания, способом, естественно вытекающим из подобного понимания сущности самосознания.[26,с.12]
И.И.Чеснокова в своих исследованиях внедряет в структуре самосознания три компонента непосредственно связанных между собой: когнитивный, эмоционально-ценностный, регулятивный. Когнитивный компонент включает в себя: самопознание как начальное звено самосознания; самооценку своих поступков и себя в целом; получение и развитие знаний о себе; соотнесение знаний с социальными требованиями и нормами. Эмоционально-ценностный компонент - представляет сплав обще эмоционального отношения к себе; отношения собственно оценочного; эмоциональные переживания, самоотношения. Регулятивный компонент - представляет результаты самопознания, эмоционально-ценностное отношение к себе, дифференцированность и адекватность всех осознанных поведенческих реакций, поступков, вербальных проявлений. [15, с. 84]
Л.И. Божович так же отмечает, что самосознание представляет собой неразрывное единство трех его сторон – когнитивной (самопознание), эмоциональной (отношение к себе) и регуляторной (самоконтроль). Самосознание – рефлексия – процесс познания человеком самого себя, своего внутреннего мира, анализ собственных мыслей и переживаний, размышление о самом себе; осознание того, как воспринимают и оценивают человека его окружающие. Самонаблюдение, соотнесение, самоанализ – все вместе ведут к развитию рефлексии [43, с. 97].
Самосознание – одна из самых сложных и самых субъективно важных задач. Ее сложность вызвана многими причинами:
Выделяют следующие формы самосознания:
Самосознание может порождать такие психические образования, как чувство неполноценности, тщеславие, неумеренную гордость, необъяснимую тревогу, зависть, отсутствие покоя, неудовлетворенность и многие другие чувства, которые иногда терзают человека до такой степени, что он был бы согласен расстаться с теми преимуществами, которые дает самосознание. Имея ненасытное стремление к успеху человек не может успокоиться ни на минуту. Пользуясь взаимной любовью – страдает от страха ее потери, имея деньги – часто думает, что их мало, а, сравнивая свои успехи с успехами другого – разочаровывается с себе.
Самосознание личности в различных его проявлениях – результат развития и становления личности в условиях, которые по-разному сказываются для каждого. Процесс развития личности предполагает постоянную трансформацию самооценки, самоуважения, самочувствия человека, другими словами – динамику его самосознания [59, с. 70].
Таким образом, исходя, из рассмотренных психологических теорий (Л.И.Божович, И.М.Сеченова, А.Г.Спиркина, А.Пфендера, Е.Боброва и др.) мы видим, что во многих проблема самосознания является одной из центральных. Большинство исследователей проблемы самосознания считают, что самосознание – это, прежде всего процесс, с помощью которого человек познаёт себя и относится к самому себе. «Самосознание в психической деятельности личности выступает как особо сложный процесс опосредованного познания себя, развернутый во времени, связанный с движением от единичных ситуативных образов через интеграцию подобных многочисленных образов в целостное образование – в понятие своего собственного Я как субъекта, отличного от других субъектов. Многоступенчатый и сложный процесс самопознания сопряжен с разнообразными переживаниями, которые в дальнейшем также обобщаются в эмоционально-ценностное отношение личности к себе».
Самосознание во временном плане – это сложное образование. Оно не фиксирует личность в статичном состоянии, а отражает процесс её непрерывного развития. Содержанием самосознания является не только фактическая сторона достижений личности, её прошлого опыта, но и осознание действующих, настоящих психических условий и возможностей личности, а также и то, какой она могла бы быть, и какой бы ей стать хотелось. [35, с 83].
1.2. Особенности развития самосознания подростков
Вступление ребенка в подростковый период знаменуется качественным сдвигом в развитии самосознания. У подростка начинает формироваться позиция взрослого человека, хотя эта позиция еще не соответствует объективному положению подростка в жизни, но ее появление означает, что он субъективно уже вступил в новые отношения с окружающим миром взрослых, с миром их ценностей. Подросток активно присваивает эти ценности, они составляют новое содержание его сознания, как цели и мотивы поведения и деятельности, как требования к себе и другим, как критерии оценок и самооценки.[46,с. 98]
Необходимым условием анализа
самосознания подростка
Подростковый возраст – это второй критический период в психическом развитии личности ребенка, существенный для генезиса самосознания. Этот период сопровождается актуализацией восприятия себя самостоятельным субъектом. Стремление к самостоятельности выражается в появлении осознавания своей причастности к взрослым, в том, что он начинает считать себя взрослым. Подобное осознавание себя противоречит фактическим возможностям подростка. А поскольку отношение взрослого обычно не соответствует этому новому восприятию, подросток всеми доступными ему средствами пытается утвердить себя самостоятельным субъектом, способным на независимые проявления в поведении, в отдельных поступках. Отсюда и негативизм, упрямство, замкнутость, скрытность, неподчинение воли взрослого, все черты, для появления которых в данный возрастной период имеется благотворная почва.[24,с.65]
Так, в работах Л.С. Выготского
показано что, основными условиями,
влияющими на возникновение
Однако при анализе причин, обусловливающих процесс становления личности подростка, необходимо учитывать и биологические (половое созревание), и психологические (усложнение форм абстрактно – логического мышления, дифференциация и уточнение эмоциональной сферы, расширение сферы волевой активности и пр.) изменения, без которых трудно понять поведение подростка во всей его сложности и противоречивости.
Таким образом, процесс развития
самосознания подростка
Как отмечает в своих работах Краковский А.П.: «самосознание подростка – это новый и очень существенный уровень его развития. Для данного уровня самосознания специфично то, что здесь имеется не просто система актов, включенных в психическую жизнь развивающегося субъекта наряду с другими ее функциями. В подростковом возрасте впервые в развитии личности акты самосознания – самопознания, самонаблюдения, самоотношение, саморегулирование поведения и деятельности становятся одной из необходимых потребностей личности. Степень развития этой потребности влияет на формирование нравственных качеств личности в процессе дальнейшего ее становления».[31,с.211]
В свою очередь потребность в самосознании стимулируется возникновением в этом возрасте другой важнейшей потребности – потребности в самовоспитании, в целенаправленном стремлении изменить себя в связи с осознанием собственных психологических несоответствий внешним требованиям, идеалам, нравственным образцам, которым надо следовать.[7,с.59]
До подросткового возраста
развитие самосознания
Рассмотрим генетические особенности развития самосознания подростка. Постепенное и детальное познание ребенком внешнего мира приводит его к тому, что доминирующим моментом системы его познавательных интересов становятся психологические качества окружающих людей, и прежде всего наиболее близких сверстников. Развитие интереса к другому обусловливается новыми формами общения подростков между собой. Оно строится на взаимо-интересных занятиях, разговорах, обсуждениях, в которых обнаруживается «родство» воспринятого, пережитого, продуманного. Всё это создает положительно-эмоциональный фон общения.[54, с.215]