Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 15:44, доклад
М. Малер сосредоточила свои исследования на процессе формирования внутрипсихических структур младенца в контексте его нормальных отношений с матерью. Основными мотивационными элементами психики человека она считала потребность в объекте и потребность в сепарации- индивидуации.
Вторая группа функций — конкретно-культурная - предполагает
формирование таких особенностей когнитивной и эмоциональной сфер ребенка, которые будут соответствовать конкретно-культурной модели. К группе конкретно-культурных функций относятся:
Г.Г. Филиппова отмечает, что эти группы материнских функций не присущи матери самой по себе. Все особенности материнского поведения имеют сложный путь развития в онтогенезе матери. Автор выделяет функции, выполняемые матерью, в соответствии с обеспечением эмоционального благополучия ребенка в раннем онтогенезе. Функции матери меняются в процессе развития ребенка, в строгом соответствии с его логикой.
В первом триместре внутриутробного развития ребенка функции матери практически совпадают с функциями ее организма. Происходящее в материнском организме регулируется гормональными изменениями, и условия пренатального развития ребенка жестко фиксированы. Функция матери в этот период сводится к подчинению своему состоянию и интерпретации его как положительного для своего будущего.
Во втором триместре внутриутробного развития ребенка функции матери конкретизируются. Появляются реакции на шевеление ребенка, стабилизируется физическое состояние, присутствует устойчивое приподнятое настроение. Функции матери состоят в том, чтобы радоваться жизни и происходящим в ее организме событиям, особенно движениям ребенка, но в то же время не «выключаться» из внешней жизни.
Функции матери в третьем триместре внутриутробного развития ребенка заключаются в естественном продолжении ее функций на предыдущих этапах. В этот период наблюдается возрастание страха родов, общей тревожности, наблюдается сужение интересов, акцентирование переживаний и деятельности, связанных с ребенком. Материнские функции сводятся к стабилизации положительного отношения к движениям ребенка, а также ограничении внешней по отношению к интересам материнства жизни и подчинении своим собственным состояниям.
В родах и послеродовом периоде функции матери усложняются по сравнению с предыдущими периодами. Они заключаются в предоставлении ребенку разносторонних ощущений, которые «возвращают ему сенсорный мир матери», в обеспечении условий для эмоционального восприятия лица взрослого человека, а также в предоставлении груди для сосательного рефлекса. Как подчеркивает Г.Г. Филиппова, качество выполнения этих функций оказывает влияние на все дальнейшее развитие ребенка. Вместе с тем эти функции матери уже могут быть перераспределены между разными взрослыми.
В период новорожденности функции матери сводятся к своевременному и качественному удовлетворению потребностей ребенка. Это основано на дифференцировании отношений к его состояниям, эмоциональном участии в его субъективных переживаниях и предоставлении матери себя ребенку для поддержания его состояния эмоционального комфорта.
В первом полугодии младенчества функции матери заключаются в ее поведении в процессе взаимодействия с ребенком. Это адекватные реакции на его эмоциональные проявления в общении, эмоциональное включение матери во взаимодействие ребенка с окружающими объектами, поддержка и успокоение в новых ситуациях. Г.Г. Филиппова отмечает, что, если такие функции выражены недостаточно, развитие идет по дефицитарному пути, возникает деривация.
Во втором полугодии младенчества функции матери заключаются в обеспечении образования привязанности и включенности в ситуативно- деловое общение. Отсутствие образования привязанности ко взрослому (матери) служит причиной отклонений в психическом развитии ребенка, которые практически не зависят от культурных особенностей. Однако качество привязанности, образующееся в конце первого года жизни, носит индивидуальный характер и имеет культурные особенности. К концу первого года жизни ребенка обнаруживаются существенные различия в перераспределении материнских функций в разных культурах, что проявляется в различных воспитательных стратегиях, сроках и способах отнятия от груди и т. п.
На втором и третьем годах жизни функции матери состоят в эмоциональной включенности в предметную и игровую деятельность ребенка, в обеспечении поддержки в отношениях с окружающими объектами, а также предоставлении самостоятельности ребенку.
