Становление личности подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2015 в 14:57, курсовая работа

Описание работы

Цель нашего исследования раскрыть социально-педагогические возможности развития самосознания подростков.
Объект исследования: подростки.
Предмет исследования: социально-педагогические возможности развития самосознания подростков.

Файлы: 1 файл

ЧИСТОВИК.doc

— 777.00 Кб (Скачать файл)

Интерес к своему сверстнику, углубленный процессом общения с ним, размышление о его качествах, поведении заставляет подростка присмотреться и к себе, проанализировать свое поведение в этом общении, разобраться в своих чувствах, возможностях. Таким образом, общение имеет прямое отношение к формированию представлений о себе, которое складывается в процессе сравнения поступков и качеств товарища со своими собственными.[28, c.60]

С.Л. Рубинштейн отмечал, что самопознание подростка проходит ряд этапов: «…от наивного неведения в отношении самого себя к все более углубленному самопознанию, соединяющемуся затем с все более определенной, а иногда и резко колеблющейся самооценкой. В процессе этого развития самосознания центр тяжести для подростка все более переносится от внешней стороны личности к её внутренней стороне, от отражения более или менее случайных черт к характеру в целом».[66, с.69]

Потребность разобраться в своем поведении, оценить его с точки зрения   соответствия или несоответствия внешним требованиям реализуется      подростком в процессе самоанализа. Он возникает как реакция на неудовлетворенность собственными психологическими особенностями. Самоанализ является одним из путей самопознания, результат его фиксируется в самооценке подростка. [32,с.78]

Самооценка является важной составляющей самосознания. Развитие самооценки и признание своей самоценности является движущей силой самовоспитания.

Самооценка – это оценка личностью себя. Своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности.  Она в значительной степени определяет её активность, отношение к себе и другим людям.

Самооценка часто служит средством психологической защиты. Желание иметь положительный образ «Я» нередко побуждает индивида преувеличить свои достоинства и преуменьшить недостатки. В целом адекватность самооценок с возрастом, повышается.[41, с.20]

  Различают общую и частную  самооценку. Частной самооценкой  будет, например, оценка каких-то деталей своей внешности, отдельных черт характера. В общей, или глобальной самооценке отражается одобрение или неодобрение, которое переживает, которое переживает человек по отношению к самому себе. По мнению Битяновой П.Р., человек может оценивать себя адекватно или неадекватно (завышать или занижать свои достижения, успехи). [36, с. 138]

  Завышенная самооценка приводит к тому, что человек склонен переоценивать себя в ситуациях, которые не дают для  этого повода. В результате он нередко сталкивается с противодействием окружающих, отвергающих его претензии, озлобляется, проявляет подозрительность, мнительность или высокомерие, агрессию. Чрезмерно низкая самооценка может свидетельствовать о развитии комплекса неполноценности, устойчивой неуверенности в себе, отказа от инициативы, безразличия, самообвинения и тревожности.[47,с.118]    

 В подростковом возрасте, в  своем развитии самооценка становится всё более уточненной и совершенной. Но развитие самооценки в процессе самопознания подростка происходит скачками: с ростом её объективности наблюдаются резкие переходы от одной самооценки к другой, могут иметь место и крайности в оценке себя. Процесс установления самооценки сопровождается переживаниями самых разнообразных чувств. Подростковый возраст в целом отличается большой экспрессивностью, и переживания, включенные в процесс самопознания, становления самооценки, протекают на уровне высокой эмоциональности.[49, с. 56]  Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности.

Уровень притязаний - это желаемый уровень самооценки подростка (уровень образа «Я»), проявляющийся в степени трудности цели, которую подросток ставит перед собой. Стремление к повышению самооценки в том случае, когда человек имеет возможность выбрать степень трудности очередного действия, порождает конформизм двух тенденций: c одной стороны – стремление повысить притязания, чтобы пережить максимальный успех, а с другой стороны – снизить притязания, чтобы избежать неудачи. В случае успеха уровень притязаний обычно повышается, человек проявляет готовность решать более трудные задачи, при неуспехе – соответственно снижается.

