Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 15:44, доклад
М. Малер сосредоточила свои исследования на процессе формирования внутрипсихических структур младенца в контексте его нормальных отношений с матерью. Основными мотивационными элементами психики человека она считала потребность в объекте и потребность в сепарации- индивидуации.
М. Малер сосредоточила свои исследования на процессе формирования внутрипсихических структур младенца в контексте его нормальных отношений с матерью. Основными мотивационными элементами психики человека она считала потребность в объекте и потребность в сепарации- индивидуации.
Процесс развития рассматривается М. Малер как совокупность двух различных, но переплетенных между собой линий - разделение и иидивидуация. Процесс разделения направлен на формирование у младенца внутрипсихической репрезентации себя, которая отлична и отделена о репрезентации его матери. Разделение предполагает не физическую, пространственную самостоятельность ребенка или распад межличностных отношений, а возникновение у ребенка внутреннего чувства возможности функционировать независимо от матери.
Индивидуация представляет собой попытки младенца построить свою уникальную идентичность, воспринять собственные индивидуальные характеристики. Разделение и индивидуация в оптимальном варианте развития идут вместе, но могут расходиться в результате задержки или ускоренного развития одного из них. Процесс разделения/индивидуации, в результате которого ребенок становится автономным и независимым, М. Малер назвала «психическим рождением человека».
М. Малер использует понятие «постоянство либидного объекта». Постоянство либидного объекта - внутрипсихическая репрезентация матери, которая, как и реальная мать, обеспечивает поддержку, комфорт и любовь. Для становления постоянства либидного объекта первоначально необходимо установить надежную привязанность ребенка к матери, а затем должна произойти интеграция положительных и отрицательных качеств матери в психической репрезентации ребенка.
Постоянство либидного объекта позволяет младенцу справляться с гневом, лишениями, предоставляя опору от внутреннего образа матери, от которой первоначально исходили комфорт и успокоение. На этой основе становится возможным независимое функционирование Эго ребенка. С установлением определенной степени постоянства объекта межличностные отношения могут перейти на более высокий уровень, потому что ребенок способен сохранять одновременно и общность, и независимость.
Постоянный либидный объект, соединяя в себе желание и представление, обеспечивает устойчивое отношение к людям, которые бывают то добрыми и любящими, то агрессивными и сердитыми. Однако М. Малер считает, что постоянство либидного объекта никогда не достигается в полной мере, это процесс, продолжающийся всю жизнь.
Этапы развития личности Исследование развития ребенка от ранней привязанности к сепарации позволило выделить следующие стадии развития личности или стадии процесса разделения/индивидуализации.
Первый этап - нормального аутизма (первые два месяца). Характеризуется отсутствием отношения ребенка к матери, младенец не чувствителен к обращениям взрослого.
Второй этап - нормального симбиоза (от двух до четырех-пяти месяцев). Ребенок не отделяет себя от матери и не воспринимает ее отдельно. На этом этапе начинает возникать представление о своем физическом Я. Удовольствие или неудовольствие от удовлетворения потребностей ребенка формирует его первый эмоциональный опыт. Отсутствие фазы нормального симбиоза объясняет с точки зрения М. Малер некоторые психические отклонения (симбиоз, шизофрения).
Третий этап - автономного функционирования. Включает три фазы.
В первой фазе - ранняя практическая активность (от 7 до 9 месяцев) - мать является опорой и источником эмоциональной поддержки для ребенка,которая осуществляется через физический контакт. Развивается образ тела ребенка.
На второй фазе - осуществление на практике (от 9 до 14 месяцев) - возникает прямохождение, что позволяет ребенку физически отдаляться от матери, поддерживая лишь сенсорную связь (т. е. видеть, слышать). При отсутствии матери в поле зрения ребенка возникает ее образ. Самостоятельные действия ребенка способствуют осознанию им своей отдельности, самостоятельности и в то же время ограниченности своих возможностей.