Образование способности матери выполнять свои функции в системе взаимодействия с ребенком, согласно Г.Г. Филипповой, в каждой культуре обеспечено целым набором средств, часть из которых вполне осознанна, а часть представлена в форме традиций, поверий, заложена в способах взаимодействия между взрослыми и детьми. Соответствие материнского поведения имеющейся в культуре модели обеспечивают ценности, которые имеют сложный путь развития в онтогенезе матери.
Материнская сфера, согласно Г.Г. Филипповой ЯВляется вариантом более общей родительской сферы, которая входит в состав репродуктивной сферы (вместе с половой). Материнская потребностно-мотивационная сфера - самостоятельный женский вариант родительской сферы.
На содержание материнской сферы каждой конкретной матери накладывает отпечаток взаимосвязь видовых, конкретно-культурных и индивидуальных аспектов материнства.
Их пересечение дает возможность говорить о «тройном» субъекте материнства. Субъектом «первого порядка» является вид Homo sapiens. Потребность вида сводится к продолжению рода. Удовлетворяя эту потребность вида, мать обеспечивает развитие ребенка как человеческого существа с соответствующими особенностями (построение модели мира, развитие потребности в общении, становление поведения привязанности и т. п.).
Субъектом «второго порядка» является общество, в котором родился и будет жить ребенок. Конкретная культура предоставляет содержание того, каким должен быть ребенок на каждом этапе своего развития (модель детства) и каким взрослым он должен стать (модель личности), а также какой должна быть мать и какой она становится (модель материнства).
Субъектом «третьего порядка» является мать. Она непосредственно взаимодействует с ребенком и выполняет все задачи вида в целом и конкретной культуры в частности. Мать имеет свои потребности. Однако, как отмечает Г.Г. Филиппова, их особенность в том, что, в конечном счете, мать выращивает ребенка не для себя, а для первых «субъектов». Потребности матери являются смешанными. Они определяются тем, что она хочет и знает. Причем хотеть и знать мать может по-разному. Переживания матери относительно ребенка находятся на какой-то точке этого континуума. От того, где эта точка находится для конкретной матери, будет зависеть, насколько удовлетворяются потребности вида и рода.
К потребностям материнской сферы Г.Г. Филиппова относит:
потребность в заботе и охране. Проявляется
в обеспечении кормления, ухода, охраны
ребенка от внешней угрозы и опасных последствий
его активности.
• потребность в материнстве. Это наиболее
сложный класс потребностей матери. Он
подразумевает рефлексию своих состояний,
стремление к их переживанию в процессе
взаимодействия с ребенком. Потребность в материнстве - это потребность в переживаниях, которые
уже известны по своему опыту или представлениям
и возникают при взаимодействии с ребенком
и выполнении всех материнских функции.
Согласно Г.Г. Филипповой, только у человека возможно представление о том, что такое «материнское чувство» и разочарование от несовпадения реального переживания с этим представлением. В развитии материнского чувства участвует образ будущего ребенка, семейные и культурные модели материнства, собственный опыт.
Весь предыдущий багаж материнского отношения обеспечивает интерес к личности ребенка. После 3-х лет стиль материнского отношения является устойчивым и прямо соотносится с уровнем эмоционального благополучия ребенка, особенностями развития познавательной мотивации, стилем переживания стрессовых ситуаций.
Детско-родительские отношения всегда представляли сбой актуальную проблему для отечественной психологии. Несмотря на это, изучение материнства как психологического феномена началось в отечественной психологии сравнительно недавно. Бесспорно, особая заслуга в этом направлении принадлежит Г.Г. Филипповой.
На сегодняшний день в отечественной психологии теория Г.Г. Филипповой является наиболее фундаментальной психологической теорией материнства, позволившей рассматривать психологию материнства как самостоятельную область научного и практического знания.
Критические аспекты концепции материнства Г.Г. Филипповой
Г.Г. Филипповой подробно рассматривается материнская потребност- но-мотивационная сфера как приоритетная в реализации материнских функций. Однако меньше внимания уделяется другим составляющим целостной материнской сферы. Вместе с тем, выделенные этапы онтогенеза материнской потребностно-мотивационной сферы позволяют проследить особенности развития каждого из составляющих блоков, что дает возможность содержательно осмыслить особенности развития будущей матери и выделить значение социальных факторов, способствующих или препятствующих этому процессу.