Формирование уровня притязаний определяется не только предвосхищением успеха или неудачи, но, прежде всего тем, что иногда смутно осознается и плохо учитывается прошлый успех или неудача. В ряде исследований было показано, что среди испытуемых существуют лица, которые в случае возникновения риска более озабочены не тем, чтобы добиться успеха, а тем, чтобы избежать неудачи.[18,с. 100]

  Самосознание подростка, используя  механизм самооценки, чутко регистрирует соотношений собственных притязаний и реальных достижений. Ещё в начале ХХ – го века американский психолог У.Джонс высказал важную мысль о том, что «определяющий компонент образа «Я» личности – самоуважение – характеризуется отношением действительных её достижений к тому, на что человек претендует, рассчитывает».[38, с. 163]

   Понятие самоуважения многозначно. Во–первых это чрезвычайно важный компонент самосознания; а во – вторых, оно подразумевает и удовлетворенность собой, и принятие себя, и согласованность своего личного и идеального «Я». Психологические тесты и шкалы самоуважения измеряют более или менее устойчивую степень отношения подростка к самому себе. Но  высокое самоуважение отнюдь не синоним зазнайства, высокомерия и не самокритичности. Подросток с высоким самоуважением считает себя не хуже других, верит в себя и в то, что может преодолеть свои недостатки. Низкое самоуважение, напротив, предполагает устойчивое чувство неполноценности, ущербности, что оказывает крайне отрицательное воздействие на эмоциональное состояние и социальное поведение подростка. Но неудовлетворенность собой и высокая самокритичность не всегда свидетельствует о пониженном самоуважении. Несовпадение идеального и реального «Я» - вполне нормальное, естественное следствие роста самосознания и необходимая предпосылка целенаправленного самовоспитания.[20,с.74]

По мере развития всех сторон самосознания, накопления опыта работы над собой уменьшается разрыв между стремлением подростка самосовершенствоваться и практическими умениями его в этом направлении. И тогда самовоспитание из актуального, эпизодического самоизменения перерастает в постоянное свойство личности. То, что подросток наблюдает очевидные результаты самовоспитания, постоянно стимулирует дальнейшее самоутверждение его личности.[12,с.32]

   Таким образом, подростковый  этап генезиса самосознания в  развитии личности в целом и ее самосознания исключительно важен, поскольку именно в этот период на основе предшествующих генетических стадий самосознания складываются основные его свойства и особенности, достаточно определенные формы проявления. Наконец формируется более или менее устойчивая и адекватная самооценка, которая в дальнейшем в качестве одного из основных внутренних компонентов регуляции личностью своего поведения и деятельности будет определять степень самостоятельности, независимости этой личности в самых разнообразных и сложных системах взаимосвязей в обществе, во взаимоотношениях с людьми.

      

       

     

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Основные методы и формы работы социального педагога по развитию самосознания подростков

 Личность – это конкретный человек, как носитель сознания. Личностью не рождаются, а становятся в процессе становления человека, в общении и жизнедеятельности. Каждая личность индивидуальна и оригинальна совокупностью своих свойств. На раннем этапе формирования личности уровень субъективно – личностных отношений диктуется главным образом взрослыми, а в подростковом возрасте они определяются расширяющимися общественными обязанностями, учением и ростом индивидуального самосознания. [48,с.90]

 Приступая к исследованию  социализации личности подростка, социальный педагог исходит из того, что ребенок родился в социальной группе – семье. Семья является первой социальной средой, в которой берёт начало самосознание подростка. Первые представления подростка о себе начинают складываться в процессе взаимоотношений с родителями, так как самоотношение у ребенка не вытекает из его знании о себе, оно является перенесенным вовнутрь знаниями и отношениями взрослых, и его собственной активности.

Таким образом, изначально деятельность социального педагога ориентирована, как на решение семейных проблем, так и на укрепление и развитие, восстановление внутреннего потенциала семьи для выполнения его  многочисленных функций.[69,с.53]

 В настоящее время существует  большое разнообразие психолого-педагогических  приемов, применяемых социальными педагогами в работе с подростками имеющим отклонения в развитии самосознания. Приведем некоторые из них. 