Третья фаза - кризис приближения (от 15 до 24 месяцев). Здесь сталкиваются две тенденции: стремление соединиться с матерью и страх потерять свою автономию, протест против нарушения самостоятельности. Это проявляется в попеременном следовании за матерью по пятам и удалении от нее. Реальность заставляет ребенка признавать материнскую независимость и разрушает иллюзию общности. Это приводит к «восстановительному кризису». Разрешение этого кризиса формируется, с одной стороны, материнским теплом и утешением, а с другой стороны, ее ободрением к независимости. Преодолев кризис примерно к двадцати месяцам, ребенок может относительно спокойно действовать на расстоянии от матери.
Четвертый этап - консолидация индивидуальности и начало установления константности эмоциональных объектов (от 24 до 36 месяцев). Наблюдается эмоционально-объектная константность матери и ребенка, что позволяет усваивать образцы поведения взрослых, выражать свои желания в символической форме и т. п. Происходит интеграция «хорошего» и «плохого» образа матери в единое представление, не зависящее от ситуативных обстоятельств. Однако длительное отсутствие матери вызывает гнев и огорчение ребенка, поскольку ее образ должен постоянно поддерживаться.
Теория М. Малер содержит ряд преимуществ,способствующих развитию представлений о раннем взаимодействии матери и ребенка.
Во-первых, было показано, что адекватная эмоциональная открытость матери и эмоциональный контакт с младенцем являются необходимым условием формирования его психических структур и последующего самостоятельного эмоционального функционирования.
Во-вторых, М. Малер стала пионером длительного исследования детей в естественной обстановке, что послужило стимулом для последующих исследовании отношений матери с младенцем и отца с младенцем.
В-третьих, разработки М. Малер способствовали расширению представлении о доэдиповых объектных отношениях, что дополняет теорию Эдипова комплекса в рамках психоанализа.
Наряду с очевидными преимуществами теории М. Малер присутствуют и критические замечания. В частности, оспаривается утверждение, что младенец начинает жизнь отрезанным от мира, не воспринимая социальные
раздражители, т. е. в аутистическом состоянии. Критике подверглось мнение М. Малер о том, что Эго и объект не дифференцированы при рождении. Однако существуют данные в пользу того, что младенец с самого рождения различает внутреннее и внешнее, себя и другого.
В целом теория М. Малер является продолжением психоаналитических разработок по проблеме раннего развития ребенка и его отношений с матерыо. Положения М. Малер дополняют аналогичные построения исследователей.
Дональд Вудс Винникотт (1896-1971 гг.) - крупнейший английский детский психиатр и психоаналитик. Первоначально Д.В. Винникотт работал в Падцингтонской детской больнице в Лондоне в качестве педиатра.
Однако с середины 30-х годов посвятил себя детской психиатрии и проблемам взаимоотношений младенца и матери, психологии ребенка и развития личности в семье. На становление взглядов Д.В. Винникотта оказали существенное влияние идеи ML Кляйн, у которой он проходил обучающий анализ. Впоследствии Д.В. Винникотт становится президентом Британского психоаналитического общества.
В своих работах Д.В. Винникотт показал, что семья имеет важнейшее значение, поскольку является тем местом, где ребенок впервые соприкасается с силами, действующими в обществе.
Особая роль в теории Д.В. Винникотта отводится взаимоотношениям ребенка и матери. Их первоначальные отношения являются прототипом взаимоотношений с миром, в которых мать представляет для ребенка сложный окружающий мир и способствует или препятствует развитию наследственно заложенных качеств личности ребенка.
С самых первых дней жизни малыша мать закладывает основы его психического здоровья как будущего взрослого человека с сильным характером и богатой, развитой личностью. Решающее значение в этом отношении имеют первые недели и месяцы.
Базовым понятием в работах Д.В. Винникотта является понятие «обычная преданная мать» или «достаточно хорошая мать». Это мать, посвящающая себя заботе о своем малыше, понимающая его потребности и желания, заботящаяся о нем, дающая уверенность в получении необходимой помощи и не стремящаяся быть идеальной матерью своему ребенку. Связанное с этим понятие «достаточно хорошее материнство», обозначает лишенное идеализации выполнение материнской функции.