Григорий Иосифович Брехман — член- корреспондент Международной академии наук экологии, безопасности человека и природы, автор более двухсот научных публикаций, обладатель почётного звания «Заслуженный изобретатель СССР», член президиума Международной ассоциации пренатальной и перинатальной психологии и медицины (International Society for Prenatal and Perinatal Psychology and Medicine — ISPPM).
В 1994 г. по инициативе Г.И. Брехмана была создана ассоциация перинатальной психологии и медицины Ивановской области (АППМ) как междисциплинарное объединение акушеров-гинекологов, психотерапевтов, терапевтов, психологов, педагогов, общественных деятелей.
Осуществляя деятельность по расширению информационного поля в области перинатальной психологии, региональная АППМ способствовала созданию в 1997 г. в Санкт-Петербурге Всероссийской ассоциации перинатальной психологии и медицины. Её первым президентом был избран профессор Г.И. Брехман.
В 2005 г. Григорий Иосифович был удостоен
международной премии за вклад в развитие
пренатальной и перинатальной психологии
за разработку
теории квантовых механизмов взаимодействия
матери и ее еще не родившегося ребенка.
Названная премия присуждается один раз
в три года.
Григорий Иосифович продолжил свою деятельность в Израиле, являясь профессором Медицинского центра г. Хайфы.
Основные взгляды Г.И. Брехмана в области перинатальной психологии сводятся к следующим положениям.
Во-первых, еще не родившийся ребенок обладает эмоциональным восприятием. Г.И. Брехман подчеркивает необходимость замены привычного термина «плод» на термин «неродившийся ребенок».
Это позволяет изменить отношение к ребенку, его разуму, чувствам со стороны матери, родителей, персонала. Употребление термина «неродившийся ребенок» становится шагом на пути гуманизации философии и технологии родовспоможения.
Во-вторых, мать и ребенок находятся не только в биологической связи, но и в тесной эмоциональной взаимосвязи. Г.И. Брехман говорит о том, что «ребенок, как под душем, находится под мыслями мамы». Конечно, он вбирает не все материнские мысли, но особенно эмоционально переживаемые мысли становятся достоянием памяти ребенка.
В частности, узнавая о своей беременности, женщина изначально решает вопрос о сохранении беременности. В результате ребенок, так или иначе, получает сведения о своем уничтожении задолго до рождения.
Мать является ведущей в духовном развитии ребенка в течение, как минимум, всего периода беременности. Следовательно, чтобы ребенок после рождения воспринимал то, чему его учат, необходимо заботиться о матери, вынашивающей его. Воспитывать ребенка надо во время беременности.
Эмоциональная взаимосвязь матери и ребенка продолжается и после рождения. Г.И. Брехман - сторонник естественного трудного вскармливания. Молоко, в его понимании, - это материнская нежность, с ним ребенок получает информацию от матери. Отказ от кормления приводит к духовному недоразвитию ребенка.
В-третьих, все то, что ребенок получает до рождения, определяет стиль его мышления, эмоциональные проявления, образ поведения в течение последующей жизни, бесспорно, с поправками на то, что ребенок получит еще и в процессе воспитания.
Основные положения Г.И. Брехмана
в области перинатальной психологии
В-четвертых, у еще не родившегося ребенка, начиная с момента зачатия, имеется активно функционирующая память. Можно продолжить эту идею, говоря о памяти с момента оплодотворения, потому что половые клетки уже могут нести некоторую информацию. Принято считать, что внутриутробно память не может работать, поскольку нервы еще не покрыты мие- линовой оболочкой и может произойти нечто похожее на короткое замыкание. Однако нервная система внутриутробно обладает не столько электрической, сколько электромагнитной активностью. Следовательно, до появления функционирующего мозга, человек включает в свою память события, происходящие вокруг него.
Информация о работе Теория развития объектных отношений М. Малер