Индивидуальное консультирование подростков – основывается преимущественно на применении методов разговорной терапии. При этом особое значение приобретают такие описанные К.Роджерсом аспекты взаимоотношений между подростком и консультантом, как полное принятие подростка таким, какой он есть, умение консультанта проявлять эмпатию и быть самим собой. Консультирование подростков осуществляется в соответствии с общепринятой схемой консультации:

-установление контакта с подростком,

-запрос подростка: описание трудностей и желаемых изменений в себе,          конкретных людях, ситуации,

-диагностическая беседа: поиск причин трудностей,

-интерпретация: словесно высказанная гипотеза консультанта о возможных причинах трудностей подростка,

-реориентация: совместная выработка конструктивных способов преодоления трудностей.

    Основной целью консультирования  является оказание помощи личности в решении её социальных проблем и в налаживании межличностных отношений с окружающими. Основная задача консультационной работы заключается в том, чтобы помочь  подростку посмотреть на свои проблемы и жизненные сложности со стороны, продемонстрировать и обсудить те стороны взаимоотношений и поведения, которые, будучи источниками трудностей, обычно не осознаются и не контролируются. Основой такой формы воздействия служит, прежде всего, изменение установок личности как на взаимодействие с другими людьми, так и на ситуации и стереотипы поведения. В ходе консультативной беседы подросток получает возможность шире взглянуть на ситуацию, иначе оценить свою роль в ней и в соответствии с этим новым видением изменить свое отношение к происходящему, своё поведение.[57,с.107]

Социально-психологический тренинг – это форма специально организованного общения, психологическое воздействие которого основано на активных методах групповой работы. В ходе тренинга значительно эффективнее решаются вопросы развития личности, успешно формируются коммуникативные навыки. Тренинг позволяет участникам сознательно пересмотреть сформированные ранее стереотипы и решать свои личностные проблемы. Участники социально-психологического тренинга во время занятий, овладевая различными способами межличностного взаимодействия, становятся более компетентными в сфере общения.[61,с.9]

Важнейшая задача социально- психологического тренинга – помочь подростку выразить себя своими индивидуальными средствами, именно своими, то есть характерными для каждого члена группы, а для этого сначала нужно научиться воспринимать и понимать себя. Для эффективного функционирования группы социально-психологического тренинга, необходимо осознать общую цель тренинга:

-развитие личности,

-повышение социально-психологической компетентности участников,

-формирование активной социальной  позиции участников,

-развитие способности производить  значимые изменения в своей  жизни и   жизни окружающих  людей,

-развитие способности адекватного  и наиболее полного познания  себя и   других людей,

-коррекция личностных качеств  и умений, снятие барьеров, мешающих  реальным и продуктивным действиям,

-изучение и овладение индивидуализированными  приемами межличностного взаимодействия для повышения его эффективности.[37,с.15]

 Другим методом, используемым в работе социального педагога, является  Арт-терапия. «Это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительном и творческой деятельности».

Методика арт-терапии базируется на убеждении, что внутреннее «Я» человека отражается в зрительных образах всякий раз, когда он рисует, пишет картину или лепит скульптуру, не особенно задумываясь о своих произведениях, то есть – спонтанно. По мнению К. Юнга, искусство, особенно легенды и мифы и арт-терапия, использующая искусство, в значительной степени облегчают процесс индивидуализации саморазвития личности на основе установления зрелого баланса между бессознательным и сознательным «Я»[30,с.217]

Арт-терапия может способствовать достижению следующих целей:

-Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным   чувствам. Работа над рисунками, картинами, скульптурами является  безопасным способом «выпустить пар» и разрядить напряжение.

-Облегчить процесс  лечения. Неосознаваемые  внутренние конфликты и  переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов,   чем высказать их в процессе вербальной психотерапии. Невербальное общение легче ускользает от цензуры сознания.

-Получить материал для интерпретаций  и диагностических заключений.   Продукты художественного творчества относительно долговечны, и   подросток не может отрицать факт их существования. Содержание и стиль художественных работ дают социальному педагогу изобилие информации о подростке, который сам может помогать в интерпретации своих  произведений.

Информация о работе Становление личности подростка