Обычная преданная мать - мать, понимающая своего ребенка. Период внутриутробного развития малыша переориентирует будущую маму с одной формы эгоизма на другую: с собственной личности и интересов на будущего малыша и его потребности. Постепенно будущая мать приходит к представлению, что центр мира в ее собственном теле. Ребенка нужно узнать как личность, и важно это сделать как можно раньше. Родившись, ребенок уже обладает определенным опытом, и приятным и неприятным. И во многом он знает свою маму намного лучше, чем она его.
Тем не менее, ко времени рождения ребенка мать уже готова действовать, зная нужды своего ребенка как никто другой. Чтобы мать научилась обращаться со своим вторым и третьим ребенком, она должна научиться понимать, чего нужно добиваться при уходе за первым младенцем. Цель матери - независимость от советов в реальном уходе за своими детьми.
Каждому ребенку жизненно необходимо получать чью-то поддержку на ранних ступенях психического развития. Если мать оставляет ребенка по разным причинам (болезнь, смерть, новая беременность, депрессия и т. п.) в то время, когда ребенок не способен справиться с фактом ухода матери, это ранит и калечит зарождающуюся личность.
Врожденная тенденция ребенка к росту реализуется в тех условиях, когда его окружение благоприятное, т. е. рядом с ним люди, заинтересованные в ребенке. В этом случае он делает важные приобретения:
I. Поддержка материнского Я облегчает организацию Я ребенка. В результате происходит интеграция ребенка, когда отдельные элементы ощущений, действий соединяются и младенец представляет собой целое, хотя пока еще очень зависимое. Для ребенка самое трудное - справиться с чувствами, которые возникают при возбуждении. Следовательно, мать должна знать своего ребенка в двух состояниях: когда он возбужден и когда он спокоен. В этом случае мать помогает ребенку перейти от одного состояния к другому.
Отношения с матерью ребенку необходимы для его роста и обретения знания о себе как индивидуальности. Мать «отзеркаливает» ребенка, т. е. ребенок сначала видит себя в глазах матери, и благодаря этому, обретает значительное чувство Я. Если мать адекватно реагирует на потребности и настроения ребенка, не искажая их, то материнское «зеркало» показывает «истинную» картину. Это означает, что если ребенок счастлив, то мать свидетельствует об этом, отражая его улыбку.
Аналогично если ребенок грустит, то мать одновременно терпит и отражает его состояния. По мере роста ребенка роль контейнирования его эмоциональных состояний как функции матери возрастает, поскольку эта функция помогает ему удерживать их как свои собственные чувства.
Поддержка Д которую предоставляет мать, защищает младенца и создает иллюзию, что его Я стабильно, в то время как на самом деле оно слабое. Эта защита ребенка необходима для развития его истинного Я, т. е. центрального Я. Истинное Я - способность переживать себя как чувствующего субъекта, вступающего в межличностные отношения и оказывающего влияние на других участников этих отношений.
Если же интеграции не происходит, то возникает противоположная тенденция - дезинтеграция, расщепление цельности. Это одна из непереносимых форм тревоги. Предотвратить тревогу может только обычная забота.
У младенца, который испытывает такую тревогу, развивается ложное Я, как реакция на вторжение. Человек с ложным Я развивается реактивно: основывается на конформности или адаптации к неудовлетворительному окружению или стремится противодействовать такому окружению. Его цель - выжить при минимуме дискомфорта, а не полноценное активное спонтанное творческое существование. Ложное Я возникает в ситуации, когда младенец создает внешнюю личность, чтобы угодить матери. Это происходит за счет потери или сокрытия истинного Я.
Взрослые, вырастающие из таких детей, характеризуются ложной податливостью и фальсификацией. Если разделение на истинное Я и ложное Я будет сопровождать ребенка в его дальнейшем развитии, то он будет продолжать скрывать свое истинное Я из страха потерять его.
Переходный объект - предмет, который постоянно находится рядом с ребенком и является символической репрезентацией части матери, которая находится под его полным контролем.
Как правило, переходный объект ребенок всюду берет с собой, обнимает его, сосет, жует, кладет с собой в постель. Для ребенка это - та часть матери, которую он может контролировать и которая совершенно отличается от нее, поскольку мать может уйти в тот момент, когда она нужна ребенку.
Информация о работе Теория развития объектных отношений М. Малер